АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Искусство. Искусство — это разновидность духовной деятельности лю­

Читайте также:
  1. I. Является ли любовь искусством?
  2. II. Искусство Древней Греции.
  3. III. Искусство Древнего Рима.
  4. Актерское искусство в России в середине XIX века.
  5. Актерское искусство второй половины XIX века
  6. Английское искусство XVIII века.
  7. Архитектура и искусство Древнего Египта
  8. Архитектура и искусство.
  9. Ацтеки имели очень хорошо поставленное образование, преподавались такие дисциплины, как: религия, астрономия, история законов, медицина, музыка и искусство войны.
  10. Белорусское искусство XVIII века. График Гершка Лейбович, резчик Ян Шмитт, художники Хеские. Слуцкие пояса и другие произведения декоративно-прикладного искусства данной эпохи.
  11. Византийское искусство 6 века
  12. Византийское искусство 7 - 8 веков

(

Искусство — это разновидность духовной деятельности лю­

дей, вид духовного освоения действительности, имеющий

целью формирование и развитие способности человека твор­

чески преобразовывать окружающий мир и самого себя по

законам красоты и гармонии.156 Глава 3. Духовная жизнь общества

В отличие от других сфер общественной деятельности (науки,

политики и др.) искусство удовлетворяет потребность человека в

восприятии мира в развитых формах человеческой чувственно­

сти. Речь идет о специфической способности эстетического вос­

приятия явлений, фактов, событий объективного мира, предпола­

гающей развитое творческое воображение.

Понятие «искусство» имеет несколько значений. В широком

смысле это совокупность всех разновидностей художественного

творчества — литературы, живописи, театра, кино и др. В узком

смысле это только изобразительное искусство (рис. 16). Кроме

того, искусством называют высшую степень мастерства в какой-

либо сфере деятельности.

Решающую роль в возникновении и развитии искусства сыграл

труд. Исторически искусство развивается как система конкрет­

ных его видов, в которых многообразие реального мира предстает

во всем своем богатстве. Произведения искусства формируют че­

ловека, способного наслаждаться красотой, а вслед за этим возни­

кает и понимание творческих произведений. Благодаря многооб­

разию своей видовой сущности искусство объединяет в себе все те

Рис. 16. Государственная Третьяковская галерея3.5. Искусство 157

формы общественной деятельности и познания, где проявляется

отношение индивида к действительности и к самому себе. Именно

этим определяется специфика искусства, его уникальность как

особого способа духовного производства. Поскольку искусство

включает в себя отражение всех форм социальной деятельности,

сфера его воздействия на жизнь практически безгранична. В свя­

зи с этим искусство приобретает социальный характер.

В XIX в. возникали попытки создания «чистого искусства»,

«искусства для искусства», которое должно было быть самоцен­

ным, автономным, независимым от общественной жизни, морали,

науки и политики. Идеологи этой концепции полагали, будто только

в сфере «чистого искусства» возможна личная независимость ху­

дожника и, соответственно, свобода художественного творчества.

На деле искусство не может не отражать реальный окружающий

мир и возникающие в нем отношения.

Вопрос «что такое искусство?» до сих пор остается предметом

спора между материалистами и идеалистами. Материализм рас­

сматривает искусство как отражение реальной действительности и

видит именно в общественной жизни тот объективный источник,

который внутренне связывает и обусловливает взаимодействие

искусства с политикой, наукой, моралью и прочими общественны­

ми институтами. Идеалисты пытаются показать искусство в отры­

ве от практической деятельности.

Искусство — это особая форма общественного сознания. С этой

точки зрения можно дать объяснение роли искусства в развитии

общечеловеческой культуры. Основой искусства служит художе­

ственный образ — чувственное воссоздание действительности на

основе субъективной позиции автора. Обладая, по словам Гегеля,

способностью «менять нашу точку зрения на предмет», искусство

силой творческого воображения преображает мир в представлении,

делая это свободно, т.е. по законам красоты. Процесс свободного

формирования предметного мира в сфере художественного творче­

ства происходит с позиций определенного эстетического идеала и

завершается созданием произведений или образов искусства.

Благодаря целостному, всеобщему характеру отражения пред­

метов и явлений окружающего мира искусство воздействует одно­

временно на чувства, мысли и волю людей, пробуждая и развивая

в них творческое отношение к действительности. Развитие и сила

социального воздействия искусства зависят от условий жизни об­

щества, которые могут быть более или менее благоприятными для

творческой деятельности человека.

Изучением искусства занимается искусствознание — совокуп­

ность наук, исследующих социально-эстетическую сущность ис­158 Глава 3. Духовная жизнь общества

кусства, его происхождение и закономерности развития, особен­

ности и содержание видового расчленения искусства, природу

художественного творчества, место искусства в социальной и ду­

ховной жизни общества. Современное искусствознание исследует

искусство в контексте духовной культуры.

Структура искусствознания отличается комплексностью и

проявляется в следующем.

Во-первых, искусствознание разделяется на общее и частное

соответственно членению самого искусства на различные виды

художественного творчества. Как система частных наук об отдель­

ных видах искусства искусствознание включает в себя литерату­

роведение, театроведение, музыкознание, архитектуроведение,

искусствоведение (наука об изобразительных искусствах), кино­

ведение и другие дисциплины. Каждая из этих частных наук име­

ет относительно самостоятельный характер и в то же время в ка­

честве составной части входит в общую структуру искусства как

системы целостного знания о художественном творчестве.

Во-вторых, в наиболее общем виде искусствознание представля­

ет собой совокупность трех дисциплин: истории искусства, теории

искусства, художественной критики. Частные науки об искусстве

включают в себя аналогичные дисциплины: театроведение — исто­

рию театра, теорию театра, театральную критику; музыкознание —

историю музыки, теорию музыки, музыкальную критику и т. д.

Теоретическую основу по отношению к частным искусствовед­

ческим наукам представляет эстетика (от греч. aisthetikos — чув­

ствующий) — наука о сущности и закономерностях творческого

освоения действительности по законам красоты.

Распространение средств массовой коммуникации — периоди­

ческой печати, звукозаписи, кино, радио, телевидения и др. —

существенно изменило художественную жизнь общества в XX в.

Эти средства позволили приобщить к достижениям мировой куль­

туры широкие слои населения, которые ранее практически не имели

доступа к художественным ценностям. При этом в процессе поли­

графического, звукового или экранного тиражирования произве­

дения традиционных видов искусства (в первую очередь живопи­

си, скульптуры, театра) претерпевали существенные изменения,

теряя ряд своих свойств, таких как уникальность рукотворного

творения, прямой контакт между актерами и аудиторией в театре

и пр.

Определенную роль играет взаимосвязь искусства и морали.

Искусство и мораль — это две формы общественного сознания и

духовно-практической деятельности человека, тесно связанные

и взаимодействующие друг с другом.3.5. Искусство 159

В истории искусства существовало два подхода к проблеме вза­

имоотношения искусства и морали:

1) моралистический, утверждавший единство искусства и мо­

рали и подчинение художественного творчества нравствен­

ным целям и задачам;

2) имморалистический, построенный на противопоставлении

морали и искусства, оправдании аморальных тенденций в

искусстве.

Взаимосвязь искусства и морали надо искать в контексте об­

щих морально-этических проблем: добра и зла, интереса и долга,

смысла жизни, счастья, любви и др. Мораль устанавливает нор­

мы поведения, а искусство решает эти проблемы в художествен­

ной форме и художественными средствами.

Искусство отражает реальный моральный опыт, утверждает

нравственный идеал общества, заглядывая далеко вперед, прове­

ряя действительное содержание и жизненную силу действующей

морали. Выражая стремление к высокой человечности, потреб­

ность человека во всестороннем раскрытии своих творческих сил

и возможностей, искусство, подобно морали, своими средствами

выполняет и прогностическую функцию. Силу нравственного воз­

действия искусства не следует ни преувеличивать, ни преумень­

шать. Оно не обладает способностью, как отмечал Аристотель,

превращать злого человека в доброго. Для восприятия искусства

нужно, чтобы человек был уже в какой-то степени готов достойно

оценить моральный образ мыслей героев произведений, нравствен­

ную направленность их поступков. Не учитывая этого обстоятель­

ства, иногда на искусство неправомерно возлагают всю ответствен­

ность за «падение нравов», тогда как такую ответственность надо

возлагать на социальную действительность.

Моральное воздействие искусства на людей может осуществ­

ляться примером нравственного поведения героев произведения

или силой вызываемого произведением эстетического пережива­

ния — и то и другое побуждает личность к размышлению. Сила

нравственного воздействия искусства не исчезает с прекращением

непосредственного контакта с произведением, а напротив, только

начинается, уходя в глубь сознания человека, незаметно для него

влияет на мотивы, стимулы, ценностные установки и в результате

на поведение, на человеческую личность в целом.

Существует тесная взаимосвязь между искусством и религией.

Для религии характерны вера в сверхъестественные объекты, почи­

тание и поклонение им, развитая система культовых действий. В ис­

кусстве важно отображение реальной действительности в художе­160 Глава 3. Духовная жизнь общества

ственных образах. Однако и искусство, и религия выражают ценно­

стное отношение человека к действительности. Они чаще опираются

на противоречащие формальной логике представления, на образно­

символическое мышление, чем на понятийное. Отсюда — их обра­

щение к чувственно-эмоциональной стороне психики человека.

Эмоциональное возбуждение, духовное переживание сопровож­

дают и восприятие произведения искусства, и религиозные ритуа­

лы, только в первом случае они значимы сами по себе, а во вто­

ром — осмысливаются как формы общения со сверхъестественным

миром. Художественные и религиозные элементы были тесно пере­

плетены в структуре древнего мифологического сознания. В перво-

бытно-общинный период развития общества искусство еще не было

самостоятельным и выполняло прикладные функции в рамках пер­

вобытных культов и ритуалов. Религиозный ритуал строился на

художественно-эстетической основе, сопровождался плясками, пе­

нием, музыкой, содержал элементы театральности. Художествен­

ные элементы ритуала воспринимались как действие сверхъестествен­

ных сил на человека, как духовный контакт с объектом поклонения.

Позже все это перешло в религии древних цивилизаций.

С возникновением мировых религий отношения между искусст­

вом и религией развивались сложно и противоречиво. Все явления

культуры и искусства стали оцениваться с позиций той или иной

религии. То, что соответствовало религиозным нормам либо могло

быть использовано для их поддержки и распространения, прини­

малось, а остальное, как правило, отрицалось. Так, в исламе долгое <

время запрещалось изображать людей и животных, что существен- ’

но затормозило развитие изобразительного искусства в исламском

мире. Раннее христианство отрицательно относилось практически

ко всем видам искусства, так как усматривало в них связь с языче­

скими культами. Однако уже с IV — V вв. ораторское искусство, '

пение, декоративно-прикладное искусство, живопись начали про- 1

никать в христианский культ, а несколько позже христианские иде­

ологи признали необходимость активного использования искусства 1

в религиозных целях. В Византии, например, церковное богослу­

жение представляло собой целостное художественное действо, в

которое включались архитектура, живопись, декоративные и пе­

сенно-поэтические искусства, ораторское искусство, хореография,

светоцветовая и даже обонятельная атмосфера в храме.

Средневековые христианские идеологи ориентировали искус- I

ство на выражение религиозного мировоззрения и связанной с -

ним морали, стремились сосредоточить творческий потенциал ис-,

кусства на основных духовных идеалах своего времени. В резуль­

тате возрос интерес искусства к сфере идеального, оно достигло i3.5. Искусство 161

высокого уровня художественного выражения общечеловеческих

духовных ценностей. Шедевры византийской и древнерусской

живописи и архитектуры, готические храмы, средневековая му­

зыкальная и певческая культура поражают своей художественной

силой и духовной глубиной даже человека XXI в. Однако религи­

озное искусство было в значительной мере обособлено от конкрет­

ной социально-исторической действительности, от повседневной

жизни народа. Это было искусство вневременных духовных идеа­

лов. Церковь часто активно боролась с внецерковными, светски­

ми, развлекательными видами и жанрами искусства. Христиан­

ство, например, долгое время запрещало театральные представле­

ния, постоянным гонениям подвергало традиционную народную

культуру (в России это коснулось скоморошества).

Важным регулятором взаимоотношений искусства и религии

был канон. Практически все культовое искусство было канонизи­

рованным, т.е. введенным в определенные исторически сложив­

шиеся и закрепленные церковными установлениями строгие рам­

ки. Они существенно ограничивали художественное творчество

не только на содержательном, но и на формальном уровне. Свою

творческую индивидуальность средневековый художник часто мог

проявить только в сфере чисто выразительных средств (цвета,

линии, музыкальной интонации и т. п.). Но здесь он нередко дос­

тигал удивительных высот.

Начавшаяся в период Возрождения секуляризация культуры

(отделение от Церкви и религии) разделила искусство и религию.

Новый этап сближения наметился в XX в. Кризис религиозного

сознания заставил Церковь искать поддержку у искусства, исполь­

зовать для своих целей его новейшие виды и направления (кино,

видео- и звукозапись, электронную музыку).

Многие виды искусства, особенно в настоящее время, требуют

определенных технических средств, совершенствующихся по мере

развития общества. Это касается музыки, кино и др. Искусство и

техника взаимосвязаны так же, как материальная и духовная куль­

тура общества. С развитием техники меняются образный строй и

материальные возможности архитектуры, пластических искусств,

музыки и др. Появившиеся в ходе научно-технической революции

новые виды и разновидности искусства — фотоискусство, кино, те­

левидение, электронная музыка и другие — обогатили и усложнили

эмоциональный мир человека. Техническое накопление фактов, их

систематизация и обработка с помощью компьютерных технологий,

возможность репродуцирования произведений искусства с помощью

полиграфии, в звуко- и видеозаписях активно воздействуют на струк­

туру и развитие художественной культуры в целом, повышают кри­162 Глава 3. Духовная жизнь общества

терии социально-эстетической значимости репродуцируемых произ­

ведений искусства, эстетических идеалов и вкуса народа.

Термин «техника», нередко применяемый для характеристики

навыков, приемов в различных видах человеческой деятельности,

может выступать и как личное умение, мастерство авторов и ис­

полнителей произведений искусства. Так, мы говорим о технике

живописи, исполнительского искусства музыканта, актера, танцо­

ра и др. В то же время искусством, в широком смысле слова,

может называться и совершенное техническое исполнение произ­

водственного задания или, например, спортивное выступление.

Соответственно, мы можем сделать вывод, что искусство и труд —

это две стороны единой материально-практической и духовной дея­

тельности людей. Труд включает в себя и творческую деятель­

ность в искусстве, которое своим происхождением, как уже ука­

зывалось выше, обязано трудовой, созидательной деятельности

людей. Первые человеческие постройки, одежда, утварь, орудия

труда, став неотъемлемой частью материальной культуры, явля­

ются также и древними памятниками искусства, воплотившими

эстетические представления людей. Опираясь на ритмы труда,

возникли первые музыкальные и хореографические произведения.

Изображения животного и растительного мира, создававшиеся пер­

вобытными людьми для магических целей, для организации кол­

лективных действий в охоте, земледелии, несли художественное

содержание, присущее искусству.

В свою очередь, развитие искусства вызывает к жизни целые

отрасли производства и обслуживающей его трудовой деятельно­

сти, как это видно на примерах строительства театров и кинотеат­

ров, музеев, библиотек, развития полиграфического производства,

кино- и фототехники, создания музыкальных инструментов, со­

вершенствования телевидения и радиовещания и т.д.

зкшщцз

1. Что такое искусство? Чем оно отличается от других видов дея­

тельности человека?

2. Как возникло искусство? Какую роль в этом сыграл труд?

3. Какие виды искусства вы знаете? Какие из них преобладают в

наше время?

4. В чем проявляется социальный характер искусства? Почему несо­

стоятельными оказались попытки создания «чистого искусства»?

5. В чем различие взглядов на искусство материалистов и идеали­

стов?3.6. Образование 163

6. Что такое художественный образ? Как он может воздействовать

на людей?

7. Что выступает предметом исследования искусствознания? Какова

структура искусствознания?

8. В чем состоит взаимосвязь искусства и массовой коммуникации в

современную эпоху?

9. Как искусство связано с моралью?

10. В чем состоит взаимосвязь искусства и религии? Как развивались

их отношения в истории человечества?

11. В чем состоят особенности развития современного искусства? Ка­

кую роль в этом процессе играют технические средства?

творч

за

Прочитайте высказывание Л. Фейербаха:

...Искусство не выдает свои создания за нечто другое, чем они есть на

самом деле, т. е. другое, чем создания искусства; религия же выдает свои

вымышленные существа за существа действительные.

В чем он видит различие искусства и религии?

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.024 сек.)