АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Духовный мир человека

Читайте также:
  1. I. СОЗНАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
  2. III. Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов.
  3. IV. ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА
  4. SALVATOR - это переход физического явления в семантико-нейронный алгоритм (инструкцию) освобождения человека от негативных последствий этого явления.
  5. XI. ЦЕЛЬ МИРА И ЦЕЛЬ ЖИЗНИ (НАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА)
  6. YI.3. Сознание и самосознание человека
  7. А) Инвазионные болезни рыб, опасные для человека
  8. Абсолютная и относительная масса мозга у человека и антропоидных обезьян (Рогинский, 1978)
  9. Агрессивность человека
  10. Акустические колебания, их классификация, характеристики, вредное влияние на организм человека, нормирование.
  11. Анализ взаимодействия общества и природы, человека и среды его обитания является давней традицией в истории научной и философской мысли.
  12. Анатомические (морфологические) признаки наружного строения человека

I

Духовный мир человека — это сфера его жизнедеятельно­

сти, в которой он проявляет свои интеллектуальные и твор­

ческие способности.

Духовный мир индивидуален и неповторим, постоянно разви­

вается. Он проявляется в определенных видах деятельности (ду­

ховное производство), формах поведения и системе ценностей,

разделяемых человеком.

Духовный мир не является чем-то изолированным. Он выхо­

дит за рамки индивидуальных интересов человека, соприкасаясь

с духовными интересами других людей. Обладание высокими нрав­

ственными качествами, творческим потенциалом, стремлением

действовать во благо других называется духовность. Духовность

присуща не всем людям. Духовный человек обладает развитым

самосознанием, потребностью к познанию и самопознанию, бес­

прерывному поиску истины.

Критерием духовности служит участие индивида в духовной

деятельности, которую условно делят на духовно-теоретическую

и духовно-практическую. В целом духовная деятельность связана

с изменением сознания людей. Духовно-теоретическая деятель­

ность направлена на создание духовных ценностей — идей, тео­

рий, норм, идеалов, которые могут принимать форму научных и

художественных произведений. Духовно-практическая деятель­

ность связана с сохранением, воспроизведением и распростране­

нием созданных духовных ценностей.

Для характеристики духовной деятельности часто применяют

термин духовное производство. В отличие от материального про­

изводства, создающего материальные предметы, духовное произ­

водство направлено на достижение результатов умственной дея­1.8. Духовный мир человека 61

тельности в форме научных трудов и литературных сочинений,

произведений скульптуры и архитектуры, музыки и живописи,

кинофильмов и телевизионных передач, которые включают в себя

созданные их авторами идеи, образы и чувства.

Духовное производство напрямую связано с производством мате­

риальным. Для духовного производства необходимы вполне матери­

альные предметы: бумага, краски, письменные принадлежности

и т. д. В то же время результаты духовного производства часто пре­

образуются в объекты материального мира (например, создание на

основе научных исследований новой модели двигателя).

Духовное производство есть профессиональная деятельность

таких людей, как артисты, художники, скульпторы, ученые. Не­

редко субъектом духовного производства выступает сам народ,

создающий сказки, песни, былины, другие произведения народ­

ного творчества.

Сохранению результатов духовного производства способству­

ют специальные учреждения: библиотеки, музеи, картинные гале­

реи, архивы. Знакомясь с их содержимым, мы приобретаем новые

знания, удовлетворяем духовные потребности и тем самым осуще­

ствляем процесс духовного потребления.

Духовные ценности, которые человек воспринимает, не исчеза­

ют, а обогащают его духовный мир. Это восприятие носит твор­

ческий характер. Каждый человек по-своему осмысливает содер­

жание произведений искусства.

Духовные запросы людей значительно различаются. Один слу­

шает классическую музыку, а другой — эстрадную. Кому-то нра­

вится ходить в театры, а кому-то — в кино. Исследования показа­

ли, что уровень образования и общей культуры человека непо­

средственно влияет на потребление им духовных ценностей. Чем

выше культура человека и уровень его образования, тем больше

средств и времени он стремится выделить на удовлетворение ду­

ховных потребностей.

В целом духовная деятельность многообразна и имеет множе­

ство проявлений. Она может стать основой профессии человека,

его хобби или способом проведения досуга. Но в любом случае

она духовно обогащает человека, способствуя реализации его твор­

ческого потенциала.

Одной из составляющих духовного мира является мировоз­

зрение.

Мировоззрение — это совокупность взглядов, представле­

ний, оценок, норм, определяющих отношение человека к

окружающему миру и выступающих в качестве регулято­

ров его поведения.62 Глава 1. Человек

Чувство страха или гармонии по отношению к окружающему

миру, удовлетворенность действительностью или стремление ее

изменить — все это определяется мировоззрением.

Мировоззрение носит исторический характер. В каждую эпоху

человечество имело определенный уровень знаний, специфические

проблемы, особые способы их решения, определенную систему

духовных ценностей. Каждый человек обладает только ему при­

сущими особенностями. Но есть масса объединяющих людей фак­

торов, которые влияют на формирование общего мировоззрения.

Это общность родины, языка, культуры, истории своего народа,

имущественного положения, образования, уровня знаний и т.д.

Поэтому неудивительно, что у многих людей могут быть сходные

позиции в оценке окружающего мира. Таким образом, мировоз­

зрение выступает объединяющим фактором, обеспечивающим це­

лостность общества. Посредством мировоззрения общественное

сознание воздействует на сознание человека, заставляя его занять

осмысленную жизненную позицию.

В науке существует множество подходов к проблеме классифи­

кации мировоззрения. Но независимо от типа мировоззрение ре­

шает три основных вопроса: 1) отношение человека к миру в це­

лом; 2) место и назначение человека в окружающем мире; 3) по­

знание и преобразование мира.

Выделяют пять типов мировоззрения: обыденное, мифологи­

ческое, религиозное, философское, научное (схема 5).

Обыденное мировоззрение формируется в процессе личной

практической деятельности человека. Если человек не интересо­

вался мировоззренческими вопросами в учебном заведении, не

изучал философию или религиозные учения, то его мировоззре­

ние складывается стихийно, основываясь на непосредственном

жизненном опыте. Недостаток такого мировоззрения состоит в том,

что оно мало соприкасается с опытом других людей, достижения­

ми науки и культуры, религией. Тем не менее обыденное миро­

воззрение широко распространено в настоящее время.

Мифологическое мировоззрение существовало у многих наро­

дов на заре развития человечества. Миф — это сказание, которое

Схема 5. Типы мировоззрения1.8. Духовный мир человека 63

символически выражает некоторые события, имевшие место в про­

шлом народа, в свете религиозных верований. Миф представляет

собой причудливый синтез рационального и иррационального,

правды и вымысла, истины и заблуждения в сознании людей.

Первобытные люди, не имея возможности объяснить многие явле­

ния природы, изображали мир населенным фантастическими су­

ществами, способными творить чудеса. В мифах отражались ре­

зультаты наблюдений за природными объектами и явлениями,

содержались предания о давних событиях и рассказы о дальних

землях. Все это тесно переплеталось между собой и, передаваясь

из поколения в поколение, обрастало новыми подробностями, как

вымышленными, так и реальными. Миф выступает наиболее ран­

ней формой духовной культуры человечества, объединяющей в

себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взгля­

дов, устного творчества. Лишь значительно позже эти элементы

обособились и получили самостоятельное существование. Мифо­

логическое мировоззрение отрицает возможность постижения и

объяснения мира. Оно призывает человека к покорности и упова­

нию на помощь высших сил, олицетворенных в идолах, талисма­

нах, духах. В современном мире мифологическое мировоззрение

не имеет широкого распространения. Пережитками его могут быть

названы различного рода суеверия.

Религиозное мировоззрение — это мировоззрение, основанное

на догмах религий, существовавших и существующих в мире в

настоящее время. Основы религиозных учений изложены в свя­

щенных книгах мировых религий: Библии в христианстве, Кора­

не в исламе и других. В религиозных постулатах содержатся взгля­

ды на мир, его происхождение, на предназначение человека, оп­

ределяются правила поведения (заповеди), с выполнением кото­

рых связывается спасение души. В соответствии с религиозными

нормами человек должен принимать религиозные догмы на веру

без каких-либо сомнений и размышлений. Сомневающийся отсту­

пает от Бога, впадает в ересь и осуждается Церковью. Религиоз­

ное мировоззрение нацеливает человека на совершение нравствен­

ных поступков, дает ему веру в возможность достижения постав­

ленных целей. Тем не менее слабые стороны религиозного миро­

воззрения составляют непримиримость к другим жизненным по­

зициям, недостаточное внимание к достижениям науки, а подчас

их игнорирование.

В отличие от мифологического и религиозного философское

мировоззрение дает объяснение действительности с позиций разу­

ма. Складывалось оно постепенно. Наблюдение, обобщение, вы­

воды, доказательства стали вытеснять вымысел и сюжеты мифо­64 Глава 1. Человек

логии, оставляя их искусству. Мифы подвергались пересмотру, и

им придавалось новое, рациональное толкование. Таким образом,

философское мировоззрение не только отмежевалось от мифоло­

гии, но и преодолело ограниченность обыденного сознания. По­

явление философского мировоззрения означало зарождение тео­

ретической мысли, способной не только накопить массу объектив­

ной информации, но и объяснить ее и вместе с тем создать пред­

ставление о целостном и едином в своей основе мире. Кроме по­

знания мира философское мировоззрение включает в себя взгля­

ды на природу человека, его судьбу и смысл человеческой жизни.

Различные проблемы рассматриваются через постоянное осмыс­

ление отношений человека и мира.

Современное научное мировоззрение — это продолжение того

направления мировой философской мысли, которое в своем раз­

витии опиралось на достижения науки. Оно включает в себя науч­

ную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого

познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и

искусственной средой обитания. Преимущества научного миро­

воззрения состоят в его опоре на достижения науки, тесной связи

с практической деятельностью людей. Достижения научно-техни­

ческого прогресса подтверждают многие выводы, сделанные уче­

ными на основе научно-мировоззренческой позиции. Тем не менее

проблемой остаются гуманизация научного мировоззрения, оцен­

ка окружающего мира с точки зрения укрепления общечеловече­

ских ценностей: добра, свободы и справедливости. И все же науч­

ное мировоззрение наиболее перспективно для деятельности совре­

менного человека в развитии научно-технического, социального и

экологического прогресса.

Независимо от типа мировоззрение играет большую роль в жиз­

ни людей. Оно помогает человеку ориентироваться в окружаю­

щей действительности, ставить цели и определять средства их до­

стижения. На основе своих мировоззренческих позиций человек

решает, что для него имеет истинный смысл, а что ложно и незна­

чительно.

1. Дайте характеристику понятия «духовный мир человека».

2. Что такое духовность? Каковы ее критерии? Какого человека мож­

но назвать духовным, а какого — нет?

3. В чем отличие духовно-теоретической деятельности от духовно­

практической?1.8. Духовный мир человека 65

4. Что такое духовное производство? Как оно взаимосвязано с мате­

риальным производством?

5. В чем состоят духовные ценности? Как они усваиваются челове­

ком?

6. Какую роль в жизни человека играет мировоззрение?

7. Какие факторы влияют на формирование мировоззрения?

8. Какие существуют типы мировоззрения? Дайте их характеристику.

Какие типы мировоззрения преобладают в современном обществе?

К какому типу мировоззрения вы можете отнести свои взгляды?CQ

2.1. Понятие общества

С давних пор люди, живя в коллективе, задумывались об осо­

бенностях и закономерностях совместной жизни, стремились обес­

печить ее организованность и стабильность. Число терминов, кото­

рыми обозначают формы совместной деятельности людей, со време­

нем увеличивается. Группа земледельцев, живущих рядом друг с

другом и связанных в некоторых случаях ведением общего хозяй­

ства, называется община (мир, вервь). Совместное проживание людей

в одном месте при коллективном решении коммунальных вопросов

известно как общежитие. Наряду с этими понятиями существует и

понятие общество. Нетрудно заметить, что все три слова являются

однокоренными и имеют в своей основе понятие «общий», т. е. объ­

единяющий людей в некую группу. Такое объединение, несомнен­

но, должно основываться на общем для всех членов группы интере­

се. Например, зрителей в кинотеатре объединяет интерес посмот­

реть кино. Работники трудового коллектива объединяются для со­

вместного выполнения трудовой деятельности. Приверженцы опре­

деленных политических взглядов создают политическую партию. Уче­

ники ходят на занятия в школу, а затем одни из них идут занимать­

ся в спортивную секцию, а другие — в драматический кружок.

Как видим, общий интерес присутствует во всех приведенных

примерах. Однако по окончании просмотра кинофильма зрители

разойдутся и больше не встретятся. Бригада строителей распадет­

ся после завершения работы. Ученики окончат школу и изберут

свой путь в жизни.

Так что же такое общество? Является ли оно простым объеди­

нением людей или представляет собой сложную совокупность че­

ловеческих взаимоотношений и форм совместной деятельности?

На эти вопросы пытались дать ответы еще наши далекие предки.2.1. Понятие общества 67

Знания об обществе стали формироваться в незапамятные вре­

мена, когда человек только начал осознавать, что он является чле­

ном группы. Усложнение общественной структуры и появление

государства вызвали необходимость обобщить представления об

устройстве общества как объекта управления.

Древнегреческие философы Платон и Аристотель сравнивали

общество с живым организмом: оно также может болеть и выздо­

равливать, оказывая влияние на каждого человека и испытывая

на себе его воздействие. Действительно, общество представляет

собой сложную систему организации жизни людей, в которой «ра­

ботают» свои социальные законы. Под влиянием общества чело­

век совершенствуется, становясь личностью. Именно в обществе,

общаясь с себе подобными, люди развивают речь, приобретают

навыки определенного образа поведения.

Человек — существо общественное. Он не может жить изоли­

рованно, не взаимодействуя с другими людьми. Герой известного

романа Д. Дефо Робинзон Крузо много лет жил на необитаемом

острове, но использовал навыки, которые приобрел в процессе

общения с другими людьми. Основным его желанием было поско­

рее уплыть с острова и вновь встретиться с себе подобными. Исто­

рии известны и другие примеры, когда дети воспитывались жи­

вотными. Попадая затем в человеческое общество, они не могли

адаптироваться и значительно отставали в развитии от своих свер­

стников.

Таким образом, общество — это продукт взаимодействия лю­

дей. Человек не может существовать вне общества, так же как не

существует общества без людей. Общество появилось тогда, когда

человек выделился из мира животных. С тех пор человек как био­

логический вид практически перестал меняться. Наоборот, значи­

тельные изменения начало претерпевать человеческое общество.

I

Общество — это обособившаяся от природы часть матери­

ального мира со всей совокупностью исторически сложив­

шихся форм совместной деятельности людей.

Общество стоит вне природы и не может развиваться по ее зако­

нам. Эта точка зрения не всегда была господствующей. В XIX в.,

когда появилась теория Ч. Дарвина, в науке, как уже говорилось

выше, возникло течение социал-дарвинизма, провозглашавшего

необходимость перенесения на общество законов развития приро­

ды, в частности естественного отбора и борьбы за выживание.

Социал-дарвинисты полагали, что принцип «выживает сильней­

ший» должен быть перенесен не только на взаимоотношения от­68 Глава 2. Общество

дельных людей и их групп, но и на развитие отдельных народов.

Подобная точка зрения опровергается современной наукой. Тем

не менее по отношению к некоторым видам животных применя­

ются обществоведческие термины. Например, муравьев и пчел

называют социальными или общественными животными, имея в

виду их коллективный образ жизни, разделение труда и специа­

лизацию деятельности отдельных групп особей. Несомненно, у

социальных животных и человеческого общества есть схожие чер­

ты, но в то же время они существенно отличаются друг от друга.

Социальные насекомые эволюционируют не индивидуально, а

в рамках всей популяции. Поэтому муравейники и пчелиные семьи

часто называют биологическими сверхорганизмами, в которых роль

каждой особи генетически запрограммирована. Каждый же чело­

век в обществе сугубо индивидуален, обладает волей и сознанием

и может принимать самостоятельные решения.

Понятие «общество» употребляется в разных словосочетаниях,

например: первобытное общество, общество филателистов, рос­

сийское общество, спортивное общество и т. д. В современной на­

учной литературе можно встретить множество трактовок понятия

«общество». Оно понимается и как определенная группа людей,

объединившихся для совместного выполнения какой-либо деятель­

ности (общество охотников и рыболовов), и как продукт взаимо­

действия людей, выработанный с целью определенной организа­

ции их жизни, включающий многообразные связи и взаимоотно­

шения, и как этап в историческом развитии человечества (перво­

бытное общество, феодальное общество), и как социальная орга­

низация какой-либо страны, имеющая определенную структуру

(российское общество, германское общество).

С точки зрения мотивационной (мотив совместной деятельно­

сти, объединяющей людей) общество — это совокупность индиви­

дов, имеющих общий интерес, на основе которого строятся их

отношения, регулируемые общеобязательными правилами пове­

дения (нормами), поддерживаемые и охраняемые организованной

властью.

Американский социолог Э. Шилз считал, что общество — это

объединение людей, которое обладает определенными признаками:

1) не является частью крупной системы;

2) браки заключаются между представителями данного объ­

единения;

3) пополняется за счет детей представителей этого объединения;

4) имеет свою территорию;

5) имеет свое название и даже свою историю;

6) обладает собственной системой управления;2.1. Понятие общества 69

7) существует дольше средней продолжительности жизни ин­

дивида;

8) его сплачивает общая система ценностей (свои обычаи, тра­

диции и пр.), которые находят выражение в определенной

культуре.

Указанные Шилзом критерии можно считать универсальными,

так как они подходят к разнообразным объединениям людей, ко­

торые существовали в прошлом и существуют сейчас. В то же

время такие из указанных выше признаков, как заключение бра­

ков между представителями объединения, пополнение детьми пред­

ставителей объединения и существование дольше средней продол­

жительности жизни индивида, вряд ли подойдут для характери­

стики студенческих групп, трудовых коллективов, политических

партий или, например, клубов по интересам. Таким образом, Шилз

создал систему признаков, характерных для относительно круп­

ных объединений людей. В первую очередь критерии Шилза мо­

гут быть применены к таким общественным явлениям, как страна,

государство, нация.

Страной обычно называют определенную территорию, имеющую

государственную принадлежность. Люди, проживающие на терри­

тории страны, имеют, как правило, одинаковое гражданство, что

уже объективно объединяет их в единую группу. Например, наша

страна — Россия — занимает территорию более 17 млн км2

, на

которой проживают 145,2 млн человек. Природные условия на всей

территории страны отличаются большим разнообразием. Различен

и национальный состав населения. Тем не менее территориальное

единство поддерживается государственной властью Российской

Федерации. Граждане России имеют равные права, подчиняются

единым законам. В некоторых случаях граждане России объединя­

ются для выполнения одной общей задачи, например избрания фе­

деральных органов власти — президента и Государственной Думы.

Подобную характеристику можно применить и к другим странам.

В отличие от страны государство является политической органи­

зацией, осуществляющей управление населением определенной тер­

ритории. Государство имеет свою систему власти (парламент, пра­

вительство), определенный тип отношений с населением (демокра­

тию или антидемократический режим), специфику распределения

власти по территории (унитарное или федеративное государство).

I

Нация — это группа людей, сложившаяся на основе общно­

сти территории, экономических связей, языка и культуры,

осознающая свое внутреннее единство и отличие от подоб­

ных образований.70 Глава 2. Общество

Нации могут существовать на территории одного государства.

Но часты случаи и компактного проживания малых народов на

территории многонационального государства. В таком случае, даже

если малый народ не создал своей государственности, он сохраня­

ет свои национальные традиции, культуру, обряды и т. д.

Таким образом, объединения людей на основе территориаль­

ной общности, государственности и национальной принадлежно­

сти, несомненно, можно охарактеризовать как общества. Но наря­

ду с этими крупными объединениями существует огромное коли­

чество мелких групп людей, осуществляющих непосредственное

взаимодействие между собой. Выше уже упоминались клубы по

интересам, трудовые коллективы, политические партии. В рамках

этих групп происходит личное общение людей на основе стремле­

ния к достижению общей цели.

Итак, общество представляет собой сложную систему, состоя­

щую из взаимосвязанных частей — отдельных групп людей. В об­

ществе постоянно происходят изменения. Исчезают прежние груп­

пы, появляются новые. Меняются отношения между людьми и их

объединениями. Одни группы и их представители усиливают свое

влияние на общество, другие его теряют.

Однако неправильно было бы сводить понятие общества толь­

ко к совокупности человеческих индивидов. В широком смысле

под термином «общество» надо понимать совокупность отноше­

ний между людьми, складывающихся в процессе их жизнедея­

тельности. Все многообразные связи между людьми, возникаю­

щие в процессе их взаимодействия, называются общественные

отношения.

Общественные отношения также представляют собой систему

связей, с помощью которых общество приобретает целостность и

устойчивость. Они имеют несколько разновидностей:

— производственные отношения, складывающиеся в процес­

се производства и распределения материальных благ;

— политические отношения, возникающие в процессе управ­

ления обществом и борьбы за власть;

— брачно-семейные отношения — личные отношения, связан­

ные с рождением и воспитанием детей;

— межнациональные отношения между представителями раз­

ных наций;

— социальные отношения между различными социальными

группами (например, богатыми и бедными).

Указанные разновидности общественных отношений не могут

существовать изолированно. Каждый человек стремится найти более2.1. Понятие общества 71

высокооплачиваемую и престижную работу, чтобы обеспечить свою

семью и подняться выше по социальной лестнице, — так производ­

ственные отношения связаны с социальными и брачно-семейными.

Если у человека не получается улучшить свое материальное и соци­

альное положение, он часто винит государственную власть или сам

стремится участвовать в осуществлении власти, отдавая предпочте­

ние той или иной политической силе на выборах в государственные

органы. Иногда недовольство выливается в обвинения в адрес пред­

ставителей других наций. Так могут пересекаться производственные,

социальные, политические и национальные отношения.

На основе системы общественных отношений можно охаракте­

ризовать структуру общества, под которой понимается сово­

купность его составных элементов:

1) производство материальных и духовных благ;

2) социальные общности — группы людей, объединенные на

основе каких-либо общих признаков;

3) политические организации, главное место среди которых

занимает государство;

4) институты общества.

В обыденной жизни понятие «институт» употребляется в каче­

стве наименования учебного заведения. В широком смысле «ин­

ститут» понимается как совокупность норм, правил поведения в

определенной сфере жизнедеятельности человека (схема 6).

Первичный социальный институт — институт семьи, связан­

ный с воспроизводством человека как биологического вида и его

воспитанием и социализацией как члена общества. У человека в

отличие от животных существует устойчивая межпоколенная связь.

Родители не забывают своих детей, когда те становятся взрослы­

ми, а дети заботятся о престарелых родителях. Отношения любви

и взаимопомощи позволяют людям выжить в тех ситуациях, в ко­

торых животные выжить не в состоянии.

Важным общественным институтом выступает политический

институт, включающий отношения в сфере управления обще-

Схема 6. Институты общества72 Глава 2. Общество

ством. Сюда входят правовые нормы, обычаи, традиции, т. е. те

правила поведения, которые регулируют внутреннюю жизнь об­

щества и отношения между различными социальными группами.

Кроме того, составляющими политического института являются

политические организации, имеющие своей целью участие в осуще­

ствлении власти и управлении обществом. Основной организацией,

реализующей управление обществом, является государство. Оно

имеет монополию на руководство общественной жизнью и в ряде

случаев не допускает вмешательства в эту сферу других политиче­

ских сил, таких как политические партии. В современном мире при

господстве демократических ценностей допускается политическое

многообразие (плюрализм), политические партии могут действо­

вать, открыто выражая интересы своих членов, и участвовать в

осуществлении власти всеми не запрещенными законом способами.

Экономический институт связан с производством материаль­

ных благ, средств к существованию. Производство возникло тог­

да, когда человек создал первое орудие труда. На начальном эта­

пе развития человечества орудия труда были примитивны, но с их

помощью люди успешнее стали решать свои проблемы. Напри­

мер, использование палки-копалки позволило эффективнее искать

съедобные коренья, а примитивные дубинки помогали в охоте на

зверей. По мере развития человечества орудия труда улучшались,

позволяя увеличивать объем производимых материальных благ.

С появлением машин и высоких технологий производство стало

массовым, способным удовлетворить многообразные материаль­

ные потребности.

Духовный институт общества связан с удовлетворением ду­

ховных потребностей человека, появлением и передачей знаний

новым поколениям. Духовный институт включает в себя культу­

ру, которая в широком смысле означает совокупность всех дости­

жений человечества в материальной и духовной сферах. Кроме

того, составляющими духовного института выступают наука, ре­

лигия и образование. Наука и религия — это две позиции, с кото­

рых осмысливается проблема возникновения и существования всего

сущего на Земле. С помощью образования происходит передача

знаний, накопленных человечеством за время его существования.

1. Что такое общество? Как оно возникло?

2. Может ли человек жить вне общества? Представьте себя изолиро­

ванным от общества. Каким бы стал результат такой ситуации?2.2. Сферы общества 73

3. В чем состоит сущность социал-дарвинизма? Почему он опровер­

гается современной наукой?

4. Почему термин «социальные животные» считается условным? В чем

состоит отличие общественных животных от человеческого обще­

ства?

5. Дайте определение понятия «общество». Какие признаки обще­

ства выделил американский социолог Э. Шилз?

6. Раскройте понятия «страна», «государство», «нация».

7. Что такое общественные отношения? Каковы их виды? В чем со­

стоит их взаимосвязь?

8. Какова структура общества? Дайте характеристику основных его

элементов.

9. Приведите примеры групп, одни из которых являются общества­

ми, а другие — нет. Обоснуйте свое мнение.

Разделитесь на группы, каждая из которых должна представлять

один из институтов общества. Попробуйте доказать значимость

данного института. Что бы произошло, если бы этого института не

было?

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.071 сек.)