|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Волгодонский инженерно-технический институт – филиал НИЯУ МИФИ 15 страницаАРТЕФАКТЫ «ДОВОЛЬНОСТИ» Теперь попытаемся взглянуть на проблему потребительской морали в другом ракурсе. Сейчас становится все яснее, что критика потребительства у нас страдает дидактичностью. В ней острота нападок явно превосходит глубину анализа. В слабо состыкованной с жизненными реалиями этой критике содержится много не только поверхностного и уныло-назидательного, но и подчас ханжеского. В процессе обновления жизни нашего общества фальшивые ноты в звонких мелодиях морализирующей критики особенно сильно стали раздражать внимающее им ухо. Возникают сомнения — не оказалась ли эта критика где-то на обочине напряженной духовной жизни современности? В самом деле, радикальная хозяйственная реформа в извест- ном смысле приподняла в общественном мнении значимость социальной роли потребителя. В видоизменяемой системе экономических координат интересы потребителя начинают рассматриваться в качестве арбитра целесообразности и эффективности как организации производства, так и качества предоставляемых услуг. Впрочем, одновременно во многих секторах массового сознания накапливаются — и не без основания из-за невозможности прямой агрегации, разнокачественности рыночных и непосредственно общественных связей — опасения относительно вероятности усиления импульсов психологии вещизма, перехода нескончаемой потребительской гонки на более высокий виток. В повышении роли товарно-денежных отношений, хозрасчета, кредита, тем более в развитии индивидуальной, семейной, кооперативной трудовой деятельности, соответствующих им форм собственности усматривают угрозу со стороны «частников» коллективизму и «честной бедности». Морализирующая критика тотчас санкционирует осуждение значительных доходов от таких видов деятельности, руководствуясь в оценках их размерами, а не источником, социальной природой: раз доход значительный, стало быть, он заведомо нетрудовой, не имеет нравственного оправдания. Порождаемые этой нехитрой ригористической логикой массовые настроения способны препятствовать экономической реформе ничуть не в меньшей мере, чем пресс бюрократических запретов. Социалистический идеал не приемлет уравнительного аскетизма, пуританской морали и вечного подвижничества в качестве средств борьбы с людскими пороками. Парадокс, однако, заключается в том, что затратный хозяйственный механизм, долгое время господствовавший в нашем обществе, был отнюдь не «безгрешным» в этом отношении. Как будто не должно было быть оснований опасаться роста зажиточности населения, пугаться быстрых изменений в потреблении, прибегать к организационным и морально-психологическим методам его лимитирования. И тем не менее во многом эти допущения носили на практике формальный характер, являя особый случай расхождения слова и дела. При экстенсивной экономике утвердился суровый диктат производителя над потребителем. Всякая попытка смягчить, ослабить этот диктат тотчас же клеймилась тавром «рыночного социализма» или каким-то другим пугалом, объявлялась малодушной уступкой потребительским подходам. В результате общество долгое время изнывает под бременем длительных товарных дефицитов и резкого отставания сферы услуг. Но те же факторы открывают возможность для бурного роста нетрудовых доходов, этого питательного бульона потребительства, побуждая искать выход из создавшегося положения в различных мерах по ограничению потребления (методами торможения роста доходов, жесткого регулирования цен, предания ряда новых форм потребительской деятельности моральной анафеме и т. п.). Однако такого рода «выход» не только противоречит природе социализма, усиливающимся тенденциям научно-технической революции, прогрессу в целом, а подчас и просто здра- вому смыслу, но и не способен вывести за узкие пределы паллиативных способов реагирования на противоречия развития нашего общества. Огромный неудовлетворенный спрос населения (в том числе сложившийся под давлением его возросших потребностей, обусловленных воздействием всей суммы объективных условий жизни людей в современной цивилизации), огибая административные барьеры и лавируя между осуждениями официальной морали, обращался к теневой экономике. Оплата предоставляемых