|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ДИПЛОМАТИЯ ИМПЕРИАЛИЗМАРеволюционной партии Гнчак в 1890 г. предложили объединиться с Армянской Революционной Федерацией, но ассоциация двух партий не продлилась долго. По-видимому, Назарбек был человеком, с которым нелегко ладить, и он предпочитал работать по-своему. В начале у него были затруднения в том, чтобы найти последователей, но его новые единомышленники работали усердно. Например, Азад-хан отправился в Константинополь в июле 1889 и занялся распространением пропаганды. Он советовался с Хримяном, старик отнесся к его идее с сомнением: «Ты сумасшедший, - сказал старый патриот. - Армяне - очень маленький народ, и сколько крови должно будет пролиться». Он не видел, что нечто значительное могло быть сделано без европейской помощи. Но Азад-хан не был обескуражен. Он отправился в Тифлис, где ему повезло не больше. Только в Трабизонде он нашел настоящий энтузиазм. Он создал центральный комитет партии и оттуда отправил агентов, которые организовали революционные ячейки в Эрзеруме, Харпуте, Смирне, Алеппо и других местах. Назарбек сам остался нелегально в Женеве, но в рассказах, опубликованных позднее, он дал живые зарисовки агитаторов, которые посещали крестьян, «проводя с ними ночи напролет, беседуя с ними об их несчастиях, проповедуя библейское «око за око, зуб за зуб», возбуждая их сломленный дух высокими стремлениями и решимостью». Послы в Константинополе не замедлили последовать развитию этого движения. С 1888 года английские представители докладывали о наличии революционеров и захвате запрещенной литературы. В городах распространяли революционные листовки, и было немало случаев, когда шантажировали богатых армян, принуждая их внести свой вклад в общее дело. Европейцы в Турции договорились, что непосредственной целью (армянских) агитаторов есть подстрекательство к беспорядкам, провоцирование нечеловеческих ответных мер и тем самым - интервенцию держав. По этой причине, сказал он, они действовали предпочтительно в тех областях, где армяне составляли меньшинство, с тем, чтобы репрессии были очевидны. Один из революционеров сказал в 1890 году доктору Хамлину, основателю Роберт колледжа, что банды Гнчака будут «искать возможность убивать турок и курдов, поджигать их села, а затем уйдут в горы». А разъяренные мусульмане «набросятся на беззащитных местных армян и начнут такую варварскую резню, что Россия под знаменем гуманности и христианской цивилизации вторгнется и захватит эти земли». [ВОТ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ТОГО, ЧТО ЛИДЕРЫ АРМЯН САМИ ЖЕ ПОДСТАВИЛИ ИХ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ СПРОВОЦИРОВАТЬ РОССИЮ НА ЗАХВАТ ТУРЕЦКОЙ ЗЕМЛИ!!!] Когда ужаснувшийся миссионер назвал этот план самым зверским и дьявольским из когда-либо известных, ему ответили: «Это так вам кажется, но мы, армяне, твердо решили освободиться. Европа услышала болгарские ужасы и освободила Болгарию. Она услышит и наш плач, когда он дойдет до воплей и крови женщин и детей... Мы отчаялись. Мы сделаем это». Серьезные затруднения начались в 1890 г., когда были беспорядки и кровопролития в Эрзеруме. Бунт не был подготовлен или спланирован, но Гнчак надеялся извлечь из него выгоду. В Константинополе была организована огромная демонстрация с целью произвести впечатление на турецкое и европейские правительства. Дело было тщательно спланировано, и минимальные требования революционеров (гражданские свободы) были заранее разосланы иностранным послам. В армянской церкви читали прокламацию, в которой говорилось: «Ты должен быть сам себе хозяин». Даже эта демонстрация не дала желанных результатов. В течение следующих месяцев попытки лидеров, казалось, перешли в переговоры с другими революционными группами. Последовали длинные конференции в Афинах, а в декабре 1891 г. Гнчак официально объявил об объединении с Восточной Федерацией македонских, албанских и греческих революционеров. Газета была переведена в Афины, где она оставалась до конца 1894 года, когда армянская организация переехала в Лондон. В промежутках пропаганда велась в Армении и были попытки заставить курдов присоединиться к повстанцам. Агенты были посланы также в Америку, где были учреждены отделения в Бостоне, Уорчестере и других городах. Азад-хан доложил, что он собрал в Америке не менее 10 000 долларов в поддержку «дела». Когда летом 1892 г. кабинет Гладстоуна пришел к власти, надежды армян повысились, ибо разве не был Великий Старик защитником угнетенных? И действительно, либеральное государство в первую очередь начало направлять резкие ноты Порте. Англо-армянский комитет и евангелийский союз воспользовались ситуацией, подняв шум о религиозных преследованиях. Но английское влияние в Константинополе упало настолько низко, что на протесты из Лондона внимание не обращалось. Турецкое правительство, вероятно, понимало даже тогда, что российское правительство, также враждебное настроениям Гнчака, как и турецкое, будет поддерживать Турцию. В 1890 г. русские официальные представители вступили в сотрудничество с турками, чтобы разбить армянскую партию, организованную на Кавказе. Многие писатели придерживались того мнения, что английское вмешательство только ухудшило дело. «Турки начинают репрессии, потому что мы сочувствуем, - писал Дэвид Хочарт, - а мы еще сильнее сочувствуем из-за репрессий и так порочный круг замыкается». «Англия несет больше ответственности за хладнокровные убийства, которые приводят почти к истреблению армян, чем все другие нации, вместе взятые», отметил американский путешественник. Не требуется очень яркого воображения, чтобы представить реакцию турок на действия революционеров. Они всегда помнили если не о восстании греков, то хотя бы о мятежах в Болгарии и о разрушительном вторжении России и других империй. Заслуживает ли Абдул Гамид той черной репутации, которая закрепилась за ним, - спорный вопрос. Если он был «кровавым убийцей» и «красным султаном» для одних, то - трудолюбивым, совестливым, обеспокоенным и вызывающим личную симпатию правителем для других. Те, кто говорят в его пользу, отмечают то, что султан чувствовал, что его империи угрожают армяне, которые, как он знал, или по крайней мере верил, были в сговоре с младотурками, греками, македонцами и т. д. Они полагают, что Абдул Гамид был жертвой того, что мы сейчас называем манией преследования. Он был в ужасе и по этой причине окружил себя не только высокими стенами, но и всевозможными сомнительными личностями, шпионами и доносчиками, которые доказывали свою необходимость тем, что доставляли все более тревожные вести. Нельзя отрицать того, что революционеры планировали огромный пожар и внушали султану и его министрам огромный страх. Одна из прокламаций гласила: «Времена критические и чреваты зловещими событиями. Чаша полна. Готовьтесь к неизбежному. Вооружайтесь - вооружайтесь всем. Если в одном месте восстают или оказывают сопротивление, делайте то же самое в своей местности. Расширяйте борьбу за независимость. Да, лучше жить свободным человеком один день, один час и умереть в борьбе, чем веками жить жизнью рабов». Летом 1894 г. революционный комитет написал письмо Великому визирю, предупреждая его, что по империи будет всеобщий мятеж если «справедливые требования армянского народа» не будут удовлетворены. Никто не может обвинить правительство, которое предвидело крупный переворот и приняло меры предосторожности. Возможно, для того, чтобы противостоять усилиям, которые привели курдов в движение, в 1891 г. султан организовал их племена в знаменитые отряды Гамида, по подобию русских казаческих бригад, которые предназначались для защиты границ. В 1877- 1878 годах войска курдов приносили больше хлопот, чем пользы, и можно предположить, что целью новой организации было удовлетворить главарей и удержать их от контактов с армянскими революционерами, фактически они могли использоваться и использовались против армян. Начиная с 1892 г., отряды Гамида, иногда поддерживаемые регулярными войсками, начали нападения на армянские поселения, поджигая дома, уничтожая урожай и убивая жителей. Итак, революционеры добились того, чего добивались - преследований. Для них не имело значения то, что совершенно невинные люди вынужденно страдали от реализации программы, намеченной группой в Женеве или в Афинах, группой, которая никогда не получала мандата от армянской общины. Насколько можно предположить, гнчакских агитаторов страстно поддерживали низшие слои армян в Константинополе, с помощью которых им удалось избрать патриота Измирляна патриархом в 1894 г. Но высшие классы были против этой программы; на самом деле они оказались жертвами угрожающих писем и шантажа, вынуждающих их финансировать дела, которые они считали гибельными. Что касается крестьянства в провинциях, совершенно очевидно, что оно просто не понимало, что происходит. Изабелла Бишоп, которая путешествовала по стране в 1891 г., отметила, что «армянский крестьянин также лишен политического стремления, как и политических обид... я ни разу не слышала о том, чтобы высказывалось желание о политической или административной реформе или об армянской независимости». Хочарт рассказывает об армянах в провинциях, которые говорили, что они хотели бы, чтобы патриоты оставили их в покое. Но хотели они того, или нет, они должны были стать жертвами по воле других; их жизни были ценой, которой расплачивались за реализацию планов национал-социалистических фанатиков. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |