АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Политика, религия и культура: новая психотерапия 313

Читайте также:
  1. Re: Что такое психотерапия?
  2. Sog Pentagon, новая модель
  3. VII Миф и религия
  4. Банановая маска для кожи лица.
  5. Блок 1: руководители основных программ УРМОО «Новая цивилизация» на смене.
  6. Блок 2: помощники руководителей основных программ УРМОО «Новая цивилизация» на смене.
  7. Больше, чем просто религия
  8. Брахманизм – Древнеиндийская религия (верховное божество Брахма), сложившаяся в 8-9 вв. до н.э.
  9. В 2003 году появилась новая болезнь, которую обозначают как «атипичная пневмония» или SARS (тяжелый острый респираторный синдром). К какой группе микробов отнесли ее возбудитель?
  10. ВОЛНОВАЯ И КВАНТОВАЯ ОПТИКА
  11. Волновая механика систем частиц
  12. Волновая оптика

РЕЛИГИЯ И ОПТИМИЗМ

Часто думают, что религия порождает надежду и по­зволяет людям лучше встречать испытания, которыми по­лон окружающий их мир. Организованная религия порож­дает веру, что в жизни больше добра, чем видно на поверх­ности. Неудачи отдельных личностей смягчаются верой в ощущении себя частью некоей общности. Это смягчение происходит как в том случае, если надежда конкретна и связана с верой в райскую жизнь после земной, так и если она абстрактна и позволяет все происходящее считать час­тью планов Бога или, на худой конец, частью эволюцион­ного процесса. Все это находит подтверждение в данных по исследованию депрессии. Лондонский социолог Джон Бра­ун, всю свою жизнь посвятивший опросам впавших в деп­рессию домашних хозяек, показал, что ревностные прихо­жане меньше страдают от депрессии, чем те, кто в церковь не ходит.

Но сулят ли одни религии больше надежды, чем дру­гие? Этот вопрос возник в 1986 году, когда после защиты докторской диссертации Габриэль приехала в Пенсильван­ский университет для проведения исследований, спонсируе­мых Фондом Макартура и Германским национальным на­учным фондом. Габриэль утверждала, что в принципе срав­нение двух религий аналогично сопоставлению надежды и отчаяния, порождаемых двумя культурами. И задача со­стоит в том, чтобы найти две религии, так же близко рас­положенные во времени и пространстве, как Восточный и Западный Берлин.

Задача эта не решалась до тех пор, пока мы не встре­тили горячую Еву Моравску, молодого социолога-истори­ка. Я пригласил ее выступить на моем семинаре для аспи-


$14 Март иа Э. П. Зелипяаи

рантов на тему о беспомощности евреев и православных в России в девятнадцатом столетии. Ева представила свиде­тельство того, что евреи были менее беспомощны перед лицом угнетения, чем православные. Она задалась вопро­сом, почему, когда жизнь становилась невыносимой, евреи снимались с места и уезжали, а православные — нет. «Обе группы, — утверждала Ева, — находились в условиях страшного угнетения. Православные крестьяне жили в веч­ной губительной нищете, подобно которой не было в исто­рии. Евреи тоже жили в нищете, плюс религиозные пресле­дования и угроза погромов. Однако евреи эмигрировали, а православные оставались. Так, может быть, это связано с тем, что православные чувствовали себя более беспомощ­ными и безнадежными, чем евреи? Может быть, их рели­гии внушали разный уровень оптимизма? Что если право­славие вообще более пессимистическая религия, чем иуда­изм?»

Две эти культуры сосуществовали бок о бок во многих деревнях в России, что позволяет непосредственно сопоста­вить стиль объяснения их молитв, сказок и историй, кото­рые они рассказывают. Отличается ли по настроению то, что каждодневно слышали православные и евреи?

Габриэль и Ева стали сотрудничать. С помощью рус­ских православных священников Еве удалось получить много религиозного и светского материала, характеризующего обе культуры: тексты литургий обычных и праздничных, рели­гиозные сказания, народные истории и песни, пословицы и поговорки. Их рассказывали, пели и произносили в повсе­дневной жизни, и они должны были бы дать обильную информацию о стиле объяснения. Габриэль обработала весь этот материал по методике CAVE. В светских источниках различия культур обнаружить не удалось; заметная разница была обнаружена в религиозном материале. Оказалось, что религиозный материал у российских евреев значительно


Политика, религия и культура: новая психотерапия 315

оптимистичнее, чем у православных, особенно по параметру постоянства. У евреев хорошие события обычно экстрапо­лируются дальше («хорошее будет длиться дольше»), пло­хие, как ожидается, прекратятся быстрее.

Ева и Габриэль показали, что истории и молитвы в российском иудаизме более оптимистичны, чем в правосла­вии. Нельзя, правда, однозначно утверждать, будто евреи эмигрировали, а православные крестьяне оставались, пото­му что первые каплю за каплей впитывали более значитель­ную надежду, которую несла им постоянно религия. Причи­ны эмиграции народов чрезвычайно сложны. Но относи­тельный оптимизм иудаизма является одной из возможных причин, причем ранее не выдвигавшихся. Проверка этой гипотезы потребует серьезных исторических и психологи­ческих исследований. Но в любом случае надо отметить, что Ева и Габриэль создали новую методику сравнения уровня надежд, порождаемых двумя религиями.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)