ею услуг и товаров не только подпитывает инфляцию, но и служит мощным толчком к росту потребительских настроений и падению нравов. Стоит ли поражаться тому, что даже в нравственно оправданной критике потребительской морали многие усматривали лишь изощренную попытку консервативных хозяйственников и пропагандистов оправдать то, что именуют застойными процессами? Унаследованная от ранних стадий социалистического строительства фетишизация производства в ущерб потреблению лежала в основе практики «остаточного принципа» финансирования социальной сферы, когда из совершенно верного тезиса о том, что потреблять можно только то, что произведено, делались заключения, умаляющие социальную значимость потребления, его роль ускорителя прогресса. Мало того, что при этом ухудшалась, деформировалась структура занятости населения, возникали еще и предубеждения относительно некоторых новых форм потребительской деятельности. В критике потребительской морали давали о себе знать различные перегибы. Между тем потребительская мораль многими узами связана, условно говоря, с технократической моралью, бюрократическими кодексами поведения. Известно, что утратившая веру в ценности общественной нравственности потребительски ориентированная личность тем не менее настойчиво стремится придать респектабельность своей деятельности, жаждет испытать удовлетворенность от сознания «разумности» своих жизненных планов и устремлений. Но возникающее при этом противоречие объективно не имеет решения; предстоит отказаться либо от потребительского эгоизма, либо от общественной нравственности — третьего не дано! Вот тут-то на помощь и приходит технократическая мораль. Публично она осуждает потребительство (хотя и неохотно, вяло, с помощью затасканных и малоубедительных доводов). Но втихомолку внушает консуматорной личности, будто достаточно сделать ничтожно малое, чтобы выкарабкаться из пикантного положения и ощутить себя выполняющей свой долг самым исчерпывающим образом. Для этого суживается сфера применения моральных оценок: в кругу приятельских, соседских, фамилистических, отчасти коллегиальных отношений следует придерживаться норм порядочности, но дальше простирается мир, в котором любое утверждение о моральности или аморальности чего-либо оказывается сомнительным; а стало быть, поступать в том мире можно так, будто вообще нет морали, или же можно быть снисходительным даже к дерзким прегрешениям против нее.
Правда, н в приватном мире не все просто и ясно. И там данная личность ведет себя не лучшим образом, пропитывая фамилисти-ческие и коллегиальные отношения не столько заботливостью и уважением, сколько престижными выкладками и потребительскими соображениями. Но тем не менее лишь в этом мире она готова обсуждать вопросы о личной ответственности и общественном долге. Требования нравственности она аккуратно сводит к правилам и ритуалам корпоративного кодекса поведения. Следуя им, личность приближается к решению заветной задачи — обретения некоего душевного эквилибриума, равновесия с помощью искусственной удовлетворенности и фальсифицированной совести. Оправдывая такое поведение, технократически-потребительский альянс прибегает к моральному трюкачеству, ссылаясь на то, что в социалистическом мире интересы официальных групп совпадают в основном, главном с общественными интересами. В действительности и в этом мире интересы тех или иных групп способны противостоять общественным, если оказываются в плену у ведомственного, департаментского, территориального, профессионального и т. п. эгоизма, сформированы на его основе, на него ориентированы. Скажем, общественные интересы требуют от профессионалов верности призванию. Между тем профессиональный эгоизм на первое место ставит не удовлетворение общественной потребности в специализированном труде, не интересы потребителя, а, опрокидывая приоритеты,— удовлетворение притязаний самой социопро-фессиональной группы производителей благ и услуг за счет всех остальных групп. Подобная «мораль» связана с попытками убере-жения деятельности «своей» группы (организации, объединения, корпорации) от публичной критики, с защитой добытых ранее привилегий и преимуществ, со снижением внутригрупповой требовательности. Грозные фурии группизма внушительная помеха на пути перестройки. К