|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ТУРЕЦКАЯ ТРАГЕДИЯТрагедия Турции шире, чем только тяжелое положение меньшинств. Те, кто имеют терпение и могут воздержаться от поспешных суждений о положении на Ближнем Востоке, вскоре приходят в такое состояние, что обвиняют все стороны в такой степени, что главным вопросом становится вопрос об ответственности за происшедшее - кто и в какой степени виноват. Но более глубокое и полное знакомство со страданиями всех этих людей вызывает вместе с тем и отвращение. Становится противно от полного сознания вины. Жалость ко всему населению как к меньшинству, так и большинству, поглощает все остальные чувства, за исключением чувства негодования к иностранным державам, которые так неослабно и жестоко использовали горе своих марионеток в собственных целях. Ситуация в Турции по отношению к туркам, армянам и грекам действительно совпадает с классическим определением трагедии. Эта трагедия - только с жертвами, без героев... Тут имеются элодеи, но в виде закутанных фигур, появляющихся на сцене мимолетно. Это - великие державы, среди которых, как это ни возмутительно, приходится назвать Россию и Великобританию. Легко стать фаталистом, наблюдая за историей Малой Азии и Балкан; любому, кто хотел бы написать историю языком провидения, хорошо бы посоветовать держаться подальше от этих территорий. Мы побывали в Бурсе, центре оттоманской державы до захвата Константинополя, - одном из самых красивых и по естественным ресурсам самых процветающих городов Анатолийской Турции. Когда мы шли по улицам, мы проходили поочередно мимо закрытых лавок и домов, ранее принадлежавших грекам и - армянам, которые сейчас или мертвы или депортированы в обмен на турок из Греции, и мимо руин домов турок, сожженных греками во время их отступления. Мы видели торговые дома, которые переходили из рук в руки: греки захватывали имущество турецких купцов и заставляли последних бежать из города, когда они были у власти, а турецкие купцы в настоящее время владеют торговыми и коммерческими институтами, ранее принадлежавшими грекам. Происходила сплошная путаница, ничего, кроме всеобщего страдания и разорения. Это поразило меня как символ всей ситуации, только в меньшем масштабе и с меньшим кровопролитием и грабежами, чем те, которые имели место на большей части Анатолийской территории. Долина «Зеленой Бурсы» изобиловала цветущими посевами табака. Даже они косвенно говорили о горе. Несколько лет назад табак не выращивался в этом регионе. Он был привезен турками из Македонии, которая сейчас ненадолго занята греками, ненадолго, потому что как сербы, так и болгары претендуют на нее, исходя из националистических побуждений, а в турках закипает ненависть при воспоминании о местах, где они долго жили и трудились и откуда их насильно изгнали. Итак, цветущий табак говорит о том же, о чем и ухудшающаяся торговля шелковым коконом; она увядает из-за того, что это было делом греков, вынужденных в настоящее время уехать. Я уверен, что ничто так ярко не свидетельствует о всеобщей трагедии, как тот факт, что жестокий «обмен» населением в полмиллиона, изгнание мужчин, женщин и детей из родных мест туда, куда они не хотят ехать и где они не нужны, кажется людям честным и добрым, единственной надеждой избежать жестокостей в будущем. Бурса служит также и символом другой фазы ситуации. Мы прошлись по еврейскому кварталу и увидели, что евреям все еще принадлежат их дома и имущество, более процветающие, возможно, из-за полного отсутствия их прежних конкурентов - греков и армян. В голову невольно приходит мысль: счастлива нация меньшинства, у которой нет защитника в лице какой-либо христианской нации. И вспоминаешь, что евреи поселились в «фанатической» Турции, когда их изгнали из Европы, в основном из Испании, праведные христиане, и они прожили здесь в течение нескольких столетий по крайней мере так же спокойно и свободно, как и их сограждане турки, и так же одинаково были объектами хищнической ненасытности своих общих правителей. Для человека, воспитанного, как большинство американцев, в гладстонской и иностранно-миссионерской традиции, положение евреев в Турции почти математически точное доказательство того, что религиозные различия сыграли роль в трагедии Турции только в сочетании со стремлением к политическому сепаратизму, которое каждая нация в мире посчитала бы предательством. Без труда приходишь к заключению, что евреям в Турции повезло, что не было еще создано сионистское государство, которое почувствовало бы себя достаточно сильным, чтобы вмешаться в турецкую политику и стимулировать сепаратистское движение и политический мятеж. Наоборот, судьба греков и армян, являвшихся орудием националистических и империалистических амбиций иностранных держав, показывает, как сильно проклинается национальное меньшинство населения, которое протекционируется христианской иностранной державой. К сожалению, это еще не конец, даже несмотря на закончившийся обмен населением и сопутствующие несчастия народов, по крайней мере, временно бездомных, тысячи сирот и просящих милостыню беженцев, многочисленных как среди турок, так и среди армян и греков, если мы, даже с нашей христианской доброжелательностью все еще находясь под влиянием иностранной политической пропаганды, не услышим многого или же не проявим такую же озабоченность к бедам турок. Конца нет еще и потому, что по крайней мере в случае с армянами великие державы еще не хотят воздержаться от эксперимента за их счет. Едва ли можно обвинить греков в их неустроенном и нестабильном положении за то, что они просят, чтобы значительная часть депортированных армян снова была бы депортирована на этот раз с греческой земли. Но что можно сказать, когда читаешь, что в Женеве сделано официальное заявление о создании армянского «дома» в кавказской Турции - дома, которому понадобилась бы защита какой-либо иностранной державы и который станет прелюдией к новым вооруженным конфликтам и крайним жестокостям? Мало кто из американцев, которые оплакивают, и справедливо, несчастия армян, знают, что до подъема националистических амбиций, начиная с «семидесятых», армяне были привилегированной частью населения Турции, или что во время Великой войны они предательски сдали турецкие города русским захватчикам; что они хвастались, что подняли армию из 150 000 человек, чтобы начать гражданскую войну и что они сожгли по крайней мере сотню турецких деревень и уничтожили их население. Я упоминаю все это не для того, чтобы дать оценку или смягчить вину, потому что история провокаций и ответных действий так же бесполезна, как и бесконечна, а чтобы показать, что произошло в прошлом как с армянским, так и с турецким населением, когда нация меньшинства была взята под защиту и опеку иностранной христианской державы, и что повторится, если армяне организуют буферное государство. Да и не лучше будет положение в так называемой «Малой Армении», если армяне латино-католического вероисповедания будут перемещены на территорию, граничащую на севере с Турцией и на юге с Сирией, что является, в соответствии с сообщениями в газетах, политикой Франции в отношении ее полу-мандатной территории. Если умы людей заняты поисками конструктивных мер, которые трансформируют трагическую сцену в сцену радости, то история по крайней мере разъясняет негативный урок. Ничего кроме зла для всех сторон не принесло прошлое и не принесет будущее, если иностранные державы будут пытаться использовать национальные стремления меньшинства населения для того, чтобы выдвинуть вперед свои собственные политические интересы, в то же время скрывая и оправдывая свою гнусную политику религиозными призывами, В конце концов, здесь живут турки; существует огромная территория, на которой они составляют бесспорное большинство; в течение веков эта земля была их собственностью; по отношению к ней сложилось общественное мнение, которое всегда сопутствует продолжительному обитанию какого-либо народа. Нравится нам это или нет, другие слои населения должны приспосабливаться к этой доминирующей нации, точно так же, как, скажем, иммигрантам в Америке приходится приноравливать свои политические амбиции и националистическое предпочтение к факту объединенного национального государства. Если бы пятидесятая часть той энергии, денег и планов, которые были отданы на взращивание антагонизма между нациями, была бы затрачена на поиск условий, при которых эти нации могли бы мирно жить все вместе без раскола Турции, ситуация на сегодняшний день была бы несравненно лучше существующей. Невозможно понять, вынесли ли урок великие европейские державы из того, что их защита и помощь являются фатальным и трагическим даром. Но, по крайней мере, сейчас настало время для того, чтобы американцев перестали обманывать пропагандой в пользу политики, которая демонстрируется в настоящее время, чтобы посеять смерть и разрушение среди всех наций без разбора и которая отвратительна именно тем, что она замешана на слухах, что основой ее является религия. Наконец, хотя и медленно, но турки тоже поддались национализму, болезни, находящейся в настоящее время в опасной форме. Она ослабнет или усилится в зависимости от того, будет ли турецкая нация честно воспринята другими нациями как свершившийся факт, или же будет продолжена старая традиция интервенции, интриг и взвинчивания. В последнем случае кровавая трагедия Турции и Балкан будет разворачиваться и дальше. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |