|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Волгодонский инженерно-технический институт – филиал НИЯУ МИФИ 18 страницаВозникает парадоксальная ситуация: цивилизация, порождая автономию индивидуальных воль и тем самым обеспечивая переход от этнической общности людей к их национальной консолидации, одновременно с этим (и в силу этого) порождает и более всеобщую, можно сказать, универсальную систему оценок и связей, выходящую за рамки обособленного национального существования. Нация оказывается своеобразной исторически переходной формой от былой этнической разобщенности людей (их разделения по этническому признаку) к их все более всеобщему, универсальному объединению в планетарном масштабе. A. А. ГУСЕЙНОВ, B. М. МЕЖУ ЕВ, О ПАРТИИ И ПАРТИЙНЫХ НРАВАХ О tempore! О mores! ЦИЦЕРОН КПСС нуждается в очищении — прежде всего нравственном, это сегодня уже ясно всем, в том числе и самой партии. Не все, однако, понимают, что возрождение партии требует кардинальной перестройки ее структур, деятельности, самого положения в обществе. Мы солидарны с теми, кто ставит вопрос об ответственности и вине (в политическом смысле) партии за судьбу страны, за ее семидесятилетнюю историю и нынешнее состояние. Нравственное здоровье отдельного человека или целой общественной организации определяется отношением к собственной деятельности, способностью посмотреть на себя со стороны — глазами тех, кому они служат, кем взяли на себя труд управлять и руководить, готовностью увидеть себя в этом «зеркале» без прикрас. Исходя из этого, мы уверены, говорить надо об ошибках партии, а не только ее лидеров в тот или иной период, будь то Сталин, Хрущев, Брежнев или Горбачев. Ничуть не отрицая необходимости выявлять ответственность конкретных лиц за конкретные дела и решения, надо пойти дальше и поставить вопрос об ответственности самой партии, ее идеологии. Об ее организационных структурах, месте и роли в составе общественных сил. И тогда выяснится, что надо менять нечто большее, чем плохих работников на хороших, что перестройка партии не может свестись к повышению активности рядовых ее членов и различных общественных комиссий при партийных комитетах. Или даже к простому сокращению аппарата. Нет, вопрос стоит гораздо глубже и серьезней. ПАРТИЯ ИЛИ СУПЕРВЕДОМСТВО? Основные нравственные претензии, которые сегодня общественность предъявляет партии, можно было бы выразить двумя словами: привилегированный партаппарат. Насколько этот, диагноз точен? И действительно ли партаппарат (во всяком случае, часть его) своим образом жизни выделяется из массы населения? Трезвый анализ склоняет к утвердительному ответу на эти вопросы. В рамках административно-командной системы, которая окончательно сложилась к началу 30-х годов, а в последующие два десятилетия закостенела до такой твердости, что ее, несмотря на почти всеобщие усилия, никак не удается разбить до сих пор, произошла глубокая трансформация или, как в таких случаях говорят, перерождение партии. Из политической организации она превратилась в управленческую. Партия стала в стране своего рода верховным управляющим. В существенной мере она вообще перестала быть партией. И в этом заключена своя жесткая логика. В условиях, когда стимулы общественной активности носят по преимуществу внешне принудительный характер, нужна последняя принуждающая инстанция. Когда общественная жизнь замешана на корпоративно-ведомственных интересах, то для ее целостности требуется особое ведомство. Всякая пирамида, в том числе социальная, стягивается в последнюю, вершинную точку. Партия как раз и стала такой сверхинстанцией и суперведомством, последней ступенью социальной иерархии. Чтобы успешно выполнять эту роль несущей конструкции всего общественного здания, партии требуется особый, постоянно действующий аппарат, который является большим по численности и разветвленным настолько, чтобы обозревать своим оком все общественное пространство, и полномочным по функциям, представляющим партию в повседневной жизни. Аппарат контролирует выполнение партийных решений (директив — как иногда язык точно выражает существо дела!). Он от имени партии следит за общественной ситуацией, работой учреждений и поведением лиц, поощряет и наказывает, надсматривает за всем и вся, являясь своего рода политической