АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

УЧИМСЯ БЫТЬ БЕСПОМОЩНЫМИ

Читайте также:
  1. Мы учимся на чужих ошибках, потому что не живем достаточно долго, чтобы делать их самим.
  2. Научимся их любить
  3. Научимся себя слушать
  4. Но как мы научимся?
  5. Упражнение «Учимся улыбаться»
  6. Учимся быть беспомощными 47
  7. УЧИМСЯ ДУМАТЬ СЕКСУАЛЬНО
  8. Учимся жить без страхов и стрессов
  9. Учимся имитировать улыбку
  10. Учимся красиво ходить: положение головы
  11. Учимся правильно терять деньги

К тому времени, когда мне исполнилось тринадцать лет, я для себя уже вычислил: если родители отсылают меня ночевать к моему лучшему другу Джефри, значит, дома какая-то серьезная неприятность. Прошлый раз, как я уз­нал позднее, дело было связано с гистерэктомией у матери. В этот раз я почувствовал, что неприятности у отца. Пос­леднее время он вел себя как-то странно. Обычно он был спокойным и уравновешенным — как, по моему мнению, и положено отцу. Теперь же он часто бывал взволнованным, иногда сердитым, иногда сентиментально-плаксивым.

Когда в этот вечер он вез меня на машине к Джефри по темнеющим улицам жилых кварталов Олбени (штат Нью-Йорк), он вдруг резко вздохнул и свернул на обочи­ну. Некоторое время мы сидели молча, а потом он сказал мне, что одну или две минуты он не чувствовал левой стороны своего тела. Я услышал в его голосе страх и сам испугался.

Ему в это время было всего сорок девять — «самый расцвет сил». Продукт великой Депрессии, он после окон­чания юридического факультета, где был на отличном счету, поступил на надежную государственную службу, не связы­ваясь с лучше оплачиваемой, но рискованной работой. Не­давно он решился на первый смелый поступок в своей жизни, выдвинув свою кандидатуру на высокий пост в штате Нью-Йорк. Я ужасно им гордился.

У меня тоже был кризис, первый в моей юной жизни. Этой осенью отец забрал меня из бесплатной школы и отдал в частное военное училище, которое было единствен-


Учимся быть беспомощными 33

ным средним учебным заведением в Олбени, направлявшим толковых выпускников в хорошие колледжи. Вскоре я по­нял, что являюсь единственным мальчиком из среднего класса среди заполнивших училище отпрысков богатых се­мей, которые обосновались в Олбени лет двести пятьдесят тому назад, а то и больше. Я чувствовал себя там отвер­женным и одиноким.

Отец остановил машину у дома Джефри, и я попро­щался с ним, чувствуя комок в горле. На следующее утро я вскочил в панике на рассвете. Каким-то образом я чувст­вовал, что дома у меня что-то произошло и мне нужно туда. Я потихоньку вышел из дома Джефри и побежал к себе домой. Пробежав шесть кварталов, я понял, что успел вовремя. По лестнице парадного входа спускали носилки, на которых лежал мой отец. Я спрятался за деревом и наблюдал. Отец старался выглядеть храбрым, но жаловал­ся, что не может двигаться. Он не видел меня и никогда не узнал, что я был очевидцем самого тяжелого момента в его жизни. Как оказалось, он перенес три инсульта. Парализо­ванный отец остался во власти приступов тоски и, как не странно, эйфории. И физически, и эмоционально он был беспомощен.

Меня не пускали к нему в больницу, а потом некоторое время и в приют в Гилдерленде. Наконец пришел день, когда меня пустили к нему в палату. Он был так же испу­ган, как я, когда увидел его беспомощным.

Мать что-то втолковывала ему о Боге и о том, что будет «потом».

«Ирэн, — прошептал он, — не верю я в Бога. После всего этого я вообще ни во что не верю, кроме тебя и детей, и мне не хочется умирать».