тому же технократическая мораль, будучи особенно чувствительной к потребительским символам, трансформирует второстепенный критерий социального признания личности, выраженный в определенном количестве и уровне приобретений вещей, в главный критерий социального признания, в орудие завоевания престижа, способ карьерного продвижения, в эмпирически ощутимое свидетельство жизнеумения. Нормы и оценки этой «морали» подкрепляют стереотипы приспособленческого поведения и «довольности», поощряют регенерацию такой конкурентной борьбы в обществе, которая ведется не с помощью трудовых, социальных, интеллектуальных достижений, а приобретением и потреблением модной «упаковки», дорогих и дефицитных вещей по правилам «хайлай-физма». При этом она легко прощает мелкие (да и крупные) прегрешения, совершаемые ради карьеры, предлагая воспользоваться обретенной декорацией моральности в качестве необычайно ходкого товара. И проделывает все это успешно на тех участках социальной реальности, где пренебрегают человеческим фактором, а в реестре поощряемых человеческих качеств преобладают бюрократические «добродетели» послушания, услужливости, показной восторженности, бездушной исполнительности и т. и. Альянс двух «моралей» позволяет гедонистическому идеалу некоторое время продержаться на плаву. Но нельзя упускать из виду, что простота требований этого идеала лишь кажущаяся. Сложность их реализации заключается не только в том, что нормативы гедонизма в наше время приходят в противоречие с требованиями «качества жизни» и экологической безопасности. И не только в постоянном столкновении того или иного приверженца гедонизма с интересами других лиц, настроенных подобным образом. Можно отвлечься и от того, что у нас стало притчей во языцех: разрыв между возрастающей покупательной способностью людей и способностью системы торговли и услуг удовлетворить их надлежащим образом. Речь идет о принципиальной невозможности точно распределить предпочтения в шкале желаний на основе зыбких балансовых прогнозов и расчетов. Вовлекая личность в приобретательский ажиотаж, в соревнование по затратам (в силу действия «закона демонстративного расточительства»1) и «доставаниям», незнающие пределов и направленные на завоевание престижа, провоцируя на «сладкую жизнь» и социально пассивное поведение, этот идеал заставляет ее «жать до упора» (но выражению одного из героев городских повестей Ю. В. Трифонова), все время опасаясь срывов, неудач, жизненных неприятностей. За это приходится расплачиваться переутомлением и неврозами, экономией на общении и саморазвитии. И хотя привычка становится второй натурой, вырабатывается психологическая адаптация к такому функциональному существованию, тем не менее гедонистический идеал делает свое дело, содействуя угасанию любых идейных мотивов в качестве руководящих начал поведения. Личность перестает воспринимать свою жизнь как миссию, а себя как творца свободно принятого образа жизни, в котором она реализует свои морально-психологические качества. Вместо этого ей приходится оценивать себя с точки зрения завоеванного и удерживаемого места в системе условных социальных отношений (где люди подразделяются на «умеющих жить» и «неумеющих жить», «эквивалентных» и «никчемных»). Она стремится лишь соответствовать этому месту и жить «в мнении окружающих»2. Как бы ни мнилось ей, что заведенный порядок отношений и оценок чугунно-твердый, что «на наш век хватит», мрачные подозрения западают в душу, червячок сомнений гложет, и с особой остротой ставится вопрос о моральности не только средства реализации жизненной программы, но и ее целей, смысла бытия, сколь ни третировался бы такой вопрос как дидактический. В самом деле, если «синдром довольности» нацеливает на индивидуалистические надежды, полагая аморальным нарушение разве 1 См.: Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984. С. 119. 2 См.: Руссо Ж. Ж. Трактаты. М., 1969. С. 442. только некоторых очень скромных запретительных, сдерживающих норм, если он сводит общественную нравственность лишь к исполнению предписаний службистского кодекса в его ведомственной интерпретации, то не удивительно, что рост влияния потребительской морали оказывается синхронным росту цинизма и опустошенности, социальной дезорганизации, измельчанию характеров и проституированию убеждений (не тех или иных, а как таковых), значит, и росту преступности, коррупции, попранию элементарных нравственных норм. Но ведь призвание «синдрома довольности» заключается в вер-ноподданничестве силам порядка, и значит, потребительская мораль в унии с моралью технократической не может не кичиться благими намерениями исполнить роль этакого оплота общественной нравственности. Между тем она оказывается «у разбитого корыта» неспособности достаточно четко отличить даже общепризнанную аморальность поведения от поведения, как будто вполне порядочного, социализированного. Гедонистический идеал обязывает демонстрировать символическую («масочную», как пишут в таких случаях социологи) приверженность ценностям, про себя отрицаемым, и исподтишка следовать тем ценностям, которые столь же символически порицаются публично. Иначе говоря, отчуждение добирается до самых глубин сознания гедонистической личности, усиливая эклектизм поведения, его внутреннюю конфликтность. И никакие «фелицитологические»1 программы не в силах помочь обрести столь желаемое моральное равновесие в рамках сохранения верности идеалу и здравому смыслу. Упрямая верность идеалу способна лишь обострить коллизии между возникшим осознанием иррациональности целей собственной жизнедеятельности и стремлением как-то ее рационализировать. Она способна только наращивать ощущение виновности у «розового наслаждения» (воспользуемся меткой характеристикой Е. Евтушенко), как бы укромно ни прятать это ощущение за отмытым и увитым плющом фасадом бодрячества. Однако прозрения (их внезапность, понятно, относительна, и вряд ли они могут быть одноактными) и последующее сползание с позиции твердолобой некритичной «довольности» и доверия к символам и нормам потребительства еще не предопределяют координат дальнейшего движения. Некоторое время колеблющееся и расстающееся с прозаическим потребительством сознание пребывает на распутье. С него спадает актерская маска «довольности», затвержденная улыбка на публику. Оно остается и растерянным и расколотым, оценивая свои прежние ожидания и гедонистические верования как галлюцинации. Вопрос со свободой «от чего?» постепенно становится все более проясненным, чего не скажешь относительно наисущественнейшего вопроса «для чего?». Возникшее недовольство и распад веры ' Фелицитология (от лат. felicitas — счастье) — разрабатываемое некоторыми западными теоретиками учение о достижении счастья, которое трактуется как особое психологическое состояние человека. в устои потребительской морали сами по себе не способы гарантировать выбор путей к правильной, исторически выверенной социальной ориентации. Тем временем быстро меняются малоустойчивые мнения, обычно только облицовывающие жизненный идеал. Хотя мнения сами собой не образуют новых убеждений, но их смена не проходит бесследно, и вскоре появляются едва заметные трещины, надломы в монолитном ядре идеала. Они растут, однако до слома основных структур, до «ядерного взрыва» дело может и не дойти: на пути отступления от «довольности» личность подкарауливают удачно припрятанные ловушки новых совращений в духе потребительства, теперь уже не мещанского и прозаического, скучного и крохоборческого, а определенным образом возвышенного, сублимированного. К нему личность продвигается через множество промежуточных состояний, обеспечивающих непрерывность смещений от одного уровня к другому. «МОРАЛЬ СВЕРХПОТРЕБИТЕЛЬСТВА» Каковы же верования и нормативы этой «морали»? На первый взгляд, они стоят в радикальной оппозиции к обычным установкам потребительской морали, не прокламируют затасканную добропорядочность, не озабочены поисками оправданий приспособленчеству и «довольности», свысока взирают на обреченных барахтаться в тине прозаической обыденщины. Не эти ли моменты придают вольноопределяющимся сверхпотребительства нимб воителей с индивидуализмом и мещанством? Было выявлено, однако, совсем другое. Ряд современных зарубежных и отечественных социологов (Э. Фромм, Г. Маркузе, Д. Белл, Дж. Пассмор, Т. Роззак, Ю. Н. Давыдов, Э. Я. Баталов, А. Ю. Мельвиль, К. Г. Мяло и др.) доказали, что заурядное стремление к удовольствиям и развлечениям, выпестованное в прозаическом, ординарном потребительстве, превращается чуть ли не в символ новой веры. На ее жертвенный алтарь без разбора приносится вся укоренившаяся сумма простых, но исключительно важных культурных запретов и ограничений, поскольку именно они якобы приучают довольствоваться ослабленными и отсроченными наслаждениями, лимитируют естественность желаний, мешают нерегламентированной самоотдаче удовольствиям. Жало критики в этом случае нацелено против любых социальных обязанностей и норм, поскольку все они отождествляются с мещанством и консерватизмом. Весь комплекс таких представлений (их, пожалуй, правомерно назвать имморальными) претендует на переформирование глубинной структуры инстинктов и потребностей людей таким образом, что они перестанут подчинять свою чувственность культуре, моральным предписаниям в обмен на надежность (в действительности весьма эфемерную) цивилизованного существования. Прекратив ставить долг выше счастья, труд превыше наслаждений, они тотчас перестанут быть, по хлесткому выраже- нию французского социолога Ж. Эллюля, «технологическими животными». Тогда-то в результате личностных перемен изменится и вектор социального развития: оно пойдет в сторону неразвивающегося «золотого века», или, как иногда говорят, «внутренней Полинезии». Этот имморальный жизненный идеал можно назвать анархо-гедонизмом за его подрыв культурных норм или резкую девальвацию их значения. Несмотря на ярко выраженную нормофобию идеала, в инструментальной части его программы (а любой идеал всегда является и программой совершенствования в определенном направлении) восстанавливается принудительность, формальность предписаний, оценок и поведенческих стереотипов, ибо отрицание нормативности приводит лишь к новой нормативности отрицания. Последняя по-разному обнаруживает себя в многограннике анархо-гедонистического скачка в земной рай. Цель и способ переустройства общества усматриваются во вседозволенности в сфере семейно-брачных и сексуальных отношений. Идеал требует наложить мораторий на любые нормативно-регулятивные средства в этих сферах, ввести полную половую свободу, оказать поддержку оригинальным отношениям, групповому сексу, коммунальным бракам, «хиппи-нюдизму», рассеянной сексуальности, садомазохизму, уничтожению ценностей материнства и отцовства. За решимость попрать нормы и ценности в этой деликатно-интимной сфере человеческих отношений сулят полноту жизни и выход на стратегические просторы таких социальных перемен, от размеров которых захватывает дух. Конечно, только с позиций дремучего морального консерватизма, проявлений которого встречается предостаточно, можно изолировать сексуальную мораль от других форм жизнедеятельности людей, а сущность моральности находить лишь в целомудрии, отстаивании патриархального морального кодекса или в «цензуре нравов». Но достижение расцвета индивидуальной страстной любви, чистоты и последовательного равенства в отношениях полов (половой эгалитаризм), преодоление двойного морального стандарта и бытового лицемерия нельзя осуществить в условиях вседозволенности, слома запретов и обязательств, сведения любви к эротической технике, отказу в половых отношениях от избирательности на основе духовной близости, уникальности человеческих связей. Особые надежды анархо-гедонизм возлагает- на утверждение общинного образа жизни, то есть такого, уставныеформы которого не определены заранее, а оказываются продуктом вольного экспериментирования. Приверженец этого образа жизни не обязательно должен «прописаться» на постоянное жительство в какой-то коммуне или хиппианской «стае». Он может погостить в них, покочевать вместе в поисках обетованных пастбищ, может включаться в «стаю» только отдельными сторонами своего бытия. Ослабленная радикальность идеала, бытовое, шаблонно-массовое и потому неизбежно разбавленное потребление некоторых его свойств и тем более символики позволяют примкнувшей к той или иной комму- не или стае личности не до конца выпадать из своего привычного будничного существования, что облегчает полное или частичное приятие ею анархо-гедонистического образа жизни. В наше время трудно отрицать позитивную роль социального экспериментирования. Оно ширится, не дожидаясь цензурирования, начальнических соизволений и благословений прессы. Силы обновления заинтересованы в накоплении опыта такого рода, пусть даже и негативного. Разве те же молодежно-жилищные комплексы не воплощают опыт конструирования новых форм человеческого общежития и стилей отношений, напряженный, ответственный, а в чем-то и рискованный поиск стилевых альтернатив, реформирование заскорузлых, изживающих себя форм социального общения? Но тот образ жизни, о котором хлопочет анархо-гедонизм, предназначен для иного: тщится утвердить ненормированные сексуальные связи, погасить стимул трудовой и социальной активности в общем потоке обожествленного кайфования (на Западе в прошлом десятилетии родился даже экстравагантный лозунг «всеобщей безработицы») на базе признания морально оправданными уход из сферы труда, попрошайничество и снижение гигиенического стандарта. Такой образ жизни ориентирован на воспроизводство человека морально неразвитого, десоциализированного, потребного лишь обществам, погруженным в беспробудный летаргический сон. В его рамках происходит процесс переформирования сознания в таком ключе, что оно утрачивает способность различать сущее и должное, а без этого, как известно, нет ответственности и сохраняются лишь воплощения цивилизованного неоварварства. Каковы же рычаги такого рода духовной перестройки? Тяга к архаике типа просветляющей йоги с соответствующей психотехникой, поразительной податливостью влиянию всяких новояв ленных гуру, шаманов, дервишей. Тяга к некоторым направлениям модернизма, которые оказываются особым сегментом массовой культуры. Эти направления приспускают гедонистическую функцию искусства до уровня самой низкой планки — чуть ли не до физиологического наслаждения от его восприятия. Путем изменения обычного баланса ощущений внедряются «освобожденные от гнета морали» способы мировосприятия, возвеличивающие разные внеличностные начала в человеке, поэтизирующие садизм и т. п. В роли активатора эротики выступают также наркомания и токсикомания. Какие только социально возвышенные свойства им Hi' приписывают — они-де утверждают невербальную, стало быть, подлинную коммуникацию, коллективистскую сплоченность, универсальную любовь, новую святость, экстатическую благодать. В чих усматривают наикратчайший путь к ниспровержению индивидуализма, а заодно и морали, которая опирается на развитые личностные начала, так как прошприцованная абсолютной свободой ч подхваченная сомнамбулическими волнами личность утрачивает способность отождествления себя с другими, способность даже к г<,моидентификации. Такая личность без лишних угрызений ео- вести и бремени комплексов вины может перешагивать через предварительно релятивированные моральные запреты, искоренение которых относится к проявлениям конформистской благопристойности и консерватизма. Если озадачиться вопросом о социальных истоках анархо-ге-донизма, то сразу же надо подчеркнуть неправомерность рассматривать их как просто острокритическую реакцию на затяжной догматизм, социальную аллилуйщину, хронический восторг но поводу «превосходства» нашей нравственности над всеми другими. В действительности это — экстремистская реакция на отчуждение, которая, подобно оборотню, способна переходить в свою противоположность и оказываться специфической формой дальнейшего закрепления морального отчуждения. Анархо-гедонпзм фетишизирует и превратно отражает реальные изменения в соотношении между трудом и наслаждением, происходящие иод влиянием различных аспектов современной научно-технической революции, что позволяет ему помещать счастье человека но ту сторону общественно-производительной деятельности, искать смысл жизни в облегченных формах самореализации. Унаследованное из прошлого разделение морали аскетизма и долга, с одной стороны, и морали гедонизма и счастья — с другой, анархо-гедонизм доводит до абсурда. «Мораль гедонизма и счастья» с легкостью оправдывает многие проявления социального паразитизма, благословляет формирующееся под воздействием косвенного, информационного опыта представление о современности как бесконечном потоке удовольствий и развлечений. Столь же неадекватна, даже предвзята реакция на рост технократического рационализма в морали. Отдавая предпочтение мистическим обоснованиям нравственного образа жизни, она соглашается с заменой морали разного рода оккультностью, всевозможными экзотическими таинствами. Выдвигаемые ею ценности «подлинного коллективизма» опять