АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

АНАТОЛИЙСКИЕ АРМЯНЕ, 1912-1922 ГОДЫ. ДЖАСТИН МАККАРТИ

Читайте также:
  1. Годы. Второе рококо
  2. годы. Эпоха второго тюрнюра
  3. ДВАДЦАТЫЕ ГОДЫ. ЛЮТЕРАНЕ В ПРУССИИ
  4. Детские годы. Прошлое моего рода
  5. е годы. /Ивлин Во; пер.
  6. Итоги выполнения государственной комплексной программы по энергосбережению в Республике Беларусь за 2006 — 2010 годы.
  7. МОДУЛЬ ДЕСЯТЫЙ. ПОЛИТИКА «ПРОСВЕЩЁННОГО КОНСЕРВАТИЗМА» П.А. СТОЛЫПИНА И ЕЁ ИТОГИ. 1907-1914 ГОДЫ.
  8. ОПАСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ ПОГОДЫ.
  9. Печать была использована тараном для сокрушения сознания русского народа в феврале 1917-го и в секретарство Горбачёва — в 1985-1991-е годы.
  10. ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СССР В ПОСЛЕВОЕННЫЕ (1945-1953) ГОДЫ. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
  11. Постановления Пленума ВС РФ 2010-2012 годы.

Обсуждая такие спорные вопросы, как статус османских армян, очень важно определить значение терминов. Под сло­вом «армянин» я имею в виду тех османских граждан, которые исповедовали армянскую религию - армяне-григорианцы, ка­толики или протестанты. С учетом современного понимания, было бы более правильным считать армянами тех, чьим род­ным языком является армянский язык. Однако очень многие анатолийские армяне, возможно даже большинство, во всяком случае не говорили на армянском языке в качестве своего родного. Османское правительство вело учет населения не по языковому признаку, а по религиозному. Ориентация на рели­гиозный признак в разграничении населения Османской импе­рии показывает, что религия является наиболее точным крите­рием разграничения национальных групп в османском госу­дарстве. Под словом «армянин» я, безусловно, не имею в виду какой-то шаблон так называемой «расы» или «крови». По­добные категории, в лучшем случае, неопределенны, а в худ­шем, являются расистскими понятиями.

Объектом исследования является период с 1912 года по 1922 год - период национального бедствия как для армян, так и для турок.

На первой карте показана Османская Анатолия и террито­рия, традиционно называемая «Шесть Вилайетов» - провинции Восточной Анатолии, которые являлись родиной армян: Сивас, Эрзерум, Мамуретулазиз, Битлис, Диярбакыр и Ван. На первый взгляд сюда можно было бы включить также такие традиционные места проживания армян, как Трабзон на севе­ре и две южные провинции, которые часто называют Кили-кия, -Адана и Халеб (Алеппо).

Общепризнанно, что период истории анатолийских армян с 1912 по 1922 год малоизучен. На самом деле, положению анатолийских армян в общей истории Малой Азии уделяется очень мало внимания, о чем хорошо «известно» в Европе и в Америке. Будучи наслышаны рассказов о «голодающих» армянах, на Западе принимали как факт, что армян выгнали из Армении - земли, где армяне были основным населением, и без всяких доказательств соглашались с мнением о том, что армяне были вырезаны турками, которые, не пострадав при этом сами, не понесли никакого наказания за совершенные преступления. Видимо, из-за того, что раньше многие повери­ли в эту историю, сейчас редко кто даже сомневается в ее правдоподобности. Однако, когда ученые всерьез обращаются к истории армян, возникает иная картина. Истинные события, имевшие место в период с 1912 по 1922 годы, были далеки от тех, что настойчиво распространялись. При изучении истинной истории анатолийских армян не­обходимо затрагивать вопросы, которые долгое время счита­лись неоспоримыми - это вопрос существования земли, назы­ваемой Армения и судьбы анатолийских армян в первой миро­вой войне, т. е. существовала ли Армения и что случилось с армянами (а заодно и с другими жителями Анатолии)? Исследования в области народонаселения Анатолии отвечают на оба этих вопроса.

Для демографов представляется большим соблазном обра­титься к многочисленным цифрам, страницам нерасшифро­ванных статистических данных.

Хотя я часто ловлю себя на мысли о том, что сам поддаюсь этому соблазну, тем не менее здесь я устоял. Вместо таблиц я обращаюсь к картам, рисункам и иллюстрациям, а не циф­рам. Я не оперирую демографическими расчетами, не пытаюсь доказать точность моих статистических данных. Моя книга о населении Османской Анатолии «Мусульмане и народные меньшинства» (Нью-Йорк, 1983) содержит доказательства того, что статистические данные являются точными. Я до­лжен тем не менее отметить, что статистические данные о на­родонаселении, приводимые здесь, взяты из правительствен­ных документов Османского государства. Эти данные скоррек­тированы, поскольку в Турции, как и в других развивающихся странах сегодня, женщинам и детям не придавали серьезного значения.

Существовала ли Османская Армения, т. е. территория, где большую часть населения составляли армяне? Для периода до начала XIX века достоверных данных не имеется. Никто не вел переписи, никто не вел учета населения. Нам известно, что существовали территории, именуемые Великой Арменией и т. д., однако все это были названия королевств и королей. Составляли ли армяне большинство населения в этих королев­ствах? Мы об этом никогда не узнаем, однако есть причины для сомнений. Например, на территориях армянских коро­левств проживало огромное число курдов, по крайней мере, во времена Ксенофона, а возможно и ранее.

Нам достоверно известно, что в конце XIX и начале XX ве­ков во всех провинциях Османской империи армяне составля­ли явное меньшинство (выделено нами. - Ред.). На карте 2 приведены сравнительные цифры количества армян, мусуль­ман и других народов, проживавших в анатолийских провин­циях в 1912 году. Я выбрал 1912 год, так как статистический учет в том году велся особенно хорошо, а также потому, что 1912 год был годом, на который очень часто ссылаются, упо­миная искаженные «Статистические данные армянского пат­риархата». 1912 год был также годом накануне десяти лет войны, в которую были вовлечены все анатолийцы, и таким обра­зом статистика того периода отражает точную картину Ана­толии до начала трагедии.

 

 

Из карты 2 видно, что во всех провинциях Анатолии при­мерно две трети или больше населения были мусульмане. В восточных провинциях пропорциональный состав армян был большим: в Битлисе 31% населения составляли армяне, в Ва­не армяне составляли 26% населения. Однако даже в этих двух провинциях мусульман было в два раза больше, чем армян. В Битлисе проживало 67% мусульман, в Ване 61%. В «шести вилайетах» пропорциональный состав мусульман и армян составлял 4,5 к 1.

Одной из причин малочисленности армян на Востоке была их разбросанность.

Веками армяне мигрировали - процесс, который энергично продолжается и сейчас. Армяне, конечно, переезжают в русскую Армению. В массовом порядке они начали выезжать из Анатолии во время русско-турецкой вой­ны 1827-1828 гг., а также во время войны 1877- 1878 гг. В России анатолийские армяне занимали места про­живания турок и других мусульманских народов, которые под давлением русских вынуждены были переезжать в Османскую империю.

Те армяне, которые остались в составе Османской импе­рии, разъехались по всей ее территории. На карте 3 мы видим армянское население, которое, будучи еще значительным на Востоке, рассеялось по всей Анатолии. Если бы Стамбул и Османская часть Европы были включены в этот рисунок, то и там было бы видно наличие значительного количества ар­мян. В провинции Анкара, в центре Анатолии, армян прожива­ло больше, чем в Мамуретулазизе или в Диярбекире, на восто­ке. В западной анатолийской провинции Худдвендигаре (Бур­са), которая находится вдали от родины армян, их проживало больше, чем в восточной провинции в Диярбекире, Адане или Халебе в Киликии. В провинциях Стамбул и Эдирне, которые не показаны на упомянутой карте, проживало примерно 125 тысяч армян; из «армянских провинций» только в Эрзеруме, Ване и Битлисе было больше армян.

Другим, видимо, лучшим способом изучения распростра­ненности армян по Анатолии, является учет плотности армян­ского населения в Османской империи. Размеры провинций были разными и потому статистические данные о количественном составе армян в этих провинциях могут быть неточными. Параметр плотности населения, с другой стороны, показывает, «как плотно они населялись» и насколько сильны были раз­личные армянские общины, проживавшие на территории Ана­толии. Территория размером свыше 100 тыс. квадратных ки­лометров с миллионным армянским населением будет намного менее «армянской», чем территория размером в 10 тысяч кв. км. с армянским населением лишь в 200 тысяч. На карте 4 вы можете увидеть, что самая большая плотность армянско­го населения фактически была на юго-востоке Анатолии - в Битлисе (5,9 человека на 1 кв. км.), в Мамуретулазизе (3,8 человека на 1 кв. км.), в Ване (3,5 человека на 1 кв. км.). Вы можете еще и еще раз убедиться, что армяне жили разбросанно по всей территории Анатолии. Самым интересным было то, что самая большая плотность армянского населения была в провинции Измит, в далекой северо-западной провинции Анатолии, а не в исторической Армении. Плотность армянско­го населения в Измире составляла 8,2 на 1 кв. км., почти в два раза больше, чем средняя плотность армянского населения «шести вилайетов».

Учет параметра расселения армян является очень важным фактором для тех, кто стремится доказать, что родина армян находится на территории Анатолии. Исходя из права наций на самоопределение, нельзя утверждать о существовании Арме­нии. Армяне, как и другие народы, жили разбросано по всей Османской империи. Разумеется, можно утверждать, что если бы в «шести вилайетах» было бы образовано армянское госу­дарство, то армяне со всей территории съехались бы туда, в чем я сомневаюсь. Стамбул, Измит и Бурса были более подходящими местами для проживания, чем Ван, Битлис и Мамурелазиз, и я сомневаюсь в том, чтобы многие армяне могли уехать на восток. И тем не менее, если бы даже все анатолийские армяне съехались в «шесть вилайетов», мусуль­мане все равно пропорционально превосходили бы числен­ность армян как 2,7 к 1. Если бы даже армяне со всего мира съехались в «шесть вилайетов», то мусульмане все равно составили бы большинство! (выделено нами. - Ред). Просто было очень мало армян для существования жизнеспособного государства.

Чтобы понять причины краха армян в Анатолии, нужно вспомнить, что армянские бедствия пришлись на военное время — 1 мировой войны и войны Турции за независимость. Демографические цифры в описании войн употребляются очень редко. Они не скажут нам, кто первым выстрелил, кто виновен в кровопролитии, они только считают мертвых. И все-таки можно узнать о погибших. Теперь мы знаем из достовер­ных статистических источников, что немногим менее 600 ты­сяч анатолийских армян погибло в войне 1912—1922 гг., а не 1,5 или 2 млн., как часто утверждают. Конечно, 600 000 — не малое число. Армяне понесли ужасные потери. Но когда считаешь число погибших армян, необходимо также считать и погибших мусульман. Статистика показывает, что наряду с армянами погибло 2,7 миллиона анатолийских мусульман, в большинстве своем турок. В «шести вилайетах», на родине армян, погибло свыше 1 млн. мусульман. Эти мусульмане понесли не менее ужасные потери, чем армяне.

Цифры не говорят нам того, как погибли жители Анато­лии. Гражданская война, вынужденная миграция мусульман и армян, межобщинные столкновения, болезни и особенно голод — таков реестр основных причин смерти по докумен­там. Анатолийская смертность — это не только погибшие солдаты на войне, но еще и погибшие мужчины, женщины и дети, армяне и мусульмане, которые оказались в тисках международной войны между Россией и Турцией, с одной стороны, и межобщинной войны между армянами и мусульма­нами — с другой.

Мы знаем как из документов, так и из статистических данных о том, что межобщинные столкновения между христи­анами и мусульманами были основной причиной гибели людей. Например, провинция Сивас не находилась в зоне войны, русская армия там никогда не была. Тем не менее, в Сивасе погибло 180 тысяч мусульман. То же самое происходило и в остальной части Анатолии. Наконец, статистика показыва­ет, что армяне сильно пострадали, но пострадали не они одни. Статистические данные говорят о том, что 1912—1922 годы были ужасным периодом для всего человечества, а не только для армян.

Как и в случае с предполагаемым существованием Арме­нии, общепринятое мнение о том, что случилось с армянами, является недостоверным. Урок, который необходимо извлечь, является древним: история должна быть беспристрастной. Я уверен в том, что настало время, когда мы должны рассмат­ривать события 1912—1922 годов такими, какими они были на самом деле, а именно, несчастьем для всего человечества. Пора перестать приклеивать на них ярлык сектантского стра­дания, которое требует возмездия.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)