|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Два взгляда на жизнь 23длятся от трех до двенадцати месяцев. И хотя многие тысячи пациентов участвовали в сотнях тысяч сеансов психоанализа, нельзя считать доказанным, что этот вид терапии помогает от депрессии. Что еще хуже, он основан на предположении вины жертвы. Теория психоанализа утверждает, что жертва сама затягивает себя в депрессию в результате недостатков своего характера, она желает впасть в депрессию. Она стремится к тому, чтобы наказать себя, провести бесконечные дни в горести и, если получится, разделаться с собой. Я не хочу сказать, что эта критика направлена на то, чтобы вообще разделаться с фрейдистским мышлением как таковым. Фрейд был великим освободителем. В своей ранней работе об истерии — физических дефектах вроде паралича, за которыми не стоит материальной причины — он осмелился исследовать человеческую сексуальность и посмотреть влицо ее темным сторонам. Однако его успех в объяснении истерии с использованием обратной стороны сексуальности привел его к формуле, которой он пользовался всю оставшуюся жизнь. Согласно ей любое моральное страдание оказывается превращением некоей гадкой части нашего сознания, причем, по Фрейду, эти мерзости заложены в самом основании нашего «Я» и являются наиболее универсальной его особенностью. Эта неправдоподобная посылка, оскорбительная для человеческой природы, открыла эпоху, в течение которой оказалось возможным сказать буквально все: Что вы хотите заняться сексом с собственной матерью. Вы хотите убить своего отца. Вы лелеете фантазии, связанные со смертью своего новорожденного младенца — потому что вы хотите, чтобы он умер. Вы хотите провести свои дни в нескончаемых горестях. Ваши самые мерзкие секреты отражают вашу скрытую сущность. 24 Мартин Э. П. Зелигман Если использовать их таким образом, то слова теряют связь с реальностью; они оказываются отделенными как от эмоций, так и от нормального, узнаваемого опыта человечества. Попробуйте-ка сказать что-нибудь из этого вооруженному сицилийиу! Другой, более приемлемый подход к проблеме депрессии — биомедицинский. Он исходит из наследования биохимического дефекта (находящегося, скажем, в ответвлении хромосомы № И), который вызывает дисбаланс химических процессов в мозгу. Психиатры-биологи лечат депрессию медикаментами либо электроконвульсивной терапией (электрошоком). Эти средства быстрые, недорогие и умеренно эффективные. В отличие от психоаналитического, биомедицинский подход частично верен. Некоторые виды депрессии, по-видимому, действительно являются результатом плохого функционирования мозга, и в какой-то степени они наследуются. Многие виды депрессии реагируют на лекарства-антидепрессанты (вяло) и на электрошок (резко). Однако эти успехи носят частичный характер и являются «обоюдоострыми». Как антидепрессанты, так и пропускание сильного электрического тока через мозг могут иметь неприятные побочные эффекты, которые заметное количество людей, подверженных депрессии, не выдерживают. Кроме того, биомедицинский подход грешит распространением данных, полученных на сравнительно небольшом количестве наследственных депрессий, которые обычно хорошо откликаются на лекарственную терапию, на широко распространенные, гораздо более обычные виды депрессии, которые влияют на жизнь огромного количества людей. Что же касается этих, более «мягких» видов депрессии, которые не унаследованы людьми от своих родителей, то надежное свидетельство о возможности их лечения лекарствами отсутствует. Что хуже всего, биомедицинский подход делает из, в Два взгляда на жизнь 25 общем-то, нормальных людей пациентов, зависимых от внешних факторов — таблеток, которыми снабжает их великодушный доктор. Антидепрессанты не вызывают пагубного привыкания в обычном смысле, пациент не будет яростно требовать их после прекращения приема. Однако депрессия зачастую возобновляется после того, как успешно пролеченный пациент перестает принимать лекарство. Вылеченный пациент не может считать себя «кузнецом своего счастья», который вернул себе психическое здоровье; он обязан всем таблеткам. Антидепрессанты в такой же степени являются порождением нашего общества, перекормленного лекарствами, как и несущие душевное спокойствие транквилизаторы и позволяющие окунуться в прекрасные грезы галлюциногены. В каждом из этих случаев эмоциональные проблемы, которые могли бы быть решены за счет собственных усилий и умения человека, разрешаются при помощи внешних средств. Что если подавляющее большинство депрессий гораздо проще, чем считают биопсихиатры и психоаналитики? • Что если депрессия не есть нечто, что вас побуждает • Что если депрессия — не болезнь, а очень плохое • Что если вы не являетесь пленником прошлых конфликтов (с точки зрения своих реакций)? • Что если вы не являетесь и пленником своих генов и • Что если депрессия проистекает из ошибочных выво • Что если депрессия возникает тогда, когда в нас пус Мартин Э. П. Зелигман • Что если мы можем отучиться от пессимизма и обрести способность с оптимизмом взирать на неприятности? ДОСТИЖЕНИЕ Сразу отметим, что традиционный взгляд на достижение, так же, как и на депрессию, нуждается в пересмотре. На наших рабочих местах и в учебных заведениях преобладает точка зрения, что успех является результатом совместного приложения таланта и желания. Если же человек потерпел неудачу, значит, не хватило либо таланта, либо желания. Но неудача возможна и в том случае, если и таланта, и желания более чем достаточно, однако не хватает оптимизма. Начиная с детского сада у человека постоянно определяют степень талантливости — на это направлены все эти тесты IQ, SAT, MCAT и т.д. — причем многие родители считают эти тесты настолько важными для будущего своего ребенка, что они платят, чтобы только ребенка научили искусству проходить их. Считается, что на каждом этапе вашей жизни эти тесты помогают отделить компетентных от менее компетентных. Причем хотя оказалось, что степень талантливости можно приближенно измерить, повысить ее чертовски трудно. Натаскивание перед тестом SAT может несколько повысить рейтинг учащегося; однако повысить талантливость учащегося оно не в силах. Другое дело желание; его повысить совсем нетрудно. Умелые проповедники разжигают в пастве исступленное желание спастись в течение одного-двух часов. Умная реклама возбуждает желание, которого только что не было совсем, в один момент. Семинары могут подстегнуть мотивацию и «накачать» сотрудников фирмы. Однако все эти взлеты недолговечны. Пылкая тяга к спасению спадает, Два взгляда на жизнь 27 если ее не раздувать; увлечение товаром забывается в течение нескольких минут или вытесняется другой новинкой. Накачка может действовать в течение нескольких дней или недель, после чего потребуется начинать сызнова. Но что если традиционный взгляд на составляющие успеха ошибочен? • Что если существует третий фактор — оптимизм или • Что если вы, обладая всем необходимым талантом и • Что если пессимисты оказываются впереди в школе, • Что если оптимизм — это искусство, которому можно научиться, которое можно приобретать постоянно? • Что если этому искусству мы сможем научить своих ЗДОРОВЬЕ. Традиционный взгляд на здоровье оказывается столь же ошибочным, как и традиционный взгляд на талант. Оптимизм и пессимизм почти так же явно влияют на состояние здоровья, как физические факторы. Большинство людей считают, что физическое здоровье является действительно физическим состоянием и определяется вашей конституцией, здоровыми привычками и тем, насколько успешно вы избегаете поражения бактериями. Они верят, что ваша конституция в основном определяется вашими генами, хотя вы можете улучшить ее здоровым питанием, интенсивными упражнениями, ограничивая себя в холестерине, регулярно проверяясь и пользуясь пристяж- 28 Мартин Э. П. Зелигман ными ремнями. Вы можете избежать болезней при помощи прививок, соблюдая гигиену и правила безопасного секса, держась подальше от простуженных людей, чистя зубы трижды в день и т.п. Отсюда следует, что если у кого-то подкачало здоровье, значит, у него не важная конституция, нездоровые привычки и на его пути оказалось слишком много бактерий. Эта обычная точка зрения полностью игнорирует очень важный фактор — наши познания. Оказывается, что мы можем иметь гораздо большее влияние на состояние собственного здоровья, чем подозреваем. Так, например: • То, как мы думаем, особенно о здоровье, может • Оптимисты гораздо реже подхватывают инфекцион • У оптимистов обычно более здоровые привычки, чем • Наша иммунная система лучше функционирует, если •* Есть свидетельства, что оптимисты живут дольше пессимистов. То, как мы думаем, особенно о здоровье, может изменить наше здоровье. i Борьба с депрессией, стремление к успеху и физическому здоровью — три наиболее очевидные цели, во имя которых стоит учиться оптимизму. Но, кроме того, существует еще и потенциальная возможность познать самого себя по-новому. К концу этой книги вы уже будете знать, насколько- вы пессимист (или оптимист), и сможете оценить, если пожелаете, степень оптимистичности своего супруга (супруги) и детей. Вы сможет^ оценить и свой прошлый пессимизм. Вы узнаете много нового о причине своей депрессии (от грусти Два взгляда на жизнь 29 до глубокого отчаянья) и что заставляет вас продолжать пребывать в ней. Вы станете лучше понимать, почему вас постигла неудача, хотя и талантом вы не обижены, и прямо-таки жаждали успеха. Вы научитесь прерывать состояние депрессии и не допускать ее повторения, причем сможете пользоваться этими приемами в повседневной жизни. Есть основания считать, что при этом улучшается ваше общее состояние. И, наконец, вы сможете поделиться обретенными навыками с людьми, судьба которых вам не безразлична. Что особенно важно, вы обретете понимание новой для вас науки самоконтроля. Научиться оптимизму — это не значит открыть заново «мощь позитивного мышления». Искусство оптимизма не возникает из розового мира счастливых событий в воскресной школе. Оно не сводится к тому, чтобы научиться говорить себе одни положительные вещи. В ходе многолетних исследований мы установили, что позитивная информация, которую вы адресуете себе, еще не является залогом положительного результата. Что действительно важно, это ваши мысли в случае поражения, то, что называется «ненегативное мышление». Главным в искусстве оптимизма является способность говорить себе деструктивные вещи, когда жизнь преподносит вам неудачи. Большинство психологов всю жизнь имеют дело с традиционными проблемами: депрессия, успех, здоровье, политические неудачи, родительские дела, бизнес и тому подобное. Я же всю жизнь стремился выявить новую категорию проблем, которая пересекается с большинством традиционных. Я говорю об успехах и неудачах самоконтроля. С этих позиций мир выглядит совершенно по-новому. Рассмотрим некоторый набор событий, внешне абсолютно не связанных друг с другом: депрессии и самоубийства становятся обычным явлением; общество расценивает 30 Мартин Э. П. Зелигман самореализацию индивидуумов как их право; гонку выигрывает не быстрейший, но наиболее уверенный в себе; люди начинают страдать от хронических заболеваний на удивление рано и расстаются с жизнью задолго до отпущенного природой срока; умные и нежные родители производят на свет слабых и испорченных детей; терапия позволяет исцелить депрессию сознательной перестройкой мышления. Где другие могли бы расценить эту схему успехов и поражений, страданий и триумфа как нечто абсурдное и загадочное, я воспринимаю ее как единую картину. Хорошо или плохо, но именно эту линию я пытаюсь проводить в настоящей книге. Мы начнем с теории самоконтроля. Я познакомлю вас с двумя основополагающими концепциями: беспомощности, которой можно научиться, и стиля объяснения. Они очень тесно связаны. Первая концепция подразумевает реакцию отказа, выхода из игры, которые проистекают из убеждения, что все, что бы вы ни делали, не играет никакой роли. Стиль объяснения — это способ, которым вы привыкли объяснять себе, почему события происходят. Он может играть роль сильного модулятора по отношению к самовнушенной беспомощности. Оптимистическое объяснение останавливает беспомощность, пессимистическое — усугубляет. То, как вы объясняете себе события, когда вы встречаетесь с рядовыми неприятностями или серьезными поражениями, определяет, сколь беспомощными или энергичными вы станете. Я считаю, что ваш стиль объяснений является отражением «слова в вашем тексте». У каждого из нас в сердце есть слово «нет» или «да». Может быть, интуитивно вы и не представляете, какое именно, но вы этому можете, с большой степенью точности, научиться. Скоро уы будете сами испытывать себя и сможете выявить свой уровень оптимизма и пессимизма. Оптимизм занимает важное место во многих, если не во всех, областях &ашей жизни. Это, разумеется, не пана- Два взгляда на жизнь______ 31 цея. Но он может защитить вас от депрессии, он может поднять уровень ваших достижений, он может улучшить ваше физическое самочувствие, и вообще в этом духовном состоянии приятнее находится. С другой стороны, пессимизм тоже занимает свое место, и в этой книге вы узнаете о его освободительной роли. Если тесты покажут, что вы — пессимист, не все еще потеряно. В отличие от многих личных качеств, пессимистический базис не является вечным и неизменным. Вы можете научиться набору приемов, которые освободят вас от тирании пессимизма и позволят вам по вашему выбору исповедовать оптимистический подход. Про эти приемы нельзя сказать, что ими можно овладеть легко и бездумно, но их можно оттачивать. Первый шаг состоит в том, чтобы определить, что за слово в вашем сердце. И не случайно это будет также первым шагом к новому пониманию человеческого разума, которое возникло в течение последней четверти века и сводится к тому, что чувство самоконтроля индивидуума может определить его судьбу. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |