|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Волгодонский инженерно-технический институт – филиал НИЯУ МИФИ 13 страницаПродумать столь исключительное место государства в связывании русской мысли с русским бытием — это значит и продумать смысл, задачи и основные пути будущего развития русской истории. Это хорошо понимали выдающиеся русские философы — от И. С. Аксакова до Н. А. Бердяева и Г. П. Федотова. К сожалению, полностью упустив из размышлений метафизический, ментальный смысл объективной мыслительной формы «государство», современные теоретики реформ сосредоточили все свое внимание на конкретно-социологических определениях «аппарата насилия», на конкретных деталях обустройства «машины по поддержанию гражданского мира». То целое, элементами которого эти детали являются (суд, Советы, учреждения и организации и т. п.), находится вне поля зрения. А значит, находится вне поля зрения и тот проект, который собирает в целое — в единый дискурс — пространство действия и пространство мысли. Как следствие, вполне реальна для реформаторов угроза полностью замкнуться в пространстве мысли и оказаться под властью описанного выше потока относимого к самому себе речеиорождения. Между тем за противопоставлением нравственно-космического понятия государства и сатанизма всякого «мирского», реального, ограниченного порядка управления потоком народной жизни скрыт напор «истории, не убравшей своих следов», во много раз превосходящий встречное усилие сегодняшних идеологов и практиков реформы государственного социализма. Более того, они сами запоздалый плод одного из основных, а после Октября 1917 года — основного конфликта жизнепорождения на просторах Российской империи. Напомню, что в Европе государство как бюрократическая машина выросло из органа борьбы «третьего сословия» с дворянским абсолютизмом. Слом политического господства феодалов сопровождался и ограничением в правах государственной машины, превращением ее во вспомогательный орган поддержания «гражданского мира». Веру в авторитарное откровение, доносящее непостижимую волю господню, вытеснила вера в универсальную рациональную силу закона, осуществляющего себя и в паровой, и в государственной машинах. Государство было поставлено под надзор обособленного от него гражданского общества и превращено в правовое государство, зиждящееся на суверенности прав человека и гражданина. В этих условиях бюрократия, с ее зафиксированными в инструкциях обязанностями, ограничением сфер компетенции, иерархией назначений и делопроизводством, ведущимся в бюро,— гарант защиты от нарушений суверенитета личности. В России же, где «третье сословие» так никогда и не набрало достаточной силы, чтобы поставить государство себе на службу в борьбе с дворянским абсолютизмом, сложилось принципиально иное отношение между индивидом и государством, принципиально иной способ продумывания путей преобразования наличного состояния дел. Сохранение патриархальной общины в национальном масштабе, развитие индустрии силами крепостных по непосредственной инициативе императоров и под их контролем, просторы и сырье без пределов создали исключительный тип государственной культуры. Не могло быть и речи о рыночном противостоянии юридически свободных продавца и покупателя рабочей силы. Сила централизованного деспотизма, опосредствующая в «нормальном» феодальном государстве связь феодов или ло-
кализованных микрокосмов общин, в России оказалась средним членом в опосредовании отношений крупных фабричных и мануфактурных производств. Причем эти производства возникали сразу как крупные и имели форму «локализованных микрокосмов», схожих по принципам управления с локализованными микрокосмами деревенских общин. Не рынок, как в Европе, а государство выдвинулось в центр русской жизни как орудие ее рационального упорядочивания. Геометрия коридоров власти заместила этику личного воздаятельного усилия, создавшую европейский капитализм. Вместо формирования на началах частной собственности зон секулярной приватизации существования, в которых индивид, основываясь на самом себе, на свой страх и риск исчислял бы порядок своих действий, в России вся территория империи превратилась в рабочее поле единого фабричного производства. Расчленяя общество на органы воспроизводства централизованного деспотизма, государство превратилось в нечто большее, чем орган но исполнению интересов господствующего класса. Оно превратилось в субъект автоматической саморегуляции существования. Этот субъект расчленял жизненный мир империи на частичные органы делопроизводства и связывал эти органы в ноле тотального административного надзора. Вместо исчисления материи — вещества противостоящей индивиду природы и постановки ее на службу обеспечения комфорта и удовлетворения приватных потреб ностей «среднего человека», как это происходит в Европе, в России исчисляется сам режим власти, режим надзора. Исчисляется в масштабах империи сам порядок делопроизводства. В результате для приватного суверенного существования ин-. дивидуального Я — знаменитого «эго» — просто не оставалось, места. Индустриальный проект России может лишь тогда исправно функционировать, отвечая на вызов Европы, когда «сознание» равномерно распределено по всей мастерской в целом, не собираясь в свободном духовном производстве или гражданском обществе где-то за пределами делопроизводства вещества существования. Суверенная свободная личность, разрывающая цепь тотального имперского надзора, разрушает и возможность России противостоять индустриальному вызову Запада, реализуя свои. собственный проект индустриального развития. Значит, свободная суверенная личность — враг того проекта, в рамках которого' Россия одновременно входит в число самых влиятельных европейских государств и остается самой собой — империей, занимающей часть света. Дворянство, стимулировавшее в России способ существования европейской свободной суверенной личности, было не только той социальной группой, благодаря которой империя достигла своих высот, но и слоем окраинным с точки зрения исторической задачи России, находящимся в конфликте с абсолютистской государственной машиной. Очищаемое в этом конфликте (с особой силой проявившимся в ходе отмены крепостного права) государство вырастало до роли, тождественной роли русской идеи, до подобного «когито» европейского человека метафизического стержня, державшего на себе коллективное тело субъекта исторического действия. Превратившись в недискурсивную предпосылку языка сознания, в машину, собирающую знаки эмпирического бытия в текст русской жизни, государство вышло за пределы конкретного аппарата управления. И не только управления, но и тех территорий, на которых оно вычерчивало линии своего властвования. Ибо в империи, обхватившей обручем власти бесконечное многообразие народов, поле однородного делопроизводящего исчисления не может быть соразмерно конфигурации ландшафтов, па которых эти народы проживают. Конкретному многообразию почв, хаосу эмпирического многообразия государство должно противопоставить абстрактное единство самой себя удостоверяющей организационной воли к исполнению индустриального проекта. Хаос гетерогенных (неоднородных) земель должен под знаком идеи общества-государства быть превращен в гомогенное (единое) пространство учета и контроля, свободное от препятствий для маневров государственной машины. Порядок исчисления — абстрагированных от живых существ и среды их существования количественные отношения связывания существ в свойственных им ландшафтах — вытесняет в этом историческом процессе знаки.эмпирического, материального бытия живых существ, замещая его поверхностью делопроизводства. Империя приобретает через призму делопроизводящего исчисления вид плоского бесконечного поля — поля без борозд, без гетерономных включений, абсолютно подвластного государственному усердию. Этот ландшафт, покрывший асфальтом разномастность стихий российской жизни, прекрасно описан А. П. Платоновым: незаходящее солнце льет из зенита однородный свет и теплоту на прочих и большевиков, передвигающих город Чевенгур по уходящим вдаль плоским пространствам. Речь не идет о том, что многообразие ландшафтов ликвидируется. Или даже о том, что государственный житель раз и навсегда перестает это многообразие видеть и воспринимать. Но, разросшись в пространство предвместимости мысли, делопроизводящее исчисление жизни трансформирует само восприятие. Многообразие гетерогенного становится артефактом, функцией от первой реальности поля делопроизводящего исчисления жизни. Многообразие земель, этносов, порядков жизни в поле этого видения превращается в нечто, равное ничто, в нечто в силу самого своего неупорядочиваемого многообразия неполноценное, второсортное, виноватое перед деспотическим лицом государственной правды индустриального проекта. НАСЫЛАЮЩИЕ ВЕТЕР Формирование описанного выше видения совпадает с рождением в России особой группы людей, вышибленных из своих сословий и обретших под сенью государственной правды новое кол-
лективное имя, производное от делопроизводящего «чин»,— разночинцы. Этот слой возник в непростой атмосфере первой половины XIX века как результат обособления интереса государственной машины. В силу того что дворяне перестали быть опорой самодержавия (консервативное их крыло противилось реформам, революционное же вело дело к французской смуте, в России' во много раз более бессмысленной и беспощадной), Николай I принялся создавать государственную машину, не зависящую в своем функционировании от дворян. Кадры, сформированные в ходе этого процесса выделения государства из «органического потока» русской жизни, составили особое маргинальное квазисословие — разночинцы. Сама себя удостоверяющая сила рационализующего упорядочения предстала в их среде основной ценностью — этической и эстетической. Роль этой силы взяло на себя сакрализованное естествознание. «Химия, брат, химия... Ваше преподобие, подвиньтесь немножко, химия идет!»'— говорит Дмитрий Карамазов. «...Нынче нет привидений, а есть естественные науки»",— кричат на «прогрессивном собрании» безымянные голоса в «Бесах». Что научно, то и хорошо для человека. Научная истина всегда доказана экспериментом, человек — такое же биологическое тело, как и любое другое из изучаемых наукой, а значит, возможно и,; о нем придумать такую истину, которая сделает его организм счастливым в силу гармонии со средой. Истина сама себя проверит экспериментом — революцией. И по свершении последней, докажущей всем, что истина соответствует человеческой природе, все люди примут ее. Двух истин быть не может,— значит, все, приняв истинный образ мыслей (а другого человеческая природа не может воспринять!), станут счастливыми и думать будут одинаково. Общество будет единым телом, а люди — клеточками этого тела. Коммунистическое сознание привилось именно на этой почве как: вершина представлений об обществе, разумном до последних глубин и существующем на основе единомыслия, отражающего непреложные законы бытия. Да, разночинцы смотрели на мир демократично. Но это был, вовсе не европейский буржуазный демократизм, а демократизме канцелярский, демократизм упорядочивающего делопроизводящего исчисления, демократизм власти регуляционно-революционной идеи, власти большинства, массы, а в конечном итоге — демократизм всеобщего равенства перед отрицанием сословной, «азиатской» России ради государственной рационализации всего целесообразного. Храм будущего, по сути дела, рисовался как: своеобразная огромная канцелярия, где каждый вовлечен в учет; и контроль, а жизнь подвергнута калькуляционному разложению до мельчайшей клеточки. Страсть к калькулируемости всего и ' Достоевский Ф. М. Собрание сочинений. В 10 т. М.. 1958. Т. 10. С. 102. 2 Там же. М., 1957. Т. 7. С. 500. нея у одного из величайших разночинцев — Н. Г. Чернышевского — прекрасно (и желчно) показал в «Даре» В. В. Набоков. Механико-рационалистическая теория счастья, рожденная в кругах разночинцев, а затем захватившая в свое круговращение нею русскую интеллигенцию, глубоко и всесторонне продумана такими выдающимися представителями русской философской мысли, как Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, Г. Федотов. Для них решающим здесь был отрыв интеллигенции от русской почвы, приведший ее к этическому нигилизму и разрушению органического порядка русской жизни. В этом они увидели судьбу России и ее проклятье. Революционизм русской интеллигенции конца XIX — начала XX века для них — плоть от плоти государственности петербургской Руси, Руси Петра и Николая I. Немало горьких и пророческих слов сказано русскими мыслителями о надвигавшемся сталинизме. Отрыв от почвы, как прекрасно продемонстрировал С. Л. Франк в статье «Этика нигилизма», состоит вовсе не в импортировании чужих заумных идей в мало соответствующую им среду. Отрыв от почвы состоит в особого рода преломлении любых идей в среде утопии абсолютного осуществления народного счастья. Нигилизм русской интеллигенции вовсе не в отрицании моральных ценностей, как это пытаются сегодня доказать некоторые теоретики общечеловеческих