Так я узнал, какие страдания влечет за собой беспо­мощность. В течение нескольких лет, которые прошли до смерти отца, я видел его в этом прискорбном состоянии, и


34 Мартин Э. П. Зелигман

это определило направление моих поисков. Его отчаяние подстегивало мое рвение.

Через год под влиянием старшей сестры, которая регу­лярно таскала домой из колледжа книги, нужные ей по программе, своему не по годам зрелому братцу, я впервые прочитал Зигмунда Фрейда. Я лежал в гамаке и читал его «Вводные лекции». Когда я добрался до главы, где он рассказывает про людей, которым часто снится, что у них выпадают зубы, меня как-будто толкнуло. Мне тоже это снилось! Но меня ошеломила его трактовка. Согласно Фрейду, сны о выпадающих зубах символизируют кастра­цию и выражают чувство вины за мастурбацию. Тот, кто видит сон, боится, что отец кастрирует его в наказание за грех мастурбации. Я удивился, как он сумел узнать мои мысли. В то время я еще не знал, что для того, чтобы вызвать в читателе этот толчок узнавания, Фрейд восполь­зовался совпадением: в юности часто снится, что выпадают зубы, и еще чаще мастурбируют. В его объяснении оше­ломляющее правдоподобие соединялось с загадочными на­меками на откровения, которые еще впереди. Именно в этот момент я решил посвятить свою жизнь вопросам вроде тех, что задавал Фрейд.

Через несколько лет, когда я, решив стать психологом или психиатром, поступил в Пристон, то обнаружил, что тамошний факультет психологии не представляет собой ни­чего особенного, зато философский факультет — мирового класса. Я подумал, что философия мышления и философия науки взаимосвязаны. К тому моменту, когда я кончил начальный курс современной философии, я все еще был убежден в том, что вопросы Фрейда правомерны. Однако его ответы были для меня уже неприемлемы, а его методи­ка, основанная на далеко идущих выводах из ограниченного числа примеров, показалась просто ужасной. И я постепен­но пришел к убеждению, что только опытным путем можно


Учимся быть беспомощными

надеяться исследовать причины и следствия эмоциональных проблем типа беспомощности, чтобы затем научиться бо­роться с ними.

И тогда, поступив в аспирантуру, я взялся за изучение экспериментальной психологии. Осенью 1964 года, преис­полненный рвения, с новеньким дипломом бакалавра под мышкой я явился в лабораторию Ричарда Л. Соломона в Пенсильванском университете. Мне был двадцать один год, и мне ужасно хотелось учиться у Соломона. Мало того, что он был одним из крупнейших преподавателей-теоретиков в мире, он еще и занимался именно тем, к чему тянуло меня: исследовал первопричины душевных болезней, основываясь на грамотно поставленных экспериментах на животных.

Лаборатория Соломона размещалась в так называемом Заячьем корпусе, самом старом и закопченном здании уни­верситетского городка. Открывая ветхую дверь, я побаи­вался, не свалится ли она с петель. Соломона я увидел в конце комнаты. Он был высокий и тощий, почти совсем лысый, окруженный весьма интенсивной интеллектуальной аурой. Но если сам Соломон был погружен в глубокие размышления, то все прочие в лаборатории находились в состоянии какого-то неистового безумия.

Старший из его аспирантов, дружелюбный и, я бы сказал, заботливый Брюс Овермьер со Среднего Запада вызвался давать объяснения.

«Все дело в собаках, — сказал Брюс. — Они не желают работать. Что-то с ними не так. И никто не может экспериментировать». Он рассказал, что в течение несколь­ких недель у лабораторных собак, которых, по его выраже­нию, обычно использовали в экспериментах «по переносу», вырабатывали рефлекс по методике Павлова. День за днем их подвергали воздействию двух раздражителей: высокого звука и краткого электрошока. Раздражители действовали парами, один за другим: сначала звук, затем шок. Шок был


36 ______________ ______________ ______________ Мартин Э. П. Зелигман

не слишком болезненным — примерно, как ощущение че­ловека, который хватается за металлическую дверную ручку в сухой зимний день. Идея состояла в том, чтобы у собак нейтральный звук ассоциировался с неприятным ощущени­ем шока, чтобы позднее, услышав звук, они реагировали на него, как на шок — со страхом. Вот и все.

После этого начиналась главная часть эксперимента. Собак сажали в ящик с двумя отделениями, которые были разделены низкой перегородкой. Исследователи хотели, чтобы в ящике собаки реагировали на звук так же, как они при­выкли реагировать на шок — перепрыгивали через барьер и убегали. Если бы так все и произошло, можно было бы сделать вывод, что эмоциональное обучение может перено­ситься из одной ситуации в другую, сильно отличающуюся.

Собакам вначале предстояло научиться перепрыгивать через барьер, чтобы избежать шока; после этого рассчиты­вали выяснить, можно ли вызвать аналогичную реакцию звуком. Казалось, что это дело верное. Все, что от них требовалось, это перепрыгнуть через низенькую перегород­ку, разделяющую ящик. Обычно собаки легко выучивают­ся этому.

Но эти собаки, как рассказал Овермьер, только лежа­ли и скулили. Они даже не пытались избежать шока. Ясно, что в таких условиях нельзя было переходить к основной части эксперимента — испытанию собак со звуком.

Слушая Овермьера и глядя на скулящих собак, я по­нял, что мы наблюдаем нечто гораздо более важное, чем результаты, которые надеялись получить в ходе экспери­ментов по переносу. По-видимому, на начальном этапе эксперимента собаки научились быть беспомощными. Вот почему они сдались. Звуки не имели к этому никакого отношения. Во время выработки условного рефлекса они убедились, что их продолжают подвергать шоку независимо от того, борются л^ они, прыгают, лают или вообще ничего


Учимся быть беспомощными 37

не делают. Они и решили (усвоили?), что то, что они делают, не имеет никакого значения. Если так, то зачем пытаться?

Я был поражен этим выводом. Если собаки могли усвоить такое сложное понятие, как тщетность их действий, то мы имеем здесь дело с полной аналогией человеческой беспомощности и возникает возможность ее лабораторного моделирования и изучения. В жизни беспомощность окру­жает нас со всех сторон: это и городской бедняк, и ново­рожденный ребенок, и подавленный больной, который ле­жит лицом к стене. Так страдал и мой отец. Но не известно было никаких научных исследований беспомощности. И моя мысль двинулась дальше: что если воспользоваться этой лабораторной моделью человеческой беспомощности,- чтобы понять, как она возникает, как ее лечить, как предотвра­тить, как влияют на нее различные лекарства, кто ей осо­бенно подвержен?

Хотя я первый раз наблюдал в лаборатории приобре­тенную беспомощность, я уже знал, что это такое. Ее рань­ше наблюдали и другие, но относились к ней как к досадной помехе, а не как к явлению, достойному изучения. Сама моя жизнь, мой жизненный опыт, в особенности впечатле­ние от парализованного отца, подготовили меня к тому, чтобы разглядеть сущность происходящего. Последующие десять лет своей жизни я потратил на то, чтобы доказать научному сообществу, что собаки страдали именно от беспо­мощности и что беспомощности можно научиться, а, следо­вательно, можно от нее и отучиться.

Как ни возбуждала меня возможность открытия, ее омрачала мысль о том, что в этой лаборатории аспиранты причиняют страдания ни в чем не повинным собакам. Смогу ли я здесь работать, спрашивал я себя. Я всегда любил животных, особенно собак, поэтому меня очень расстраива­ла перспектива причинять боль собакам, пусть даже не очень


38 Мартин Э. П. Зелигман

сильную. И в ближайший выходной я отправился к одному из моих преподавателей философии, чтобы поделиться сво­ими сомнениями. Я очень уважал его, хотя он был всего на несколько лет старше меня. Они с женой всегда находили время, чтобы помочь мне разобраться в загадках и проти­воречиях, которых столько встречалось на жизненном пути студентов 60-х годов.

«Я столкнулся в лаборатории с явлением, которое мо­жет помочь понять, что такое беспомощность, — сказал я. — Никто ее раньше не исследовал, но я не уверен, что смогу этим заниматься, потому что, как мне кажется, нехо­рошо подвергать собак шоку. Даже если это целесообраз­но, во мне что-то восстает против этого». И я рассказал ему о своих наблюдениях, о том, куда они могут привести, и о своих опасениях.

Мой преподаватель изучал этику и историю науки, и именно это обстоятельство породило вопросы, с которыми он ко мне обратился. «Мартин, а как еще можно было бы подступиться к этой проблеме? Может быть, воспользо­ваться беспомощностью людей?»

Обоим нам было ясно, что истории болезни — это тупик с научной точки зрения. Обычно такая история по­священа жизни одного человека и не дает возможности выяснить, что было причиной чего. Зачастую из них даже нельзя увидеть, что на самом деле произошло — только глазами их составителя, чья собственная точка зрения на­кладывает отпечаток на повествование, неизбежно его иска­жая. Столь же ясно было и то, что только правильно поставленный эксперимент способен выявить причину и предложить путь исцеления. Разумеется, было бы неэтично травмировать другие человеческие существа. Таким обра­зом, оставались только эксперименты на животных.

«Насколько оправдано, — спросил я, — причинять боль живому существу?»

На это мой преподаватель напомнил мне, что боль-


Учимся быть беспомощными 39

шинство человеческих существ, равно как и домашних жи­вотных, живы благодаря тому, что некогда проводились эксперименты на животных. Без них, утверждал он, поли­омиелит продолжал бы свирепствовать, а оспа была бы повсеместно распространена. «С другой стороны, — про­должал он, — ты знаешь, что история науки усеяна неоп­лаченными векселями фундаментальных исследований — заверениями о том, что та или иная разработка смягчит человеческие страдания; жаль только, что обычно это не удавалось».

«Позволь задать тебе два вопроса насчет твоих планов. Первый: насколько вероятно, что тебе удастся в долговре­менном плане предупредить больше страданий, чем ты при­чинишь в ходе своих исследований? И второй: могут ли ученые применить к людям результаты, полученные на животных?»

На оба вопроса я ответил положительно. Во-первых, я верил, что моя модель способна разгадать тайну человечес­кой беспомощности. Если бы удалось это сделать, то мож­но было бы рассчитывать на значительное уменьшение че­ловеческих страданий. И, во-вторых, я знал, что наука уже разработала целый ряд ясных тестов, рассчитанных на то, чтобы сказать, когда можно и когда нельзя переносить на людей результаты опытов на животных. Я принял решение провести такие тесты.

Мой профессор предупредил меня, что ученые зачас­тую становятся пленниками собственных амбиций и с лег­костью забывают идеалы, во имя которых они начинали. Он попросил меня дать два обещания. Первое: в тот самый день, когда мне станет ясно, что в моем распоряжении уже находятся ответы на наиболее принципиальные вопросы, я перестану работать с собаками. Второе: в тот день, когда я получу ответы на большинство вопросов, требующих рабо­ты с животными, я прекращаю опыты с животными во­обще.


40 ____________ Мартин Э. П. Зелягмая

И я вернулся в лабораторию, преисполненный надежд создать на животных модель беспомощности. Из других аспирантов только Стивен Майер верил в то, что в этом есть хоть какой-то смысл. Этого скромного и прилежного молодого человека из Бронкса быстро увлекло участие в моем проекте. Он вырос в нищете, сумел окончить Выс­шую научную школу в Бронксе. Знал не понаслышке, что такое настоящая беспомощность, и был готов-к борьбе. Он был убежден, что моделирование беспомощности на живот­ных заслуживает того, чтобы Посвятить себя этому делу. Мы с ним придумали эксперимент, который мог бы пока­зать, что у животных можно развить чувство беспомощ­ности. Мы назвали этот эксперимент триадным, поскольку в нем предполагалось участие трех групп животных.

Первой группе предоставлялась возможность избежать болевого воздействия. Нажав на панель носом, собака этой группы могла отключить питание системы, вызывающей шок. Таким образом, она была в состоянии контролировать ситуацию, ее реакция имела значение.

Шоковое устройство второй группы было «завязано» на систему первой группы. Эти собаки получали тот же шок, что и собаки первой группы, но их собственная реак­ция не влияла на результат. Болевое воздействие на собаку второй группы прекращалось только тогда, когда на отклю­чающую панель нажимала «завязанная» с ней собака пер­вой группы.

Третья группа шока вообще не получала.

После того, как собаки приобретают соответствующий каждой категории опыт, все три группы следует пропустить через секционированный ящик. В принципе они могут легко научиться перепрыгивать через перегородку, чтобы избе­жать шока. Мы, однако, предположили, что если собаки второй группы убедятся, что от них ничего не зависит, то при воздействии шока они будут просто ложиться и не станут ничего предпринимать.


Учимся быть беспомощными 41

Профессор Соломон не скрывал своего скептического отношения. Ни в одной из модных психологических теорий не было ни слова о том, что в животных (или людях) можно воспитать чувство беспомощности. «Организмы, — сказал Соломон, когда мы пришли к нему, чтобы обсудить Наш проект, — могут вырабатывать реакцию только в том случае, если подкреплять ее поощрением или наказанием. В экспериментах, которые вы предлагаете, реакция не будет подкрепляться, поскольку поощрение или наказание не за­висит от того, что делает животное. Согласно любой из существующих теорий обучения это не является условием успешного обучения». Брюс Овермьер вступил в разговор. «Как смогут животные усвоить, что их поступки не имеют значения? — спросил он. — Животные не обладают мыс­лительными способностями достаточно высокого уровня; может быть, вообще у них нет сознания».

Несмотря на скептическое отношение, они оба оказы­вали нам помощь. Они предостерегали нас от преждевре­менных выводов. Вполне может случиться, что животные не смогут спасаться от шока не потому, что усвоят беспо­лезность своих попыток, а совсем по другой причине, на­пример, в результате стресса, вызванного самим шоком.

Мы со Стивеном считали, что эксперимент даст ответ и на этот вопрос. Дело в том, что уровень физического стресса будет одинаковым у собак, имеющих возможность избегать шока и лишенных ее. Поэтому, если мы правы и ключевым является именно состояние беспомощности, то сдаться должны только те собаки, которые не в состоянии избегать шока.

В начале января 1965 года мы подвергли одну собаку шоку, которого она могла избежать, а другую — аналогич­ному воздействию, но с той разницей, что она не в силах на что-либо повлиять. Третью, контрольную собаку не трога­ли. На следующий день мы посадили всех троих в ящик и


42_______________________ Мартин Э. П. Зелипяав

подвергли их действию шока, причем каждая из них могла легко прекратить процедуру, перепрыгнув через перегород­ку, делившую ящик пополам.

Через несколько секунд после начала эксперимента со­бака, которую научили отключать шок, обнаружила, что может убежать, и перепрыгнула через барьер. То же самое проделала контрольная собака, которую не подвергали шо­ковому воздействию. Но собака, которая ранее имела воз­можность убедиться в тщетности всех своих усилий, даже и не попыталась убежать, хотя вторая половина ящика, где она была бы в безопасности, прекрасно просматривалась. Грустно было наблюдать, как собака вскоре сдалась и легла на дно ящика, хотя ее периодически продолжало трясти. Она так и не узнала, что прекратить мучения очень легко — достаточно перепрыгнуть перегородку.

Мы повторяли эксперимент на восьми тройках. Оказа­лось, что даже не попытались убежать шесть из восьми собак «беспомощной» группы; в то же время не сдалась ни одна из восьми собак из той группы, где была возможность контроля над шоком.

Это убедило нас со Стивеном, что к капитуляции при­водят только события, которых нельзя избежать, потому что в точности такой же шок не заставлял животное сда­ваться, если у него была возможность контролировать си­туацию. Стало ясно, что животные могут осознавать тщет­ность своих действий; после этого они перестают что-либо предпринимать, становятся пассивными. Так нам удалось доказать ложность центральной посылки теории обуче­ния — что обучение происходит только тогда, когда за реакцией испытуемого следует поощрение или наказание.

Мы со Стивеном подготовили свои материалы к публи­кации, и, к нашему удивлению, редактор «Джорнел оф Экспериментл Сайколоджи», обычно весьма консерватив­ного журнала, счел возможным напечатать их в качестве


Учимся быть беспомощными 43

передовой статьи. Так была брошена перчатка метрам тео­рии обучения во всем мире. Два «зеленых» аспиранта за­явили великому Б.Ф. Скиннеру, гуру бихевиоризма, и его последователям, что их основная посылка ошибочна.

Однако бихевиористы вовсе не собирались сдаваться. Самый уважаемый профессор нашего факультета, который сам редактировал «Журнал экспериментальной психологии» в течение двадцати лет, направил мне записку, где сообщил, что почувствовал себя «плохо физически» после чтения нашей рукописи. На одном международном мероприятии один из ведущих последователей Скиннера пристал ко мне в мужской комнате и сообщил, что «так животные не учат­ся, они только нарабатывают рефлексы».

В истории психологии было не так уж много экспери­ментов, которые заслуживали бы названия решающих. Стив Майер, будучи всего двадцати четырех лет от роду, приду­мал один из них. Это было актом мужества, поскольку эксперимент Стива открыто атаковал сильно укрепленные позиции ортодоксального бихевиоризма, который преобла­дал в американской психологии в течение шестидесяти лет. Все крупные фигуры в области обучения были бихевиорис-тами, и при жизни двух поколений почти все заметные академические должности в области психологии занимали бихевиористы. И все это несмотря на откровенно искусст­венный, чтобы не сказать притянутый за уши, характер бихевиоризма! Какой крюк зачастую делает наука из-за таких вот притянутых за уши учений!

Так же, как и в случае фрейдизма, основная идея би­хевиоризма противоречит здравому смыслу. Бихевиористы утверждают, что все поведение личности определяется ис­ключительно цепочкой поощрений и наказаний, которые она получала в течение предыдущей жизни. Действия, которые вознаграждались (например, улыбка, за которой последова­ла ласка), воспроизводились, а те, которые наказыва­лись, — подавлялись. Вот, мол, и все.


44 Мартин Э. П. Зелигмая

Сознание — размышление, планирование, ожидание, запоминание — якобы не влияет на поступки. Оно вроде спидометра на автомобиле, который не приводит последний в движение, а просто регистрирует, что происходит. По мнению бихевиористов, человеческое существо полностью формируется внешней средой при посредстве поощрений и наказаний, а его внутренний мир с мыслями никакого отно­шения к этому не имеет.

Трудно поверить, что интеллигентные люди могли так долго придерживаться подобной идеологии; тем не менее с конца первой мировой войны в американской психологии доминировали догмы бихевиоризма. Привлекательность этой идеи носит в первую очередь идеологический характер. Бихевиоризм базируется на чрезмерно оптимистическом отношении к человеческому организму, согласно которому прогресс выглядит предельно просто: чтобы изменить лич­ность, нужно взять и изменить ее окружение. Люди совер­шают преступления потому, что они бедны; значит, если ликвидировать бедность, исчезнет и преступность. Если вы поймаете вора, вы можете перевоспитать его, изменив усло­вия его жизни. Накажите его за кражу и вознаградите за последующее примерное поведение. Предубеждения вызы­ваются тем, что вы плохо знаете людей, против которых предубеждены; узнайте их лучше и вы преодолеете свое предубеждение. Причиной глупости является недостаточная образованность; и преодолеть ее можно всеобщим образо­ванием.

В то время как европейцы считали, что поведение оп­ределяется генетическими факторами (черты характера, гены, инстинкты и т.д.), американцы стояли на том, что поведение полностью определяется средой. По-видимому, не является случайным совпадением, что две страны, в которых процве­тал бихевиоризм — Соединенные Штаты и Советский Союз — являлись (по крайней мере, теоретически) колы-


Учимся быть беспомощными 45

белью всеобщего равенства. «Все люди рождены равными» и «от каждого — по способностям, каждому — по по­требностям» — таковы идеологические обоснования бихе­виоризма соответственно американской и советской полити­ческой системы.

Так обстояли дела в 1965 году, когда мы готовили нашу контратаку против бихевиористов. Идею бихевиорис-тов, что все сводится к поощрениям и наказаниям, которые подкрепляют связи, мы считали полной бессмыслицей. Возь­мем, например, бихевиористское объяснение поведения кры­сы, нажимающей на клавишу ради корма. Если крыса, по- лучившая корм после того, как нажала на клавишу, продол­жает на нее давить, то это потому, что у нее возникла ассоциация между нажатием на клавишу и пищей, подкреп­ленная вознаграждением. Или бихевиористское объяснение человеческого труда: человек ходит на работу просто пото­му, что привычка хождения на работу подкреплялась поощ­рением, а не потому, что он предвидел поощрение. Умствен­ная работа человека и крысы при этом либо как бы не существует, либо не играет причинной роли. Мы же, наобо­рот, считаем мыслительные процессы причинно важными: крыса ожидает, что нажатие клавиши принесет ей корм; человек ожидает, что результатом его хождения на работу будет оплата труда. Мы чувствуем, что добровольное пове­дение большей частью мотивируется ожидаемым вами ре­зультатом.

Что касается воспитанной беспомощности, то мы со Стивом верили, что собаки лежат без движения потому, что, как они убедились, их действия ни на что не влияют и соответственно не будут влиять и в будущем. После того, как у них сформировался такой прогноз, они не собираются больше действовать.

«Пассивность может корениться в двух причинах, — говорил Стив со своим странноватым мягким акцентом


46_____________________ Мартнн Э. П. Зелвгмав

жителя Бронкса, обращаясь ко все более критически на­строенным участникам нашего еженедельного научного се­минара. — Подобно старикам в приюте, вы можете на­учиться пассивности, если это вознаграждается. Персонал лучше относится к вам, если вы послушны, а не требова­тельны. Либо вы можете стать пассивным, если полностью капитулируете из-за того, что любая ваша модель поведе­ния (будь то послушание или требовательность) не влияет на результат. Собаки не пассивны, поскольку они убеди­лись, что пассивность оборачивается шоком; и, наоборот, собаки сдаются, если предвидят, что все, что бы они ни делали, не имеет значения».

Бихевиористы вряд ли смогли бы сказать, что «беспо­мощные» собаки научились предвидеть; с точки зрения би­хевиоризма единственная вещь, которой животное (или че­ловек) способно научиться, — это действие (или, на их профессиональном жаргоне, — моторная реакция); оно ни­когда не сможет научиться мыслить или ожидать. Поэтому они бы стали выкручиваться, изобретая объяснение вроде того, что случилось нечто, вознаградившее собак за лежа­ние, что-то их поощрило за сидение неподвижно.

Собаки получали шок, которого нельзя было избежать. Однако были моменты, как утверждали бихевиористы, ког­да собаки сидели, а действие шока прекратилось. И тогда, по мнению бихевиористов, в эти моменты прекращение боли служило подкрепляющим стимулом. И собаки продолжали сидеть, а потом действие шока опять прекращалось, что служило новым поощрением сидения.

Эта аргументация оказалась последним прибежищем бихевиористов, серьезно отстаивавших свою (по моему мнению, ошибочную) точку зрения. С тем же успехом можно было бы утверждать, что собак не поощряли за сидение, а наказывали — поскольку иногда воздействие шока продол­жалось, когда собаки сидели; это должно было бы послу-


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.)