АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ И СОВРЕМЕННЫЕ РАЗРАБОТКИ

Читайте также:
  1. Dan: 'данные о друзьях
  2. I. 1.1. Пример разработки модели задачи технического контроля
  3. I. Исходные данные для проектирования
  4. II. Способы и техника мытья рук. Современные антисептики.
  5. IV. Современные методы синтеза неорганических материалов с заданной структурой
  6. Актуальность разработки
  7. Алгоритм разработки урока
  8. Алгоритмизация процесса разработки и принятия управленческого решения
  9. Аналитические данные к счету «Продажа продукции (работ, услуг)»
  10. Аналитические данные по счету 90
  11. Аналитические данные по счету 91 «Прочие доходы и расходы» (за январь–декабрь 2013 г.)
  12. Анатомо-физиологические данные

Хобсон и Мак-Карли продолжили вести исследования, под­тверждающие их революционную гипотезу о сновидениях. Их новое осмысление не было принято широким кругом ученых, однако без упоминания о нем ни одна психологическая дискус­сия не будет считаться полноценной.

Двенадцать лет спустя после появления статьи Хобсона и Мак-Карли о модели активации и синтеза Алан Хобсон опуб-

 


 

Рис. 2.2. Сравнение психоаналитического подхода и гипотезы активации-синтеза

ликовал книгу с простым названием «Сон». В этой работе он дает объяснение своей теории о сновидениях, используя обоб­щенные и в значительной степени упрощенные термины.

Он также высказывает собственный взгляд на то, какое вли­яние может оказать данная теория на истолкование содержа­ния снов.

Хобсон признает, что сны не лишены смысла, однако истол­ковывать их следует более простым способом. Он утверждает собственную, отчасти компромиссную, точку зрения:

Несмотря на всю свою кажущуюся абсурдность, сны имеют ясный и глубоко личный смысл. Я утверждаю, что содержание сновидений возникает из необходи­мости для мозга во время REM-сна влиять на содер­жащуюся в нем информацию в соответствии с уже имеющимися данными. Поэтому мне хотелось бы упо­мянуть о психоанализе в той его части, благодаря ко­торой мы можем обнаружить в сновидении глубоко скрытую информацию о нас самих, но не обращаясь к концепции о маскировке и цензуре или к широко известным фрейдовским символам. Я склонен при-

писывать абсурдность снов дисфункции мозга, а их смысл — компенсирующей попытке мозга воссоздать порядок из хаоса. Этот порядок зависит от нашего личного взгляда на мир, наших текущих занятий, на­шей памяти, чувств и убеждений вот и все (Hobson 1989, р. 166).

Другой исследователь в области сновидений развил идеи Хобсона. Фулкс (Foulkes) (1985), выдающийся ученый, зани­мающийся так называемыми «вещими снами», также присо­единяется к мнению, что сновидения порождаются спонтанной активностью мозга во время сна. Он считал, что поскольку в снах не содержится скрытых подсознательных сообщений, от, могут снабжать нас обширнейшей психологической информацией фулкс указывает, что способ, посредством которого наща ког­нитивная система наделяет формой и содержанием беспо­рядочные импульсы в мозге, заключается в обнаружении ин­формации, касающейся важности некоторых наших воспоми­наний. Он также верит в то, что сны служат для различных полезных целей. Например, сновидения о событиях, не про­исшедших с нами наяву, способны помочь человеку подгото­виться к новым или непредвиденным обстоятельствам; тем са­мым создается своеобразная когнитивная репетиция, человеку как бы задается вопрос: «А что бы я сделал, если...?» Другая возможная функция сновидений, согласно Фулксу, заключает­ся в том, что поскольку наши сны в основном повествуют 0 нас самих, они могут способствовать углублению нашего самопо­знания.

Исследования в данной области продолжаются. Авторы мно-гочисленных трудов не только обращаются к концепции Хоб­сона л Мак-Карли о происхождении и функциях сновидений, но также и оспаривают ее. В одной из таких работ сравнивают­ся познавательные характеристики людей (их мысли) и эмоци­ональное восприятие событий, происшедших с ними недавно во сне или наяву (Kalian, LaBerge, Levitan & Zimbardo, 2000). Возможно, полученные результаты удивят вас. Ученые обнару­жили, что «знания человека во время сна в большей степени тохож^ на знания бодрствующего человека, чем это считалось юнее, а также то, что различия между этими двумя формами

сознания скорее количественные, чем качественные» (Kahan etal.,2000, p. 132).

Иными словами, по мнению ученых, наше знание о собы­тиях, увиденных во сне, в значительной степени совпадает со знанием о событиях, происшедших с нами наяву; в связи с этим авторы задаются вопросом: «Как так может быть, чтобы снови­дения включали в себя только беспорядочные вспышки элект­рической активности мозга?»

Еще одно исследование продемонстрировало продолжение научной дискуссии между теоретиками сна и сновидений. При­держивающееся принципов Фрейда психоаналитическое сооб­щество продолжает выражать досаду по поводу того, что в сво­ей теории Хобсон и Мак-Карли вышли за пределы весьма узкой точки зрения, что сны — это послания из области подсознания. В журнале, посвященном психоанализу Фрейда, Мансиа (Mancia) (1999) раскрывает основные различия между психо­аналитическим представлением о сновидениях и теорией, пред­ложенной Хобсоном и Мак-Карли, которую часто относят к «неврологическому» подходу. Мансиа предельно ясно описы­вает столкновение между этими двумя основополагающими взглядами:

В то время как неврологи заинтересованы в изучении структур, участвующих в производстве, формировании и изложении сновидений, при психоанализе внимание концентрируется на содержании снов и на помеще­нии их в определенный контекст (при совместной работе клиента с психоаналитиком) в соответствии с эмоциональной историей человека, видящего сон....Интересующие неврологов структуры и функции мозга... не имеют никакого отношения к психоанали­тическому пониманию (Mancia, 1999, р. 1205).

Несомненно, Хобсон и Мак-Карли нашли бы, что ответить. Однако для этой важной дискуссии, пожалуй, требуется другое время и место.

В конечном итоге данное увлекательное исследование об­рело новый вид, обратясь к изучению наиболее частых сюже­тов снов (Hartmann, 2000). Задачей исследования было опреде­лить, занимаются ли люди и во сне чтением, письмом и ариф-

метическими вычислениями. Ученые проанализировали 456 письменных отчетов и попросили 240 человек, часто видя­щих сны, заполнить анкеты, указав, как часто они видят во сне вышеперечисленные действия. Ни в одном из 456 описаний сновидений не были указаны чтение и письмо и только в од­ном упоминался счет. Более того, из всех участников опроса 90% ответили, что они «никогда» или «почти никогда» не про­изводили эти действия во сне, хотя наяву уделяли чтению, пись­му и счету в среднем по 6 часов в день. В полученных результатах можно увидеть вызов модели Хобсона и Мак-Карли, изложен-нойвданной главе. Ведь если сны -это результат «бессмыслен­ных импульсов статического электричества», почему же тогда эти бессмысленные импульсы последовательно не вызывают активность, отвечающую за чтение, письмо и счет?

Заключение

Вы можете согласиться или нет со столь неромантичным взгля­дом на сновидения, предложенным Хобсоном и Мак-Карли, од­нако он дает прекрасный пример того, насколько психологам,' как и ученым вообще, необходимо оставаться открытыми для новых возможностей, несмотря на существование порядка, установлен­ного втечение десятилетий. Нет сомнения в том, что модель акти­вации и синтеза внесла значительные изменения в психологию. Этот факт вовсе не означает, что все тайны сновидений разгада­ны, чего, возможно, не произойдет никогда. Однако исследова­ния в данной области обещают быть весьма интересными.

ЛИТЕРАТУРА

Foulkes, D. (1985). Dreaming: A cognitive-psychological analysis

Hillsdale, NJ: Erlbaum. Hartmann, E. (2000). We do not dream the 3 R's: Implications for

the nature of dreaming memtation. Dreaming, 70(2), 103—110 Hobson, J. A. (1989). Sleep. New York: Scientific'American Library. Kahan, Т., LaBerge, S., Levitan, L., & Zimbardo, P. (2000).

Similarities and differences between dreaming and waking

cognition: An exploratory study. Consciousness and Cognition 6( 1)

Mancia, M. (1999). Psychoanalysis and the neurosciences: A topical debate on dreams, hernational Journal of 'Psychoanalysis, 80(6), 1205-1213.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)