ценностей. Он — в наделении морали безграничной властью над сознанием. Там, где весь мир вращается вокруг слезинки ребенка, а смысл известных слов Достоевского так и остался не понят,— там в слезах утонут все. Если сосредоточить все помыслы вокруг этой слезинки, утрачивается возможность ощущать тот конкретный строй жизни, частью которого эта слезинка является. Конкретный ребенок замещается идеей «слезинка ребенка», и вот уже сонмы самоотреченных и аскетичных страдальцев за идею размахивают «слезинкой ребенка» как дубиной, круша на своем пути бесчисленные толпы младенцев, их отцов и матерей. Превращение повседневного народного страдания в объект служения испаряет из народной жизни ее содержательность, ее конкретно-историческую повседневность. Остается одна голая форма, абстрактная схема — «где народ, там и стон», пиетет перед которой полностью вытесняет из революционного сознания народную жизнь, где радость и страдание нерасторжимы. Вы хотите осушить все слезинки окончательно и бесповоротно? Вместо слез завтра потечет кровь. Вы хотите, чтобы не было бедных и богатых? Завтра бедными будут все. «Нищие не могут разбогатеть, если посвящают все свои помыслы одному лишь равномерному распределению тех грошей, которыми они владеют»'. Где бедности начинают поклоняться, там от бедности остается одна идея, захватывающая сознание целиком и полностью. Поклонение никогда не даст отнять у себя свой фетиш, оно может только воспроизводить объект поклонения в расширенных масштабах: «...любовь Франк С. Л. Этика нигилизма//Вехи. П. 1909. С. 200.
к бедным обращается в любовь к бедности»1. Любовь к жизни у революционной русской интеллигенции откинута ради любви к идее. Берегитесь: жизнь под властью Идеи будет невыносима — таков итоговый вывод русских философов. Сегодняшние события свидетельствуют: урок не извлечен. Ценности распределения по-прежнему господствуют над ценностями производства. Идея строя абсолютного народного счастья по-прежнему владеет умами. И главное обвинение (и самое страшное для реформаторов) сегодня все то же: так вы от Идеи отказываетесь? Что ж, можно успокоиться на известной формуле Гегеля, старого любителя Идеи как таковой: история научает только тому, что никого ничему не научает. Или можно подобно противникам -русской революционной интеллигенции пуститься в проповедь производительного отношения к жизни, в объяснения необходимости и неуничтожимости социальных иерархий, начать втолковывать самоценность усилия мысли... Обо всем этом уже в советское время написано много прекрасных книг. Может быть, мы только потому ничему до сих пор и не научились, что из собственной истории монотонно извлекали именно эти — одни и те же — уро-; ки? Может быть, само такое извлечение уроков является составным агрегатом машины речеповторения, исправно служа еще одной шторкой, скрывающей ход нашей истории? Быть может, эти уроки лишь утверждают в бытии тех, кто не учит уроков? Дело русской истории в конечном счете неприемлемо не только для радикалов-улучшателей, но и для их противников. Н. А. Бердяева от Н. И. Бухарина отличает в этом смысле лишь знак неприятия: оптимизм Бухарина, желающего рационально упорядочить и американизировать Россию, противостоит трагическому пессимизму Бердяева, видящему в железной пяте фатум России. Впрочем, в одном важном пункте они сходятся: в признании исторической прогрессивности сталинского деспотизма и в необходимости диалога с ним (который оба, каждый со своей позиции, и вели). К этой точке схода мы вернемся чуть позже, а пока попробуем осмыслить существо позиции неприятия. С. Л. Франк достаточно точно сформулировал интеллигентскую болезнь как отрыв формы народной жизни, ее идеи, от содержания исторической повседневности. Превращение страдания" в абстрактную схему и построение всей своей жизни как морали зирования над этими абстрактными схемами, как слепого аскетического поклонения идеям — симптом очень точный, не поставленный под сомнение и поныне. Но обращение этого исторического симптома в характеристику болезни, в ее суть свидетельствует, пожалуй, о недостаточности продумывания смысла события интеллигентского радикализма. * Отрыв формы жизни от самой жизни, структурных речевых схем проговаривания события от самого события, истончение со^ 1 Франк С. Л. Этика нигилизма//Вехи. П. 1909. С. 201. бытия истории до его «объясняющей схемы», самосущей идеи — страдания, пользы, равенства, бедности и т. п.— вовсе не болезнь одной из групп общества. Это основа основ описанного выше проекта индустриального вызова России новоевропейскому человеку. Универсализм, единообразие схем действия, достигаемые в Европе через однородность рынка, всеобщность товарно-денежных отношений, в России достигаются через территориальное отделение государства от стихий протекающих среди разнообразных ландшафтов страны потоков народной жизни. Через абстрагирование от почвенной содержательности жизни бесчисленных народов, через превращение схем абстрагирования, идей в поверхность, на которой универсально и однородно организуется надзор за исполнением индустриального проекта коллективным телом общества-государства. Общество и государство возможно объединить в единое «мы» только на формальной основе, полностью отбросив, сняв уникальную конкретно-историческую содержательность каждого из многообразных процессов, происходящих в данный момент на данном ландшафте с данным народом или сословием. Есть только совокупность — народ как таковой в его идее (или трудящиеся, пролетарии и т. п.),— составляющая здание индустриального общества-государства, конкурирующего с обществами свободного личностного предпринимательства. Площадкой сборки коллективного тела общества-государства становится не просто идеология, ибо и у идеологии существует некоторая содержательность — содержательность интереса той или иной социальной группы. Площадкой сборки может стать только идеология, представшая голым скелетом машины уничтожения всякой содержательности, в которой последняя заменена техникой работы методологического ума, обратившего всю силу методологии на самого себя. Гегель недаром послужил источником мировоззрения всей русской революционной интеллигенции. «Наука логики» — образец машинерии обращенного на самого себя схематизирующего ума, существующего в себе и для себя. Но у Гегеля эта машина «абстрагирования идей» была вписана в определенную систему и выполняла там свою особую роль. В России же машина схематизации приобрела значение гранитного основания мысли, в котором содержательность исследования истории подменялась «исследованием методологии» всего и вся — национальных отношений и морали, классовой борьбы и государственных отношений. То, насколько далеки были эти исследования от содержательности процессов живой жизни, отчетливо обнаружилось после 1985 года, когда стала очевидной несостоятельность миссии схематизированной методологии продолжить дело формирования дискурса резиновой речи, годной на все времена. Машина речеповторения, стирающая всякую содержательность речи о русской истории, превращая созерцание русской жизни в созерцание вечного возвращения того же самого, совершенной цитаты из самой себя — основа основ индустриального проекта России. Эта машина истончает мысль самоповтором до поверхности относящейся к самой себе речи, чтобы на этой поверхности выстроить небывалое по меркам Западной Европы здание формальной рациональности — формальной рациональности не индивида, а коллективного тела общества-государства. Трагедия неприемлющих проект русской истории в том, что один индустриальный проект — российский — они судят по меркам другого индустриального проекта — европейского. Практику коллективного спасения на индустриальной основе (этот круглый квадрат, по понятиям М. Вебера!) пытаются уложить в прокрустово ложе практики индивидуального спасения на индустриальной основе. И эта энергия неприемлемости — один из двух узловых агрегатов общества-государства. Она необходима коллективному телу, замещая в нем европейскую энергию несогласия гражданского общества. Как видим, диалог обеих сторон конфликта в понимании судьбы России — Бухарина и Бердяева со Сталиным — говорит о многом: здесь параллельные прямые взглядов в ответе на индустриальный вызов новоевропейского человека сходятся. Подытожим этот вывод стихотворными строчками И. Бродского: Жить в эпоху свершений, имея возвышенный нрав, к сожалению, трудно. Красавице платье задрав, видишь то, что искал, а не новые дивные дивы. И не то чтобы здесь Лобачевского твердо блюдут, но раздвинутый мир должен где-то сужаться, и тут — тут конец перспективы. 3. Возвращение к общечеловеческим ценностям
Бродский И. Конец прекрасной эпохи//Зна.мя. 1989. Л"» 4. С. 9.
К). В. СОГОМОНОВ МОРАЛЬНОЕ ОТЧУЖДЕНИЕ: ГРАНИ МАЛОИЗУЧЕННОЙ ПРОБЛЕМЫ ...И лучше выдумать не мог. А. с. ПУШКИН ИСТОКИ МОРАЛЬНОГО ОТЧУЖДЕНИЯ Читатель, смеем думать, успел убедиться в необычайном многообразии и подвижности таких «вещей», как мораль и нравы современного общества. Соответственно они могут быть описаны и изучены также очень разнообразными способами. Попытаемся подойти к их рассмотрению нетрадиционно, представив эскиз идеалов отчужденного морального сознания и соответствующих умонастроений. Если мы признаем факт,, как писали прежде, «повреждения» или порчи нравов, соглашаемся с наличием предкризисного состояния общественной нрав-; ственности, то можно, видимо, признать вполне допустимым и; такой подход к делу? Но прежде надо уяснить природу морального отчуждения и. понять, каким образом оно может существовать в социалистическом мире. Наше обществоведение еще не располагает целостной" концепцией генезиса той модели социализма, которая утверди-.; лась в нашем обществе — от первых его шагов до нынешнего дня. И автор этих строк не ощущает себя вполне подготовленным для..] того, чтобы в ответ на обостренную потребность нашего общества: познать самое себя, разобраться в немыслимо сложных перипетиях; его нравственной жизни. История морали и нравов советского^ общества — подлинная «терра инкогнита», и она терпеливо до-i жидается часа серьезного, разностороннего и, конечно, незашо- > ренного догматизмом исследования. В застойные времена этика упорно сторонилась рискованных, сюжетов о моральном отчуждении не «у них», а «у нас». И понятно почему — ведь эти сюжеты не умещались в отведенные для | досадных «пережиточных» процессов границы. Даже доверчивый,; не очень вдумчивый потребитель публикаций по проблемам этики, обнаруживал в них столь сильную подретушированность картин: нравственной жизни социалистического общества, что это надол-з го отвращало его от последующего чтения таких текстов. Этика| проявляла идеологическую предвзятость, отгораживаясь от реалий нравственной жизни плотной ширмой из упрощенных стереотипов и застарелых пропагандистских клише. Она грешила идеализацией как социалистического прошлого (избегая темных тонов в его изображении, разумеется, лишь по «воспитательным соображениям»), так и настоящего («то-то было давно, а вот теперь, слава богу...»), с поразительным упорством нарушала заповедь «не сотвори себе кумира!», притерпелась к хвостистской практике замалчивания о положении дел в нравственности. Попытаемся, однако, предложить хотя бы в первом приближении ответы на уже поставленные вопросы. Доказано, что предписания и оценки, с помощью которых направляется поведение людей и квалифицируются их поступки, создали отнюдь «ни бог, ни царь и не герой», что они — совокупный продукт ассоциированной деятельности всего человечества или больших социальных общностей. Если это так, то не должно, казалось бы, возникать в этом смысле никаких затруднений, кроме тех, естественно, что связаны с исследованиями процессов духовно-практического производства каких-то конкретных ценностей, норм, правил, оценочных трафаретов морали. Но вот складываются такие необычные исторические обстоятельства, когда неизбежная для любого общества взаимосвязь между интересами всех людей или значительных общностей и интересами саморазвития отдельных личностей оказывается утраченной, становится какой-то невнятной, расплывчатой, почти неуловимой. Тогда-то предписания и оценки воспринимаются многими людьми и даже целыми множествами людей в качестве созданных не ими, а некими иными силами. Они предстают как чуждые, в лучшем случае безразличные, извне навязываемые требования, лишенные духа творчества ограничители деятельности, их «естественных» влечений и свобод. Люди устремляются, допустим, к интересному или, скажем скромнее, просто к осмысленному и прилично оплачиваемому труду, жаждут самовыражения и достойного существования, семейного счастья и т. п., но указующий перст сурового казенного долга предостерегает от ориентации на собственные интересы, не велит даже желать того, что хочется, объявляет предмет желаний запретным, а то и постыдным. Поведение людей оказывается «под присмотром» норм функционально-ролевой системы, под прессом ожившего социального итога их собственной деятельности. Ситуация загоняет их в угол: если хотите быть моральными, честными и порядочными людьми, то приходится идти на жертвы реальными потребностями и интересами, запросами и устремлениями в пользу процветания «целого». Отчужденная мораль чем-то смахивает на злополучного троянского коня, хитроумным способом проникшего в самые интимные, «подвальные» этажи сознания человека, и уже оттуда она повелевает его поведением. Разве после этого странно, что ее уподобляют пуритански настроенной, желчной и сварливой
наставнице или, того хлсще,— некоему потустороннему, чуть ли не «бессонно сатаноидному» (по А. Платонову) началу? Столь же не удивительно, что если со всем тщанием упрятанные в мо--ральных предписаниях и оценках интересы деспотического «целого» безвозмездно изнуряют физические и духовные силы человека, то тот в ответ изыскивает тьму-тьмущую изощренных путей увиливания от исполнения требований и верности оценкам. Именно на таком фоне — рядом с сетованиями о невыносимой «тяжести» долга — пышным цветом произрастают ригоризм и бездушное морализаторство. В сфере духовно-практических отношений социалистический идеал предполагает преодоление всех форм морального отчуждения. Нацеленная на это общественная нравственность синтезирует принципы и нормы революционной морали рабочего класса с фундаментальными правилами всякого человеческого общежития, с нравственными ценностями народной жизни, моральными идеями и представлениями демократических сил. Случилось, однако, так, что снять ярмо отчуждения в нашей стране и в других странах, вставших на тернистый путь социалистических преобразований, пока не удалось. Конкретный рисунок исторических событий сложился здесь в таком виде, что оставляет историку нравов достаточно места для нелегких раздумий. Меньше всего хотелось бы в идеализированном виде воспринимать состояние нравственной жизни в первое послереволюционное десятилетие. Но в целом — с большим или меньшим успехом — оно протекало под знаком наступления на моральное отчуждение. Однако процесс принятия и усвоения синтеза норм революционной общечеловеческой морали различными слоями и группами общества (как, впрочем, и сам процесс синтезирования) был куда более трудным, растянутым, неоднозначным, чем представлялся на заре нового мира. Более сложным делом оказалось вытеснение и «перековка» индивидуалистических, мещанских, авторитарно-патриархальных, пригородно-слободских нравов, привычек, поведенческих стереотипов. Конечно, нельзя не принять во внимание известную дезорганизацию общественной жизни, вызванную лихолетьем гражданской войны и хозяйственной разрухи. На нравственный климат общества, состояние его духовного здоровья не могли не повлиять противоречия форсированной индустриализации и урбанизации, варварские методы коллективизации. Трудовой энтузиазм, укрепление общественной дисциплины, ускоренный слом отживающих обычаев, норм социальной приниженности и инертности противоречиво соседствовал с усилением позиций деклассированных, морально неустойчивых элементов. Сказались нравственно-психологические издержки длительной политики «затянутых поясов» у трудящихся, ослабление силы еще полных гуманистического содержания поведенческих традиций, расшатывание правил бытовой морали, огрубление морально-этикетных норм межличностных отношений. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |