|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Волгодонский инженерно-технический институт – филиал НИЯУ МИФИ 16 страницаОбратим внимание на манеру критики потребительской морали с вновь обретенных позиций. Эта критика сначала оказывается неглубокой, импульсивной, нацеленной на наиболее броские проявления потребительства. Она не лишена искренности, зоркости и демократизма. В то же время в немалой степени ей свойственны и черты романтизма, утопизма, склонность к морализаторству, интерес к утешительным идеалам, способным укрыть от пронзительных ветров суровой действительности. Еще менее четкое программирование позитивных мер наблюдается в борьбе с потребительской идеологией, ведущейся с позиций социалистического идеала. Критика потребительства с этих позиций легко теряется перед сложностью социальных и нравственных проблем, сбивается с главных на второстепенные аспекты, смешивает локальное со всеобщим, поверхностное с фундаментальным. Эти свойства критики делают ее слабозащищенной от воздействия различных нигилистических идей, которые ведут обстрел потребительства с платформы «критики общества». Нигилизм, как известно, богат оттенками, которые трудно развернуто представить в рамках одной статьи. Поэтому кратко охарактеризуем это явление в целом. Объектом разгневанной и ниспровергательской критики, увлекающей антипотребительское сознание, оказывается любое современное общество с его вырвавшейся из повиновения техникой и технологией, с господством громадных организаций и засильем бюрократии, с дегуманизирующей человеческие отношения манией потребления. Критика становится особенно резкой, когда затрагивает сферу нравственности. Последняя попрекается за то, что стоит навытяжку перед силами порядка, учит смиренно исполнять социальные роли, цепляться за фальшивые символы счастья, опустошающие личность. Набрасывая гротескную картину обозримого будущего, «критика общества» предрекает грядущую эру «вымирания морали», всеобщего «коллапса» нравственности — ни больше ни меньше! В общем плане все эти упреки адресуются и социалистическому обществу. В той мере, в какой их содержание совпадает — пусть даже и не полностью — с его самокритикой, которая ведется под флагом «больше демократии, больше социализма», критика не вызывает особых претензий, хотя ее мотивы и методология далеко не всегда достойны позитивной оценки. Но в случае нарушения меры в методологической мистификации «критика общества» спо- 1 Ленин В. II Поли. собр. соч. Т. 25. С..'ИЗ. собна приобрести не просто антипотребительский, но и антисоциалистический характер. Но каковы те позитивные идеалы, которые «критика общества» расположена признать за «свои»? В первом эшелоне опознаний идет квиетизм — мировоззрение социальной пассивности. Пассивность, очевидно, может быть и просто неосознанной. В таком случае психологи выделяют инцидентную пассивность, когда в какой-то критический момент наступает состояние оцепенения, своеобразного «паралича воли». Возможна относительно длительная пассивность в результате накопления утомления. Недопустимо проводить аналогию между социальной пассивностью и, скажем, аутогенной тренировкой, гипосенсибилизацией, ибо она — не способ лечения пли психопрофилактика неврозов, а жизненная платформа, своеобразный поведенческий императив покоя, который, по выражению одного болгарского социолога, предписывает человеку пожизненный антиобщественный отдых. Квиетисты нашего времени самым решительным образом отвергают дух торгашества, карьеризма и освящающую их потребительскую мораль. Отклоняют они идолы и символы потребительства, осуждают взращивание на этой почве комплексов зависти и превосходства, закулисные сговоры с бюрократической моралью. Впрочем, борьба со злом не имеет перспективы и поэтому не вдохновляет квиетистов, стремящихся обрести блаженное безразличие ко всему, что происходит в обществе, которое, по их мнению, ни при каких условиях не способно сбросить с себя бремя отчуждения. Отсюда их исходная установка: лишь тот достоин «тихого счастья» душевного покоя и абсолютной безмятежности, кто разорвал все связи с обществом, прекратил ассимиляцию социальности, сумел стать человеком со стертыми социальными качествами, выключился из любых социально одобренных действий, кто равнодушен ко всем моральным проблемам и рассматривает требования