же не умещаются в достаточно просторных рамках протестующей — пусть даже и с перехлестами, определенными издержками — реакции на засилие псевдоколлективизма казарменного образца, на избыточную нормативность в обществе, непомерную запрет-ность в регуляции поведения, на обесценение роли неформальных объединений, на рост нравственно-психологической изолированности человека, утрату им самобытности, остужение его души и другие негативные явления. Мир идеалов, однако, не то место, где клин вышибается клином! АНТИПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СИНДРОМ И ТРАДИЦИОННЫЕ ИДЕАЛЫ НИГИЛИЗМА Каковы же мотивы, побуждающие рядовых сторонников потребительской морали к самокритичному пересмотру собственных привязанностей и отступления с позиций казенной «довольности»? Прежде всего сеет сомнения относительно устойчивости «мате риалыюй базы» гедонизма непосредственный жизненный опыт. Не следует, конечно, упрощать ситуацию, предполагая существование прямой зависимости между уровнем «довольности» и уровнем доходов, потребительских возможностей, но нельзя и пренебрегать такой зависимостью. Между тем экстенсивно растущая экономика застоя усложняет и затрудняет деятельность, направленную на удержание потребительского стандарта определенной высоты, делает более изнурительной и безрадостной не только конкурентные схватки на этом поприще, но даже простую адаптацию к ухудшающейся жизненной обстановке. Нарастают трудности и у тех. кто занимает, если можно так назвать, полупотребительскую позицию, предпочитая курс на скромный материальный достаток при сохранении блаженного состояния социальной прострации. Действуют и иные мотивы отхода: ведь застойные процессы во внепроиз-водственной сфере жизни общества тоже не служат источником потребительского энтузиазма! Поэтому в числе отступников оказываются не только те, кто не смог взять барьер, ведущий к высотам успеха, к процветанию, но и те, чье положение кажется достаточно прочным и их возмущение порядками представляется со стороны совершенно немотивированным («а этим что еще надо!»). Эрозию «довольности» стимулирует печальное состояние общественной нравственности, опасное сгущение в ряде регионов и срезов социальной жизни криминогенной атмосферы, нарастание разнопорядковых явлений, частично или полностью несовместимых с ценностями гуманистической морали. В тылах «довольности» закипает раздражение, усиливается ощущение собственной неподлинности. Снижается эффективность обычно применяемых для блокировки и рассеивания сомнений средств — косметические меры по упорядочению дел в обществе, так называемая пропаганда успехов (прежде безропотный ее потребитель в ситуации идеологического замешательства становится все более привередливым) и даже самовнушение. Побеги сомнений, подобно траве, пробиваются сквозь толщу бюрократического асфальта. В движение приходят демоны социального брожения и «зреют гроздья гнева». Люди втягиваются в водоворот общественных страстей, когда ревизии подвергаются цели и символы успеха, еще вчера воспринимавшиеся в качестве наидостовернейших ценностей. Все это может стать предварительной подготовкой к перестройке сознания в духе гуманистического обновленчества. От него рукой подать до ответственного социального действия. Вопрос, следовательно, не о том, наблюдаем ли мы только подготовку или уже пролог к перестройке, и не о том, сколь долго может протекать фаза отступления, подспудно или обнаженно происходит расставание с прошлыми иллюзиями. Дело в том, что определенная (скорее всего небольшая) часть тех, кто отрекается от гедонических верований, попадает в зависимость от других, теперь уже антипотребительских по своему характеру, верований. Смена знаков в этих верованиях происходит в процессе «призыва на действительную службу» каза- лось бы давно уволенных историей в запас традиционных жизненных идеалов. Пестрота, разномастность социальных установок поборников антипотребительской ориентации бросается в глаза. В этом смысле не следует скидывать со счета и то обстоятельство, что «у каждого общественного слоя свои «манеры жизни», свои привычки, свои склонности»1, что не может не воздействовать на способы перемещения с одной духовно-нравственной позиции на другую. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |