|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Документ 18Источник: Хит У. Лоури: «Армянский терроризм XIX и XX веков: Неразрывные нити». Международный терроризм и связь с наркотиками. Анкара (издательство Анкарского университета), 1984 г., с. 71 - ХА АРМЯНСКИЙ ТЕРРОРИЗМ XIX И XX ВЕКОВ: НЕРАЗРЫВНЫЕ НИТИ Историк Османской империи, решивший исследовать деятельность армянских террористических организаций за последнее десятилетие, будет немедленно поражен высокой степенью схожести между поставленными целями, выбором объектов для нападений, тактикой и демагогией, используемых нынешними армянскими террористическими группировками, и их двойниками в XIX и в начале XX веков. Предположив, что изучение прошлого временами дает понимание настоящего, и даже будущего, я решил проследить за некоторыми «неразрывными нитями», проходящими через историю вооруженного армянского политического насилия. Делая это и полностью осознавая риск, который я беру на себя перед лицом многочисленной аудитории, среди которой много выдающихся психологов, я хотел бы затем заняться анализом некоторых сторон армянского общества, которые дают возможность каждому последующему поколению создавать и воспитывать новую группу террористов. Особо я хотел бы изучить отношение современников к каждому поколению армянских террористов, чтобы попытаться проиллюстрировать то, как эти люди традиционно преподносятся молодежи следующего поколения в качестве «армянских национальных героев». Иначе говоря, их превозносят в таких словах, что молодежь воспринимает их, как «пример для подражания». В недавнем докладе доктор Джерар Либаридьян, директор института Зорьяна в Кембридже, штат Массачусетс, сделал попытку объяснить то, что он называет «Причины политического насилия в новой армянской истории» (Либаридьян, 1983). Под заглавием «Причины возникновения» он пишет: «В целом, похоже, политическое насилие и, в особенности, политические убийства, вошли в жизнь армянского общества, как реакция против репрессивных регионов Османской и Российской империй до первой мировой войны. Империй, которые не оставляли пути, мирного пути для армян достичь какого-то прогресса. Что касается именно армян, в отличие от более крупных сообществ людей, к примеру, самих турок или русских, то их неспособность из-за малочисленности влиять на большие события в империях, частью которых они являлись, похоже, направила их на более индивидуальный тип акций, каковыми является политическое убийство». Сравним эту точку зрения с той, что выражена в письме 1976 года в газету «Нью-Йорк Таймс», армянского национального комитета в Бостоне, где мы читаем: «Некоторые армяне, вероятно, потеряли веру в готовность или способность правительств мира услышать или поддержать мирные призывы» («Таймс», 30 мая 1977 г.). [Надо сказать, это открытое поддержание армянами терроризма, который совершают их сородичи – Ред.]. Один факт, конечно же, является бесспорным. Если Либаридьян прав, говоря, что армянские политические убийства являются результатом недовольства, испытываемого армянами, неспособными повлиять на Российскую и Османскую империи «изнутри», и письмо армянского национального комитета верно в отношении того, что сегодняшние убийства происходят от недовольства, испытываемого армянами, неспособными повлиять на правительства мира «извне», то становится относительно легко понять, почему так высок уровень сегодняшнего насилия. Говоря иначе, поскольку цель - создание независимого армянского государства в Восточной Анатолии - определенно поддерживается и прошлыми и нынешними армянскими террористами, тот факт, что нынешние террористы вынуждены стараться сделать «извне» то, что их предшественники в XIX в. не смогли сделать «изнутри», указывает на более высокий «уровень недовольства» среди нынешней массы террористов. Но, спустя более века насилия, цель, к которой стремится их «терроризм» - создание независимого армянского государства, - сегодня еще более далека от реальности, чем 100 лет назад. Однако это означает, что нам следовало бы с благодушием и сквозь пальцы взирать на сегодняшние акты терроризма, как на затихающие раскаты грома. Напротив, еще одной «неразрывной нитью», связывающей армянских террористов XIX и XX веков, является их неспособность осознать реальности окружающего их мира. Точно так же, как армянские революционеры (читай: террористы – Ред.) XIX в. не смогли понять, что географическая разбросанность армянского меньшинства Османской империи предопределила то, что их «национализм» не смог разделить успеха других османских этнических меньшинств и создать независимую Армению, урвав часть Османской империи, точно так же их последователи в XX веке неспособны понять той истины, что сильная воля турок никогда не согласится на требование горстки террористов. Иными словами, единственное, что полностью отсутствует у армянских террористов прошлого и настоящего - это логика! Осознание данного аспекта характера террористов позволит легче понять, почему они продолжают пользоваться сегодня теми же методами и тактикой, которые не дали им возможности достичь своих целей в XIX веке. Политические убийства в период между 1860 годов и началом первой мировой войны стоили жизни многим османским и русским должностным лицам. Однако этот факт ни на йоту на оказал влияния на российскую или османскую политику в отношении армянских сепаратистских стремлений. Точно так же, беспричинные убийства турецких дипломатов в наши дни не оказывают эффекта на процесс принятия решений правительством Республики Турция. Подобным же образом, тактика захвата общественных зданий, начинение их взрывчаткой, с угрозой подорвать их, если не будут выполнены определенные требования, впервые была испробована не в Париже в 1981 г. и не в Лиссабоне в 1983 году. Такая тактика была впервые использована армянскими террористами в августе 1896 года, во время захвата османского банка в Бейоглу, Стамбуле. Под угрозой взорвать своих заложников, они выдвинули целую серию требований, точно так же, как спустя 85 лет поступят их потомки в XX веке, захватив в сентябре 1981 года турецкое консульство в Париже, В конце концов, террористы 1896 года сдались, не дождавшись выполнения своих требований, так же, как и их наследники в 1981 году в Париже. Пожалуй, единственное отличие между этими двумя операциями заключено в последующем обращении с террористами. Захватчики османского банка в 1896 году были вывезены из Стамбула на яхте британского посла, тогда как террористы, захватившие консульство в Париже, были переданы французскому суду и получили непомерно легкие тюремные приговоры. В обоих случаях единственным осязаемым результатом явилась короткая вспышка внимания со стороны прессы. Показав полный провал столетнего бессмысленного насилия ради достижения известной цели - создания независимой Армении - хочется узнать, каковы же, если они имеются, успехи этого дела? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны расширить наше исследование и включить сюда тему армянского терроризма, когда его объектом являются террористические акты против армян. Недавнее исследование, ограниченное 1904-1906 гг., дает следующую статистику о жертвах армянского политического убийства в этот период, «За этот трехлетний период имелось 105 политических убийств: из них 56 - против армянских информаторов; 32 - по политическим причинам и против русских, и против турецких чиновников и офицеров; 7 или 8 - против шантажистов; 5 - против ростовщиков; и 2 или 3 - случайных, без особых причин. Эти цифры относятся к восточным армянским регионам - Тифлису и Баку, а также к Вану и району, прилегающему к нему в Османской империи» (Либаридьян, 1983). Другими словами, во время этого короткого трехлетнего периода, на каждые две жертвы армянского происхождения, убитых армянскими террористами, приходилось по одной неармянской. Этот, и по сей день почти полностью забытый факт, заслуживает нашего внимания, так как он не является феноменом, характерным лишь для 1904-1906 гг., а продолжает существовать и поныне. Его целью, и тогда, и сейчас, является ничто иное, как запугивание. Сознательная попытка запугать подавляющее большинство мирных армян, заставить их молчать о деятельности террористов. 24 сентября 1933 года армянскими террористами был убит глава армянской церкви в Америке, архиепископ Леон Туранян, когда он готовился проводить мессу в армянском кафедральном соборе в Нью-Йорке. Когда он шествовал к приделу, сопровождаемый сотнями глаз своих прихожан, на его пути появилась группа людей, блеснули ножи, и он мертвым упал на пол. Ни один в толпе не смог опознать кого-либо из нападавших. Атторней Нью-Йорка, проводивший последующее судебное разбирательство над группой из 9 дашнаков, обвиненных в убийстве, сказал следующее по поводу того, что ни один армянин из тех, что находились в церкви, не стал давать показания против убийц. «Детективы столкнулись со стеной молчания, которую невозможно пробить для того, чтобы получить объяснение загадочного убийства. Или эти армяне хотели уладить свои междоусобицы путем смертоносных заговоров; или они настолько опасались за свою безопасность, что не стали говорить о том, что им известно». «Спектатор». 7 декабря 1983 г. Если армянам, присутствовавшим в церкви, не были известны цифры статистики, приведенные выше, а именно, что 56 из 105 жертв, убитых армянскими террористами за время 1904-1906 гг., были убиты именно как «информаторы», то послание, которое террористы намеревались передать им, вполне достигло цели. Любого, сказавшего хоть слово против них, ожидает смерть. Это положение не изменилось и сегодня. Всего полгода назад АСАЛА казнила в Ливане двух армян (один их них был американцем), по обвинению в службе ЦРУ в качестве информаторов, сообщивших о запланированном несколькими месяцами ранее сборе в Стамбуле («Спектатор» от 7.01.84., стр. 16). Результатом этого явился «занавес страха», через который стало чрезвычайно трудно проникнуть в ряды армянских террористов правоохранительным властям всех стран, так как армяне очень хорошо представляют себе, какая судьба их ожидает, если террористы навесят им ярлык «информаторов». Весь парадокс ситуации заключается в том, что в то время как армянские террористы на протяжении вот уже сотни лет постоянно терпят неудачу в достижении своих целей в отношении врагов, будь то Российская или Османская империя или правительство Республики Турция, они преуспели в создании желанного климата террора среди своих же армян, тех самых, ради которых, как они провозглашают, и трудятся. Таков единственный успех векового армянского терроризма. В то время, как существованием «занавеса страха» можно объяснить почти полное отсутствие голосов среди армянских общин мира, за исключением турецких армян, открыто говорящих о деятельности армянских террористов, нельзя не обратить внимания на тот факт, что многие выдающиеся армяне в Западной Европе и Соединенных Штатах Америки часто пользуются вспышками интереса со стороны прессы, вызванными очередной террористической вылазкой, для того, чтобы выступить с заявлениями, в которых, по меньшей мере, подразумевается поддержка подобной деятельности. В качестве примера подобного отношения мы можем процитировать заявление мистера Кеворка Донабедяна, редактора армянской этнической газеты «Армениан уикли», выпускаемой в Соединенных Штатах, которое приводится в статье в «Крисченс Сайенс Монитор». «Как армянин, я никогда не приемлю терроризм, но за ним должна быть причина. Возможно, терроризм возымеет действие. Евреи использовали его в своих целях. Они имеют Израиль» («Монитор» от 18 ноября 80 г.). Подобное отношение, типичным образом которого являются слова: «Конечно, мы не приемлем терроризма, но мы должны понять глубокое чувство недовольства, испытываемое этими молодыми людьми, в результате великой исторической несправедливости, причиненной армянам турками, и т. д. и т. п.», повторяется по поводу каждого убийства множеством армянских академиков, ораторов и религиозных лидеров. Тем самым они отмежевываются от реального события со своими почти ритуальным высказыванием «конечно, мы не приемлем терроризма», за которым следует повторение стандартного набора обвинений и голословных заявлений против Османской империи 1914-1915 гг. о «резне» и «геноциде». Будь оратор армянином-американцем или армянином-французом, содержание речей редко отличается. А что касается цели, то она никогда не меняется. Это - оправдание акций террористов, на основании того, что их предки якобы явились жертвами исторической несправедливости. Хотя фактически, это означает ничто иное, как одобрение акций террористов. То есть, по сути эти люди говорят: «Хотя я и не хотел бы держать ружье сам, те, кто так делают, оказывают полезную услугу «армянскому делу». Чтобы это обвинение не звучало очень резко, я хотел бы заняться более подробным изучением того, как к тем немногим террористам, которые арестованы, относилась и относится армянская община в целом. Это обсуждение я хочу сфокусировать на изучении двух периодов терроризма, которые я назвал «Период после I мировой войны» и «Текущий период», начавшийся в 1973 году и продолжающийся по настоящее время. Вслед за окончанием I мировой войны армянская революционная федерация - дашнаки, как они более известны - сформировала сеть под названием «Немезида», для того, чтобы выслеживать и убивать бывших членов турецкого правительства. Первой жертвой стал бывший министр внутренних дел Талат паша, застреленный 15 марта 1921 года, во время прогулки по улице Берлина. Его убийцей был армянин по имени Согомон Телирян. Спустя 9 месяцев в Риме армянином по имени Аршавир Ширакян был убит бывший османский министр иностранных дел Сайд Халим паша. Всего лишь через 4 месяца, на этот раз в сообществе с неким Арамом Ерганяном, Ширакян вновь стреляет. На этот раз его жертвами стали два бывших турецких должностных лица - Бахеддин Шакир Бей и Кемаль Азми Бей, убитые в Берлине 17 апреля 1922 года. Спустя несколько месяцев в Тифлисе два армянина застрелили Кемаля пашу. («Уокер», 1980: стр. 344). И убийства продолжались... Более важной, чем сами убийства, для нас является, в данном случае, ответная реакция на эти события армянской общины в целом. Телирян, убийца Талат паши, был арестован в Берлине по обвинению в убийстве. В дни его ареста в Берлине был организован «Фонд защиты Согомона Телиряна», который стал быстро расти за счет пожертвований, посланных армянами всего мира, в особенности, Соединенных Штатов. Заручившись подобным образом приобретенной поддержкой, Телирян был освобожден и оправдан после беглого двухдневного судебного разбирательства. В течение последующих 40 лет, вплоть до смерти в Сан-Франциско (1960 г.), Телирян пользовался статусом «армянского национального героя». Действительно, в книге Джеймса Назера, выпущенной в 1968 году под названием «Первый геноцид XX века», этот титул располагается под фотографией Телиряна («Назер», 1968). Более того, автор дарует эпитафию «армянских национальных героев» Ширагяну и Ерганяну, двум подельникам Телиряна по «Немезиде». Перескочив вперед, по времени «Текущего периода» армянского терроризма, давайте сравним отношение к убийце Кемаля Арикана - турецкого генерального консула в Лос-Анджелесе и к захватившим резиденцию турецкого посольства в Лиссабоне пяти террористам с тем отношением, которое было проявлено по отношению к их предкам - террористам из «Немезиды». 28 января 1982 г. турецкого генерального консула в Лос-Анджелесе, Кемаля Арикана, убил 21-летний армянский эмигрант Хампиг Сасунян, родившийся в Ливане и недавно переехавший в Лос-Анджелес, штат Калифорния. В феврале 1984 года по окончании длительного судебного процесса, он был осужден в совершении этого преступления. Вскоре после ареста Сасуняна армянские общины во всем мире, и, прежде всего, в Северной Америке, возвестили об открытии множества «Фондов защиты Сасуняна». Недавняя статья в армянской прессе следующим образом подводит итог их деятельности: «За прошедшие 22 месяца буквально десятки тысяч армян выразили свою заинтересованность и поддержку. Армяне Лос-Анджелеса и других городов по всей стране, в Канаде, Франции, Ливане, Англии, Греции, Сирии, Израиле, Саудовской Аравии, Иране, Южной Африке, Аргентине, Австралии, Италии, Швейцарщи, Испании и Египте сплотились для того, чтобы оказать поддержку защите Сасуняна. Этот поток денег, а также личных и коллективных посланий поддержки является лучшей оценкой народу, вовлеченному в политический процесс, который, в конечном счете может определить их судьбу» («Асбарез», 15 октября 1983 г.) Обзор деятельности, осуществляемой этими «Комитетами защиты Сасуняна», еще более проливает свет на суть и размах усилий, предпринимаемых для его защиты. Для того, чтобы проиллюстрировать это положение можно привести следующий пример, типичный, из множества аналогичных дел. 21 октября 1983 года, в пятницу вечером в святой армянской апостолической церкви в Монтебелло, штат Калифорния, проводился «Вечер для Хампига», организованный «Комитетом защиты Сасуняна». Началом, и даже мы можем сказать гвоздем программы, была «Специальная церковная служба», которую служил Его Светлость епископ Епрем Табакян, прелат Западного епископального управления армянской апостолической церкви. Кроме того, многие широко известные армянские артисты и певцы дали благотворительный концерт перед сотнями армян, вылившийся в представление «моральная поддержка» для убийцы-террориста, Хампига Сасуняна («Обсервер», 12 октября 1983 г., стр. 3). Самой возмутительной чертой этого собрания является то, что оно проходило под религиозным одобрением и руководством армянских религиозных властей западных штатов США. Прежде, чем провести анализ некоторых подоплек этого и сходных с ним событий, мы должны рассмотреть также отношение к 5 армянским террористам, которые в июле 1983 года оккупировали, а затем подорвали здание турецкого посольства в Лиссабоне (Португалия). Так как эта акция закончилась их собственной смертью (как и смертью их невинных жертв) им был присвоен статус «Вечного мученичества» всеми армянскими общинами мира. Это положение может проиллюстрировать предлагаемый частичный перечень многочисленных «памятных» служб, проводимых армянскими церквами и центрами общин по всей Америке в память об их жертве: а) Воскресенье, 16 октября 1983 г. собрание в армянской церкви в Ватертауне, штат Массачусетс, объявленное, как «Политический слет в память о 5 лиссабонских мучениках («Уикли», 15 октября, 1983 г.); б) 21 января 1984 г., в армянской апостолической церкви «Всех святых» в Гленью, штат Иллинойс, мемориальная служба в честь «лиссабонской пятерки» («Уикли», 14 января, 1984 г.); в) 22 января 1984 г., в церкви святого Вартанянца в Пра-виденсе, Род-Айленд, проводится мемориальная служба в честь «лиссабонской пятерки». («Уикли», 14 января 1984 г.); г) 28 января 1984 г., в Центре армянской общины в Диборне, штат Мичиган, мемориальная служба в честь «лиссабонской пятерки». («Уикли» 14 января 1984 г.); д) 29 января 1984 г. в церкви святого Вартанянца в Риджлфилде, штат Нью-Джерси, мемориальная служба в честь «лиссабонской пятерки». («Уикли», 14 января 1984 г.); е) 12 февраля 1984 г. в церкви Сурп Хач в Чеви Чейде, Мериленд, пригород Вашингтона, мемориальная служба в честь «лиссабонской пятерки» («Уикли», 14 января 1984 г.) Субботняя «Арменией уикли» от 11 февраля 1984 г. дает пространное описание одного такого «мемориального собрания», проводимого в церкви святого Вартанянца в присутствии более 400 людей. Оно состояло из следующих частей. Короткая «мемориальная служба» о душах «5 героев», проведенная в церкви святого Вартанянца. Местный отряд армянской армии «Бой скаут» провел церемонию с флагом и зажжением свечей. Дети изображали каждого из «героев», держа зажженную свечу, и положив перед собой трехцветный армянский флаг. Следующим актом стала серия речей, с которыми выступил преподобный Арут Мисерльян, начавший эту часть программы со слов: «С 1975 года армянская молодежь прибегает к помощи вооруженной борьбы убедившись в тщетности дипломатических усилий. Нам не следует глубоко скорбеть о муках этих юношей. Прошло время плача. Нынче время непрерывной борьбы». За речами следовала декламация армянской революционной поэзии и исполнялись националистические песни. Преподобный Арпи Балиян, представитель «Армянского освободительного общества Северной Америки» выступал затем с речью, включавшей в себя следующее заявление: «Мы собрались здесь для того, чтобы отметить поступок наших пяти героических юношей, которые в июле прошлого года в результате своего осознанного мученичества присоединились к пантеону наших античных героев». Слова Балияна сопровождались показом слайдов, раскрывающих развитие армянского освободительного движения от начала века до наших дней. Вечер завершился следующей сценой: «Пять молодых мужчин, одинаково одетых и укрытых черными капюшонами, вышли на сцену и, салютовав портретам 5 героев, развернули красное знамя, на котором черными буквами было написано по-армянски: «Мое имя - борьба, мой конец - победа» (лозунг «позаимствован» у тюркско-националистской партии «БОЗГУРД», в которую входят турки, азербайджанцы, чеченцы, кабардинцы, и др. – Ред.). («Уикли», 11 февраля 1984 г., стр. 6-7, 9). Короче, сегодняшние армянские террористы приветствуются нынешним поколением армян точно так же, как террористы 20-х годов (Телирян, Ширакян) приветствовались и пользовались статусом героев у своих современников. В заключение, я хотел бы переключить свое внимание историка, сравнивающего прошлое и настоящее, и находящего всевозможные «неразрывные нити», которые все вместе образуют сеть акций армянских террористов, и, став «пророком», попытаться выразить те причины, по которым, я верю (и на это указывают все факты), армянские террористические акты будут продолжаться и в следующем веке. Эти наблюдения можно суммировать таким образом: 1. Одобрение церкви: В любой малочисленной общине именно представители организованной религии образуют ядро, вокруг которого вращается вся группа. Это верно и в отношении армян. Именно церковные деятели на протяжении всей истории хранили армянский язык, литературу и традиции живыми в памяти своей паствы. Таким образом, когда руководители армянской церкви участвовали в мемориальных службах по умершим или находящимся в тюрьме террористам, и давали свое согласие на участие в проведении подобных мероприятий, тем самым они фактически признавали и давали одобрение тем акциям, которые проводят армянские террористы; 2. Одобрение прессы: И армянская и англоязычная армянская этническая пресса в Соединенных Штатах широко освещает деятельность армянских террористов, как мы видели из приведенных выше примеров, это, по меньшей мере, выражает молчаливое одобрение террористических актов, и тем самым дается «добро» на их проведение. Без преувеличения можно сказать, что армянская пресса и армянская церковь являются двумя организациями, которые в наибольшей степени влияют на формирование общественного мнения среди армян диаспоры. Как я неоднократно указывал, отношение и прессы и церкви в отношении терроризма, в лучшем случае, неоднозначно. К несчастью, терроризм - это не та тема, где можно дать «вялый» ответ. Вы не можете сказать: «Моя форма терроризма - оправдывается, но я не одобряю терроризм». Здесь ясное утверждение: «все или ничего». Не в состоянии публично осудить бессмысленные убийства, совершаемые армянскими террористами, армянская церковь и армянская пресса дают «добро» на проведение подобных актов. Помня о том, что подавляющее большинство армян не имеет возможности подать свой голос по этому поводу из-за страха, мы встречаемся с ситуацией, когда почти вся армянская община диаспоры, в той или иной форме, молчаливо поддерживает деятельность армянских террористов. Как это все отзывается в умах впечатлительных детей? Что означает то, что группа армянских «бойскаутов» идет в церковь и участвует в мемориальной службе по «пяти лиссабонским мученикам»? Когда они слушают старших, говорящих об умерших террористах, как о «мучениках, присоединившихся к пантеону наших героев»? Ответ на эти вопросы слишком очевиден: это означает только то, что террористы преподносятся сегодняшней армянской молодежи в качестве «примера для подражания», как «герой», чьи поступки достойны подражания. Более того, это означает, что место каждого армянского террориста, схваченного или убитого, будет занято другим впечатлительным юношей. По сути, это означает, повторение год за годом, поколение за поколением, армянского терроризма. В самом деле, история содержит уроки на сегодняшний день. Она объясняет это как неспособность армянской общины открыто осудить армянский терроризм 1920 г., привела к «текущему периоду» деятельности террористов, и она предполагает и то, что неспособность осудить сегодняшний терроризм гарантирует еще виток, повторение его в следующем поколении. СПИСОК РАБОТ, ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ В ТЕКСТЕ ЭТОЙ РЕЧИ: «Асбарез»: Публикация АРФ Центрального Комитета Армянской революционной Федерации в западных Соединенных Штатах Америки. Армянская газета с еженедельным английским изданием; «Либаридьян». Копия доклада, представленного Джерардом Либаридьяном на XVIII ежегодном съезде ассоциации по изучению Ближнего Востока, проводимого в Чикаго, штат Иллинойс, 3-6 ноября 1983 г. Доклад озаглавлен: «Истоки политического насилия в современной армянской истории»; «Назер»: Джеймс Назер: «Первый геноцид XX века». Нью-Йорк. 1968 г.; «Обсервер». «Армениан обсервер». Еженедельная армянская газета, выходящая в Голливуде, штат Калифорния. Редактор - Ошин Кешишян; «Спектатор». «Армениан миррор-Спектатор». Еженедельная армянская газета, публикуемая ассоциацией «Байкар», в Ватертауне, штат Массачусетс. Редактор - Барбара Маргерян; «Уолкер» - Кристофер Дж. Уолкер: «Армения, выживание нации». Нью-Йорк, 1980 г. «Уикли». Армянская «Уикли». Армянская газета, публикуемая ассоциацией «Гареник» Бостона, штат Массачусетс. Ответственный редактор - Кеворк Донабедян. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.014 сек.) |