|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сферы обществаI Сфера общества — это определенная область обществен ной жизни, включающая наиболее устойчивые формы взаи модействия людей. В науке выделяют четыре сферы общества: экономическую, социальную, политическую и духовную. Экономическая сфера включает в себя отношения в области производства, обмена, распределения материальных благ, а так же отношения собственности. Она возникла одновременно с появ лением общества. Для того чтобы выжить, человек вынужден был приспосабливаться к тяжелым условиям окружающей среды. Пер воначально человек брал от природы все, что нужно, в готовом виде. Современные ученые назвали этот способ производства при сваивающей экономикой. Важным достижением древних людей стало создание первых орудий труда, с помощью которых можно было более эффективно решать проблему пропитания. Шкуры убитых на охоте зверей использовались для изготовления одеж ды. Из глины и дерева человек стал создавать различные предме74 Глава 2. Общество ты, необходимые в быту. Со временем производство материаль ных благ разделилось на производство продуктов питания и про изводство непродовольственных изделий. Постепенно люди вместо собирательства и охоты начинают за ниматься земледелием и скотоводством. Происходит переход от присваивающей экономики к производящей. Человек приобретает более надежный источник питания и становится менее зависимым от капризов природы. Далее происходит первое общественное разделение труда (на земледельцев и скотоводов), радикально из менившее характер общественных отношений в первобытном об ществе. С усложнением процесса труда совершенствовались орудия тру да. Результат труда стал зависеть от отдельной семьи. По мере перемещения и взаимодействия родо-племенных объединений ро довые связи заменялись территориальными, родовая община трансформировалась в соседскую. Если в родовой общине суще ствовали кровно-родственные связи между ее членами и общность имущества, то в соседской общине каждая семья обладала обособ ленным имуществом и собственностью на орудия труда и произ водимую продукцию, что создало основу для появления частной собственности. Специализация производства сопровождалась дальнейшим со вершенствованием орудий труда. Это привело, с одной стороны, к появлению излишков, т. е. части продукции, производимой сверх необходимой нормы потребления, а с другой — к выделению реме сла в самостоятельную отрасль производства. Таким образом, про изошло второе общественное разделение труда. Представители трех групп — земледельцы, скотоводы и ремес ленники — при наличии излишков неизбежно обменивались меж ду собой результатами своего труда. Такой обмен, став системати ческим, превратился в разновидность общественно полезной дея тельности. Появляются группы людей (купцы, торговцы), выпол няющие роль посредников между группами производителей. Так произошло третье общественное разделение труда. Обмен между производителями носил сначала натуральный характер. Стоимость вещи определялась в зависимости от ее нуж ности в данный момент времени. Это не всегда было удобно. Как, например, определить соотношение стоимости быка и топора? Поэтому люди придумали деньги, с помощью которых стали опре делять стоимость всех вещей. С развитием общества усложнялись способы производства, со здавались новые, более совершенные орудия труда. В XV — XVII вв. на смену ремеслу приходит мануфактурное производство, основан2.2. Сферы общества 75 ное на разделении труда. А в XVII — XIX вв. во многих странах происходит промышленный переворот — переход от ручного тру да к машинному, от мануфактуры к фабрике. Производство стано вится массовым. Увеличивается и объем потребления производи мой продукции. Потребителями в той или иной мере выступают все члены общества, так как все нуждаются в пище, одежде, предметах обихода, но не все могут самостоятельно создавать эту продукцию. Распределением материальных благ занимается государство. Оно изымает деньги у населения в виде налогов, а затем исполь зует их для поддержания своей жизнедеятельности, содержания аппарата управления, а также для помощи определенным слоям населения. На протяжении многих веков роль государства в сфе ре распределения была незначительной. И только в XX в. усили лись функции государства, связанные с содействием малоимущим категориям населения. Социальная сфера включает в себя разнообразные взаимоот ношения между различными группами общества. Элементами со циальной сферы выступают как конкретные люди, имеющие оп ределенный статус, т.е. занимающие то или иное положение в обществе, так и общности людей, в которые они объединяются по определенному признаку. Еще в первобытном обществе существовало разделение людей по половозрастному признаку. Мужчины ходили на охоту, жен щины занимались собирательством и воспитывали детей. Дети и старики принимали меньшее участие в производстве, чем осталь ные члены общества. Увеличение объема производства и образование излишков про изводимой продукции привели со временем к появлению богатых и бедных. Общество разделилось на группы по имущественному признаку. С появлением государства социальная структура обще ства усложнилась. Небольшая часть общества, сосредоточив в своих руках материальные богатства, получила возможность посредством государственной власти диктовать остальной части общества свою волю. Общество стало делиться на господствующий класс и зави симое население. Например, рабовладельцы и рабы, феодалы и кре постные крестьяне, капиталисты и наемные рабочие. Наряду с основными существовали и небольшие специфические группы на селения. В современном мире общество делится на множество разнооб разных групп, выделяемых по определенным признакам: уровень доходов, профессия, возраст, политические взгляды и т.д. Каж дый из нас может быть членом какой-либо одной или даже не скольких общностей. Человек является одновременно членом сво76 Глава 2. Общество ей семьи, сотрудником на работе, членом какой-либо обществен ной организации или политической партии, может входить в оп ределенную возрастную, этническую или религиозную группу. Политическая сфера связана с понятием власть. Составляю щий элемент власти — способность одних групп людей и их пред ставителей влиять на другие группы. При этом возможность вли яния опирается на обычай или закон. Основным элементом поли тической системы выступает государство. Оно имеет монополию на власть и может признать невозможным проявление любой дру гой власти. Но было бы неправильно начинать отсчет развития полити ческой сферы общества только с появления государства. Власть существовала и в догосударственный период. В первобытном об ществе она исходила от всего рода и носила общественный ха рактер. Наиболее важные вопросы решались на общем собра нии, участвовать в котором имели право все взрослые члены рода. Для руководства общими делами избирались вожди и старейши ны. Эти должности были не только выборные, но и сменяемые. Они не давали никаких преимуществ. Вожди и старейшины на равне с другими членами рода принимали участие в обществен ном труде и получали положенную им долю производимого про дукта. Решающими критериями для избрания лидера рода были личные качества. При разделении родов неизбежным стало взаимодействие меж ду ними. В случае установления добрососедских отношений роды объединялись в племена, а те — в союзы племен. Племя управля лось советом старейшин, который избирал племенного вождя. Во главе союза племен стояли совет племенных вождей и вождь союза. Эти должности на ранних этапах развития первобытного об щества также были сменяемыми и не давали никаких привилегий. Отношения между членами рода регулировались правилами поведения (социальными нормами), которые обобщенно стали называться обычаями, т.е. обычным, привычным поведением. Обычай — это общепринятое, исторически сложившееся правило поведения, которое закрепилось в результате многократного по вторения в течение длительного времени, вошло в привычку и стало необходимой жизненной потребностью людей. Обычаи ис полнялись добровольно. Тем не менее в целях обеспечения при сваивающей экономики и жизнедеятельности рода сформирова лись такие способы регулирования отношений, как дозволения, обязывания и запреты. Дозволения существовали как рекомендации по определенно му поведению в интересах рода. Обязывания имели целью обес2.2. Сферы общества 77 печение общественных дел — охоты, собирательства, распределе ния. Запреты представляли собой табу, подкрепленные страхом религиозного возмездия. В случае нарушения обычаев могло при меняться и принуждение, исходившее от всего рода и носившее религиозный характер. С развитием процесса перехода от родовой общины к сосед ской, накоплением излишков у отдельных семей и появлением иму щественного неравенства менялся и характер властных отноше ний. Община пыталась сопротивляться имущественной дифферен циации своих членов, но безуспешно — в связи с усложнением управленческой деятельности и возрастанием роли публичной вла сти, все более обосабливающейся от общества. Должности вождей стали наследственными. Лица, их занимаю щие, стремились закрепить наследственный характер власти пу тем передачи сыновьям знаний и опыта управления. Вожди и ста рейшины приобрели привилегии, связанные с их положением (львиную долю добычи, дополнительный надел земли и т.д.). Это усиливало имущественное расслоение, еще более отдаляя управ ленческую верхушку от основной массы рядовых общинников. Увеличение объема производства требовало дополнительной рабочей силы, которая пополнялась за счет пленных, захвачен ных во время конфликтов с соседними племенами. Появление из лишков привело к тому, что пленных перестали убивать и исполь зовали как рабов. В условиях вражды племен при необходимости организации обороны или нападения у многих народов сформировался своеоб разный общественный строй, получивший название военная де мократия. Все мужчины были воинами. Однако выделилась группа людей, переставших заниматься производительным трудом, основ ным занятием которых стало военное дело. Они получали боль шую часть добычи в случае успешного набега на соседние племе на. Свои же соплеменники выдавали воинам вознаграждение в качестве оплаты за охрану территории племени. Эти изначально добровольные подношения трансформировались в обязательную выплату дани на содержание армии и аппарата управления. Возникшее в этих условиях государство законодательно закре пило неравенство членов общества, отдав власть экономически и политически господствующей верхушке. На протяжении всей ис тории своего существования государство не допускало к осуще ствлению власти другие политические силы. Только в XIX — XX вв., в период становления и развития демократии, у общества появилась возможность влиять на политические решения через участие в формировании государственно-властных структур. В со78 Глава 2. Общество временном мире в политическую сферу общества входят не толь ко государственные, но и общественные организации, в том числе и политические партии, которые так или иначе участвуют в поли тической жизни страны. Духовная сфера общества включает в себя отношения, возни кающие в процессе создания, освоения и передачи духовных цен ностей. Одной из составляющих духовной сферы является куль тура. В широком смысле культура понимается как совокупность всех материальных и духовных ценностей, созданных человече ством на всем протяжении своего существования. В узком смысле культура — это совокупность знаний и ценностей, передаваемых последующим поколениям. Сюда входят литература, искусство, архитектура, наука, образование, религия, правила и нормы по ведения, сложившиеся в обществе. В результате деятельности людей и их объединений в духовной сфере создаются новые образцы культуры, появляются новые зна ния, передающиеся следующим поколениям и двигающие вперед общественный прогресс. Еще первобытные люди создавали на скальные рисунки. Затем человек стал украшать рисунками ору дия труда и предметы быта. Тогда же появились первые религиоз ные верования — язычество, представлявшее собой обожествле ние сил природы. Долгие столетия религия определяла отношение людей к окру жающему миру. И только в Новое время на смену религиозному мировоззрению пришло научное. Научные знания обогатили ду ховный потенциал человечества, позволили объяснить многие яв ления природы и сделать открытия, продвинувшие вперед разви тие общества. Все сферы общественной жизни находятся в тесной взаимосвя зи и взаимовлиянии. Нередко в рамках происходящих в обществе явлений сочетаются элементы различных сфер. Например, уро вень доходов определяет место человека в социальной иерархии, непосредственно влияет на формирование его политических взгля дов и на возможность получения образования и приобщения к культурным ценностям. На определенных этапах исторического развития влияние той или иной сферы общественной жизни мо жет усиливаться. Так, в период революций определяющей стано вится политическая сфера, а в период реформ — экономическая и социальная. Но, несмотря на преобладающее влияние какой-либо сферы общественной жизни в данный исторический момент, роль остальных сфер не умаляется. Они лишь временно отступают на второй план, сохраняя свою значимость для существования и раз вития общества.2.3. Общество и природа 79 чЖГГТПШ! яИЕШЗШ! 1. Что такое сфера общества? Какие сферы общества вы знаете? 2. Какие составляющие включает экономическая сфера общества? Как они возникли? 3. В каких условиях и почему появилась частная собственность? 4. Охарактеризуйте социальную сферу общества. Как развивались социальные отношения на протяжении истории? 5. Что такое власть? В чем отличие власти в первобытном обществе от власти государства? 6. Какое устройство общества называется военной демократией? Как оно повлияло на становление государства? 7. В чем состоят особенности духовной сферы общества? 8. Охарактеризуйте понятие культуры. Каковы ее составляющие? 9. В чем заключается взаимосвязь сфер общества? Могут ли они су ществовать независимо друг от друга? Обоснуйте свой ответ. Проведите исследование на тему «Я и сферы общества». Сделайте вывод о том, какая из сфер общества играет решающую роль в вашей жизни.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.017 сек.) |