опричниной. Аппарат со временем превратился в настолько мощную и действенную силу, что неизбежно подменяет собой партию. Та узурпация партийной воли аппаратом, которая произошла в 20—30-е годы и связана с именем Сталина, явилась составной частью, а говоря точнее, кульминацией, завершением процесса становления административно-командной системы. С тех пор и вплоть до настоящего времени в нашей стране власть партии, если брать реальное содержание, а не формальную атрибутику, есть власть аппарата. Обыденное сознание, как правило, отождествляя партию с партийными комитетами, вполне точно выражает реальное положение дел. Итак, партаппарат находится за государством и обществом, точнее, над ними в качестве силы, определяющей и контролирующей их деятельность. Именно из-за этого совершенно уникального положения и для того, чтобы обеспечить свою дееспособность в качестве сверхкомандной инстанции — гарантировать свободу принятия решений, сохранять вневедомственный статус, партаппарат вынужденно тяготеет к замкнутости, своеобразной сословности. Признаки такой эзотеричности очевидны: партаппарат вместе с подотчетной ему номенклатурой образует особый круг общения, со своими знаками «посвященности»; в каком-то смысле он оказывается вне государственной юрисдикции («телефонное пра- во», невозможность обжалования партийных решений в суде и т. д.): даже высокая, но, самое главное, никак не увязанная с практической результативностью работы материальная обеспеченность партаппарата имеет функциональный смысл — призвана предохранять его (хотя, как мы знаем, далеко не всегда предохраняет) от соблазнов коррупции. Словом, высказанная здесь в общей форме мысль, которая в дальнейшем будет конкретизироваться, состоит в следующем: бросающиеся в глаза и раздражающие людей особенности партийных нравов (то, что обычно именуется привилегиями) являются социальными качествами, предопределяющимися ролью и функцией партаппарата в общественной системе. Для того чтобы хорошо делать свое дело (контролировать), партаппарат должен быть независим от тех, кем он командует. Одна из специфических особенностей партаппарата как социального института — универсализм, отсутствие четких границ компетенции. Партаппарат приводит к единому основанию разные интересы, преодолевает ведомственные барьеры, в силу чего одни и те же лица принимают решения по самым разнообразным вопросам. Положение партийного работника высокого ранга таково, как если бы он был воплощенным идеалом всесторонней образованности. Утром он мог утвердить приоритетные направления научных исследований, днем провести совещание по производству комбикормов, вечером решить судьбу театральной постановки. И каждый раз делалось это твердо, с полным сознанием того, что только он и может выносить окончательные суждения по важным вопросам (во всяком случае так было до последнего времени). При такой постановке дела о профессионально взвешенных, грамотных решениях, конечно, не могло быть и речи. Так непрофессионализм становился своего рода профессиональным качеством партработников, у них вырабатывалась своеобразная, почти лишенная сомнений «начальническая психология», та единственная в своем роде самоуверенность, которая только и проистекает из дилетантизма и неведения. Таким образом сформировался тип партработника, внутренне готового к любому назначению и уверенного, что он может руководить любым делом. И эта черта, какой бы с чисто психологической точки зрения она ни казалась, имеет вполне определенный смысл, ибо она необходима для того, чтобы овладеть той универсальной тайной, которая является движущей силой любого дела. Это только на первый взгляд кажется, что партаппарат занимается всем. У него есть свое собственное дело, свое предназначение. Это— власть, распределение власти, «подбор и расстановка кадров», «согласование», «рекомендации» и т. д. С этой точки зрения материальные привилегии есть лишь соответствующий духу времени знак власти, такой же, каким были в свое время наглухо застегнутый френч, вообще пролетарско-аскетичёская манера поведения; эти привилегии можно отменить, вернуться к партмаксимуму или придумать еще что-нибудь в этом роде, но привилегированность партаппарата как таковая тем самым не была бы в основе поколеблена. Ибо высшая и неотчуждаемая его привилегия — власть, право принимать последние, окончательные решения. Можно даже высказать парадоксальное и тем не менее правдоподобное суждение: тяга партаппарата к материальным благам (дачам, домам повышенной комфортности и т. д.) ослабляет его властную волю. В этом смысле Сталин, находившийся на государственном обеспечении, и секретари райкомов, получавшие от него «пакеты»,— более адекватные фигуры. Хрущев, отменяя и то и другое, руководствовался, надо думать, благими намерениями, «добился» же он в результате иного — того, что пришедший ему на смену новый генсек устроил себе и другим обеспечение похлеще того «государственного». Пожелания и призывы, чтобы партийные руководители по психологии и образу жизни были «как все», практиковали демократичные нравы, вполне понятны. Но, увы, они являются благими. При административно-командном устройстве общественных дел и той роли, которую в этом устройстве выполняет партаппарат, они не могут быть как все, ибо положение их особое. Совершенно особая роль партии (и аппарата как ее полномочного представителя) в административно-командной системе не укладывается в традиционные представления о государстве и управлении. В классической политической схеме Платона выделены три функции государства — управления, охраны, производства, которым соответствуют сословия мудрецов, стражей и производителей. В этой схеме идея властвования не зафиксирована социологически: правители правят, властвуют, они властвующие люди, но не носители идеи власти. Особенность же партаппарата в том, что он не властвует так, как властвует или (употребим более привычное слово) руководит, скажем, министр или директор предприятия, отвечая за какое-то конкретное дело, успех или неуспех которого может служить критерием успешности руководства. Партаппарат именно распределяет власть (готовит решения, раздает награды, формирует делегации и т. д.). Для выполнения этой задачи самыми важными являются отношения внутри аппарата, ибо от места в их структуре зависит находящаяся в распоряжении сумма власти («номенклатура райкома», «номенклатура обкома» и т. п.). Власть самодостаточна, и ее носители заняты прежде всего выяснением отношений между собой. И, как неизбежное следствие этого, страдает дело. Партаппарат находится за сценой, его часто вообще не видно, но нити находятся в его руках, он движет фигурами. В силу этого уникального положения работники партаппарата волей-неволей приобретают некое самосознание изначальной правоты, которое сохраняется даже в том случае, если в содержательном смысле оно не подтверждается ничем, кроме того, что их слово и воля становятся законом поведения для всех остальных. Вспомним хотя бы, сколько за последние десятилетия, начиная с потрясающего по своей некомпетентности лозунга — за два-три года догнать и перегнать Америку по производству мяса, молока и масла на душу населе- ния,— принималось у нас решений по сельскому хозяйству. И как блестяще, как чисто они проваливались! Последнее тому свидетельство — продовольственная программа и история с агропро-мами. Но каждый раз те же самые органы, а часто и те же самые лица, словно ничего не произошло, принимали новые решения и гордо давали новые обещания в полной уверенности, что занимаются своим делом и что только от них может исходить истина. И без такой уверенности, без сознания своей изначальной правоты они, надо думать, просто не смогли бы выполнять свою роль. Такого рода самоуверенность партаппарата так и хочется назвать чванством. Но это была бы ошибка, ибо речь здесь если и идет о чванстве, то совершенно особом, коммунистическом чванстве, против которого резко выступал В. И. Ленин. Оно имеет идейные корни, обрамлено целой философией: свое особое положение и особые права партаппарат обосновывал апелляциями к коммунистической идее, марксистско-ленинскому учению, возведенному в ранг государственной идеологии, подвергнувшись предварительно по крайней мере двум варварским операциям. Во-первых, марксизм-ленинизм рассматривался как совокупность определенных догм универсальной значимости. Так, знаменитые четыре сталинские черты диалектики, а еще больше сама манера прямо прилагать общие философские положения к рассмотрению конкретных фактов были своего рода методологическим каркасом административно-бюрократической системы. Утверждение, что марксизм-ленинизм есть всепобеждающее учение, не было простой метафорой или лозунгом, а понималось буквально. Мыслилось, что одного марксизма вполне достаточно, чтобы успешно решать все принципиальные вопросы, будь то в машиностроении, агробиологии, языкознании или любой другой сфере. Во-вторых, мало того, что живое учение препарировалось на ряд мертвых формул, требовалось еще стоять на страже их чистоты и внедрять в сознание граждан. Эту-то роль толкователя и охранителя учения и принял на себя партаппарат, дополняя свою функцию верховного управителя функцией своеобразного верховного жреца. При этом самоуверенность ему придает сознание, что он выступает от имени «единственно верного» учения, «залога всех побед». О том, какое витальное значение в дееспособности аппарата играет эта привилегия, свидетельствует, к примеру, бдительность, с какой он всегда следил и следит за точным воспроизведением всяких идеологических формул. Партаппарат создал такую духовную ситуацию, когда его право быть руководящей силой общества, само его существование возвышается до уровня исторической миссии. Когда задумываешься над тем, откуда у многих партийных работников такая хозяйская уверенность и не считающаяся ни с чем решительность в осуществлении своих замыслов, на что опирается чувство своей предопределенной правоты, как бы дозволяющее подниматься над законами и моральными нормами, то невольно приходишь к выводу, что многое завязано на сознании коммунистической исключительности. Без этого, например, не понять, почему карта страны так быстро покрылась «Сталинградами», «Троцкими», «Куйбышевами», «Ки-ровсками» и т. д., не понять бесовскую вседозволенность 30-х годов и многое другое. Это была, конечно, фальшь или, в лучшем случае, социальное ослепление. Фактически такое поведение находится в вопиющем противоречии с самой идеей коммунизма, неотделимо сопричастной мысли о равенстве. И нет ничего более далекого от коммунистической нравственности, чем сознание собственной исключительности, избранности. НРАВСТВЕННОЕ ОЧИЩЕНИЕ ПАРТИИ КАК ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОБНОВЛЕНИЕ Советскую этическую науку вполне справедливо упрекают в схоластике. Но иногда она говорит очень правильные вещи. Так, задавшись вопросом, что такое партийная этика, она пришла к выводу, что это разновидность профессиональной морали, наподобие, скажем, медицинской этики. Под партийной этикой в таком случае понимается совокупность моральных представлений и форм поведения, свойственных профессии партийного работника. Точная констатация. Но она же является одновременно суровым приговором. В самом деле, если есть особая профессиональная мораль, значит, есть и особые интересы, которые она фиксирует. Кстати заметить, это в ряде случаев косвенно признается. А это не очень вяжется с тем, что она определяет себя как «совесть эпохи», обязуясь тем самым задавать общезначимые образцы морали. Основную задачу нравственного оздоровления партии можно было бы определить как преодоление партийной этики в профессиональном, цеховом, ведомственном смысле слова, как отказ от психологии и морали исключительности, избранности. Во всех цивилизованных странах от политических активистов, претендующих на руководящую роль, ожидают соблюдения общепринятых в обществе норм достойного поведения; считается (и вполне оправданно!), что общечеловеческие требования честности, порядочности являются для них более обязательными, чем для лиц, которые не берут на себя претензий выражать общую волю, заведовать общими делами общества. Что касается членов коммунистических партий, то от них сверх того ждут еще известного героизма. Их поведение и в самом деле должно быть «особенным» в смысле отклонения от среднедопустимого уровня, но не вниз, а вверх, не в сторону вседозволенности, а в сторону сдержанности. Коммунистич-ность поведения всегда связана с бескорыстием. Это вытекает из самого определения. В течение долгого периода партийная идеология насаждала образ коммуниста, большевика как человека особого склада, у которого нет никаких привилегий, кроме одной — быть впереди, там, где трудно. Справедливо критикуя такие представления, было бы неверным снижать нравственные критерии оценки политических деятелей до среднестатистического уровня. Нет, с