|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
АНАТОЛИЙСКИЕ АРМЯНЕ, 1912-1922 ГОДЫ. ДЖАСТИН МАККАРТИОбсуждая такие спорные вопросы, как статус османских армян, очень важно определить значение терминов. Под словом «армянин» я имею в виду тех османских граждан, которые исповедовали армянскую религию - армяне-григорианцы, католики или протестанты. С учетом современного понимания, было бы более правильным считать армянами тех, чьим родным языком является армянский язык. Однако очень многие анатолийские армяне, возможно даже большинство, во всяком случае не говорили на армянском языке в качестве своего родного. Османское правительство вело учет населения не по языковому признаку, а по религиозному. Ориентация на религиозный признак в разграничении населения Османской империи показывает, что религия является наиболее точным критерием разграничения национальных групп в османском государстве. Под словом «армянин» я, безусловно, не имею в виду какой-то шаблон так называемой «расы» или «крови». Подобные категории, в лучшем случае, неопределенны, а в худшем, являются расистскими понятиями. Объектом исследования является период с 1912 года по 1922 год - период национального бедствия как для армян, так и для турок. На первой карте показана Османская Анатолия и территория, традиционно называемая «Шесть Вилайетов» - провинции Восточной Анатолии, которые являлись родиной армян: Сивас, Эрзерум, Мамуретулазиз, Битлис, Диярбакыр и Ван. На первый взгляд сюда можно было бы включить также такие традиционные места проживания армян, как Трабзон на севере и две южные провинции, которые часто называют Кили-кия, -Адана и Халеб (Алеппо). Общепризнанно, что период истории анатолийских армян с 1912 по 1922 год малоизучен. На самом деле, положению анатолийских армян в общей истории Малой Азии уделяется очень мало внимания, о чем хорошо «известно» в Европе и в Америке. Будучи наслышаны рассказов о «голодающих» армянах, на Западе принимали как факт, что армян выгнали из Армении - земли, где армяне были основным населением, и без всяких доказательств соглашались с мнением о том, что армяне были вырезаны турками, которые, не пострадав при этом сами, не понесли никакого наказания за совершенные преступления. Видимо, из-за того, что раньше многие поверили в эту историю, сейчас редко кто даже сомневается в ее правдоподобности. Однако, когда ученые всерьез обращаются к истории армян, возникает иная картина. Истинные события, имевшие место в период с 1912 по 1922 годы, были далеки от тех, что настойчиво распространялись. При изучении истинной истории анатолийских армян необходимо затрагивать вопросы, которые долгое время считались неоспоримыми - это вопрос существования земли, называемой Армения и судьбы анатолийских армян в первой мировой войне, т. е. существовала ли Армения и что случилось с армянами (а заодно и с другими жителями Анатолии)? Исследования в области народонаселения Анатолии отвечают на оба этих вопроса. Для демографов представляется большим соблазном обратиться к многочисленным цифрам, страницам нерасшифрованных статистических данных. Хотя я часто ловлю себя на мысли о том, что сам поддаюсь этому соблазну, тем не менее здесь я устоял. Вместо таблиц я обращаюсь к картам, рисункам и иллюстрациям, а не цифрам. Я не оперирую демографическими расчетами, не пытаюсь доказать точность моих статистических данных. Моя книга о населении Османской Анатолии «Мусульмане и народные меньшинства» (Нью-Йорк, 1983) содержит доказательства того, что статистические данные являются точными. Я должен тем не менее отметить, что статистические данные о народонаселении, приводимые здесь, взяты из правительственных документов Османского государства. Эти данные скорректированы, поскольку в Турции, как и в других развивающихся странах сегодня, женщинам и детям не придавали серьезного значения. Существовала ли Османская Армения, т. е. территория, где большую часть населения составляли армяне? Для периода до начала XIX века достоверных данных не имеется. Никто не вел переписи, никто не вел учета населения. Нам известно, что существовали территории, именуемые Великой Арменией и т. д., однако все это были названия королевств и королей. Составляли ли армяне большинство населения в этих королевствах? Мы об этом никогда не узнаем, однако есть причины для сомнений. Например, на территориях армянских королевств проживало огромное число курдов, по крайней мере, во времена Ксенофона, а возможно и ранее. Нам достоверно известно, что в конце XIX и начале XX веков во всех провинциях Османской империи армяне составляли явное меньшинство (выделено нами. - Ред.). На карте 2 приведены сравнительные цифры количества армян, мусульман и других народов, проживавших в анатолийских провинциях в 1912 году. Я выбрал 1912 год, так как статистический учет в том году велся особенно хорошо, а также потому, что 1912 год был годом, на который очень часто ссылаются, упоминая искаженные «Статистические данные армянского патриархата». 1912 год был также годом накануне десяти лет войны, в которую были вовлечены все анатолийцы, и таким образом статистика того периода отражает точную картину Анатолии до начала трагедии.
Из карты 2 видно, что во всех провинциях Анатолии примерно две трети или больше населения были мусульмане. В восточных провинциях пропорциональный состав армян был большим: в Битлисе 31% населения составляли армяне, в Ване армяне составляли 26% населения. Однако даже в этих двух провинциях мусульман было в два раза больше, чем армян. В Битлисе проживало 67% мусульман, в Ване 61%. В «шести вилайетах» пропорциональный состав мусульман и армян составлял 4,5 к 1. Одной из причин малочисленности армян на Востоке была их разбросанность. Веками армяне мигрировали - процесс, который энергично продолжается и сейчас. Армяне, конечно, переезжают в русскую Армению. В массовом порядке они начали выезжать из Анатолии во время русско-турецкой войны 1827-1828 гг., а также во время войны 1877- 1878 гг. В России анатолийские армяне занимали места проживания турок и других мусульманских народов, которые под давлением русских вынуждены были переезжать в Османскую империю. Те армяне, которые остались в составе Османской империи, разъехались по всей ее территории. На карте 3 мы видим армянское население, которое, будучи еще значительным на Востоке, рассеялось по всей Анатолии. Если бы Стамбул и Османская часть Европы были включены в этот рисунок, то и там было бы видно наличие значительного количества армян. В провинции Анкара, в центре Анатолии, армян проживало больше, чем в Мамуретулазизе или в Диярбекире, на востоке. В западной анатолийской провинции Худдвендигаре (Бурса), которая находится вдали от родины армян, их проживало больше, чем в восточной провинции в Диярбекире, Адане или Халебе в Киликии. В провинциях Стамбул и Эдирне, которые не показаны на упомянутой карте, проживало примерно 125 тысяч армян; из «армянских провинций» только в Эрзеруме, Ване и Битлисе было больше армян. Другим, видимо, лучшим способом изучения распространенности армян по Анатолии, является учет плотности армянского населения в Османской империи. Размеры провинций были разными и потому статистические данные о количественном составе армян в этих провинциях могут быть неточными. Параметр плотности населения, с другой стороны, показывает, «как плотно они населялись» и насколько сильны были различные армянские общины, проживавшие на территории Анатолии. Территория размером свыше 100 тыс. квадратных километров с миллионным армянским населением будет намного менее «армянской», чем территория размером в 10 тысяч кв. км. с армянским населением лишь в 200 тысяч. На карте 4 вы можете увидеть, что самая большая плотность армянского населения фактически была на юго-востоке Анатолии - в Битлисе (5,9 человека на 1 кв. км.), в Мамуретулазизе (3,8 человека на 1 кв. км.), в Ване (3,5 человека на 1 кв. км.). Вы можете еще и еще раз убедиться, что армяне жили разбросанно по всей территории Анатолии. Самым интересным было то, что самая большая плотность армянского населения была в провинции Измит, в далекой северо-западной провинции Анатолии, а не в исторической Армении. Плотность армянского населения в Измире составляла 8,2 на 1 кв. км., почти в два раза больше, чем средняя плотность армянского населения «шести вилайетов». Учет параметра расселения армян является очень важным фактором для тех, кто стремится доказать, что родина армян находится на территории Анатолии. Исходя из права наций на самоопределение, нельзя утверждать о существовании Армении. Армяне, как и другие народы, жили разбросано по всей Османской империи. Разумеется, можно утверждать, что если бы в «шести вилайетах» было бы образовано армянское государство, то армяне со всей территории съехались бы туда, в чем я сомневаюсь. Стамбул, Измит и Бурса были более подходящими местами для проживания, чем Ван, Битлис и Мамурелазиз, и я сомневаюсь в том, чтобы многие армяне могли уехать на восток. И тем не менее, если бы даже все анатолийские армяне съехались в «шесть вилайетов», мусульмане все равно пропорционально превосходили бы численность армян как 2,7 к 1. Если бы даже армяне со всего мира съехались в «шесть вилайетов», то мусульмане все равно составили бы большинство! (выделено нами. - Ред). Просто было очень мало армян для существования жизнеспособного государства. Чтобы понять причины краха армян в Анатолии, нужно вспомнить, что армянские бедствия пришлись на военное время — 1 мировой войны и войны Турции за независимость. Демографические цифры в описании войн употребляются очень редко. Они не скажут нам, кто первым выстрелил, кто виновен в кровопролитии, они только считают мертвых. И все-таки можно узнать о погибших. Теперь мы знаем из достоверных статистических источников, что немногим менее 600 тысяч анатолийских армян погибло в войне 1912—1922 гг., а не 1,5 или 2 млн., как часто утверждают. Конечно, 600 000 — не малое число. Армяне понесли ужасные потери. Но когда считаешь число погибших армян, необходимо также считать и погибших мусульман. Статистика показывает, что наряду с армянами погибло 2,7 миллиона анатолийских мусульман, в большинстве своем турок. В «шести вилайетах», на родине армян, погибло свыше 1 млн. мусульман. Эти мусульмане понесли не менее ужасные потери, чем армяне. Цифры не говорят нам того, как погибли жители Анатолии. Гражданская война, вынужденная миграция мусульман и армян, межобщинные столкновения, болезни и особенно голод — таков реестр основных причин смерти по документам. Анатолийская смертность — это не только погибшие солдаты на войне, но еще и погибшие мужчины, женщины и дети, армяне и мусульмане, которые оказались в тисках международной войны между Россией и Турцией, с одной стороны, и межобщинной войны между армянами и мусульманами — с другой. Мы знаем как из документов, так и из статистических данных о том, что межобщинные столкновения между христианами и мусульманами были основной причиной гибели людей. Например, провинция Сивас не находилась в зоне войны, русская армия там никогда не была. Тем не менее, в Сивасе погибло 180 тысяч мусульман. То же самое происходило и в остальной части Анатолии. Наконец, статистика показывает, что армяне сильно пострадали, но пострадали не они одни. Статистические данные говорят о том, что 1912—1922 годы были ужасным периодом для всего человечества, а не только для армян. Как и в случае с предполагаемым существованием Армении, общепринятое мнение о том, что случилось с армянами, является недостоверным. Урок, который необходимо извлечь, является древним: история должна быть беспристрастной. Я уверен в том, что настало время, когда мы должны рассматривать события 1912—1922 годов такими, какими они были на самом деле, а именно, несчастьем для всего человечества. Пора перестать приклеивать на них ярлык сектантского страдания, которое требует возмездия. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |