|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Познание. Познание — это усвоение переживаемого с целью нахождеI Познание — это усвоение переживаемого с целью нахожде ния истины.1.7. Познание 49 В познании содержится оценка, которая опирается на опыт. Результатом процесса познания становится получение знания. Понятия знание и информация часто отождествляются. На деле знание всегда представляет информацию, но не всякая информа ция есть знание. Информация становится знанием, когда она пе реработана субъектом. В основе превращения информации в зна ние лежит целый ряд закономерностей, регулирующих деятель ность мозга и различных психических процессов, а также разно образных правил, включающих знание в систему общественных связей, в культурный контекст определенной эпохи. Благодаря этому знание становится достоянием общества, а не только от дельных индивидов. Таким образом, знание — это высший уро вень информации. Выделяют два вида познания: чувственное и рациональное. В процессе познания мы используем органы чувств, благодаря чему возникает восприятие материальных объектов, ощущение. Такая форма деятельности называется чувственной деятельностью или чувственным познанием. Исходным элементом чувственного по знания выступает ощущение — реакция человеческого организма на раздражение. Как известно, у человека есть пять органов чувств: зрение, слух, осязание, вкус, обоняние. Они позволяют воспри нимать информацию в виде ощущений, которые затем перераба тываются нервной системой и мозгом человека. При этом совер шается качественное изменение — ощущение переходит в созна ние. Этот процесс называется чувственным восприятием. Образ предмета означает возникновение его идеального отра жения в сознании. Ощущение, следовательно, представляет субъек тивный, идеальный образ предмета, поскольку отражает воздей ствие предмета через призму человеческого сознания. Так, боле вые ощущения обязательно порождаются каким-либо объективно существующим раздражителем. Мы ощущаем боль от ожога прежде всего потому, что на кожу подействовал раскаленный предмет. Но в самом горячем предмете, разумеется, нет боли. Боль — это реакция нашего организма на раздражение. В ощущении отражается объективная связь ощущающего субъек та с теми вполне определенными явлениями, с которыми взаимо действует данный субъект. Мы ощущаем форму и цвет предмета, его расположение в пространстве и даем ему оценку. Материализм и идеализм по-разному истолковывают понятие ощущения. Материализм подчеркивает объективность источника ощущений, объективность мира, отражаемого в ощущениях. Иде ализм абсолютизирует субъективность образа, который дается ощущением. Он истолковывает субъективность как односторон50 Глава 1. Человек нюю зависимость ощущения от внутреннего состояния психики субъекта. Субъективный идеалист игнорирует объективность, ма териальность тех предметов и отношений, которые отражаются в ощущениях. Концепция, утверждающая чувственное происхождение нашего познания, получила в философии наименование сенсуализм (от лат. sensus — чувства). Действительно, сознание человека опирается на непосредственный контакт органов чувств и материальных объек тов. Материалисты утверждают, что мы не могли бы ничего знать о данном предмете, если бы никто и никогда его не видел. Идеали сты же говорят, что человек может создавать представления о со вершенно фантастических объектах. Материалисты на это отвеча ют, что какими бы нереальными ни были фантазии, они выступают причудливым сочетанием образов реальных объектов. Ощущения дают нам самую первую форму образного отраже ния предмета. Образ — идеальная форма отображения предмета или явления в их непосредственно наблюдаемой целостной фор ме. Если мы видим только часть предмета, например стену дома, то все равно воспринимаем дом как единое целое. Восприятие — это целостный образ материального предмета, полученный посредством наблюдения. Восприятие не есть про стая сумма ощущений. Оно существует как совокупность разнооб разных проявлений предмета, связанных с познавательной и прак тической деятельностью. Таким образом, восприятие — процесс активный, творческий. Многократно воспринимая предметы, че ловек закрепляет восприятие в памяти. Он может вспоминать вос приятие и образ в отсутствие предмета — так возникает представ ление о предметах. Таким образом, представление — это восприя тие человеком предмета в целостности даже в случае, когда он его целиком не ощущает. В настоящее время благодаря развитию образования существу ет возможность пользоваться чувственным опытом других людей, познавать то, что в данный момент нами не ощущается. Большую роль в этом играет язык как средство передачи не только инфор мации, но и знаний. В языке сформулированы конкретные поня тия, которые изначально создают идеальный образ предмета. Сле довательно, чувственное восприятие зависит и от языка, и от по нятийного аппарата, используемого человеком в его практической и познавательной деятельности. В то же время понятие есть ре зультат исторического опыта человечества и отдельных социальных групп. Значимость понятий проявляется тогда, когда они соеди няются с осознанием возможности их практического использова ния. При этом понятия, приобретенные людьми в процессе обуче1.7. Познание 51 ния, постоянно сопоставляются с реальной практикой, проверя ются и уточняются. Понятия — это воплощенные в словах продукты социально исторического процесса познания, которые выделяют общие су щественные свойства предметов и явлений и одновременно сум мируют важнейшие знания о них. Без понятий человеческое по знание было бы невозможно. Если бы в ходе исторического про цесса развития человеческого познания понятия не выработались и не закрепились, то каждый человек в каждом поколении вы нужден был бы вновь выражать отдельным словом каждое конк ретное явление. Пользуясь понятиями, мы используем итоги мно говекового практического опыта человечества. Рациональное познание — это необходимый этап познаватель ной деятельности, следующий за чувственным восприятием пред мета. Человек осмысливает полученные ощущения, стремится про никнуть в суть вещей. На этапе рационального познания в позна вательный процесс включаются не только чувства, но и разум, мышление. В ходе рационального познания приобретаются разно образные знания. В обыденной жизни мы сталкиваемся с реальными предмета ми, воспринимаемыми с помощью органов чувств. Но в то же вре мя мы соотносим эти предметы с подобными им по виду, выделя ем отличительные, характерные черты, отношения между объек тами. При этом знание приобретает обобщенную форму и поня тийное выражение. Все несущественное, второстепенное для дан ного отношения или предмета должно быть отброшено в сторону. Знания должны быть свободны и от чисто личных, индивидуаль ных моментов, они должны иметь объективное значение для мно жества людей. Такое отвлечение, сравнение и сопоставление пред метов, выделение общих свойств, которые им присущи, называет ся абстрагирование, а результаты познания, получаемые в итоге, называются абстракции. При абстрагировании человек исходит из объективных свойств объектов и явлений и из их реальных соотношений, фиксирует их действительно существующее, неза висимое от сознания единство. В процессе познания наряду с рациональными операциями осу ществляются и нерациональные. Это не означает, что они несов местимы с рациональностью. Нерациональные операции не зави сят от воли и сознания человека. Такими нерациональными опе рациями выступают творчество и интуиция. Творчеством называется процесс принятия нестандартных ре шений. Платон называл творчество божественной способностью, родственной особому виду безумия. В христианстве творчество счи52 Глава 1. Человек талось высшим проявлением божественного в человеке. Кант ви дел в творчестве отличительную черту гения и противопоставлял творческую деятельность рациональной. С точки зрения Канта, рациональная деятельность, например научная, — удел, в лучшем случае, таланта, но подлинное творчество, доступное великим про рокам, философам или художникам, — всегда удел гения. Неко торые философы относили творчество к сфере бессознательного, признавали его несовместимость с рациональным познанием. Механизмы творчества до сих пор изучены недостаточно. Тем не менее можно с определенностью сказать, что творчество пред ставляет собой продукт биосоциальной эволюции человека. Спо собность к творчеству представляет собой систему взаимосвязан ных операций, осуществляемых различными участками мозга. С их помощью вырабатываются чувственные образы и абстракции, осу ществляется переработка информации, ее хранение в системе па мяти, вызов хранимой информации из памяти, группировка и ком бинирование различных образов и абстрактных знаний и т. д. Особую роль в переработке информации играет память, т.е. хранение ранее полученной информации. Она подразделяется: на оперативную память, постоянно используемую в познаватель ной и предметно-практической деятельности; краткосрочную па мять, которая через небольшие интервалы времени может быть задействована для решения часто повторяющихся однотипных за дач; долгосрочную память, хранящую информацию, которая мо жет понадобиться через большие интервалы времени для решения относительно редко возникающих проблем. Деятельность людей целесообразна. Для достижения опреде ленной цели приходится решать ряд задач. Одни из них могут быть решены с помощью известных приемов, а другие требуют принятия нестандартных решений. В ситуациях, не имеющих ана логов в прошлом, и необходимо творчество. Оно представляет собой механизм приспособления человека к изменчивому окружающему миру. Поэтому творчество не противоположно рациональности, а выступает ее естественным дополнением. Любой человек в той или иной мере обладает творческими спо собностями, т. е. способностями к выработке новых приемов дея тельности, овладению новыми знаниями, формулировке проблем. Каждый ребенок, познавая окружающий мир, овладевая языком, нормами поведения и культурой, по существу, занимается творче ством (рис. 6). Но с точки зрения взрослых, он овладевает уже известным, обучается уже открытому, проверенному. Поэтому новое для индивида не всегда есть новое для общества. Подлин ное же творчество в культуре, политике, науке и производстве1.7. Познание 53 Рис. 6. Познание определяется принципиальной новизной полученных результатов в исторических масштабах. Важнейший компонент творчества представляет интуиция. Древние мыслители рассматривали ее как внутреннее зрение, осо бую, высшую способность ума. Но механизм интуиции никто из них не пояснял. Современная наука определила, что интуиция включает в себя ряд этапов: 1) накопление и бессознательное распределение образов и аб стракций в памяти; 2) неосознанное комбинирование и переработка накопленных абстракций, образов и правил в целях решения определен ной задачи; 3) четкое осознание задачи; 4) неожиданное для человека нахождение решения задачи. Часто решение приходит тогда, когда человек занят совершен но другим делом или даже спит. Известно, что Менделеев увидел свою Периодическую систему элементов в виде таблицы во сне. Но этому предшествовала долгая упорная работа.54 Глава 1. Человек Процесс познания напрямую связан с так называемой право левой асимметрией мозга: правое и левое полушария выполняют разные функции. Правое в основном перерабатывает и хранит информацию, вы зывающую чувственные образы, левое же осуществляет абстраги рование, вырабатывает понятия, суждения, придает информации смысл и значение, формулирует и хранит рациональные правила. Процесс познания осуществляется в результате взаимодействия операций, выполняемых этими полушариями. Если в случае болез ни или травмы связь между ними нарушается, то процесс познания становится неполным, неэффективным или вообще невозможным. Право-левая асимметрия мозга возникает в процессе воспита ния и обучения и неотделима от практической деятельности. Ме ханизм интуиции связан с тем, что разрозненная деятельность по оперированию абстрактными и чувственными знаниями, осуще ствляемая отдельно левым и правым полушариями, объединяется, что приводит к получению искомого результата, который воспри нимается как открытие. Важнейшие элементы процесса познания — это объяснение и понимание. Они не могут существовать обособленно и должны дополнять друг друга. Объяснение представляет собой переход от общих знаний к более конкретным. Оно устанавливает более глубокие и прочные связи между различными системами знаний, что позволяет вклю чать в них новые знания о явлениях природы. Объяснение рас сматривает факты, события, процессы, существовавшие в прошлом, позволяет осуществлять предвидение и предсказание будущих ситуаций и процессов. Теория познания различает следующие виды объяснения: 1) структурное объяснение, отвечающее на вопрос, как уст роен объект; 2) функциональное объяснение, отвечающее на вопрос, как действует и функционирует объект; 3) причинное объяснение, отвечающее на вопрос, почему воз никло данное явление. Причем одно и то же явление может объясняться с разных по зиций в зависимости от теоретических взглядов. Для понимания какого-либо явления его нужно объяснить. Но объяснение бывает понятным или непонятным. Существует особая наука о понимании — герменевтика. В ней сформулированы основные положения процесса понимания. Чтобы понять письменный или устный текст, надо понимать смысл и значе1.7. Познание 55 ние каждого слова, каждого понятия, каждого предложения или абза ца. Но с другой стороны, чтобы понять элементы текста, необходимо понимать смысл и значение контекста — относительно законченной в смысловом отношении части текста, так как смысл и значение еди ниц текста зависят от смысла и значения частей и целого. Эта слож ная зависимость получила название герменевтический круг. Понимание — это длительный и сложный процесс. Мы посто янно переходим от одного уровня понимания к другому, проходя пять определенных этапов: 1) интерпретация — первоначальное приписывание инфор мации смысла и значения; 2) реинтерпретация — уточнение и изменение смысла и зна чения; 3) конвергенция — объединение, слияние прежде разрознен ных смыслов и значений; 4) дивергенция — разъединение прежде единого смысла на отдельные части; 5) конверсия — качественное видоизменение смысла и значе ния, их радикальное преобразование. Процесс понимания состоит не только в усвоении уже вырабо танных другими людьми или эпохами знаний, но и в конструиро вании на основе ряда сложных преобразований принципиально новых знаний, не существовавших ранее. В таких случаях пони мание носит творческий характер и представляет собой переход от интуитивного мышления к рациональному познанию. Знания, полученные в процессе познания, должны соответство вать окружающей действительности. Только в этом случае эти зна ния будут полезны человеку. Такие соответствующие действитель ности знания называют истиной. Чтобы сравнить два предмета, иногда достаточно просто расположить их рядом. Часто это сде лать невозможно из-за величины предметов или потому, что они находятся на весьма удаленном расстоянии друг от друга. В этом случае мы сравниваем их образы, сохраненные в памяти, или ис пользуем изображения — фотографии, рисунки, макеты и пр. Сложнее установить соответствие действительности знаний, выраженных в знаковой форме, например в виде математической формулы. В этом случае надо произвести вычисления или прове сти опыт. В окружающем мире определенные процессы происходят неза висимо от воли человека и от человечества в целом. Знание о таких процессах получило название объективная истина. Дей ствительно, человечество долгое время не знало законов физики, химии, астрономии, но эти законы тем не менее существовали и56 Глава 1. Человек действовали. С другой стороны, истине присуща и субъектив ность — в том смысле, что полученные знания становятся достоя нием конкретного человека и общества в целом. Несомненно, чув ственное познание и воспринятые в его результате образы субъек тивны. Они зависят от индивида, состояния его нервной системы, условий наблюдения, степени подготовки и т.д. Но истинность знания должна быть осознана человеком. Кроме того, истина кон кретна, так как полученное в результате познания знание отража ет определенный объект действительности. Абстрактных истин, не привязанных к предмету познания, не бывает. Критерием истины выступает практика. Она рассматривается как основа формирования знаний и одновременно как средство проверки истинности, т.е. выявления меры соответствия знаний объективной действительности. В широком понимании практика включает все виды деятельно сти человека. Практика подвижна, изменчива и находится в по стоянном развитии. Меняются виды деятельности, оставшиеся наполняются новым содержанием. В то же время практика неоднозначна и внутренне противоре чива. Противопоставляя одни факторы практики другим, можно сделать односторонние, неверные выводы. Ежедневные наблюде ния за небесными светилами приводят к выводу о том, что Солнце и Луна вращаются вокруг Земли, что, как известно, не верно. Для доказательства обратного нужно совершить более сложные прак тические действия и провести расчеты. Практика выступает основой познания и вместе с тем включает в себя сознательную деятельность. Осознав ограниченность прак тики данного периода времени и ее несоответствие интересам боль шинства народа и целям исторического прогресса, люди в состоя нии изменить ее, перейти к практике позитивной, прогрессивной. Только в этом случае изменяющаяся практика может быть осно вой и критерием развивающегося истинного знания. Объективная истина не представляет собой нечто застывшее, а выступает как объективное содержание наших знаний, соответ ствие которых объективному миру проверяется и устанавливается на базе практической деятельности. Философская теория познания выдвигает следующие тезисы. 1. Объективный мир, отражаемый в знании, постоянно изме няется и развивается. 2. Практика, на основе которой осуществляется познание, и все задействованные в ней познавательные средства изменяют ся и развиваются.1.7. Познание 57 3. Знания, полученные на основе практики и проверяемые ею, постоянно изменяются и развиваются, и, следовательно, в процессе постоянных изменений и развития находится объективная истина. Таким образом, задача теории познания состоит в изучении того, как развивающееся познание отражает развивающийся мир, соот ветствует ему и воздействует на него. Истинное знание, как и сам объективный мир, имеет свойство развиваться. Как уже отмечено выше, в древности люди считали, что Солнце и другие планеты вращаются вокруг Земли. Это ут верждение не было истинным знанием, но объективной истиной в этом утверждении было то, что светила движутся. С течением времени астрономические знания расширялись, и на сегодняшний день ученые с максимальной точностью вычислили траектории движения планет. Каждое новое открытие пополняет объектив ную истину. В зависимости от полноты истинных знаний различают относи тельную и абсолютную истину. Относительная истина — это неполное, неточное знание. Она зависит от конкретных истори ческих условий, уровня развития науки. В процессе познания от носительная истина может меняться и дополняться. На разных этапах развития человечества одна относительная истина может сменяться другой, более полно выражающей объективную исти ну. Соответственно, исторический процесс познания представляет собой все более полное и точное познание объективной истины. Абсолютной истиной называется совершенно полное, точное (всестороннее, исчерпывающее) знание о каком-либо явлении. Абсолютная истина практически недостижима, но она служит дви жущей силой познания. Вообще говоря, вопрос о возможности достижения абсолютной исти ны с давних времен был предметом философского спора. Ряд филосо фов отрицательно отвечают на этот вопрос. В доказательство они ссыла ются на то, что в процессе познания мы имеем дело лишь с относитель ными истинами. Каждая из них оказывается со временем не вполне точ ной и полной. Следовательно, полное, исчерпывающее знание недости жимо. И чем сложнее то или иное явление, тем труднее достичь абсолют ной истины, т. е. полного, исчерпывающего знания о нем. И тем не менее абсолютная истина все же существует. Ее надо понимать как цель, к которой стремится человеческое познание. Каждая относительная исти на — это ступенька, шаг, приближающий нас к этой цели. Относительная и абсолютная истина — это лишь разные уров ни, или формы, объективной истины. Наше знание всегда относи58 Глава 1. Человек тельно, так как зависит от уровня развития общества, техники, состояния науки и других факторов. Чем выше уровень нашего познания, тем больше мы приближаемся к абсолютной истине. Но процесс этот может длиться бесконечно, ибо на каждом этапе ис торического развития мы открываем новые стороны и свойства окружающего нас мира и создаем о нем все более полные и точ ные знания. Это постоянный процесс перехода от одних относи тельных форм объективной истины к другим. Следовательно, каж дая относительная истина содержит в себе долю абсолютной. И на оборот, абсолютная истина — это предел бесконечной последова тельности относительных истин. Противоположность истины представляет заблуждение — не соответствие знания объективной реальности. Источниками за блуждения могут быть низкие познавательные способности инди вида, плохое знание предмета познания, отсутствие специальной подготовки и, как следствие, скоропалительные выводы, отсут ствие специальных средств познания, а также предубеждения, стереотипы и др. Заблуждения, как правило, возникают по объек тивным причинам. Так, до момента создания мощного микроско па невозможно было провести анализ мельчайших частиц. В то же время ошибочные выводы могут стать следствием и субъ ективных факторов. Неверное истолкование процесса, неправиль ное практическое действие приводят к ошибкам, т.е. к неистин ным выводам. Но субъект познания может по какой-либо причине намеренно искажать действительность, делать заведомо неверные выводы. В этом случае имеет место ложь. Истина, с одной стороны, и заблуждения, ошибки, ложь — с другой, — это те оценки, с помощью которых мы отделяем зна ния, соответствующие объективной реальности, от знаний, проти воречащих ей. Но эти критерии не являются единственными. Можно выде лить знания полезные и бесполезные. Причем не всегда полез ность и истинность совпадают. Например, если человек знает, что избыточная радиация опасна для здоровья и он оказался в зоне радиоактивного заражения, ему не нужны знания о свойствах ра диации, достаточно знания о том, что она несет вред. Истинные знания о поломке прибора не будут нужны, если отсутствуют за пасные части. Таким образом, достижение истины — процесс сложный, но интересный и необходимый. Стремясь к истине, человечество по знает новое, и это способствует его движению по пути социально го прогресса.1.7. Познание 59 1. Что такое познание? Какие виды познания существуют? 2. В чем сходство и различие знания и информации? Приведите при меры ситуаций, когда информация становится знанием, а когда — нет. 3. Объясните понятия «ощущение», «восприятие», «образ». 4. В чем различие взглядов на ощущение материалистов и идеалистов? 5. Какова роль языка в процессе познания? 6. В чем состоит значение понятийного аппарата для передачи чело веческого опыта? 7. Охарактеризуйте понятие творчества. Какую роль творчество иг рает в процессе познания? 8. Что такое интуиция? Как протекает этот процесс? 9. Что такое объяснение? Каковы его этапы? В чем состоит взаимо связь объяснения и понимания? 10. Что такое истина? Объясните понятие «объективная истина». 11. Охарактеризуйте практику как критерий истины. 12. В чем состоит различие относительной и абсолютной истины? 13. Что такое заблуждение? Почему оно возникает? 14. В чем состоит соотношение полезности и истинности знания? При ведите конкретные примеры знаний полезных и бесполезных. 1. Прочитайте высказывание В. И. Ленина: Для материалиста «фактически дан» внешний мир, образом коего явля ются наши ощущения. Для идеалиста «фактически дано» ощущение, при чем внешний мир объявляется «комплексом ощущений». Чем, по его мнению, различаются взгляды материалистов и идеа листов? 2. Объясните слова Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже». 3. «Слово “истина” в собственном своем смысле означает соответ ствие мысли предмету», — писал французский философ Р. Декарт. Как его слова объясняют сущность истины? 4. Ж. А. Пункаре писал: Основные положения геометрии Евклида суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истин ны они или ложны, как задавать вопрос, истинна или ложна метриче ская система. Эти соглашения только удобны. Какой вид истины имеет в виду автор? 460 Глава 1. Человек 5. Прочитайте следующие высказывания. Сделайте на их основе вы вод о соотношении истины и заблуждения. Заблуждения, включающие в себя некоторую долю правды, самые опас ные (А.Смит). Нет ничего опасней для новой истины, чем старые заблуждения (И.В.Гёте). Самая горькая истина лучше самого приятного заблуждения (В.Г.Белин- ский). От светлых лучей истины не всегда исходит тепло. Блаженны те, кто не заплатил за благо знания своим сердцем (Ф.Шиллер). Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине — только один (Ж.Ж.Руссо)
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.053 сек.) |