политического деятеля, с члена Коммунистической партии нравственный спрос намного выше, чем с обычных людей, живущих своими частными интересами. Вопрос о том, какого рода нравственное очищение требуется партии, достаточно очевиден. Значительно более трудной, сопряженной с исторически унаследованными иллюзиями является проблема путей достижения этого. Обычное решение сводится к тому, что необходимо вести прямую, последовательную, бескомпромиссную борьбу за чистоту партийных рядов, что нужно повысить спрос с коммунистов, усилить контроль за их поведением, поставить барьеры на пути карьеристов и т. д. Все эти вещи очень важны. И в самом деле, может быть, следует ввести какие-то четко обозначенные для всех членов партии ограничения в материальных притязаниях и жажде славы, удерживающие их поведение в надлежащих границах скромности. Почему, например, не отказаться от практики награждения орденами и медалями партийных работников? Или почему не практиковать помимо партвзносов обязательные ежемесячные и вполне ощутимые (до 10 и более процентов) отчисления с зарплаты и других форм доходов членов партии в пользу обездоленных граждан? Можно даже установить более жесткие и неотвратимые кары для членов партии за злоупотребления служебным положением в личных и корыстных целях. Такого рода мероприятия будут, видимо, полезны, но они не решат дела. Непосредственная нравственно-очистительная работа не может быть ни единственным, ни основным направлением борьбы за нравственное здоровье партии. Это тот случай, когда прямой путь к цели не является самым коротким. Достаточно сказать, что именно он, этот прямой путь «бескомпромиссной» борьбы с нарушениями норм коммунистической этики, практиковался на протяжении всей 73-летней истории нашей партии в качестве правящей, руководящей силы общества. Этому были подчинены и чистки, и создание особых контрольных органов, и обмен партбилетов, и многое другое. Много было положено трудов, проявлено выдумки, но преодолеть или хотя бы даже сдержать рост нравственно негативных явлений такими мерами не удавалось. Это очень важный урок истории партии, который совершенно не учитывают те, кто и сегодня возлагает все надежды на старые методы, желает воссоздать независимые контрольные органы, провести «общественно-политическую аттестацию» коммунистов. Основное, решающее, более того, единственно возможное и верное, как нам представляется, направление борьбы с поразившими партию нравственными недугами — это демократизация, которая требует коренного изменения и внутрипартийной жизни, и места партии в обществе. Демократизация самой партии имеет сегодня совершенно конкретную целевую установку. Это прежде всего и главным образом перераспределение в партии власти между, если воспользоваться терминологией 20-х годов, «верхами» и «низами» в пользу «ни- зов». Речь идет в известном смысле о восстановлении партии как политической организации, союза единомышленников в понимании путей общественного развития. Ее решение предполагает кардинальное, качественное, подлинно революционное изменение соотношения партии и социалистического государства. Долгое время правящая — «руководящая и направляющая» — роль партии в обществе понималась нами и реально протекала как ее прямая власть над обществом и государством. Партия отдает приказы, а все остальные их выполняют. Потому-то ее и стали олицетворять те, кто отдает приказы — аппарат, номенклатура. Нетрудно заметить, что здесь на отношение партии к общественным и государственным институтам были перенесены все черты командно-административного управления. Не случайно в общественном сознании сформировалось отношение к партийным работникам не как к политическим лидерам страны, а как к большим начальникам, командирам, чем-то напоминающим армейское начальство. Подобно тому как генерал для солдата — не политик, а командир, партийный деятель в глазах многих стал тоже чем-то вроде партийного командира, а сама партия и ее органы обрели значение партийных штабов, отдающих приказы. О том, что партия имеет отношение к политике, напоминает лишь один высший партийный орган — Политбюро, тогда как во всех остальных звеньях партийной системы эта связь полностью утратилась. Не потому ли, что вся политика партии действительно была сосредоточена лишь в руках этого