АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ. В психологии существуют две обширные и важные области изучения — речь идет об ощущении и восприятии

Читайте также:
  1. I. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  2. ZOOSN (ПРИК.Основания пунктов приказов)
  3. ZOSNSP (ЗП.Основания начислений Параметры)
  4. А. Понятие обязательств из неосновательного обогащения и основания их возникновения
  5. А. Теоретические взгляды Я.А. Пономарева
  6. Абсолютные и иные основания для отказа в регистрации товарного знака.
  7. Административное принуждение: сущность, основания, виды.
  8. Арест имущества должника. Понятие и основания
  9. В. Основания возникновения жилищных правоотношений
  10. В.5. Основания конституционно-правовой ответственности.
  11. ВВЕДЕНИЕ И НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
  12. Виды общественного производства и основания их выделения. Характер взаимозависимости основных сфер жизни общества .

В психологии существуют две обширные и важные области изучения — речь идет об ощущении и восприятии. Данные об­ласти являются самостоятельными, но в то же время сильно вза­имосвязанными сферами. Ощущение имеет отношение к ин­формации, которую вы постоянно получаете из окружающей среды при помощи органов чувств. В любую минуту любого дня вы находитесь под бомбардировкой огромного количества сен­сорных данных. Если вы просто остановитесь и на минуту за­думаетесь об этом, то заметите, что волны света отражаются от всех предметов, на какие бы вы ни смотрели вокруг себя, вбли­зи или вдалеке. Вероятно, множество звуков достигает ваших ушей в каждый отдельно взятый момент, части вашего тела контактируют с разнообразными предметами, зачастую акту­альными бывают сразу несколько вкусов и запахов. Если вы на мгновение оторветесь от чтения данной книги (я знаю, что это сложно сделать!) и будете фокусировать свое внимание на ощу-Щениях, по одному ощущению за раз, то у вас начнет форми­роваться некоторое представление о количестве «поступающей сенсорной информации», находящейся ниже уровня вашей °сознанности. На самом деле, если я выполню это задание пря-№о сейчас, то начну осознавать гудение моего компьютера, шум °т проезжающей машины, хлопанье где-то дверьми, висящую Ча стене картину, небо, местами затянутое тучами, свет, падаю-"Ций от моей настольной лампы, свои локти, покоящиеся на под-

локотниках кресла, вкус только что съеденного яблока и т. д. Но буквально несколько секунд назад ни одно из описанных ощущений мною не осознавалось. Мы постоянно занимаемся фильтрацией всей поступающей доступной нам информации и используем лишь ее малую толику. Если вдруг механизмы сен­сорной фильтрации перестали бы функционировать, то в мире все стало бы столь перепутано, что вы были бы потрясены и, вероятно, не способны выжить в нем.

Тот факт, что сенсорный мир (то, что вы видите, слышите, вкушаете, вдыхаете, чего касаетесь) обычно предстает перед вами в организованном виде, существует благодаря вашим спо­собностям к восприятию.

Ощущения являются сырым материалом для восприятия. Перцептивные процессы вашего мозга участвуют в трех основ­ных видах деятельности: J) выборе ощущений, на которые сто­ит обратить внимание (о чем уже упоминалось выше); 2) орга­низации данных ощущений в узнаваемые паттерны и формы; 3) интерпретации полученной структуры с целью объяснения и вынесения суждений об окружающем мире. Другим словами, восприятие имеет отношение к тому, как перерабатывается эта беспорядочная масса ощущений и как ей придается значение. Ваши зрительные ощущения от страницы, которую вы читае­те, не что иное, как беспорядочные черные формы на белом фоне. Это то, что проецируется на сетчатку ваших глаз и посы­лается к зрительным зонам мозга. Однако вы обращаете на них внимание, организуете и интерпретируете таким образом, что они превращаются в слова и предложения, которые содержат смысл.

В распоряжении вашего мозга находится много хитрых при­емов или стратегий, помогающих организовывать ощущения так, чтобы они обладали значением и были доступны понима­нию. Чтобы рассмотреть работу Тенбалла под верным углом зре­ния, следует обратиться к рассмотрению нескольких таких стра­тегий. Перцептивная стратегия, к использованию которой вы, вероятно, прибегаете чаще всего, называется «фигура—фон». Широко известный пример отношений фигура—фон изобра­жен на рис. 2.1. Когда вы смотрите на рисунок, что вы видите в первый момент? Некоторые из вас увидят белую вазу, но бу­дут также и те, кто увидит два профиля, обращенные друг к дру-


Рис. 2.1.Отно­шения «фигура— фон» — рисунок-перевертыш. Из: Ch. Morris, Understanding Psychology, 7thed.,p 101. Copyright 1990 Перепечатано с разрешения Prentice Hall

 

гу Когда вы лучше изучите рисунок, вы смо­жете увидеть второе изображение и осуще­ствлять переходы, видя попеременно то вазу, то профили. Вы заметите, что если смотри­те на вазу (фигура), то кажется, что профи­ли (фон) уходят на задний план. Но стоит сфокусировать внимание на профилях (фи­гура), и уже ваза (фон) — на заднем плане. По-видимому, нам присуще естественное стремление подразделять ощущения как взаимоотношения фигуры и фона. Если за­думаться, то выходит, что это делает окру­жающий мир намного более организован­ным местом. Представьте, что вы пытаетесь найти в толпе нужного вам человека. Если бы у вас отсутствовали способности вы­страивать отношения «фигура—фон», то выполнить данную задачу было бы невоз­можно. Когда солдаты надевают камуфляжную форму, разли­чия между фигурой и фоном сглаживаются до такой степени, что становится сложно отличить фигуру (солдата) от фона (ра­стительности).

Другие стратегии организации, к которым мы постоянно прибегаем для придания порядка и смысла всем этим хаоти­ческим ощущениям, называют константностью восприятия. Такие стратегии возникают из нашего знания, что характери­стики объектов остаются теми же, даже несмотря на то что наши ощущения относительно этих объектов могут круто меняться. Например, одна из стратегий — это константность формы. Если вы встанете и обойдете вокруг стула, то изображение стула, про­ецируемое на вашу сетчатку (ощущения), будет меняться с каж­дым совершаемым вами шагом. Однако вы воспринимаете фор­му стула как нечто неизменное. Только представьте, насколько невозможно беспорядочным был бы наш мир, если бы все объекты воспринимались по-разному каждый раз, когда менял­ся угол зрения.

Другая из стратегий касается константности размеров. Это ПеРЦептивная способность, которая имеет наиболее непосред­ственное отношение к статье Тернбалла. Благодаря констант-

ности размеров вы воспринимаете знакомый объект как имею-щий одну и ту же величину, вне зависимости от того, на каком расстоянии от вас он находится. Если вы видите школьный ав­тобус, находящийся от вас на расстоянии двух кварталов, то изображение, проецируемое на сетчатку, будет идентично про­ецируемому изображению маленького игрушечного автобуса, рассматриваемого вблизи. Тем не менее вы воспринимаете на­ходящийся вдали автобус в его большую, натуральную величи­ну. Схожим образом, если вы смотрите на двух стоящих в поле людей и один из них располагается на расстоянии примерно трех метров от вас, а другой — тридцати, то вы будете ощущать того, кто более отдален, как человека ростом в один метр. При­чина, в соответствии с которой вы все же воспринимаете его как человека нормального роста, заключается в вашей способ­ности поддерживать константность размеров.

Ваше восприятие, прибегающее к использованию какой-либо из описанных стратегий, можно и обмануть. Это то, на чем стро­ится работа зрительных (оптических) иллюзий. Режиссер может снять сцену, в которой корабль попадает в ужасный шторм. Хотя камера снимает модель корабля длиной в 60 сантиметров, пла­вающую в специально обустроенном резервуаре, мы восприни­маем его как полноразмерный корабль по причине эффекта кон­стантности размеров и по причине отсутствия каких-либо дру­гих объектов для сравнения, дающих ключ к определению его истинных размеров. В фильме-мистификации «Аэроплан» (Airplane) 1980 года мы видим комнату, снимаемую камерой, рас­положенной в углу, снизу. При этом съемка происходит прямо за телефоном, стоящим на письменном столе (мы, соответствен­но, полагаем, что вскоре этот телефон должен зазвонить). Теле­фон находится так близко к объективу камеры, что кажется ог­ромным на экране, но мы воспринимаем его как телефон обыч­ной величины благодаря нашей способности поддерживать константность размеров. Перцептивный сюрприз возникает тог­да, когда телефон начинает звонить и актер проходит через ком­нату, чтобы ответить. Как только актер поднимает трубку, мы ви­дим, что телефон и вправду так огромен, как выглядит: его высо­та составляет около метра!

Последний важный момент, который должен быть рассмот­рен до того, как мы обратимся к представленному в данной главе

исследованию, ответа на вопрос, являются ли наши -рцептивные способности результатом научения или же врож-яенньши. Результаты исследований, проведенных с участием людей, которые были от рождения слепыми, а затем смогли об­рести зрение, позволяют предположить, что наша способность к восприятию отношений «фигура—фон» является, по крайней мере отчасти, врожденной; то есть она присутствует от рожде­ния. Но с другой стороны, перцептивная константность — это продукт опыта. Когда маленькие дети (в возрасте 5 лет и менее) видят машины или поезда на расстоянии, они воспринимают их как игрушечные и порой весьма настойчиво заявляют о своем желании иметь эту вещь. К 7—8 годам формируется констант­ность восприятия размеров, и дети уже могут правильно оцени­вать размеры объектов с учетом изменения расстояния до них. Психологи задаются вопросами: какой именно опыт позво­ляет нам приобретать эти способности? И может ли сложиться такая ситуация, что человек достигнет зрелости, но не будет об­ладать некоторыми перцептивными способностями? Что ж, краткий доклад Тернбалла, опубликованный 30 лет назад, про­ливает свет на данные вопросы.

МЕТОД

Как уже было сказано в начале главы, Тернбалл не психо­лог, а скорее антрополог. В конце 1950-х и начале 1960-х годов он находился в густых лесах Итури (Ituri Forest) в Заире (в на­стоящее время территория Конго), изучая жизнь и культуру пиг­меев БаМбути.

Поскольку Тернбалл — антрополог, базовым методом его ис­следования было естественное наблюдение, то есть наблюде­ние за поведением по мере того, как оно развертывается в есте­ственных условиях. Для психологов данный метод исследова­ния также имеет большое значение. Например, различия в агРессивном поведении между мальчиками и девочками во вре­мя игры могут быть изучены посредством техник наблюдения. Для изучения социального поведения, проявляемого такими Риматами, как шимпанзе, также потребовался бы метод, пред­лагающий наличие естественного наблюдения. Подобные сследования часто бывают дорогими и поглощающими мно-


го времени, но существуют определенные поведенческие фе­номены, которые не могут быть правильно исследованы при использовании каких-либо других способов.

Тернбалл совершал экспедицию, перемещаясь по лесу от од­ной группы живущих там пигмеев к другой. Его сопровождал молодой человек (ему было около 22 лет) — Кенж (Kenge), жи­тель одной из деревень местных пигмеев. Кенж всегда сопровож­дал Тернбалла, когда тот проводил свои исследования, выпол­няя функции гида и представляя Тернбалла тем группам БаМбу-ти, которые не были с ним знакомы. Наблюдения Тернбалла, вошедшие в его опубликованный доклад, начались, когда он и Кенж достигли восточного склона холма, очищенного от дере­вьев для постройки там миссионерского пункта. Вследствие про­изведенной вырубки деревьев открывался дальний вид над ле­сом — такой, что просматривались высокие горы Рувензори (Ruwenzon Mountains). Поскольку леса Итури чрезвычайно плот­ны, крайне необычно было видеть пейзажи наподобие этого.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)