|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
И социальной эволюцииПод словом «человек» понимают отдельного представителя всего сообщества людей без выделения его индивидуальных особенно стей. Наука еще в XIX в. доказала, что человек — это существо биологического вида Homo sapiens (человек разумный), которое есть продукт биологической эволюции. С этого времени наука за далась вопросом отличия человека от животных, разрешением проблемы ускоренного эволюционного развития человека по срав нению с другими биологическими видами. Поведение животных заранее генетически запрограммировано. Животное рождается с определенным набором инстинктов, кото рые обеспечивают его приспособленность к среде обитания, обус ловливая действия в той или иной ситуации. Вне заданных усло вий существования ни одно животное выжить не может. Человек в отличие от животных может варьировать свое пове дение в соответствии с конкретными условиями, приспосаблива ясь к ним. Человек может выжить в таких условиях окружающей среды, в каких любое другое животное существовать не в состоя нии. В чем же причина такого отличия? Ведь человек на фоне других млекопитающих — самое беззащитное существо. Детены ши животных уже через несколько дней или даже часов могут сами передвигаться, а через несколько недель — самостоятельно добывать себе пищу. Человек же с рождения беспомощен, само стоятельным он становится только через несколько лет. Многие животные имеют природные средства самозащиты — клыки, рога, когти и т.д. У человека такой защиты нет. Его тело весьма уязви мо. Почему же именно человек в результате эволюции становится разумным существом, способным активно воздействовать на при роду?6 Глава 1. Человек В первую очередь человек не может жить обособленно, вне взаи модействия с другими людьми. Таким образом, человек — суще ство общественное, социальное. В то же время в отличие от стад ных животных взаимодействие между людьми в обществе персони фицировано, основано не на инстинктах, а на личных отношениях. Выделение человека из мира животных заняло несколько мил лионов лет. В течение этого времени протекало два параллельных процесса: антропогенез — становление человека и социогенез — становление общества. Современные теории объединяют эти два процесса в один под названием антропосоциогенез (схема 1). Важную роль в развитии антропосоциогенеза сыграла орудий ная деятельность человека. По словам американского просвети теля Б. Франклина, человек — это животное, создающее орудия труда. Некоторые животные могут использовать предметы из ок ружающей их природы: палки, камни и т.д. Но только человек научился приспосабливать эти предметы для орудийной деятель ности. Только человек может изготовлять орудия труда с помо щью других орудий труда. Производство орудий труда, безусловно, способствовало раз ложению инстинктивной основы поведения и появлению абстракт ного мышления. Кроме того, первые элементарные орудия труда были орудиями охоты, а значит, убийства. Несомненно, они ис пользовались при конфликтах внутри человеческого стада, напри мер за обладание пропитанием. Это ставило под вопрос само су ществование человеческого стада. Поэтому возникновение орудий Схема 1. Факторы антропосоциогенеза1.1. Человек как продукт биологической и социальной эволюции 7 труда и орудийной деятельности требовало установления внутри- стадного мира. Первым шагом к этому стало изменение в характере брачных связей. Изначально человеческое стадо, так же как и стадо живот ных, основывалось на эндогамии, т.е. на брачных связях внутри одной группы особей. Близкородственные брачные связи приво дили к появлению неполноценного потомства, что отрицательно сказывалось на генофонде. Вряд ли древние люди понимали при чины пагубных изменений у своих детенышей. Скорее всего, в це лях прекращения вооруженной и кровопролитной борьбы за брач ного партнера и установления внутристадного мира возникла не обходимость поиска брачных связей на стороне, в других группах людей. Появилась экзогамия — брачные связи вне данного чело веческого стада. Так возникла первобытно-родовая община, в ко торой существовали определенные правила поведения, в первую очередь запреты {табу). Появились представления о происхож дении племени от общего предка, в большинстве случаев от жи вотного (.тотемизм). Вместе с этим появилось и понятие родства и равенства родственников. Накопленный опыт передавался от поколения к поколению, пополняясь новыми знаниями. Человек становился единственным существом, осознающим межпоколен ную связь, уважающим своих предков. Со временем установленные правила поведения приобретали все более сложный характер, что способствовало усилению отли чия человека от животных. Запреты касались всех членов общи ны — слабых и сильных, взрослых и детей, тогда как в животном мире запреты существуют только для слабых. Поведение челове ка уже не сводилось только лишь к инстинкту самосохранения, поскольку для него свойственны самоограничение и даже самопо жертвование в пользу других людей. Кроме того, в отличие от стада животных в первобытной общине существовало требование поддержания жизни соплеменника независимо от его физических качеств и приспособленности к жизни. Еще одним фактором антропосоциогенеза стало появление и развитие языка. Язык — это процесс передачи информации с помощью зву ков, объединенных в смысловые речевые конструкции. Речь имеет предметный характер и напрямую связана с пред метно-практической деятельностью людей. Важным шагом, еще более отдалившим человека от животных, было использование огня как источника тепла, средства обороны от хищников, приготовления пищи.8 Глава 1. Человек С развитием орудий труда и языка усложнялась практическая деятельность людей, а с ростом населения требовалось все больше продуктов питания. Поиск новых, более эффективных источни ков существования привел в конечном счете к неолитической ре волюции — переходу от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. С завершением антропогенеза человек как биологический вид перестал меняться, но процесс развития общества продолжается до сих пор. Люди могут различаться по ряду биологических пара метров, таких как возраст, рост, черты лица и т.д. Есть и более существенные отличия, например принадлежность к той или иной национальности, расе, характерные для людей, населяющих раз ные районы планеты. Однако, несмотря на все различия, люди являются представителями одного биологического вида и облада ют равными способностями. Наличие в человеке двух начал, биологического и социально го, породило массу дискуссий об их соотношении. В итоге возник ли две концепции, которые рассматривают этот вопрос с противо положных точек зрения. Одна из них — биологизаторская утвер ждает первичность биологических начал в человеке, другая — социологизаторская абсолютизирует его социальное начало. Биологизаторскими концепциями являются расизм и фашизм. Они провозглашают превосходство одной расы или нации над другой, неполноценность представителей низших рас, необходи мость опеки над ними, регулирования их численности, а в некото рых случаях и уничтожения. К числу биологизаторских концепций относится социал -дарен низм, возникший в XIX в. на основе учения Ч.Дарвина. Социал- дарвинисты объясняли многие явления общественной жизни с точки зрения теории естественного отбора и борьбы за существование. Причем переносили эти законы и на взаимоотношения между сло ями общества, и на конкуренцию в сфере экономики. Это учение было отвергнуто современной наукой, поскольку тезис «выживает сильнейший» неприменим к человеческому обществу. Социологизаторские концепции признают несущественным все проявления биологического в человеке, в том числе и его индиви дуальность. Человек воспринимается как часть общества, как вин тик в общественной машине, заранее приспособленный к выпол нению определенных социальных функций, но ограниченный во всех других отношениях, которым можно манипулировать в це лях достижения определенного общественного идеала. В действительности биологическое и социальное существуют в человеке неразрывно. Сейчас, в эпоху научно-технического про-1.1. Человек как продукт биологической и социальной эволюции 9 гресса, появилась масса факторов, пагубно влияющих на природу человека: загрязнение окружающей среды, экологические пробле мы, стрессы — все это отражается на здоровье людей. Человек как биологический вид может выжить в различных условиях окружающей среды. Но его возможности не безгранич ны. Единство биологического и социального в человеке — это ре зультат длительной эволюции. В условиях стремительно развива ющейся технической цивилизации ресурсы адаптации человече ского организма к меняющимся условиям существования могут быть исчерпаны. Появление новых болезней, ослабление иммун ной системы наглядно свидетельствуют об этом. Загрязнение сре ды обитания человека вредными веществами, воздействие радиа ции, употребление в пищу синтетических продуктов, приготов ленных с помощью генной инженерии, могут привести к мутаци онным изменениям следующих поколений людей. Неслучайно од ной из глобальных проблем стала необходимость сохранения че ловека как биологического вида. 1. Объясните понятие «человек». Чем человек отличается от живот ных? 2. Охарактеризуйте понятия «антропогенез» и «социогенез». Как протекали процессы антропогенеза и социогенеза? 3. Какую роль в развитии антропогенеза сыграли орудия труда и язык? 4. Что такое неолитическая революция? Каковы ее причины? 5. В чем отличие биологизаторской и социологизаторской концепций сущности человека? 6. В чем проявляется единство биологического и социального в чело веке? Немецкий биолог Э. Геккель писал в 1904 г.: Хотя значительные различия в умственной жизни и культурном положе нии между высшими и низшими расами людей в общем хорошо извест ны, тем не менее их относительная жизненная ценность обычно пони мается неправильно. То, что поднимает людей так высоко над живот ными <...> это культура и более высокое развитие разума, делающее людей способными к культуре. По большей части, однако, это свойствен- I10 Глава 1. Человек но только высшим расам людей, а у низших рас эти способности разви ты слабо или вовсе отсутствуют... Следовательно, их индивидуальная жизненная значимость должна оцениваться совершенно по-разному. В чем автор видит отличие человека от животных? Чем, по его мнению, отличаются высшие и низшие расы? Какую концепцию сущности человека представляет автор? Свой ответ объясните.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.013 сек.) |