органа? Надо сказать, что многие партийные работники охотно поддерживали подобное представление о своем месте в обществе. Если партия держится в обществе на приказе, то как должен смотреть на себя тот, кто отдает эти приказы? Идея правящей партии I! сознании таких работников постепенно трансформировалась в идею руководящей роли партийных деятелей, в их право на власть в обществе, ограниченное лишь занимаемыми ими партийными постами. Чем выше пост, тем больше власти. Стоит ли говорить о том, что авангардная роль партии, если иметь в виду норму, а не казарменно деформированную практику, принадлежит не отдельным членам партии, даже самым высокопоставленным, а всей партии в целом. Партия выступает здесь как единая политическая организация, представленная всеми ее членами, а не только руководством — выбранным и назначенным. Власть этого руководства, коль скоро она имеет место, не должна распространяться за пределы партии, да и внутри нее должна быть по возможности ограничена. Ни один член партии сам по себе, какой бы пост он в ней ни занимал, не имеет и не должен иметь никакой власти в обществе и государстве. Эту власть он может получить, лишь будучи выбран в законодательный или исполнительный орган государственной власти, да и то лишь в пределах той функции, которая предусмотрена данным органом. Иными словами, даже в условиях однопартийной системы партия, если она является партией по существу, а не только по названию, обеспечивает свой доступ к власти тем же путем, что и любая другая обществен- ная организация,— путем свободных выборов, завоеванием большинства в Советах — местных и высших. Это единственно возможный путь, позволяющий сохранять демократическую систему. Партия потому и есть партия, что осуществляет свои руководящие функции не через механизм власти, а через механизм выработки и принятия политических решений. Она как бы берет на себя роль политического мозга страны, ее политического лидера. Вместе с тем она берет на себя и ответственность за правильность принимаемых решений, за их соответствие требованиям времени. А критерием правильности ее политической линии, избранного ею политического курса может и должен служить только ее успех на выборах, дающий ей доступ к реальной политической власти. Власть, если угодно, здесь становится своеобразной наградой за правильно выработанную политику, соответствующую чаяниям и потребностям большинства избирателей. Чем точнее политика, тем больше власти. В традиционных обществах правящее сословие (наследственная аристократия) еще могло сочетать свою политическую функцию со сравнительно легкой, беззаботной жизнью, но в современном обществе политика — огромный ежедневный труд и, кроме того, еще большой риск. Партия должна, что называется, постоянно ставить себя на коп. Она никогда и нигде не должна быть органом власти, она, если хотите, всегда орган борьбы за власть. Революция приводит к власти не партию, а класс, а партия обретает характер правящей не в силу завоеванной классом власти, а в силу своей идейной, политической связи с классом, со всеми трудящимися, которую после революции она должна постоянно подтверждать, в том числе и путем выборов. Ведь не только партия должна считать себя политическим авангардом класса, но и сам класс должен так думать п иметь возможность выражать это свое мнение. В таком соотношении партии и власти перед первой всегда будет стоять угроза потери власти, которая, однако, как показывает исторический опыт, для общества менее опасна, чем узурпация, монополизация партией власти. И только наличие такой реальной угрозы может, на наш взгляд, стимулировать политическую активность партии, повысить ее творческий и теоретический потенциал, стать источником ее действительной демократизации и нравственного здоровья. Именно и только в ситуации необходимости постоянной борьбы за власть, неустанной заботы о сохранении своей правящей роли изменится и моральный климат внутри партии, повысится чувство ответственности у каждого члена партии — от рядового до руководителя, произойдет действительное, а не мнимое ее сплочение. В итоге она станет тем, чем и должна быть на деле — партией единомышленников, где каждый голос, каждое мнение имеет провс па существование, где аппарат не командует рядовыми, а чутко прислушивается к их настроениям и пожеланиям. Да и аппарат утрачивает здесь какие-либо командно-властные, административно-полномочные функции по отношению к членам партии, оставаясь лишь организационной силой, существую- щей за счет партийных взносов и выполняющей в основном технические, секретарские (в этимологическом смысле этого слова) функции. Ибо главное назначение партии — выработка политики — осуществляется здесь не отдельными избранными, а всем составом партии. Если же политика только прерогатива высших органов и аппарата партии, то тогда зачем нужны все остальные члены партии? Она вполне могла бы сократиться до размеров самого аппарата. Требуя от рядовых членов политической сознательности, мы должны понимать под последней не беспрекословное выполнение указаний вышестоящих партийных инстанций, а способность реально участвовать в разработке политики, в принятии и утверждении политических решений. Право на политически активную деятельность — разумеется, в рамках исходных программных установок — вот что должно давать членство в партии. И в этом смысле голос каждого член» партии — от секретаря до рядового — имеет равную силу и значение. В политической жизни партии все равны, что, конечно, не исключает определенных норм дисциплинарного поведения, также одинаковых для всех. Партия, не претендующая на монополизацию власти в обществе, не должна строиться и внутри себя как властная организация. Право большинства на принятие решения должно сопровождаться в ней признанием права меньшинства на сохранение и отстаивание своей точки зрения. Только так партия сможет включать ь себя и представлять не противоречащий ее программе широкий спектр мнений и позиций, что, несомненно, усиливает ее шансы и в предвыборной борьбе, в борьбе за власть. Общность, единство взглядов членов партии определяется только ее программой и ничем больше. По любому другому более конкретному вопросу каждый член партии может и даже обязан иметь собственное мнение, действовать самостоятельно в соответствии со своим убеждением. И никто — никакой партийный чин — ему в этом не указ. Только такая широко и свободно мыслящая партия способна, мы уверены, сохранить сегодня свое влияние на умы людей. ОТ КАСТОВЫХ НРАВОВ К ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МОРАЛИ Критика партаппарата может прозвучать обидой для партийных работников, многие из которых несомненно являются людьми "сетными, работают самоотверженно, не зная спокойных семейных вечеров и выходных дней, а незначительные льготы воспринимают как слабую и неадекватную компенсацию за их тя-■;;<'.-|гйший по нынешним временам неблагодарный труд. Вот их-то писай не хотелось обидеть. Конечно, ье рашидовы и медуновы сим г.олизируют нравственный облик сегодняшних партийных работников. Волес того, мы вполне готовы согласиться, что по личным моральным качествам партийные работники в массе своей могут оыть выше любой другой профессиональной группы населения. Но это не имеет прямого отношения к предмету наших размышлений, в частности к анализу партаппарата как определенного социального института. Наша мысль проста и откровенна: судьба партаппарата в его нынешних функциях неотделима от судьбы административно-командной системы. И именно этим вызвано общественное недоверие к нему. Чтобы вообще устранить возможные обиды и не отсекать партработников от перестройки, нельзя представлять дело таким образом, будто подмявший под себя партию партаппарат был источником только плохого в административно-командной системе. Нет, хорошее в ней — тоже от него. Без дисциплинированного, фанатично преданного делу, беспощадного к себе и другим партаппарата, готового на все во имя выполнения вышестоящей партийной воли, удивительным образом переплавлявшего в своем сознании индивидуальные страдания и трагические изломы судеб в памятник общей победы, даже в дебрях ГУЛАГа сохранявшего верность идее и «вождю», которые в силу какой-то особой логики отождествлялись друг с другом, без такого «ордена меченосцев» нельзя было бы собрать народ в единый кулак ни в период индустриализации, ни во время войны. И она, железная когорта партработников, являлась гарантом социальной справедливости — пусть ограниченной, примитивно-казарменной, нищенской, но другой ведь не было. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |