АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Убывание общественного

Читайте также:
  1. Вопрос №1 Эпидемиология как раздел общественного здоровья и здравоохранения, изучающий пути возникновения, распространения и меры общественной профилактики заболеваний.
  2. Глава 13. Преступления против общественного порядка и спокойствия
  3. Глава III. Права и обязанности общественного объединения
  4. Глава III. Права и обязанности общественного объединения
  5. Глава III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
  6. Глава IV. Собственность общественного объединения. Управление имуществом общественного объединения
  7. Закономерность динамики общественного мнения.
  8. Изучение общественного мнения
  9. Индустрия общественного питания
  10. Классификация предприятий общественного питания
  11. Коэффициент спроса силовой нагрузки предприятий общественного питания
  12. Либеральное направление общественного движения при Николае I

Жизнь, посвященная лишь самой себе, и ничему боль­ше, поистине скудна. Человеческим существам необходимы смысл и надежда, как антураж, обстановка, в которой они существуют. Мы привыкли иметь богатый антураж, и в случае, если мы сталкиваемся с неудачей, мы могли передо­хнуть и оглядеться в этой обстановке, нашей духовной мебели, и оживить свое ощущение того, кто мы такие. Эту обстановку в широком смысле я называю общностью. Она включает веру нации в себя, в Бога, в семью или в цель, которая лежит за пределами нашей жизни.

В течение последней четверти столетия происходили события, которые настолько ослабили нашу преданность крупным общностям, что мы оказались почти нагими перед превратностями жизни. Как неоднократно наблюдали, в глазах многих идея, что наша нация является для нас средством достижения великих целей, рухнула под совместным напо­ров сенсационных убийств, Вьетнамской войны и Уотергей-та. Те из вас, кто вырос в начале 60-х, возможно, ощутили это, как и я, 23 ноября 1963 года, когда у нас на глазах было уничтожено видение будущего. Мы утратили надежду на то, что наше общество способно исцелять человеческие невзгоды. Звучит как банальность, но, тем не менее, явля­ется установленным фактом: многие люди моего поколения


Гибкий оптимизм 413

из страха или отчаяния предпочли общественному служе­нию карьеру, которая могла, по крайней мере, принести нам личное счастье.

Это сдвиг от блага общественного к благу личному был усилен убийствами Мартина Лютера Кинга, Малькольма Икс и Роберта Кеннеди. Вьетнамская война преподала та­кой же урок тем, кто был чуть моложе. Бессмысленность и жестокость десятилетней войны привели к эрозии предан­ности молодежи патриотизму и Америке. Тем, кто не усво­ил урок Вьетнама, было трудно игнорировать Уотергейт.

Так и случилось, что наша преданность нации утратила способность давать нам надежду. В свою очередь эта эро­зия преданности побудила людей искать удовлетворение внутри себя, сконцентрировать свое внимание на собственных жиз­нях. Одновременно с тем, как политические события своди­ли к нулю старую национальную идею, социальные тенден­ции сводили к нулю, как отмечали исследователи, Бога и семью. Религия и семья могли бы заменить национальную идею в качестве источника надежды и цели, удержав нас от обращения внутрь себя. Но, по несчастному совпадению, эрозия веры в нацию совпала с распадом семьи и упадком веры в Бога.

Высокий процент разводов, усиление мобильности и двадцать лет низкой рождаемости виновны в эрозии семьи. Из-за частых разводов семья не является больше, как некогда, стабильной структурой, нашим прибежищем, кото­рое всегда было к нашим услугам, когда нам нужен был бальзам на раны. Большая мобильность — способность в одночасье собраться и умчаться бог знает куда — также расшатывает семью. И, наконец, отсутствие или малочис­ленность детей, которые типичны для столь многих амери­канских семей, изолирует личность. Повышенное внимание, которым родители окружают одного-двух детей, идущее в


414______________________ Мартив Э. П. Зелигыая

краткосрочном плане на пользу детям (реально оно повы­шает их коэффициент интеллекта IQ примерно на полбал­ла), в долгосрочном плане награждает их иллюзией, что их удовольствие и переживания имеют существенно большее значение, чем на самом деле.

Итак, мы наблюдаем утрату веры в Бога, в величие страны и распад семьи. Куда же обратиться в поисках тождественности, цели и надежды? Когда нам требуется духовная обстановка, мы оглядываемся и видим, что все удобные кожаные диваны и мягкие кресла убраны, и для сидения остался только маленький и хилый складной стул — личность. И максимальная личность, лишенная защиты в виде преданности жизненным идеалам, оказывается откры­той для депрессии.

Даже взятые по отдельности растущий индивидуализм и убывающая общность способны повысить уязвимость от депрессии. На мой взгляд, соединение этих двух факторов в истории Америки привело к беспрецедентной эпидемии депрессии. При этом конкретно работающим механизмом является приобретенная беспомощность.

В главах 4 и 5 мы видели, что, когда индивидуумы оказываются перед лицом неудач, на которые они не в силах повлиять, они становятся беспомощными. И, как показано в этой книге, беспомощность превращается в без­надежность, перерастающую затем в полномасштабную деп­рессию, когда человек объясняет свои неудачи постоянны­ми, всеобъемлющими и личными причинами.

Жизнь неизбежно полна личных неудач. Мы редко получаем все, к чему стремимся, и ежедневно встречаемся с разочарованием, поражением и тем, что нас отвергают, В такой индивидуалистической культуре, как наша, которая придает мало значения тому, что находится за пределами


Гибкий оптимизм 415

нашего «Я», человек получает мало утешения от общества, когда у него происходит личная потеря. Более «примитив­ные» общества поддерживают индивидуума в случае поте­ри, тем самым предотвращая превращение беспомощности в безнадежность. Психолог-антрополог Бак Шиффлин без­успешно пытался обнаружить что-нибудь похожее на деп­рессию у племени калули, живущего в Новой Гвинее в условиях каменного века. Шиффлин предположил, что у калули депрессию предотвращает обратная связь между племенем и индивидуумом. Если у одного из калули убежит свинья и он как-то выразит свое горе по поводу этой потери, племя даст ему другую свинью. Потеря компенси­руется общиной, и беспомощность не перерастает в безна­дежность, потеря не приведет к отчаянию.

Однако наша эпидемия депрессий не просто связана с тем, что мы получаем мало утешения от общества. Во многих случаях крайний индивидуализм стремится гипер­трофировать пессимистический стиль объяснения, заставляя людей объяснять рядовые неудачи постоянно действующи­ми, всеобъемлющими и персональными причинами. Пре­увеличенное представление индивидуума о себе, например, означает почти автоматически: раз кроме меня никого не существует, значит, неудача — моя вина. Упадок общности означает, что неудача носит постоянный и всеобщий харак­тер. Поскольку более крупные институты (Бог, нация, се­мья) не имеют больше значения, личные неудачи кажутся катастрофами. Поскольку время в обществе индивидуалис­тов кончается смертью личности, личная неудача представ­ляется постоянной. Не существует утешения от личной не­удачи. Она отравляет всю жизнь. Чем большее значение для личности имеют более крупные институты, тем менее вечными и всеобщими представляются личные потери.


416_____________________ Мартяв Э. П. Зелигнан


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)