|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Как вы думаете, так вы и чувствуете 117тами. Он писал: «Человека, который страдает, ведут к тому, чтобы он поверил, что не может сам помочь себе и что ему следует обратиться к профессиональному знахарю, хотя он сталкивается с расстройством, связанным с повседневными жизненными проблемами. При этом подвергается эрозии его уверенность в возможность использовать привычные приемы, которыми он обычно решал свои проблемы, и он принимает точку зрения, что эмоциональными проблемами управляют силы, находящиеся вне его досягаемости. Он уже не надеется понять себя, поскольку его собственные мысли заранее считаются мелкими и несущественными. Отвергая ценность здравого смысла, эта злосчастная доктрина запрещает ему опираться на собственные суждения для анализа и решения собственных проблем». Тим любил цитировать замечания крупного математика и философа Альфреда Нота Уайтхэда: «Наука коренится... в мышлении, основанном на здравом смысле. Это и отправная точка, где происходит сбор исходных данных, и итог, к которому она должна вернуться... Вы можете шлифовать свой здравый смысл, можете противоречить ему в некоторых деталях, вы можете даже удивить его. Но в конечном счете ваша задача сводится к тому, чтобы удовлетворить его». Предтечей этой революции в психологии, которому теперь тоже за семьдесят, был Джозеф Вольпе. Южноафриканский психиатр и прирожденный диссидент (его родной брат, один из ведущих южноафриканских коммунистов, подвергался преследованиям и сидел в тюрьме), Вольпе был избран судьбой, чтобы выступить против психоаналитического истеблишмента. В Южной Африке это было почти то же самое, что выступить против апартеида — так сильна была мертвая хватка, которой психоаналитики держали его профессию. В пятидесятые годы Вольпе потряс терапевтический мир и привел в ярость своих коллег, от- j]g_______________________ Мартин Э. П. Зелипиая крыв простое средство от фобий. Психоаналитический истеблишмент твердо стоял на том, что фобия (иррациональный и определенный страх перед определенными объектами, например, кошками) — это поверхностное отображение более глубокого расстройства. Источником фобии, как утверждает эта школа, является скрытый страх, что ваш папа кастрирует вас в отместку за желание, которое вы испытываете по отношению к собственной маме. (При этом для женщин не предлагалось никакого альтернативного механизма. Любопытно, что фрейдисты никогда не обращали серьезного внимания на тот факт, что среди страдающих фобиями большинство составляет именно женщины, геометрия гениталий которых не отвечает требованиям этой теории). С другой стороны, теоретики био медицинского толка, провозглашали, что в основе этой проблемы должно лежать некое неоткрытбе доселе расстройство биохимии мозга. (Даже сегодня, сорок лет спустя, это нарушение так и не обнаружено.) Обе школы настаивали, что лечит только страх пациента по отношению к кошкам — это все равно, что замазывать коревую сыпь румянами. Вольпе, однако, рассудил, что иррациональная боязнь чего-то — это не просто симптом фобии, а она сама. Если удастся ликвидировать этот страх (а это вполне возможно, например, используя павловские условные рефлексы, основанные на поощрении и наказании), то при этом будет уничтожена и фобия. Стоит вам избавиться от страха перед кошками, и проблема будет решена. И фобия вовсе не появится вновь в какой-либо иной форме, как утверждают теоретики от психоанализа и биомедицины. Вольпе и его последователи, называвшие себя терапевтами поведения, запросто излечивали от страхов в течение одного-двух месяцев, причем фобии исчезали без каких-либо рецидивов. \г результате подобной наглости (как он осмелился утверждать, что в расстройствах психики нет ничего особенно Как вы думаете, так вы и чувствуете ________ 119 сложного!) жизнь Вольпе в Южной Африке стала исключительно неуютной. Тогда он подверг себя изгнанию, перебравшись в лондонскую больницу Модели, затем в Виргинский университет и, наконец, оказался в Темплском университете в Филадельфии, где продолжал использовать терапию поведения для лечения психических заболеваний. Задиристый и упрямый, он постоянно со всеми грызся. Если ученики отклонялись от его идей хотя бы на йоту, он от них отрекался. С одной стороны, эта его особенность напоминала о том, как его самого преследовали ортодоксальные психоаналитики; с другой стороны, за этим стояла определенная смелость. К концу 60-х годов Филадельфия превратилась в своего рода Афины для новой психологии. В Темпле гремел Джозеф Вольпе, а Тим Бек собирал. вокруг себя толпы сторонников в Пенсильванском университете. Последний пришел к тем же выводам относительно депрессии, что и Вольпе относительно фобии, а именно, что депрессия есть не что иное, как то, что принято считать ее симптомами. Ее вызывают негативные мыслительные процессы. Под ними нет никакого скрытого расстройства, которое надо было бы искоренять: никаких неразрешимых конфликтов детского периода, никакого неосознанного страха, и даже никакой биохимии мозга. Эмоции возникают непосредственно из того, что мы думаем. Подумайте непосредственно из того, что мы думаем. Подумайте: «Я в опасности», и вы почувствуете возбуждение. Подумайте: «На меня опять наехали», и вы почувствуете гнев. Подумайте: «Потеря», и вам станет грустно. Я был ранним приверженцем этого подхода и верил, что аналогичный процесс, когда сознательная мысль «поворачивает не туда», может иметь место и в приобретенной беспомощности, и в депрессии. Я стал преподавать в Кор-нельском университете в 1967 году, сразу после защиты 120 Ма ртин Э. П. Зелипяан докторской диссертации в Пенсильванском университете. В 1969 году Тим попросил меня вернуться в Пенсильванский университет на год или два, чтобы изучить его новый подход к депрессии. Я с радостью вернулся и обнаружил себя в центре группы, с энтузиазмом разрабатывающей терапию депрессии. Наша логика была вполне прямолинейна. Депрессия происходит от привычных особенностей мышления, формировавшихся на протяжении жизни. Если изменить эти привычки, мы излечим депрессию. Давайте открыто наступать на сознательные процессы мышления, говорили мы, используя все наши знания, чтобы изменить то, как наши пациенты думают о несчастливых событиях. Так появился новый подход, который Бек называл когнитивной терапией. Смысл его в том, чтобы изменить способ, стиль, которым пользуется пациент, находящийся в депрессии, когда думает о неудаче, поражении, потере и беспомощности. Национальный институт психического здоровья истратил миллионы долларов, проверяя, помогает ли эта терапия при депрессии. Оказалось, что да. То, как вы думаете о своих проблемах, в том числе и о собственной депрессии, способно либо ослабить ее, либо усугубить. Неудача или поражение может внушить вам чувство беспомощности, но приобретенная беспомощность влечет за собой лишь кратковременные симптомы депрессии — если только все не усугубляет ваша пессимистическая манера объяснения. Если же последнее случится, ваша неудача или поражение могут ввергнуть вас в полномасштабную депрессию. С другой стороны, при оптимистичном подходе вашу депрессию можно прекратить. Женщины склонны страдать от депрессии вдвое чаще, чем мужчины, потому что в среднем они думают о своих проблемах таким образом, который усугубляет депрессию. Мужчины имеют склонность скорее действовать, чем Как вы думаете, так вы и чувствуете 121 рефлексировать; женщины же начинают все перебирать снова и снова, пытаясь проанализировать и определить ее источник. Психологи называют этот процесс всепоглощающего самоанализа жвачкой. Жвачные животные, такие, как крупный рогатый скот, овцы и козы, вечно пережевывают отрыгнутую, частично переваренную пищу — не очень аппетитная, но достаточно близкая аналогия с тем, как люди вновь и вновь возвращаются к своим мыслям. «Жвачка» в сочетании с пессимистичной манерой объяснения — вот рецепт тяжелой депрессии. На этом плохие новости кончаются. Хорошие же новости состоят в том, что от пессимистичного стиля объяснения и от «жвачки» можно избавиться, причем навсегда. Когнитивная терапия может сформировать оптимистический стиль объяснения и покончить со «жвачкой». Она может предотвратить рецидивы депрессии, научив искусству снова подниматься после поражения. Вы увидите, как соответствующая техника срабатывает на других, и научитесь использовать ее применительно к самим себе. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |