|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
КультураКак уже отмечалось, в Древнем Риме под словом «культура» (cultura) понимали возделывание почвы, ее обработку, а позже — все изменения в природе, происходящие под воздействием чело века. В дальнейшем этим термином обозначали все созданное че ловеком. Культура стала пониматься как созданная человеком «вторая природа», надстроенная над первой, естественной, при родой, как весь созданный человеком мир. Она охватывает всю совокупность достижений общества в материальной и духовной жизни. I Культура — это специфический способ организации и раз вития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе со циальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в со вокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. В этом понятии фиксируются как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качествен ное своеобразие исторически конкретных форм этой жизнедея тельности на различных этапах общественного развития, в рам ках определенных эпох. Выделяют два основных вида культуры: материальную и ду ховную. Материальная культура представлена материальными предметами в виде различных технических сооружений, зданий, орудий труда, произведений искусства, предметов повседневного обихода и пр. Духовная культура включает в себя знания, веро вания, убеждения, духовные ценности, идеологию, мораль, язык, i120 Глава 3. Духовная жизнь общества законы, традиции, обычаи, устанавливаемые и усваиваемые людь ми. Духовная культура характеризует внутреннее богатство со знания, степень развитости самого человека. Однако не всякие материальные или духовные продукты, создан ные людьми, становятся частью культуры, а только те, которые при няты членами общества или его частью и закреплены, укоренены в их сознании посредством записи на бумаге, других носителях ин формации, в виде навыков, знаний, обычаев, обрядов и т.д. Закреп ленный таким образом продукт может быть передан другим людям, последующим поколениям как культурное наследие. Разделение культуры на материальную и духовную соответ ствует двум основным видам производства: материальному и ду ховному. Классификация культуры может проводиться и по осо бенностям поведения, сознания и деятельности людей в конкрет ных сферах общественной жизни (культура труда, быта, художе ственная культура, политическая культура), по способу жизнедея тельности отдельного индивида (личная культура) или социаль ной группы (культура класса). Культура воплощается в практической деятельности людей — производственной, бытовой, политической, художественной, на учной, учебной и пр., поэтому культурное содержание можно выделить в сфере любой целенаправленной социальной деятель ности человека. Это многообразие проявлений культуры обус ловливает многозначность ее определений. Понятие культуры употребляется в значении исторических эпох (например, антич ная или средневековая культура), разных этнических общностей (культура древних греков, русская культура и т.д.), специфи ческих сфер жизни или деятельности (культура труда, полити ческая культура). Основными элементами культуры служат язык, ценности, нор мы. Язык — это понятийный, знаково-символический элемент культуры, система коммуникации, осуществляемая с помощью звуков и символов. Благодаря языку человек структурирует и воспринимает окружающий мир. Язык обеспечивает взаимопони мание людей и служит важнейшим средством общения, хранения и передачи информации из поколения в поколение. Тем самым общий язык поддерживает сплоченность общества. Ценности — это разделяемые большинством общества убежде ния относительно целей, поставленных перед человеком, и основ ных средств их достижения. Ценности определяют смысл деятель ности человека. В процессе взаимодействия между собой люди дают оценку предметам и явлениям с точки зрения их соответствия своим потребностям, с точки зрения их полезности и допустимости. Сово3.1- Культура 121 купность принимаемых личностью ценностей называется ценност ной ориентацией. Различают ценности общества в целом и ценно сти отдельных социальных общностей, классов, групп. Система цен ностей может складываться стихийно, а может представлять собой теоретически сформулированную систему взглядов. В последнем слу чае говорят об идеологии. Культура играет большую роль в жизни общества. Она высту пает средством сосредоточения, хранения и передачи человече ского опыта. В связи с этим выделяется несколько функций куль туры. Прежде всего это регулятивная функция. Формируя систему ценностей, культура регулирует характер поведения людей. На пример, человек, разделяя ту или иную ценность, будет стремить ся к реализации ценностных установок и установлению связи с теми, кто разделяет его ценностную ориентацию. Таким образом, ценностное содержание культуры выступает в качестве регулято ра человеческого поведения. Развиваясь в рамках общества, индивид усваивает общеприня тые правила и культурные ценности, включаясь в комплекс меж- чел овеческого общения, — тем самым формируется его личность. Соответственно, культура способствует становлению личности, вы полняя образовательную и воспитательную функции. Культурные нормы не являются достоянием только одного че ловека. Они разделяются многими людьми, а иногда и обществом в целом. В этом случае культура выполняет объединяющую (ин тегративную) функцию, обеспечивая единство общества. В культуре сосредоточен богатый исторический опыт общества (группы, класса, народа). В связи с этим она выполняет ретранс лирующую функцию — передачу накопленного опыта последую щим поколениям. Культура общества — многоплановое явление, состоящее из множества ее разновидностей. Общество неоднородно, входящие в него группы имеют свой набор ценностей и норм. Поэтому выде ляют несколько разновидностей культуры. Различают народную, элитарную и массовую формы культу ры. Народная культура развивается как коллективное творче ство народа на основе преемственности и традиций. Она пред ставляет собой синтез материальных и духовных ценностей. Об разцами народной культуры служат сказки, песни, былины, одеж да, обряды, орудия труда и быта и т.д. (рис. 10). Авторы произ ведений народного творчества неизвестны. Передаваясь из поко ления в поколение, произведения народной культуры могут до полняться, видоизменяться, но в то же время сохраняют прису-122 Глава 3. Духовная жизнь общества Рис. 10. Выступление фольклорного ансамбля щий каждому народу особый колорит, те характерные черты, по которым можно определить, какой именно народ создал данное произведение. В науке совокупность проявлений народного твор чества называется фольклор (от англ. folklore — народная муд рость). Фольклор принято делить на устно-поэтическое творче ство, комплекс музыкальных, игровых и хореографических видов творчества и изобразительное и декоративно-прикладное искусст во. Фольклор каждого народа отличается самобытностью, ярко выраженным этническим своеобразием, особенностями региональ ных и стилевых проявлений. Элитарная культура рассчитана на ее восприятие ограничен ным кругом людей, которые обладают особой художественной восприимчивостью. Эта часть общества оценивается как элита (от франц. elite — лучшее, отборное). Элитарная, или салонная, культура была в прежние времена уделом высших слоев общества, например дворянства. В настоя щее время элитарной культурой называют сложные для понимания широких слоев населения произведения музыки, драматургии, ли тературы, кинематографа. Создание произведений в рамках эли тарной культуры часто служит средством самоутверждения их ав торов. Результаты такого творчества становятся предметом ожив ленной полемики критиков и искусствоведов, но не всегда востре3.1- Культура 123 бованы как объект массового духовного потребления. Однако в истории есть немало примеров, когда явление культуры, которое изначально получало название «элитарное», становилось времен ной формой самоутверждения отдельных социальных групп, дела лось модным и превращалось в объект культурного освоения широ кими слоями населения, т. е. объект массовой культуры. Массовая культура — наиболее типичный способ существова ния культуры в условиях современного общества. В отличие от элитарной массовая культура сознательно ориентирует распрост раняемые ею ценности на усредненный уровень развития потре бителей ее произведений. Средствами распространения массовой культуры служат книги, пресса, кино, телевидение, радио, видео- и звукозаписи, т.е. те объекты, которые могут многократно тира жироваться с помощью современных технических средств. Запро сы потребителей массовой культуры складываются стихийно и способствуют конкуренции в сфере индустрии развлечений. Бу дучи прибыльным делом, она стала своеобразным сектором эко номики, называемым в обиходе шоу-бизнесом. Массовая культура характеризуется общедоступностью и лег костью усвоения создаваемых ею ценностей, не требующих разви того эстетического вкуса, и рассчитана в большинстве случаев на проведение досуга. Важно, что она таит в себе возможности мощ ного средства воздействия на общественное сознание для нивели рования взглядов и идеализации существующих общественных институтов. Нравственная неразборчивость массовой культуры, ставка на зрелищность и привлечение аудитории любой ценой спо собствуют культивированию сцен насилия, низменных инстинк тов, популяризируют представителей криминального мира, абсо лютизируют западный образ жизни. Многоплановость социальных связей и групп, специфика исто рических эпох обусловили обширное видовое разнообразие куль тур. Например, выделяют светскую и религиозную, национальную и интернациональную, политическую, экономическую, эстетиче скую, художественную, нравственную, научную, правовую и дру гие виды культуры. Все достижения общества в материальной и духовной сферах можно охарактеризовать как общую культуру, В то же время об щество состоит из множества социальных групп, у каждой из ко торых существует своя система культурных ценностей. Такая си стема ценностей, установок, способов поведения и жизненных сти лей определенной социальной группы, отличающаяся от господ ствующей в обществе культуры, но связанная с ней, носит назва ние субкультура. Так, например, различают городскую и дере124 Глава 3. Духовная жизнь общества венскую, молодежную и национальную, криминальную и профес-' сиональную субкультуры. Они отличаются от доминирующей и друг от друга ценностями, нормами поведения, стилем жизни и даже языком. Особую разновидность субкультуры представляет контркуль тура, которая не только отличается от доминирующей, но и про тивостоит ей, находится с ней в конфликте. Если представители субкультур хотя специфично и неполностью, но все же восприни мают базисные ценности и нормы общества, то представители контркультур отказываются от этих ценностей и противопостав ляют себя обществу. Например, криминальная контркультура, контркультура неформальных молодежных группировок (панков, хиппи)и др. Культура не есть нечто застывшее, неизменное. Она динамич- на, постоянно развивается, пополняясь новыми элементами. В то же время сохраняется преемственность между историческими эта пами развития культуры, что позволяет говорить об особенностях национальных культур. В некоторых случаях изменения могут касаться художественного стиля, производственных технологий, правил поведения и т.д., но при этом сущность культуры в целом остается неизменной. Изменения в культуре могут происходить как в процессе целе направленной деятельности людей (в литературе, науке, искусст ве), так и в результате стихийного заимствования культурных ценностей. Взаимное проникновение элементов культуры из од ного общества в другое при их соприкосновении называется диф фузия. Такое проникновение может быть двусторонним, когда оба общества (народа) приобретают достижения культуры каждого из них, и односторонним, когда культурное влияние одного народа преобладает над влиянием другого. Новые образцы культуры мо гут насаждаться принудительно в результате порабощения одного народа другим или насаждаться победившей в политической борь бе социальной группой. Процесс эволюционного развития культуры, включающий ее преемственность, изменение и развитие, носит название культур ное воспроизводство. Культура есть способ существования обще ства. Невозможно правильно понять процесс общественного раз вития, его динамику, если не вникнуть в сущность ценностно культурных идеалов людей, определяющих содержание и смысл их поступков. С другой стороны, общество само выступает источ ником развития культуры. Все это означает неразрывную взаимо связь культуры и общества. Нет общества без культуры, так же как нет и культуры без общества.3,2. Мораль 125 1. Объясните понятие «культура». 2. Какие виды культуры вы знаете? В чем состоит их отличие друг от друга? 3. Охарактеризуйте основные элементы культуры. 4. Какие функции выполняет культура? 5. Какие виды культуры существуют? В чем состоят критерии их выделения? 6. Дайте определение понятий «субкультура» и «контркультура». Приведите примеры их проявления. 7 что такое диффузия культуры? Приведите примеры взаимовлия ния культур. Заполните таблицу. Вилы к>лмурм Характерные черты Народная Элитарная Массовая Мораль Одним из важных элементов культуры выступают социальные нормы — правила поведения, образцы, стандарты деятельности, выполнение которых считается обязательным в обществе. Соци альные нормы конкретно предписывают, какие поступки должны совершать люди в тех или иных ситуациях. Присущие социаль ной норме общеобязательность, схематизм и типичность поведе ния имеют большое практическое значение, позволяя предвидеть действия людей в определенной ситуации. Социальные нормы помогают установить порядок, согласовать интересы разных людей, живущих в одном коллективе. В отличие от законов природы социальные нормы связаны с сознанием лю дей и поэтому могут изменяться по мере того, как совершенству126 Глава 3. Духовная жизнь общества ется человеческое общество. Такие нормы адресованы не конкрет ным людям, а всем, кто оказался в типичной ситуации, которую они регулируют, предусматривая ответственность в отношении нарушителей (в одних случаях — неодобрение окружающих, а в других — лишение свободы). Социальные правила поведения людей выражаются в определенной, понятной для большинства форме. Первоначально это были действия, которые повторяли другие, а затем нормы закрепились в устной и письменной речи. У каждого народа сложились свои обычаи — закрепившиеся в сознании людей правила поведения, которые передавались из по коления в поколение, превратившись в устойчивые традиции. Исследования показали, что все народы, все люди, населяющие нашу планету, весьма уникальны и не похожи друг на друга, а потому формирование правил их совместной жизни также проис ходило неодинаково. Например, рукопожатие как обычай привет ствовать друг друга зародилось еще в период Античности. Так, воин протягивал руку тому, к кому он был настроен доброжела тельно, демонстрируя, что не вооружен. В бассейне реки Конго сложился обычай подавать друг другу обе руки и, наклонившись, дуть на них. Жители острова Пасхи, чтобы поздороваться, стано вились прямо, сжимали руки в кулаки, вытягивая их перед собой. В Новой Зеландии, здороваясь, терлись носами. В Индии обме нивались поклонами, складывая руки на груди ладонями вверх. У племен, живущих на берегах озера Танганьика в Африке, хло пали друг друга по животу, затем ударяли в ладоши и обменива лись рукопожатием. Экономические нормы основаны на представлениях людей о том, как можно получить прибыль и выгодно заключить сделку, организовать дело. А потому эти правила взаимоотношений лю дей основаны на критерии прибыльности. Социальными регуляторами поведения стали и семейные нор мы — правила взаимоотношений в семье. Они могут очень разли чаться. В одних семьях принято вежливо и учтиво разговаривать друг с другом, помогать по хозяйству, прислушиваться к мнению родителей. В других стали нормой грубость, невнимание к детям, отсутствуют и семейные традиции. Политические нормы создаются на основе правил взаимоотно шения людей в политике. Этим правилам следуют лидеры и чле ны политических партий, организаций, осуществляющих борьбу за власть либо решающих насущные проблемы страны. В кон кретной организации могут создаваться свои уставы, где пропи саны права и обязанности их членов. Соблюдение этих уставов строго обязательно.3.2. Мораль 127 Корпоративные нормы — это правила общественных и иных организаций для регулирования поведения тех, кто объединился с другими людьми для решения конкретных задач. Например, об щество любителей-рыболовов организуется для совместного про ведения рыбной ловли, а его члены обязаны платить взносы, по сещать занятия, собрания. Свои корпоративные нормы поведения существуют в коммерческих фирмах, и нарушать их не следует. На протяжении многих столетий опорой нравственности были религиозные нормы, которые учили состраданию, доброте, супру жеской верности. Они поясняли, что нельзя делать другим того, чего себе не желаешь, а к людям относиться нужно так, как хо чешь, чтобы относились к тебе. Христианские заповеди «не убий», «не укради», «возлюби ближнего своего» и прочие формировали в общественном сознании установку на стабильность и спокойствие. В «Беседах на Евангелие» Иоанна Златоуста, константинополь ского епископа (IV в.), сказано: «Нет ничего хуже зависти и не нависти, нет ничего бедственнее тщеславия. Гнев есть зверь, зверь жестокий и лютый. Не отвечай на гнев, чтобы мщением за себя не погубить себя». Выполняя религиозные предписания, люди боя лись кары Божьей за неправедный образ жизни. Реализация ре лигиозных норм часто сопровождается совершением каких-либо обрядов, их называют ритуалы. Ритуалы могут иметь место и в других областях жизни человека. С давних времен человек стремился не только удовлетворить свои самые простые потребности (в пище, одежде), но и окружить себя красивыми вещами. Так развивалось стремление к прекрас ному, возникала культура одежды, быта, отношений друг с дру гом. И в современном мире существуют правила хорошего тона, нормы порядочности, приличия, которые нашли свое выражение в правилах этикета (рис. 11). Давно доказано, что отступления от правил культуры поведе ния ведут к нарушениям отношений между людьми. Поэтому люди всегда стремились закрепить эти правила в письменной форме. Первым руководством по поведению была составленная в 1204 г. испанцем Петрусом Альфонсом «Дисциплина клерикалис». В Сред ние века появились многочисленные пособия, поучающие, как себя вести. Требования этикета были сложны, и в них могли разобраться только особые люди. Известная в России в XVI в. книга «Домо строй» учила «не красть, не лгать, не клеветать, не завидовать, не осуждать, не бражничать, не насмешничать, не помнить зла, не гневаться ни на кого». В систему социальных норм входят и нормы права, или право вые нормы — правила поведения, установленные и охраняемые128 Глава 3. Духовная жизнь обществ Рис. 11. По правилам этикета государством. Они отличаются от других социальных норм фор мальной определенностью (записаны в качестве общеобязатель ных для всех, кто оказался в сфере их действия), а также наличи ем юридической ответственности за их неисполнение. Все указанные социальные нормы имеют в своей основе нрав ственное начало и взаимосвязаны, таким образом, с нормами морали. С самых давних пор человек пытался отделить доброе от злого, хорошее от плохого. В произведениях народного твор чества сопоставлялись персонажи, олицетворявшие разные си стемы ценностей: один — плохой (жадный, злой, коварный), а другой — хороший (добрый, благородный). Например, ленивая * дочка злой мачехи и скромная трудолюбивая падчерица, ковар ный старший сын и добрый младший. Практически все произве дения заканчивались победой добра. Таким образом фольклор помогал воспитывать у людей потребность в хорошем поведе нии. Правила, регулирующие поведение людей в обществе и сфор мировавшиеся на основе уважаемых всеми ценностей, критерием для которых служат представления о добре и зле, называют мо ральными. Не всегда и не в каждом коллективе моральные нор мы одинаковы.3.2■ Мораль 129 В области морали, в формировании новых ценностей огром ную роль сыграли основоположники религий, учителя, пророки, такие как Будда, Конфуций, Иисус, Магомет и другие, обладав шие даром предвосхищения, предвидения. Они выдвигали свои идеи в основном в религиозной форме, предлагая новые пути ре шения самых сложных вопросов социальной жизни в виде мо ральных заповедей, проповедей, учений, манифестов, трактатов, программ. Они на многие столетия предопределили перспективы развития той или иной культуры (Иисус — христианской, Маго мет — арабской, Конфуций — китайской), предложив собствен ную систему ценностей и норм, определив смысловое ядро, само бытность этих культур. Практика показывала, что человек, не делающий добра, живет ущербной жизнью. Напротив, добрые поступки уменьшают коли чество конфликтов, объединяют людей, помогая им избавиться от страдания. Во все века ценились преданность человека, его стрем ление к самосовершенствованию. Одна из привлекательных особенностей характера человека — вежливость. Она играет важную роль в разрешении любого дела. К нравственным категориям относятся понятия долга, совести, гуманизма. Долг — это необходимость выполнения нравственных обязательств даже в ущерб своим интересам. Человек, обладаю щий развитым чувством долга, отличается способностью к само пожертвованию в пользу других людей. Совесть — это способ ность соотнесения своих поступков с общепринятыми нормами морали. Совестливый человек никогда не сделает зла другим лю дям, не совершит подлый поступок. Гуманизм — это признание человека как личности высшей ценностью. На основе моральных принципов возникают любовь, дружба, т. е. те качества, которые объединяют людей. Если каждый человек будет придерживаться общих нравствен ных принципов и в мыслях, и в поступках, человечество прибли зиться к всеобщей гармонии. 1. Что такое социальные нормы? Как они образуются? 2. Какие виды социальных норм существуют? Дайте характеристику каждому из них. 3. Откуда мы черпаем сведения о содержании социальных норм? 4. В чем состоят особенности моральных норм? Как они взаимосвя заны с другими социальными нормами?130 Глава 3. Духовная жизнь общества 5. Объясните содержание таких нравственных категорий, как долг, совесть, гуманизм. Какую роль они играют во взаимоотношениях между людьми? 6. Какую роль в становлении моральных качеств личности играет воспитание? Вспомните произведения литературы, народного творчества, где описывается борьба добра и зла. Чем заканчиваются эти произве дения? Почему победа в них оказывается на стороне добра? Наука I Наука — это вид деятельности, целью которой является познание мира, получение новых знаний и их рациональ ное осмысление. Наука возникла исторически позже других видов человеческой деятельности. Ее появление было обусловлено расслоением обще ства и выделением умственного труда в особую сферу деятельно сти человека. Кроме того, накопление практических знаний неиз бежно должно было привести к их осмыслению. Первые научные знания зародились еще в ранних обществах. Так, в Древнем Египте на основе знаний об анатомическом строе нии человеческого тела, накопленных в результате практики муми фикации, получила развитие медицина. Строительство пирамид и других масштабных сооружений способствовало получению знаний по механике. Развитие мореплавания у разных народов привело к расширению знаний по астрономии. С развитием научно-техниче ского прогресса стали совершенствоваться технические науки, свя занные с промышленным производством. В Новое время возрос интерес к человеку как к особому существу. Появились науки, изу чающие психику и психологию человека, проблемы его отношений с другими людьми. Возник интерес к истории, праву. Расширению научных знаний в XIX — XX вв. способствовало распространение общедоступного образования. Наука из привилегированного заня тия немногих превратилась в область деятельности, которой может заниматься любой человек, имеющий определенную базу знаний. Наука отличается от обыденного познания тем, что имеет осо бый объект изучения, особый язык, особые методы и орудия исЗ.з. Наука 131 следовательской деятельности, особые цели, обусловленные поис- ком истины. Наука выполняет ряд функций: 1) теоретико-познавательную. Она связана с поиском новых знаний, их теоретическим осмыслением и систематизацией, достижением истины; 2) культурно-мировоззренческую. Наука — это часть культу ры. По уровню развития науки можно судить о развитии общества. Наука формирует особый тип мировоззрения, от личающийся от мировоззрения обыденного и религиозного; 3) производительную. В доиндустриальный период результа ты научных исследований мало применялись на практике. С развитием промышленности научные знания все больше стали внедряться в производство. Так, если в XVIII — XIX вв. от момента какого-либо открытия до момента его практиче ского применения проходил не один десяток лет, то в XX в. этот разрыв стал стремительно сокращаться. В настоящее время изобретения практически сразу внедряются в произ водство; 4) гуманистическую. Наука направлена на решение не только задач производства, но и социальных проблем. Результаты научных исследований должны приносить пользу конкрет ным людям и всему человечеству в целом. В настоящее вре мя, когда усиливается процесс глобализации, значение этой функции науки выходит за рамки каждой отдельной стра ны. Сейчас наука призвана способствовать решению глобаль ных проблем современности; 5) творческую. Наука — это творческая деятельность. Ученый выступает творцом результатов научного познания. При этом он может использовать совершенно новые приемы исследова ния, нестандартные пути решения поставленных задач. Ранее наука была уделом немногих. Ученый имел небольшое количество учеников, которым передавал свои знания и опыт. С по явлением учебных заведений научные знания стали доступны бо лее широким слоям общества. В настоящее время начальное звено научно-исследовательской деятельности — это высшие учебные заведения (вузы). В них студенты под руководством преподавате лей не только учатся, но и приобретают навыки научного позна ния. Результаты научных исследований студентов обсуждаются на студенческих научных конференциях. Лучшие работы выстав ляются на межвузовские, региональные и общероссийские кон курсы. i132 Глава 3. Духовная жизнь общества Вузы являются и центрами научно-исследовательской деятель ности профессорско-преподавательского состава. Каждый вуз про водит ежегодные научные конференции по итогам научной работы преподавателей и аспирантов. При многих вузах действуют ученые советы, рассматривающие результаты научной деятельности. В России имеются специализированные научно-исследователь ские институты (НИИ), где ученые осуществляют исключительно научную деятельность. Они проводят фундаментальные исследо вания по получению новых научных знаний и занимаются при кладной наукой, т. е. применяют фундаментальные знания к кон кретным задачам практической деятельности. Многие вузы и НИИ России становятся организаторами всероссий ских и международных конференций, на которых ученые делятся опы том, результатами своей научной работы, ведут дискуссии по ключевым проблемам исследовательской деятельности. Каждая конференция про водится по определенной тематике, сформулированной в ее названии. Конференция открывается пленарным заседанием, на котором обознача ются цели конференции, ставятся задачи в рамках соответствующей те матики. Затем проводятся заседания секций, на которые выносятся бо лее конкретные вопросы, связанные с тематикой конференции. На сек ционных заседаниях заслушиваются доклады участников, проходит их обсуждение, а в конце подводятся итоги работы. Конференция заканчи вается итоговым пленарным заседанием, обобщающим результаты рабо ты секций. По итогам конференции издаются тезисы докладов. Главным органом научной деятельности России стала Россий ская академия наук (РАН). Она ведет свою историю от Академии наук Петра I, основанной в 1725 г. В ее состав входят исследова тельские институты по отраслям научных знаний. Российская ака демия наук имеет региональные отделения и научные центры в разных частях страны. Несомненно, заниматься научными исследованиями можно не зависимо от полученного образования. Но чаще всего человек, решивший профессионально заниматься научной работой, стре мится получить послевузовское образование в аспирантуре и за щитить диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук. Следующая ступень — учеба в докторантуре и защита диссерта ции на соискание ученой степени доктора наук. Кандидату наук при условии, что он занимается научно-педагогической деятель ностью и имеет определенное количество научных и учебно-мето дических публикаций, может быть присвоено ученое звание до цента, а доктору наук на тех же условиях и при наличии научного руководства аспирантами — ученое звание профессора.3.3. Наука 133 В XX в. усилился процесс дифференциации наук. В рамках «старых» наук появлялись знания, которые сначала обосаблива лись в отдельные области внутри базовой науки, а затем выделя лись в новую науку со своим предметом изучения. Современная наука подразделяется на отдельные дисциплины, представляющие собой различные области знания. Наука в целом — это сложная система, отдельные части которой взаимодействуют между собой, порождая новые подсистемы. Чем дальше развивается наука, тем больше отраслевых наук выделяется из ранее единых научных дис циплин (рис. 12). В настоящее время выделяют гуманитарные, естественные и технические науки. Гуманитарные науки изучают человека, об щество, взаимоотношения людей, социальных групп в различных областях жизни общества. К ним относятся социология, психоло гия, этнография, философия, история, экономика, политология и т. д. Естественные науки исследуют явления материального мира. В число таких наук входят физика, химия, биология, мате матика, астрономия и др. Технические науки непосредственно об служивают практическую деятельность, создавая основу для со вершенствования процесса производства. Это материаловедение, электроника, информатика и др. Из числа гуманитарных наук можно выделить те, которые изу чают человека, и те, которые изучают общество. Многие науки Рис. 12. Ученый в лаборатории i134 Глава 3. Духовная жизнь общества рассматривают человека как высшую ступень развития живых организмов на Земле, как субъекта общественно-исторической деятельности и культуры. В противоположность другим живым существам человек представляет продукт собственной материаль ной и духовной деятельности. В социологии человек изучается как представитель общества, народа, социального слоя или класса, социальной группы. В пси хологии он рассматривается как индивид, обладающий своеобраз ными психофизическими особенностями, устойчивостью психиче ских процессов и свойств, активностью в реализации этих свойств применительно к конкретной ситуации. Кроме социологии и психологии человека изучают и другие гуманитарные науки: философия, антропология, педагогика. Про блема человека — это одно из главных звеньев, соединяющих все отрасли научных знаний. Каждая из названных наук рассматри вает человека по-своему. Так, философия подходит к этой про блеме в широком историко-теоретическом плане. Она исследует смысл жизни, сущность человека, общие закономерности его раз вития как биологического и социального существа. Антрополо гия изучает происхождение и становление физического типа че ловека, его эволюционное развитие, образование и развитие че ловеческих рас. Близость антропологического и социологическо го подходов к человеку проявилась в образовании социальной антропологии — раздела социологии, объектом изучения кото рого служат примитивные и традиционные системы. Социальная психология, так же как и социология, изучает человека и его со общества, но при этом решает ряд только ей присущих проблем. Например, каким образом человек становится личностью, как он может реализовать свои личностные качества, вопросы межлич ностного общения и взаимодействия. Педагогика рассматривает вопросы воздействия на человека в процессе воспитания и обра зования. Наук, изучающих общество, тоже довольно много. Их часто так и называют — общественные науки. Социология кроме во просов формирования личности изучает ее взаимодействие с дру гими людьми в рамках больших и малых групп, общества в це лом. Экономика рассматривает производство, обмен, распреде ление, потребление товаров и услуг, поведение людей в сфере экономических отношений, проблемы влияния государства на эко номику. Политология изучает политическую систему общества, особенности власти, устройство и функции государства. Юрис пруденция занимается юридическими правилами поведения, про блемами правомерного поведения, правонарушений и наказаний3.3. наука 135 за них. Культурология изучает мир искусства. История иссле дует процесс исторического развития человечества и отдельных народов. В науке взаимоотношения между ее субъектами строятся на основе определенной системы этических норм, определяющих, что допустимо, а что непозволительно для ученого. Эти нормы разви ваются вместе с наукой, постоянно пополняясь. Нормы научной этики включают: 1) общечеловеческие моральные требования и запреты (запрет на фальсификацию, намеренное искажение, незаконное при своение чужих научных результатов); 2) специфические, характерные этические нормы науки — преж де всего это бескорыстный поиск и отстаивание истины; в истории науки есть немало примеров подвижничества уче ных, которые не отреклись от своих убеждений даже под угрозой смерти. Иногда бывает трудно сразу определить истинность получен ного знания. Поэтому нормы научной этики требуют, чтобы зна ние было новым, логичным и экспериментально обоснованным. Чтобы соблюсти эти правила и не впасть в заблуждение, ученый должен постоянно повышать уровень своих знаний, следить за достижениями своих коллег, приводить четкие доказательства в защиту своих выводов. Английский социолог Р. Мертон выделил ряд ценностей, на которых основаны нормы науки: — универсализм. Изучаемые наукой явления не зависят от качеств исследователя, поэтому научные результаты, полу ченные известным ученым, должны быть так же доскональ но проверены, как и результаты исследований молодого уче ного; — общность. Научное знание должно становиться общим дос тоянием, которым никто не вправе владеть монопольно. Это достигается путем публикаций, обнародования результатов исследования; — бескорыстность. Целью деятельности ученого должен быть поиск истины. Слава и вознаграждение рассматриваются не как стимул научной деятельности, а как следствия научных достижений; — организованный скептицизм. В науке нельзя слепо дове ряться авторитету предшественников, насколько бы высо ким он ни был. Нужно уважать труд ученых прошлого и своих коллег-современников и в то же время критически i136 Глава 3. Духовная жизнь общества относиться к результатам их деятельности, поскольку даже самые признанные ученые не застрахованы от ошибок. Кро ме того, ученый должен не только отстаивать свои убежде ния, но и уметь отказываться от них, если неистинность их будет доказана. Эти нормы нигде не зафиксированы в качестве обязательных. Но если кто-либо будет их игнорировать, то может потерять ува жение в научной среде. Указанные нормы определяют отношения ученых в сфере на уки. Однако наука связана с практической деятельностью, по этому немаловажными являются отношения с обществом науки в целом и ученого в частности. Такие отношения ставят вопрос о социальной ответственности ученого. В широком смысле этот вопрос означает: как будут использо ваться результаты научного поиска, принесут ли они пользу лю дям? В современном мире научно-технический прогресс часто был обусловлен необходимостью создания новых видов вооружений. Научные открытия, связанные с военной сферой, нашли примене ние и в мирной жизни, например: ядерная энергия, самолетостро ение и др. Но сколько бед и разрушений принесли они людям? Поэтому вопрос о соотношении истины и добра в науке как нельзя более актуален и по сей день. Кто может поручиться, что новое изобретение не станет оружием в руках злого гения, недобросове стного политика и не принесет вред человечеству? Кроме того, вопросы социальной ответственности ученого за нимают важнейшее место в таких отраслях науки, как генная ин женерия, биотехнология, биомедицинские и генетические иссле дования человека. В настоящее время идет острая дискуссия по поводу нравственно-этических сторон клонирования человека. Часть ученых считают, что клонирование поможет многим семьям обрести детей. Другие справедливо указывают на нравственные аспекты этой проблемы и предостерегают, что клонирование мо жет быть использовано для создания биологических роботов, за программированных солдат, способных на все. Пока еще не до конца понятно, как будет развиваться клонированный человек, будет ли он физически и психически полноценным. Разновидностью познания является научное познание. I Научное познание — это объективное изучение мира, неза висимое от взглядов и убеждений человека. Научное познание возникло на основе обыденного познания. Однако между ними имеются существенные различия.З.з. Наука 137 Во-первых, наука имеет дело с особым набором объектов ре альности, не сводимых к объектам обыденного опыта. Для изуче ния объектов науки нужны специальные средства и орудия, кото рые не применяются в обыденном познании. Наука использует специальную аппаратуру, измерительные инструменты, позволя ющие экспериментально изучать новые типы объектов. Во-вторых, наука использует специальный язык. В науке име ет место и язык обыденной речи, но она не может только на его основе описывать объекты изучения. Обыденный язык приспо соблен для описания объектов повседневной практики человека, наука же выходит за рамки такой практики. Понятия обыденного языка часто бывают нечеткими, многозначными. Точный их смысл можно понять только в процессе общения. Наука же стремится как можно более четко сформулировать свои понятия. В процессе накопления научных знаний язык науки постоянно развивается, появляются новые понятия, часть которых может постепенно входить в повседневную речь. Например, такие спе циальные научные термины, как «электричество», «компьютер» и другие, стали привычными для всех словами. Научная аппаратура и язык науки — это результаты уже полу ченных знаний, но в то же время они используются для дальней шего исследования. К особенностям научного познания относится и специфика научных знаний. Их не всегда можно проверить опытным путем и применить на практике. Наука вынуждена приводить доказа тельства новых знаний на основе тех, истинность которых уже доказана. В связи с этим важными отличиями научного познания от обыденного выступают взаимосвязь и системность научных знаний. В период зарождения науки научное познание было связано с отражением только тех явлений, которые постоянно имели место в процессе жизнедеятельности человека. Анализ этих явлений приводил к определенным теоретическим выводам. В ходе разви тия научного познания методика исследования изменилась. Уче ные стали сначала создавать идеальные объекты в данной науч ной области, а затем переносить их на практику. Таким образом появились гипотезы — научные предположения, истинность ко торых требует доказательств. Благодаря выдвижению гипотез на учное познание получает возможность прогнозирования развития тех или иных явлений в будущем. Так выдвигаются теории — особые типы знаний, которые объединяют совокупность понятий и выводов по какому-либо вопросу в единую систему. Теории — это уже доказанные научные положения. Их можно назвать докаГлава 3. Духовная жизнь общества занными гипотезами. Тем не менее при применении теории в каж дом конкретном случае новые данные должны быть включены в контекст доказательств. Научное познание отличается от обыденного еще и методами познавательной деятельности. Обыденное познание основано на чувственном восприятии и рациональном осмыслении уже суще ствующего объекта. В научном познании нередко необходимо сна чала обнаружить сам объект познания, например: небесное тело — в астрономии, атом — в физике и т. д. Изучаемый объект выделя ется из совокупности других элементов природы и исследуется с помощью специальных приемов и методов. Метод — это способ решения познавательных задач. Применение к предмету исследо вания конкретных приемов и методов научного познания носит название методология. Этим термином также определяется на ука, изучающая методы научного познания. В отличие от обыденного научное познание предъявляет опре деленные требования и к субъектам познавательной деятельно сти. Для занятия наукой необходимы специальная подготовка, на личие базовых знаний и навыков, владение специальными сред ствами исследования. Чтобы заниматься какой-либо наукой, сле дует получить соответствующее образование в высшем учебном заведении. Субъект научного познания должен четко понимать, что он исследует, как это сделать и для чего это нужно, т. е. он должен осознавать цели своей деятельности и знать средства их достижения. Целью любого ученого, в какой бы области науки он ни проводил исследования, служат поиск объективной истины и получение нового знания. Процесс познания может быть плодо творным только тогда, когда он осуществляется на основе объек тивных законов развития предмета исследования. В связи с этим основной задачей науки становится выявление таких законов. Следует отличать научное познание от различных форм внена- учного познания. К ним относятся: 1) мифология — донаучное познание, ставшее предпосылкой возникновения науки; 2) лженаучное познание, использующее в познавательной дея тельности домыслы и предрассудки; 3) антинаучное познание, намеренно искажающее действитель ность; 4) обыденное познание, включающее повседневный практиче ский опыт человека. Результаты научного познания — научные знания — в боль шинстве случаев используются на практике. То же можно сказать3.3. Наука 139 и о других видах познания. Однако в основе мифологического мышления лежит вымысел, ориентирующий человека на покор ность силам природы. Лженаучное и антинаучное познание не в силах способствовать достижению положительных результатов прак тической деятельности в силу неистинности. Наконец, знания, по лученные в результате обыденного познания, находят воплощение в практической деятельности конкретных людей или их групп в отличие от результатов научного познания, которые имеют огром ное практическое значение для всего человечества. Кроме того, научное познание не персонифицировано. По его результатам нельзя охарактеризовать личность исследователя в отличие от результа тов обыденного познания или художественного творчества. В то же время на процесс и результаты научного познания оказывают влияние мировоззрение, политические, религиозные взгляды ученого, его ценностные ориентации, а также факторы внешней социокультурной среды. Так, от позиции исследователя зависит трактовка явлений в исторической, политологической, философской и других гуманитарных науках. Оценка явлений зависит и от общественного строя, политики государства, уровня развития знаний в данную эпоху. Так, гипотезы, по-новому рас сматривавшие строение Вселенной, встречали негативную реак цию Церкви, так как расходились с ее доктриной. Анализ исторического развития науки показывает, что она часто опережает время и результаты научного познания находят приме нение только в будущем. Это еще раз доказывает значение науки и ее роль в развитии научно-технического и социального прогресса. В структуре научного познания выделяют два уровня: эмпири ческий и теоретический. Эмпирический уровень связан с чувствен ным познанием, задача которого заключается в получении знаний на основе чувственного опыта. В отличие от стихийного чувствен ного познания эмпирическое является целенаправленным воспри ятием окружающего мира (например, целенаправленный выбор объекта исследования). На теоретическом уровне формулиру ются принципы, законы, создаются теории, в которых заключает ся сущность познаваемых объектов. Каждый из этих уровней со держит набор методов познания. Любому виду человеческого познания свойственны такие мето ды, как анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение и т.д. За ними закрепилось название общелогические методы познания. Анализ — это метод исследования целостного предмета путем рассмотрения составляющих его частей (сторон, признаков, свойств или отношений) с целью их всестороннего изучения.140 Глава 3. Духовная жизнь общества Синтез — это обобщение, сведение в единое целое данных, полученных путем анализа ранее выделенных частей (сторон, при знаков, свойств или отношений) предмета. Анализ и синтез — это наиболее простые и в то же время наи более универсальные приемы познания. В процессе исследования ученому часто приходится делать выводы об изучаемом объекте на основе сведений об уже извест ных объектах. При этом выводы об отдельных явлениях могут строиться на основе общих принципов и наоборот. Такие умо заключения называются индукцией и дедукцией. Индукция — это такой метод исследования, при котором общий вывод делает ся на основе частных посылок (от частного к общему). Дедук ция — это метод исследования, посредством которого из общих посылок следует заключение частного характера (от общего к частному). Одним из общелогических методов познания служит абстра гирование. Оно заключается в отвлечении от ряда свойств изуча емого явления с одновременным выделением интересующих ис следователя свойств. В результате можно сопоставить внешне не сопоставимые явления, в связи с чем создается основа для объеди нения их в единый вид (например, класс животных, породы ми нералов и др.). Такое объединение происходит с учетом общих признаков. В этом случае используется метод обобщения, т.е. выделение общих признаков и свойств. В ходе процесса познания может выясниться, что свойства изуча емого объекта совпадают со свойствами уже изученного. В резуль тате можно сделать вывод о сходстве самих объектов. Такой метод исследования называется аналогия. Близким по смыслу к аналогии выступает метод моделирова ния, т. е. создание копии изучаемого объекта для изучения ориги нала с одной из сторон. Модель может отличаться от оригинала размером, формой и т.д., но должна повторять те свойства объек та, которые подлежат изучению. Важное свойство модели — это ее удобство для исследования, особенно в том случае, когда изу чение оригинала по каким-либо причинам затруднительно. Иног да изучение объекта по его модели диктуется экономическими со ображениями (она дешевле оригинала). Модели могут быть мате риальными и идеальными. Первые — это реальные объекты, а вторые — строятся в сознании исследователя и изображаются в знаковой форме, например в виде математических формул. В на стоящее время все большее распространение получает компью терное моделирование, основанное на использовании специаль ных программ.З.з. Наука 141 К методам эмпирического научного познания относится на блюдение — целенаправленное восприятие изучаемых объектов. Это не пассивное созерцание, а активная деятельность, включаю щая рациональные факторы. Элементами эмпирического позна ния служат сам наблюдатель, объект наблюдения и средства на блюдения (приборы, технические средства и т.д.). Наблюдение никогда не бывает стихийным. Оно всегда основано на научной идее, гипотезе, предположении. Наблюдение позволяет проводить сравнение, сопоставляя изу чаемые объекты и явления с уже известными. Также наблюдение тесно связано с описанием, цель которого — закрепить и передать результаты наблюдения с помощью определенных знаковых средств (схем, рисунков, графиков и цифр). Описание может быть коли чественным и качественным. Количественное описание закрепля ет данные измерений, т. е. цифровые данные, с помощью которых осуществляется сравнение объектов. При этом необходимо, чтобы единицы измерения совпадали или могли переводиться одна в дру гую. Качественное описание фиксирует сущность объектов, их качественные характеристики (упругость материалов, теплопро водность и др.). С наблюдением и сравнением связан метод эксперимента. В этом случае исследователь активно влияет на изучаемый объект, созда вая специфические условия с целью получения определенных ре зультатов. Особенность эксперимента состоит в том, что исследо ватель может многократно повторять воздействие на предмет. Однако он не может создавать свойства предмета, он может их только выявлять. Кроме того, в процессе эксперимента часто воз никают новые проблемы, которые становятся стимулом для даль нейшего исследования. К методам теоретического научного познания относится метод формализации, заключающийся в построении абстрактных моде лей, раскрывающих сущность явлений. При этом информация об объекте исследования фиксируется знаками, формулами и т. д. Следующий метод — аксиоматический. Он состоит в выдви жении исходных положений, не требующих доказательств, на ос нове которых строится определенная система выводов. Утвержде ние, доказательства истинности которого не требуется, называет ся аксиома. Такой метод чаще всего применяется в математиче ских науках. Задача научного познания состоит в том, чтобы дать целост ный образ исследуемого явления. Любое явление действительно сти можно представить как конкретное переплетение самых раз личных связей. Теоретическое исследование выделяет эти связи142 Глава 3. Духовная жизнь общества и отражает их с помощью определенных научных абстракций. Но простой набор таких абстракций еще не дает представления о природе явления, о процессах его функционирования и развития. Для того чтобы создать такое представление, необходимо мыслен но воспроизвести объект во всей полноте и сложности его связей и отношений. Такой прием исследования называется методом восхо ждения от абстрактного к конкретному. Применяя его, иссле дователь вначале находит главную связь изучаемого объекта, а затем, шаг за шагом прослеживая, как она видоизменяется в раз личных условиях, открывает новые связи, устанавливает их взаи модействия и таким путем отображает во всей полноте сущность изучаемого объекта. Особые приемы исследования применяются при построении теоретических знаний о сложных, исторически развивающихся объектах. Такие объекты чаще всего не могут быть воспроизве дены в опыте. Например, невозможно опытным путем воспро извести историю возникновения человека, историю какого-либо народа или историю культуры. Научные знания о таких объек тах получают посредством исторического и логического мето дов исследования. В основе исторического метода лежат изучение реальной ис тории в ее конкретном многообразии, выявление исторических фактов и на этой базе — такое мыслительное воссоздание истори ческого процесса, при котором раскрывается логика, закономер ность его развития. Логический метод раскрывает объективную логику истории путем изучения исторического процесса на выс ших стадиях его развития. Такой подход возможен, потому что на высших стадиях развития история сжато воспроизводит основные черты своей предшествующей эволюции. И в историческом, и в логическом методе предполагается исследование эмпирической базы — реальных исторических фактов. На этой основе выдвига ются гипотезы, которые трансформируются в теоретическое зна ние о закономерностях исторического процесса. Все методы научного познания всегда используются в комп лексе. Их конкретная комбинация определяется особенностями изучаемого объекта, спецификой исследования. С развитием на уки развивается и система ее методов, формируются новые при емы и методы исследовательской деятельности. С развитием ком пьютеризации заговорили о методах компьютерного анализа, по строении виртуальных моделей. В связи с этим задача методоло гии состоит не только в констатации уже известных методов ис следовательской деятельности, но и в выяснении перспектив их развития.З.з. Наука 143 1. Что такое наука? Как она возникла и развивалась? 2. В чем отличие науки от обыденного познания? 3. Каковы функции науки? 4. В каких учреждениях осуществляется научная деятельность в со временной России? Какие этапы научной карьеры может пройти ученый? 5. Каковы тенденции развития современной науки? Какие области научных знаний существуют? 6. Какие науки изучают человека и общество? Дайте им характери стику. 7. В чем проявляются нормы научной этики? 8. Охарактеризуйте взгляд Р. Мертона на этические ценности науки. Как они реализуются в действительности? 9. Что такое научное познание? Чем оно отличается от обыденного познания? 10. Объясните понятия «гипотеза», «теория», «аксиома». 11. Что понимается под терминами «метод» и «методология»? 12. Дайте характеристику субъекта научного познания. 13. Чем научное познание отличается от вненаучного познания? 14. Охарактеризуйте уровни научного познания. 15. Какие общелогические методы познания существуют? Дайте им характеристику. 16. Охарактеризуйте методы эмпирического научного познания. 17. Какие бывают методы теоретического научного познания? творч затшт 1. Советский биолог Н. И. Вавилов сказал: «Мы на крест пойдем, а от своих убеждений не откажемся». Что имел в виду ученый? Как в этих словах проявляется научная этика? 2. Проведите дискуссию на тему «Клонирование человека: биологи ческие и нравственные аспекты». Для подготовки используйте ма териал периодической печати. 3. Ф. Энгельс писал: Индукция и дедукция связаны между собой столь же необходимым обра зом, как синтез и анализ. Вместо того чтобы односторонне превозносить одну из них до небес за счет другой, надо стараться применять каждую на своем месте, а этого можно добиться лишь в том случае, если не упускать из виду их связь между собой, их взаимное дополнение друг друга. В чем проявляется взаимосвязь индуктивных и дедуктивных ме тодов познания?144
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.207 сек.) |