общественной нравственности лишь как хорошо замаскированные посягательства на исконную свободу «естественного» человека. Путь обретения созерцательно-нейтрального отношения к добру и злу — это погашение желаний, минимизация жизненных проявлений, уход в «затаенное» существование, «выпадение» из социальной организации. Для этого следует уклоняться от контактов со всякими общественными движениями, укрыться от идущего извне идейно-нравственного натиска, избегнуть регулирующего воздействия со стороны гражданской этики, трудовой и даже семейной морали. Но квиетизм не навязывает курса на низкую адаптивность и затворническое существование. Чтобы полнее реализовать общест-вофоб.ические предписания квиетистского идеала, рекомендуется следовать им в условиях потаенности, но внешне прикрываясь почтением по отношению к нормам общественной нравственности, к правилам потребительской морали. Имитируя участие в общественной жизни, фиктивно выполняя даже семейные, коллегиальные, Дружеские, соседские обязанности, квиетист не должен погружать- ся в заботы этого показного существования, настойчиво преодолевая в себе «болезнь активности». Это путь расчетливо избранного одиночества. Воображаемый мир, где обитает сокровенная и неок-купированная обществом часть души квиетистов, куда заточен его идеал, представляется ему наполненным спокойствием. История с ее мучительными противоречиями проходит через него как через пустоту. В этом выдуманном мире можно отвернуться от слепящего света реальности, пренебречь тревогами людей, можно не вслушиваться в их боль. Образцами исповедуемой квиентизмом «бездеятельной деятельности» могут служить и человек, увлеченный депрессивным хоббизмом, ничего не замечающий вокруг, и фанатичный последователь шопенгауэровского учения о нирване, и приверженец «боконизма», описанного в «Колыбели для кошки» К. Воннегута, и Мерсо — центральный персонаж романа «Посторонний» А. Камю. Художественная литература и публицистика последних десятилетий во множестве обрисовала облики эскапистского существования. Внешне многие из них вполне пристойны и в нравственном смысле подчас даже привлекательны, так как отказ от профессии, схождение с эскалатора карьерного продвижения, разрыв с трудовым коллективом, а в ряде случаев даже с семьей, с заботами о близких, шаги в сторону отшельничества и самозаточения мотивируются поиском «естественной жизни», незамутненных отношений с природой и людьми, необходимостью преодолеть привычные стереотипы поведения и мировосприятия, зависимость от техники, ряда навязчивых благ цивилизации. В усугубленном виде моральные предписания квиетизма получают отражение и в деятельности различных придонных слоев общества (бичей, бомжей и т. п.), черпающих пополнение практически из всех социальных групп. Они демонстрируют мучительные хитросплетения человеческих трагедий с привязанностями к бродячему и разгульному образу жизни. Новый импульс получила и репутация хиппианского образа жизни (некоторые социологи полагают, что здесь мы сталкиваемся с циклическим процессом). Непринужденные «тусовки» хиппи с применением наркотиков, элементов йоги, поисками религиозной экстравагантности, романтикой путешествий, непротивленчества, свободой любви, пристрастием к некоторым направлениям рок-искусства оказываются способами закрепления и развития этой разновидности современной «этики недеяния». Но те, кто ориентируется на такого рода безмятежную этику в момент небывалого напряжения и противоборства страстей, когда молчание и недеяние приобретают иногда даже зловещий смысл, являют собой недвусмысленный выбор. Он направлен не против общества вообще, как им мерещится, а против сил демократического обновления, поборников подлинной гуманизации человеческих отношений, насыщения их доброжелательством и любовью. Данное обстоятельство обнаруживается в рамках верований другого традиционного идеала — стоицизма.
Лишенный духа протеста и борьбы, зараженный ценностным дальтонизмом и не желающий даже свой уход из общества обратить против отчуждающих сил, квиетизм унижает человека рабской покорностью судьбе. В своих предельных выражениях он суть только смягченная форма самоубийства — смерть духовная предваряет смерть физическую. Капитулянтство перед суровостью мира и идеализированная лень не просто перечеркивают героическое начало в человеке, но и предопределяют сползание к аморализму, прикрытому демагогическими фразами о непричастности ко злу. Стоицизм на свой лад перепрограммирует «критику общества», морального отчуждения, царства потребительства. Можно, оказывается, спасти свободу и не разрушить цельность, познав злосчает-мость судьбы человека, но при этом презрев роковые предсказания. Человек, согласно стоикам, в силах, не роняя достоинства, вознестись над судьбой. Стоический идеал ориентирует на постоянную мобилизацию воли, напряжение самодисциплины и на героическую решимость. Он повелевает не полагаться на «законы истории», подстраховывающие вашу борьбу и моральную чистоту, не доверять никаким политическим утопиям и заклинаниям любых идеологий. Перспектива должна быть выстроена внутренним усилием человека, естественно вытекать из его доброй воли и воплощаться в исполнении долга. Каково же содержание доброй воли и долга, не окажутся ли они абстрактными призывами? Содержание воли и долга подсказывает моральная интуиция, и обретается оно человеком в ходе выполнения долга, а не выявляется заранее, не предшествует социальному действию. Только следование долгу при самых тяжелых и обескураживающих обстоятельствах позволяет обрести достоинство и утвердить величие человеческого духа. В них и заключено счастье, подлинная, ничем не омрачаемая довольность. Закованного в броню изоляционизма стоика нельзя чего-то лишить, пытаясь тем самым ввергнуть его в состояние страха и несчаст-ности. Он чувствует себя независимым ни от общественного, ни от индивидуального произвола, готов повстречаться с самым затейливым и непредсказуемым зигзагом судьбы. Он готов к поражению, несмотря на свое осознаваемое превосходство над любым противником, но и готов к победе, которая ровным счетом ничего не может изменить. Почти как по В. Пастернаку: Но поражвньн от победы Ты сам ни должен отличать. Счастье стоика подкреплено презрением к жизненным благам, что, однако, не предполагает намеренного отказа от них: стоик не аскет! Личным примером он призван доказать верность тезиса о том. что счастье без остатка заключено в добродетели, что выработанное самим человеком стоическое отношение к страданиям способно придать смысл бесстрашному противостоянию судьбе, сохраняя философское спокойствие и в застенках сталинско-бериевского тина, и в обстановке повального разгула потребительства, и во враждебном окружении техносферы и всесильных организаций, и в застойной атмосфере экономического «отката», подрыва нравственных устоев, и в культурных резервациях различных анархо-гедонистических групп, шаек «фанатов», хиппианских «стай». Думается, следование стоическому идеалу позволяет человеку сохранить шанс на торжество правды и совести. Такой шанс не может быть продемонстрирован и обоснован с помощью каких-то научно-теоретических средств. Он заключается в нравственном совершенствовании человека и его постоянной готовности оказать сопротивление злу, что открывает возможность для лавинообразной мутации массового сознания, возникновения новых умонастроений в самой, казалось бы, неприспособленной для прозрений обстановке. Наш народ, к примеру, многому научила собственная героическая и трагическая история, позволившая лучше понять, сколь пагубно думать, будто общественное развитие при социализме «обречено» на движение в сторону прогресса. Оказалось, что в социалистическом мире движение истории осуществляется отнюдь не гладко. Его невозможно без насилия над фактами представить вне крутых виражей, топтаний на месте и даже попятных шагов, вне напряженного столкновения различных тенденций и вариантов развития. При этом очень важно помнить, что исторический опыт, выношенный и выстраданный нами, свидетельствует против прекраснодушной идеи о всесилии нравственных принципов, их несокрушимости, способности служить гарантами против торжества зла, вторжения инфернальных (адских) начал. Как видим, здесь исторические реалии, факты не стыкуются со стоическим идеалом, заставляя признать, что благородные принципы, моральная стойкость сами нуждаются в убережении, в верных ориентирах, в социальной защите. Это хорошо было показано в антиутопиях О. Хаксли «Прекрасный новый мир», Е. И. Замятина «Мы», Дж. Оруэлла «1984 год». И все же стоит раскованнее, смелее, чем прежде, вникнуть в мотивацию стоицизма, восхититься благородными, героическими моментами в нем. Очень важно уметь обнаружить точки соприкосновения с ним в общем противоборстве с политическим аморализмом, обыденным цинизмом, капитулянтством и соглашательством за утверждение демократических и гуманистических принципов общественной нравственности. Н. М. MF/ЖУКВ НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И СОВРЕМЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ...Мир становится ареной конкуренции национальных культур, пагубно сказывающейся на собственно культуре... Так при отливе обнажаются разделяющие водную стихию мели, которые во время прилива скрыты под водой. А. ШВЕПЦЕР Взгляд на культуру, безусловно считающийся современным, исходит из эмпирически наглядного факта множественности культур, их качественного различия и национального своеобразия. Каждому мыслящему человеку понятна сегодня невозможность говорить о культуре как о чем-то едином и целом, лишенном разделяющих ее границ и специфических особенностей. Мир, в котором мы живем, сложен и многообразен, чему соответствует и многообразие культур. Мудрость нашего времени и состоит в признании за каждой культурой ее права на самостоятельное существование и развитие, в отстаивании принципа равноправного сосуществования всех культур, что исключает не только какой-либо культуроцентризм (европоцентризм или восто-коцентризм), но и вообще любую претензию на культурное лидерство со стороны отдельной культуры. Культура по своей природе не монистична, а плюралистична — таково преобладающее умонастроение нашего времени. В ситуации культурного плюрализма заметно повысился интерес людей к национальным особенностям своей культуры. Сегодня культурная самобытность собственного народа оценивается нами выше, чем его военная мощь. На шкале ценностей культура явно потеснила силу, и каждый теперь стремится отыскать в своей исторической родословной не только прославившихся в сражениях воинов, но и культурных предков. Наука спешит откликнуться на эту потребность. История культуры, особенно отечественной, стала ныне одной из самых популярных научных дисциплин. Прошлое народа, корни его культуры, древние предания и поверья, памятники старины вызывают у нас живейший интерес. Чего в этом интересе больше — проснувшегося национального самосознания, чувства вины за долгое культурное беспамятство, страха перед настоящим или неверия в будущее? Очевидно, всего вместе, но в первую очередь осознания глубинной связи между собственной судьбой и судьбой своей культуры. Народ жив, пока жива его культура,— таков символ веры современного человека, в котором надежда на культуру сильнее надежды на государство, партии, вождей, передовые учения, во что еще безоговорочно верили совсем недавно. Общая вера в культуру должна быть подкреплена, однако, нашей личной уверенностью в своей действительной, а не мнимой причастности к ней. Ведь связь с культурой никому не гарантирована автоматически, в силу, так сказать, текущей в нас крови или заложенных генов. Нельзя причислять себя к русской культуре только на основании своего русского происхождения. Быть русским по крови и русским но культуре — разные вещи. И не так уж редко тс и другие вступали друг с другом в непримиримый конфликт. Разве не «чистотой» русской культуры оправдывалась печально известная травля «безродных космополитов»? Много ли славы принесла она русской культуре? И кем были участники и зачинатели этой травли — русскими по культуре или только по крови? Бесспорно, надо знать свою культуру. Но только ли посредством знания мы связаны с ней? Можно знать ислам и не быть мусульманином. Знание в равной степени обращено как к своей, так и к чужой культуре: оно нейтрально по отношению к разделяющей их черте. Знание делает человека ученым, а ученость — отнюдь не единственный признак культурности. Знать культуру и быть в культуре — не одно и то же, хотя между тем и другим существует несомненная связь. Соответственно необходимо различать знание о культуре, даваемое научными изысканиями, и осознание своей личной причастности к ней — то, что можно назвать культурным самосознанием личности. Потребность в таком самосознании весьма велика у современного человека, озабоченного своей культурной генеалогией. Во всяком случае, вопрос о собственной культурной принадлежности решается в наше время на уровне не только страны, народа