|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Культура и цивилизация. Понятие «культура» имеет множество значенийПонятие «культура» имеет множество значений. Сам термин латинского происхождения. Изначальный его смысл — обработка земли с целью ее улучшения для дальнейшего использования. Таким образом, термин «культура» предполагал изменение в при родном объекте под воздействием человека в отличие от тех изме нений, которые вызваны естественными причинами. В перенос ном смысле культура — это улучшение телесных и духовных ка честв человека, например культура тела, духовная культура. В широком смысле культура — это совокупность достижений человечества в материальной и духовной сферах. К материаль ным ценностям относятся все предметы материального мира, со зданные человеком. Это одежда, средства транспорта, орудия труда и др. Духовная сфера включает в себя литературу, искус ство, науку, образование, религию. Культура предстает как со творенная человеком «вторая природа», стоящая над природой естественной. Главная особенность культуры — ее человеческое начало, означающее, что вне человеческого общества культура не существует. Культура характеризует как развитие определен ных исторических эпох, наций и народностей (культура перво бытного общества, античная культура, культура русского наро да), так и степень совершенствования различных сфер челове ческой жизни и деятельности (культура труда, культура быта, нравственная культура, художественная культура и т.д.). Уровень и состояние культуры можно определить исходя из развития общества. В связи с этим выделяют примитивную и высокую культуру. На определенных этапах может последовать вырождение культуры, ее застой и упадок. Взлеты и падения куль2.5. Культура и цивилизация 99 туры зависят от того, насколько члены общества, являющиеся ее носителями, остались верны своей культурной традиции. На первобытно общинной стадии развития человек был неотъем лемой частью рода, общины. Развитие общности было одновремен но и развитием самого человека. В таких условиях социальные и культурные элементы развития общества практически не разделя лись: социальная жизнь была одновременно и жизнью данной куль туры, а достижения общества были достижениями его культуры. Другой особенностью жизни первобытного общества был ее естественный характер. Родо-племенные отношения возникали в процессе совместной жизни и деятельности людей, в суровой борьбе за поддержание своего существования. Разложение и рас пад этих отношений стали одновременно переворотом в механиз мах функционирования и развития общества, означавшим станов ление цивилизации. Понятие цивилизации весьма многозначно. В него часто вкла дывается самое разное содержание. Действительно, это понятие употребляют и как синоним культуры (человек культурный и ци вилизованный — характеристики равнозначные), и как нечто ей противостоящее (например, физический комфорт общества в про тивоположность культуре как началу духовному). ( Цивилизация — это следующая за варварством ступень куль туры, которая постепенно приучает человека к упорядочен ным совместным действиям с другими людьми. Переход от варварства к цивилизации — это процесс, продол жавшийся длительное время и отмеченный многими новациями, такими как приручение животных, становление земледелия, изоб ретение письменности, появление публичной власти и государства. В настоящее время под цивилизацией понимается то, что дает комфорт, удобство, обеспечиваемое техникой. Соответственно из менилось и определение этого понятия. ■ Цивилизация — это совокупность духовных, материальных и нравственных средств, которыми данное сообщество во оружает своих членов в их противостоянии внешнему миру. Философами прошлого понятие «цивилизация» толковалось иногда в негативном смысле как общественное состояние, враж дебное гуманным, человеческим проявлениям социальной жизни. О. Шпенглер считал цивилизацию этапом упадка культуры, ее ста рения.100 Глава 2. Общество В XX в. цивилизационный подход к истории был разработан представителями западноевропейской и американской политиче ской мысли. Критерием видового многообразия народов и госу дарств у них было принято понятие цивилизации, включающее в себя присущие этим народам и государствам характерные призна ки: культуру, религию, развитие технологии и пр. В зависимости от подхода к понятию цивилизации выделяют следующие типы цивилизаций: 1) в соответствии с периодами исторического развития — древ ние, средневековые и современные цивилизации; 2) в соответствии со спецификой развития — восточные, за падные и смешанные цивилизации; 3) в соответствии с уровнем организации государственно-поли тических институтов — первичные (государство является по литико-религиозной организацией) и вторичные (государ ство отличается от религиозной организации) цивилизации; 4) в соответствии с уровнем экономического развития — дойн- дустриалъные, индустриальные и постиндустриальные ци вилизации. Английский историк А. Тойнби предложил свою классифика цию цивилизаций, под которыми он понимал относительно замк нутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, пси хологических и других факторов. В соответствии с этими крите риями он выделил более двадцати цивилизаций, существовавших на протяжении мировой истории (египетскую, китайскую, араб скую и др.). Обладая своей спецификой, разные цивилизации могли в течение десятилетий и даже столетий существовать параллель но, взаимодействуя между собой (рис. 8). Достоинством цивилизационного подхода является обращение к духовным, культурным факторам развития, которые, несомненно, оказывали значительное воздействие на общество. В то же время этот подход подвергается серьезной критике по следующим при чинам. Понятие «цивилизация» не имеет однозначного определе ния и употребляется в разнообразных, иногда не совпадающих смыслах. Цивилизационный подход недооценивает социально-эко номические аспекты развития общества, роль производственных отношений и деление общества на классы как факторы, влияю щие на специфику его возникновения и функционирования. О не достаточной разработанности цивилизационной типологии сви детельствует множественность оснований классификации циви лизаций.2.5. Культура и цивилизация 101 Рис. 8. Остатки древней цивилизации Идеи о цивилизации остались за рамками изучения марксизма — господствовавшей в нашей стране в XX в. идеологии. Тем не менее некоторые аспекты вопроса развития цивилизации встречаются в трудах Ф. Энгельса. Анализируя переход от первобытно-общинно- го строя к цивилизации, он выделяет ее основные характеристики: общественное разделение труда, и в особенности отделение города от деревни, умственного труда от физического, возникновение то варно-денежных отношений и товарного производства, раскол об щества на эксплуататоров и эксплуатируемых и, как следствие этого, появление государства, права наследования имущества, глубокий переворот в формах семьи, создание письменности и развитие раз личных форм духовного производства. Энгельса интересуют в пер вую очередь те стороны цивилизации, которые отделяют ее от пер вобытного состояния общества. Но его анализ содержит также пер спективу и более разностороннего подхода к цивилизации как яв лению глобальному, всемирно-историческому. С современной точки зрения в основе всемирной истории ле жит идея уникальности социальных явлений, своеобразия пути, пройденного отдельными народами. В соответствии с этой кон цепцией исторический процесс есть смена целого ряда цивилиза102 Глава 2. Общество ций, существовавших в различное время в разных регионах пла неты и одновременно существующих в настоящее время. Как уже упоминалось, долгое время цивилизация рассматрива лась как этап исторического развития человечества, следующий за дикостью и варварством. Сегодня исследователи признают такое определение недостаточным и неточным. Под цивилизацией пони мается качественная специфика (своеобразие материальной, ду ховной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития. По мнению ряда исследователей, цивилизации решительным образом отличаются друг от друга, так как основываются на не совместимых системах социальных ценностей. Вместе с тем дан ный подход, доведенный до крайнего выражения, может привес ти к полному отрицанию общих черт в развитии народов, элемен тов повторяемости в историческом процессе. Так, русский исто рик Н. Я. Данилевский писал, что не существует всемирной исто рии, а есть лишь история данных цивилизаций, имеющих индиви дуальный замкнутый характер. Эта теория расчленяет всемирную историю во времени и в пространстве на изолированные и проти вопоставляемые друг другу культурные общности. Любая цивилизация характеризуется не только специфической общественно-производственной технологией, но и в не меньшей степени соответствующей ей культурой. Каждой цивилизации при сущи определенная философия, общественно значимые ценности, обобщенный образ мира, специфический образ жизни со своими особыми жизненными принципами, основу которых составляют дух народа, его мораль, вера, обусловливающие определенное отношение человека и народа в целом к самому себе. Эти главные жизненные принципы и объединяют людей в народ данной циви лизации, обеспечивают его единство на протяжении всей собствен ной истории. В связи с этим в каждой цивилизации можно выде лить четыре подсистемы: биосоциальную, экономическую, поли тическую и культурную, имеющие в каждом конкретном случае свою специфику. Историки выделяют древнейшие цивилизации, такие как Древ няя Индия и Древний Китай, государства мусульманского Восто ка, Вавилон и Древний Египет, а также цивилизации Средневеко вья (схема 8). Все они относятся к так называемым доиндустри- альным цивилизациям. Их самобытные культуры были направле ны на поддержание сложившегося образа жизни. Предпочтение отдавалось традиционным образцам и нормам, вобравшим в себя опыт предков. Виды деятельности, их средства и цели менялись медленно.2.5. Культура и цивилизация 103 С х е м а 8. Типы цивилизаций Особым типом цивилизации стала европейская, которая начала свой разбег в эпоху Возрождения. Европейская цивилизация ос новывалась на других ценностях. Среди них — значение науки, постоянное стремление к прогрессу, к изменениям сложившихся форм деятельности. Иным было и понимание природы человека, его роли в общественной жизни. Это понимание основывалось на христианском учении о морали и отношении к человеческому ра зуму как созданному по образу и подобию Божественного. Новое время стало периодом развития индустриальной циви лизации. Начало ей положила промышленная революция, симво лом которой стала паровая машина. Основу индустриальной ци вилизации составляет экономика, в рамках которой постоянно что- то меняется, улучшается. Таким образом, индустриальная циви лизация динамична. Сейчас, в начале XXI в., происходит становление постиндуст риальной цивилизации, основанной на приоритете информации и знаний. Символом постиндустриальной цивилизации стал ком пьютер, а целью — всестороннее развитие личности. Цивилизация представляет собой социокультурное образование. Если понятие «культура» характеризует человека, определяет меру его развития, способы самовыражения в деятельности, творчестве, то понятие «цивилизация» характеризует социальное существова ние самой культуры. Связь культуры и цивилизации была замечена давно. Часто эти понятия отождествлялись. Развитие культуры рассматрива лось как развитие цивилизации. Различие между ними состоит в том, что культура — это результат самоопределения народа и ин дивида (культурный человек), в то время как цивилизация — со вокупность достижений техники и связанного с ними комфорта. Комфорт требует определенных моральных и физических усту пок от цивилизованного человека, идя на которые он уже не име ет ни времени, ни сил для культуры, а иногда даже у него пропа дает внутренняя потребность быть не только цивилизованным, но и культурным. Все эти разнообразные характеристики цивилизации неслу чайны, они отражают некоторые реальные стороны и особенно104 (лава 2. Общество сти исторического процесса. Однако их оценка часто бывает од носторонней, что дает основание для критического отношения к многочисленным концепциям цивилизации. Вместе с тем жизнь показала необходимость использования понятия цивилизации и выявления его реального научного содержания. Цивилизация включает в себя преобразованную человеком, окультуренную, историческую природу (в девственной природе существование цивилизации невозможно) и средство этого преобразования — человека, усвоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде своего обитания, а также совокупность общественных отношений как форму социальной организации культуры, обеспечивающую ее существование и продолжение. Цивилизация — понятие не только узконациональное, но и гло бальное. Такой подход позволяет более определенно уяснить природу многих глобальных проблем как противоречий совре менной цивилизации в целом. Загрязнение окружающей среды отходами производства и потребления, хищническое отношение к природным ресурсам, нерациональное природопользование породили сложную экологическую ситуацию, ставшую одной из острейших глобальных проблем современной цивилизации, для решения которой требуется объединение усилий всех членов ми рового сообщества. За рамки государственных границ выходят и приобретают глобальный общецивилизационный характер демо графические и энергетические проблемы, задачи обеспечения про довольствием растущего населения Земли. Перед всем человече ством стоит общая цель сохранить цивилизацию, обеспечить соб ственное выживание. В современной науке уже давно идет спор: движется мир к единой цивилизации, ценности которой станут достоянием всего человечества, или сохранится либо даже усилится тенденция к культурно-историческому многообразию, и общество будет пред ставлять собой совокупность самостоятельно развивающихся ци вилизаций. Сторонники второй позиции подчеркивают ту бесспорную мысль, что в основе развития любого жизнеспособного организма (в том числе сообщества людей) лежит разнообразие. Распростра нение же единых, общих для всех народов ценностей, культур ных традиций, жизненных укладов положит конец развитию че ловеческого общества. Весомые аргументы есть и у другой стороны: утверждается и подкрепляется конкретными фактами общественно-исторического развития, что некоторые важнейшие, выработанные определен ной цивилизацией формы и достижения получат всеобщее при2.5. Культура и цивилизация 105 знание и распространение. Так, к ценностям, зародившимся в ев ропейской цивилизации, но приобретающим сейчас общечелове ческое значение, относят следующие. В сфере производственно-экономических отношений — дос тигнутый на настоящий момент уровень развития производитель ных сил, современные технологии, порожденные новым этапом научно-технической революции, сложившаяся система товарно- денежных отношений, наличие рынка. Опыт, накопленный чело вечеством, показывает, что оно не выработало пока никакого ино го механизма, который позволял бы более рационально соизме рять производство с потреблением. В политической сфере в общецивилизационную базу входит правовое государство, действующее на основе демократических норм. В духовно-нравственной сфере общее достояние всех народов составляют великие достижения науки, искусства, культуры мно гих поколений, а также общечеловеческие моральные ценности. Главным фактором развития современной мировой цивилизации становится стремление к единообразию. Благодаря средствам мас совой информации миллионы людей становятся свидетелями собы тий, происходящих в разных частях Земли, приобщаются к раз личным проявлениям культуры, что унифицирует их вкусы. Обы денным явлением стало перемещение людей на большие расстоя ния, в любую точку планеты. Все это свидетельствует о глобализа ции мирового сообщества. Под этим термином понимают процесс сближения народов, между которыми стираются культурные раз личия, и движение человечества к единой социальной общности. 1. Дайте развернутое определение понятия «культура». 2. Что такое цивилизация? Как объяснялось это понятие философа ми прошлого? 3. В чем состоит взаимосвязь культуры и цивилизации? 4. В чем состоит сущность цивилизационного подхода к истории? 5. В чем состоят особенности марксистского понимания цивилизации? 6. В чем состоят особенности современной цивилизации? Какие про блемы стоят перед современной цивилизацией? 7. Какие цивилизации существовали в истории человечества? Назо вите их отличительные черты. 8. Какие факторы позволяют говорить о формировании единой об щечеловеческой цивилизации в современном мире? 9. Что такое глобализация? Каковы ее основные черты?106 Глава 2. Общество Напишите сочинение на тему «Современное человечество: единая цивилизация или совокупность цивилизаций?».
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.023 сек.) |