|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Социальных нормСпоры ученых по вопросу определения сущности и формулиров ки понятия «право» не утихали на протяжении многих веков. Одна ко единого и признанного всеми определения не существует до сих пор. Лингвисты обратили внимание на однокоренную связь слова «право» с таким словами, как «правда», «справедливость», «пра вильный». Таким образом, совершенно очевидно, что формирова ние понятия «право» осуществлялось под непосредственным влия нием представлений людей о справедливости, правильности жизни. На базе многочисленных представлений людей о праве ученые ввели в науку новое понятие — правопонимание. Им обозначили мыслительную деятельность человека, связанную с познанием, оцениванием и отношением к праву. На всем протяжении суще ствования права люди по-разному формулировали свое отноше ние к нему. Субъектами правопонимания могут быть и простой человек, не подготовленный к специальному восприятию юриди ческой информации, и профессиональный юрист, понимание пра ва которого отличается более глубоким проникновением в сущ ность предлагаемых для анализа юридических конструкций. К настоящему времени в мировой и отечественной юриспру денции сложились многочисленные концепции понимания права. Нормативистская теория. Ее автором считается австрийский уче ный-юрист X. Кельзен (1881 — 1973), развивавший в своих трудах идею «чистого учения о праве». Иными словами, Кельзен отстаивал идею чистоты права, согласно которой оно не должно быть связано с различными институтами общества. В соответствии с этой теорией право исходит от государства в виде различных норм, регулирую щих важные общественные отношения. Соблюдать такие правовые нормы государство принуждает каждого, кто оказывается в сфере324 Глава 7. Право их влияния. Значит, формирование права происходит вне политики, экономики или нравственных ценностей общества. Такой подход в определении сути права придает большое значение законности и по рядку в стране. С самого детства человеку внушается, что государ ство диктует всем правила поведения, и люди, невзирая ни на какие обстоятельства, должны им следовать. Они не уполномочены ре шать вопрос о значимости этих правил, а должны подчиняться им ради существования организации и порядка. Таким путем должно формироваться и уважительное отношение к праву. Эта концепция абсолютизирует влияние государства на право. В истории нашей страны были многочисленные случаи вынесения явно несправедливых решений со стороны власти, которые со гласно этой концепции считаются правом. Такой подход превра щает личность в винтик государственной машины власти, кото рый должен исполнять все ее требования. Социологическая теория. Во второй половине XIX в. во мно гих европейских государствах изменилась экономическая и поли тическая ситуация, а действующие нормы права устарели и были не способны разрешать возникающие противоречия. В практике начали руководствоваться не законом, а представлениями о спра ведливом и несправедливом. Многие юристы того времени, разо чаровавшись в законе, стали ассоциировать право с реальной жиз нью. Правом признавали решения судьи или специально уполно моченного должностного лица. Такой подход к праву позволял учесть интересы людей и потребности общества в целом. По сути, право представляло собой совокупность норм, созданных самим обществом для своего же блага, а потому следовать его установ кам оказывалось удобнее и выгоднее. Но такое понимание права отрицало его нормативность, четкость. На практике судья мог вынести неверное решение, а представление о справедливости могло быть разным у людей даже в рамках одного общества. Психологическая теория. Развита в трудах многих ученых, в том числе и Л. И. Петражицкого (1867— 1931), который подчер кивал, что право следует искать в психике людей. Каждый чело век, по его мнению, испытывает определенные эмоции, которые оказывают влияние на его поведение. В действительности следует признать, что право не существует вне взаимосвязи с психологией общества, людей, которые в нем живут. Законы, издаваемые в стране без учета психологии людей, способны вызвать отторже ние и могут не исполняться. Это может привести к социальным потрясениям общества. Естественно-правовая теория. Зародилась в глубокой древно сти. Ее сторонники (Сократ, Платон) утверждали, что право пред7.1. Понятие права. Право в системе социальных норм 325 ставляет собой совокупность норм, которые исходят от природы, высшего разума и существуют независимо от людей. Они изна чально даны каждому при рождении и их невозможно отменять или изменять. Они отражают высшую справедливость природы, а потому их следует исполнять. Предположим, от природы каждо му даровано право на жизнь, и живущие на Земле не вправе ре шать вопрос об ограничении или отмене такого права. В современной науке продолжаются споры о сущности права. Однако многие юристы склоняются к следующему определению. I Право — это система регулирования общественных отно шений, которая выражена в определенной форме (источни ках права), представляет собой идеалы справедливости и добра в обществе, имеет связь с государством и за наруше ние которой предусмотрена юридическая ответственность. Право рассматривают в субъективном смысле — как возмож ность совершать определенные поступки и в объективном смыс ле — как совокупность общеобязательных правил поведения, ко торые закреплены в источниках права. Право носит волевой характер и связано с сознанием людей, а потому оно может изменяться. Право обеспечивает порядок в обществе, регулирует взаимоот ношения людей, живущих в нем, поддерживает стабильность и благополучие. Современные юристы считают, что содержание права в большой степени создается обществом, а государство лишь при дает ему определенную форму, гарантируя его соблюдение и за щиту. У права существуют определенные принципы, на базе которых оно существует и развивается. Перечислим основные из них. 1. Справедливость. Такой принцип проявляется в различных правовых предписаниях. Например, нельзя наказать чело века за его мысли, идеи, которые не воплощены в реальную действительность и не нарушают юридических норм. Под вергать уголовной ответственности можно только за преступ ления, которые прописаны в законе, и только того, кто их совершил. Нельзя осуждать человека дважды за одно и то же правонарушение. 2. Уважение к правам человека. 3. Равенство участников правоотношений. 4. Состязательность сторон при разрешении дел в судебном порядке. 5. Законность при решении любого правового конфликта.326 Глава 7. Право Среди многочисленных функций, или задач, которые выпол няет право, выделяются следующие: — оценочная: право способно оценивать поведение субъекта с позиции правомерности или неправомерности им совершен ного; — регулятивная: право осуществляет регулирование обще ственных отношений, указывая субъектам на модели воз можного поведения; — охранительная: право защищает человека и предотвращает совершение опасных для его жизни и здоровья поступков. В современной литературе продолжаются споры по вопросу о соотношении права и закона. Одни юристы полагают, что такие понятия тождественны. Право находится в рамках закона и исхо дит от государства. Другие же указывают на большую информа тивную насыщенность права, которое, по их мнению, формирует ся в обществе и может находить свое выражение не только в зако не, но и в правовых обычаях, судебных и административных пре цедентах, договорах и т.д. Право и мораль выступают наиболее распространенными регу ляторами общественных отношений людей. Связь между ними обусловлена той ролью, которую мораль занимает в системе соци ального регулирования. По сравнению с другими социальными нормами у морали более широкая сфера действия. Практически ни одна из сторон социальной действительности не свободна от моральных оценок. Сферы действия права и морали в значитель ной мере пересекаются. Однако и мораль, и право остаются само стоятельными регуляторами общественных отношений. Мораль воплощает в своих нормах абсолютные ценности. Она служит основой для создания правовых установок, в которых так же закреплены правила «хорошего» поведения и меры ответствен ности за «плохое». Но между моралью и правом есть существенные различия. Так, право выражается в письменной форме в специаль ных источниках (например, законах или указах), а мораль сохраня ется в сознании людей, передаваясь из поколения в поколение в устной форме. Создание моральных норм протяженно во времени: то, что сегодня морально, завтра вряд ли будет аморально. Нормы же права могут приобретать юридическую силу в конкретно обозна ченный момент (например, с завтрашнего дня). За нарушение норм права наступает юридическая ответственность, иногда в форме ли шения свободы. Нормы же морали не содержат столь категоричных санкций. Они могут проявляться в форме общественного осужде ния, через отношение близких или в других формах.7.1. Понятие права. Право в системе социальных норм 327 С х е м а 20. Право и мораль Таким образом, соотношение права и морали можно рассмат ривать с точки зрения их сходства, различия и взаимодействия (схема 20). Сходство права и морали проявляется: — в их нормативности, так как они представляют собой сово купность норм, выступающих критерием оценки поведения людей; — в их универсальности, т.е. они распространяют свое влия ние на значительный круг общественных отношений; — в их общности, которая проявляется в одинаковой оценке различных сфер человеческой жизнедеятельности. Различия права и морали: — по происхождению: нормы морали складываются в обще стве постепенно, независимо от государства, а нормы права устанавливаются государством; кроме того, нормы морали возникли исторически раньше правовых норм; — по форме выражения: нормы морали содержатся в созна нии людей, а нормы права закреплены в официальных нор мативных актах; — по способу охраны от нарушений: нормы морали охраня ются мерами общественного воздействия и внутренним убеж дением человека, а нормы права обеспечиваются мерами го сударственного принуждения; — по степени детализации: нормы морали выступают в виде обобщенных правил поведения, а нормы права более конк328 Глава 7. Право ретны, в них четко определены юридические права и обя занности участников правоотношений. Взаимодействие права и морали проявляется в том, что при создании норм права учитываются нормы морали; реализация норм права означает одновременно и реализацию норм морали; нормы морали играют большую роль в процессе применения права (ин дивидуализация наказания); нарушение норм права вызывает осуж дение и с точки зрения моральных норм. Соотношение норм права и обычаев, религиозных и корпора тивных норм можно рассматривать с тех же позиций, что и соот ношение права и морали. Сходство норм права и обычаев состоит в том, что они пред ставляют собой совокупность норм, регулирующих определенный круг общественных отношений и содержащих правила поведения людей. Различие норм права и обычаев связано с тем, что в наше вре мя большую часть общественных отношений регулирует право. Взаимодействие права и обычаев проявляется в том, что поло жительные обычаи поддерживаются правом, а в некоторых случа ях признаются в качестве источников права. Обычаи, которые противоречат законам, квалифицируются как правонарушения. Сходство права с религиозными нормами аналогично его сход ству с нормами морали и проявляется в нормативности, универ сальности и общности. Различия же связаны со все большим об мирщением общественной жизни, отделением Церкви от государ ства и утверждением свободы совести. В этих условиях сфера дей ствия религиозных норм сужается. Влияние права на религию про является в установлении границ ее действия (отделение от государ ства, провозглашение свободы вероисповедания, равноправия кон фессий и т. д.). Влияние религии на право схоже с влиянием на него морали. Оно значительно увеличивается в тех государствах, где ре лигия является государственной (страны мусульманского Востока). Сходство норм права и корпоративных норм состоит в том, что и те и другие содержат четкие правила поведения, закрепленные в специальных актах. Различия проявляются в том, что нормы права устанавливаются и охраняются государством, а корпора тивные нормы принимаются общественными организациями и обес печиваются силой общественного мнения. Кроме того, нормы пра ва имеют приоритетное значение по отношению к корпоративным нормам. Влияние права на корпоративные нормы определяется тем, что оно регулирует общие вопросы организации и деятельно сти общественных организаций.7.2. Норма права. Система права 329 1. Какие существуют виды социальных норм? 2. Объясните смысл понятия «правопонимание». 3. Какие существуют концепции правопонимания? Раскройте их со держание. 4. Что такое право? Дайте определение и выделите признаки поня тия права. 5. Каковы основные принципы права? 6. Какие функции выполняет право? 7. В чем различие взглядов на проблему соотношения права и за кона? 8. В чем состоит особенность традиций и обычаев? 9. В чем проявляется соотношение морали и права? 10. Как взаимосвязаны нормы права, с одной стороны, и обычаи, ре лигиозные и корпоративные нормы, с другой стороны? 1. Сопоставьте известные вам правила морали, права, религиозные и политические нормы. Какой вывод вы могли бы сделать? 2. Заполните таблицу. Прям Мораль Корпоративные аорны Способ установления Форма закрепления Способ защиты Сфера действия Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.019 сек.) |