в целом, но и каждого отдельного человека. Народ обладает культурным самосознанием просто в силу того, что живет в своей культуре; его самосознание неотделимо от его существования. Но там, где народ перестает быть этнически однородной массой, «расщепляясь» на множество образующих его индивидов с их уже не общей, а личной судьбой, культурное самосознание обретает значение самостоятельной проблемы, причем встающей перед каждым. В этом случае, говоря о «своей культуре», нельзя сослаться на факт проживания в данной местности или среди данного народа. В современном обществе с его расширившимися коммуникациями и постоянной миграцией людей из одной местности в другую проблема культурного самоопределения требует от каждого сугубо личного решения, самостоятельных действий и усилий. КОНФРОНТАЦИЯ ИЛИ СОЮЗ? Обычно мы отождествляем себя с культурой, которую отличаем от других по ее национальным признакам и свойствам. «Моя культура» — это прежде всего культура народа, на языке которого говоришь, среди которого вырос и сформировался как личность. Связь с собственной национальной культурой осознается как наиболее близкая и понятная нам связь. Но в чем конкретно она состоит? На первый взгляд, главное здесь — верность тем традициям, которыми живет народ на протяжении своей истории и которые сохраняются в его культурной памяти. По словам Д. С. Лихачева, одна из величайших основ, на которых зиждется культура,— память. Определение культуры через память чрезвычайно распространено в наше время, страдающее беспамятством. Но только ли традиция связывает нас с собственной культурой? В какой мере наша культура исчерпывается сохраняющимся в памяти народа ее традиционным содержанием? И может ли современная культура ограничиваться этим содержанием? Для кого-то здесь нет проблемы. Но она есть. Современность и традиционность — не родные сестры. То. что пригодно для вчерашней жизни, может оказаться непригодным для жизни сегодняшней и даже вступать с ней в противоречие. В культуре мы ищем не только связь с прошлым, но и с настоящим. Без такой связи она может иметь значение лишь музейной реликвии, экзотической редкости, объекта этнографического интереса, но никак не современной культуры. Во всяком случае, любая дожившая до наших дней культура еще должна доказать свою современность перед лицом созданной XX веком новой реальности и тех проблем, которые он поставил перед человечеством. Испытание культуры современностью — решающее условие не только ее сохранения и выживания, но и нашего собственного культурного выбора. Вот почему вопрос о «моей культуре» — всегда новый вопрос, решаемый каждый раз не только посредством памяти, но и с учетом того, что несет с собой современность. Встреча культуры с современностью —- отнюдь не безболезненный и однозначный процесс. Недаром она вызывает в общественном сознании весьма противоречивые настроения и мнения. Одни оценивают результат такой встречи как кризис культуры и даже как ее катастрофу, другие видят в ней революцию, рождение новой культуры. Вот один лишь пример. Ученый-математик И. Шафаре-вич, обеспокоенный судьбой культуры в современном мире, рассматривает главную угрозу ее существованию в рожденной нашим веком «технической цивилизации», пришедшей на смену той, которую он называет «крестьянской». «В истории,— пишет он,— бывают линии развития, кончающиеся неудачей. Похоже, что такова и линия развития технологической цивилизации, основанная на идеологии научно-технической утопии. С той, однако, лишь ей присущей особенностью, что ее неудача грозит гибелью не только этой '■> Заказ 3926 локальной (земледельческой.— В. М.) культуре, а всему человечеству и всему живому на Земле»1. Некоторая прямолинейность, с которой ученый отвергает существующую цивилизацию, увы, не освобождает его от утопии, а приводит к той ее разновидности, которую можно было бы назвать утопией романтической, обращенной вспять, доказывающей культурное превосходство патриархальной деревни над современным обществом. И таких примеров идеализации культурного прошлого в нашей публицистической, художественной и общественной мысли можно привести великое множество. Любой вид утопизма, будь то буржуазно-просветительский, романтический, технократический или социалистический, есть прямой результат недооценки настоящего, отрицания его позитивного смысла. Утопизм вообще — следствие нигилизма по отношению к настоящему, независимо от того, в какую сторону он обращен — к будущему или прошлому. Если мы полностью отрицаем какой-либо культурный смысл современной цивилизации (как бы безотрадно ни выглядели ее отдельные проявления), если мы сталкиваем цивилизацию в непримиримом конфликте с культурой, то тогда, желая избежать утопизма, мы автоматически подписываем культуре смертный приговор, обрекаем ее на неизбежный конец. Собственно, так и сделал О. Шпенглер в своем «Закате Европы», а вместе с ним и все те, кто любит культуру не за то, чем она является сегодня, а за то, чем она была вчера. Никто из серьезных ученых, конечно, не думает о возможности буквального «возрождения» в наши дни древневосточной, античной или средневековой культуры, что, разумеется, не означает отрицания непреходящего культурного значения каждой из них. В истории все бывает только один раз, и опыт патриархального крестьянина столь же уникален, как и опыт гражданина античного «полиса», средневекового ремесленника или русского интеллигента XIX века. Сохранить и использовать этот опыт в современной культуре можно и необходимо, повторить нельзя. Культурный опыт былых эпох продолжает жить в культуре более позднего времени в совершенно преобразованном виде, а подчас и с совершенно иным смыслом. Действительной задачей для культуролога является сегодня не отлучение цивилизации от культуры, а поиск, обнаружение ее собственного культурного смысла, заключенного в ней культурного вызова, ее новой культурной «парадигмы». Современная цивилизация, будучи действительно причиной кризиса некоторых элементов старой культуры, порождает одновременно и новые возможности культурного развития, является не угрозой, а гарантом ее дальнейшего существования. В любой национальной культуре следует видеть поэтому не линию обороны против наступающей цивилизации, а скорее тот исходный рубеж, откуда ведется это наступление, далеко еще не законченное и в наше время. Циви- 1 Шафаревич И. Две дороги - к одному обиыву//Новый мир. 1989..N» 7. С. 159. лизация и культура — не противники, а союзники, хотя их союз требует от каждой из них уступок и взаимопонимания. И если мы хотим иметь будущее, то должны стремиться к примирению настоящего с прошлым, к разумному компромиссу между ними. Но как возможна связь настоящего с прошлым, когда настоящее представляет собой не буквальное повторение прошлого, его простое копирование, а нечто принципиально новое? Как избежать тех крайностей, которые действительно угрожают нам в этой ситуации? Об одной из них, когда настоящее отвергается во имя прошлого, уже говорилось. Другой крайностью, хорошо известной из нашей недавней истории, является тотальное отрицание прошлого, насильственный обрыв традиции, приводящий на практике к варварскому разрушению старой культуры. Кто стоит за этим разрушением, какие силы его вызывают? Можно, конечно, винить но всем тех. кто, разделяя веру в «научно-техническую утопию» и индустриализацию, хотел как можно скорее и любой ценой превратить нашу страну в промы тленно развитую державу. Однако, выдвигая такое обвинение, следует все-таки проводить различие между сталинской индустриализацией и современной цивилизацией. между средствами, какими решалась эта задача, и самой задачей. Для крестьянской России с ее великим народом и великой культурой, утверждают некоторые ревнители старины, нечего было идти по пути индустриально развитых стран Запада. Ей был уготован другой путь, другое будущее, другое историческое предназначение, лежащее не столько в сфере научно-технических, экономических и политических преобразований, сколько в области духа и религиозно-нравственных исканий. Сторонников такой точки зрения очень много. И большинство из них трагедию, постигшую нашу культуру, считают расплатой за уклонение от этого пути, за измену исторической миссии России. Здесь противопоставление цивилизации и культуры идет уже по национальному признаку: цивилизация с ее «низменными» материальными интересами, с ее стремлением к вещному богатству и бытовому комфорту, к насыщению человеческой жизни потребительскими благами — это для них, для «обуржуазившихся» народов и стран Европы. Наше же призвание — это культура, духовная полнота жизни, нравственное совершенство личности. Что и говорить, цели неплохие, но во что они превращаются там, где большинство должно тратить всю свою энергию для иод-держания элементарного уровня жизни, где бедность, социальная незащищенность, отсутствие обеспеченного будущего удел многих? Не является ли в этих условиях призыв к нравственно совершенной жизни еще большей утопией, чем стремление создать для такой жизни необходимые материальные предпосылки? Любая попытка оторвать культуру от цивилизации превращает в утопию саму идею культуры, ибо культура нуждается в цивилизации в той же мере, в какой душа и дух нуждаются в теле. Цивилизация — это тело культуры, ее материальный носитель, имеющий, разумеется, не природный, а социальный источник происхождения. Вез- духовная цивилизация — страшная вещь, но антиподом ее является не бестелесный дух, не культура, лишенная своей материальной оболочки. Как показывает опыт культурного развития, в наше время хуже всего обстоит дело с культурой в тех странах, которые лишены благ современной цивилизации. Тот, кто бывал в индустриально развитых странах Запада и Востока (например, в Японии), хорошо знает, как там умеют беречь старину, хранить памятники истории и культуры, поддерживать традиции и обычаи национальной жизни. Пока мы разглагольствуем о враждебности цивилизации культуре, именно цивилизованные страны демонстрируют нам образец заботливого отношения к культуре прошлого, так что нам в нашем культурном беспамятстве и пренебрежении к прошлому некого винить, кроме как самих себя, свою отсталость и нециви-лизованиость. Мы губим свою культуру не тем, что оторвались от прошлого и поддались соблазнам современной жизни, а тем, что никак из этого прошлого не можем выйти, не можем в полной мере стать цивилизованной страной. Культурный вандализм, ведущий к разрушению культурных ценностей, свойствен людям, не усвоившим навыков цивилизованной жизни, не способным жить по нормам цивилизованного общества. Мы чересчур цивилизованы, но еще недостаточно культурны — так когда-то характеризовал Кант состояние современной ему Европы. По его мнению, от цивилизации путь идет к еще более высокой культуре, понимаемой как нравственное совершенство каждого человека. Мы слишком цивилизованы, чтобы быть культурными, как бы возражал ему О. Шпенглер, усматривая в цивилизации завершение, конец культуры. Мы недостаточно цивилизованы, чтобы ценить и хранить нашу культуру,— так можно охарактеризовать то, что происходило и происходит в нашей стране. Нельзя сохранить связь с культурным прошлым, культурную преемственность, топчась на месте, оставаясь долго в состоянии исторической неподвижности и социального застоя. Верность традициям не может быть обеспечена пренебрежением к запросам реального развития, к новым требованиям и веяниям времени. Живя в истории, вообще нельзя претендовать на вечность, ничего не меняющую в нашем бытии и сознании. Вечность хороша для иных миров, если они существуют, но не для этого. Способность меняться, становиться иным — необходимое для каждого народа условие его исторического выживания и самосохранения. Да и культурная память необходима, кстати, тем, кто не просто пребывает в неподвижном состоянии, а движется дальше, все больше удаляясь от изначальной точки. Согласование нашей культурной традиции с тем цивилизационным путем развития общества, на который мы все-таки должны вступить, но пока еще никак вступить не можем, и есть, видимо, та главная проблема, которая сегодня встала перед нами в своем полном объеме и во всей своей сложности. Здесь необходимо внести важное уточнение. Под современной цивилизацией нами понимается не столько научно-технический прогресс, к которому ее обычно сводят, сколько то, что вызывает этот прогресс,— современное гражданское общество с его свободной от государственного вмешательства экономикой и правовыми институтами. Наука и техника — лишь одно из орудий цивилизации, но не сама цивилизация. Цивилизация не сводится к индустриализации (сегодня, например, уже говорят о постиндустриальном обществе), хотя на определенном витке цивилизационного развития промышленная индустрия является ее главной материальной опорой. Переход от аграрного общества к индустриальному, предполагающий наличие в обществе гражданских прав и свобод,— во многом еще не решенная нами историческая задача. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |