АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Государство и церковь. Церковный раскол

Читайте также:
  1. III. О невольных и как бы бессознательных указаниях самих раскольников на четвероконечный крест как крест истинный
  2. XIII. Величайшая опасность - государство.
  3. XIII. ГОСУДАРСТВО КАК ВЫСШАЯ УГРОЗА
  4. XIII. Государство как высшая угроза
  5. Авиньонские папы и «великий западный раскол»
  6. Атеизм, религиозные конфесcии, секты и государство.
  7. Безуспешные попытки Западной Европы в XIV-XV веках расколоть союз Древней Руси и Турции
  8. Борьба хун-ну против династии ранняя Хань. Раскол западных хун-ну
  9. Великорусское государство в середине XVI в.
  10. Взаимоотношения предпринимателей с государством, их участие в политике и социальной жизни, воздействие на общественное мнение должны быть открытыми и честными.
  11. Воздействие права на государство
  12. Вопрос: Какие основные законы развития общества надо знать, чтобы правильно управлять государством?

Русское государство в XVII в. стояло на пороге Нового времени. В городах быстро

росла грамотность. С 1621 г. для нужд правительства выходили «Куранты» – рукописный

сборник зарубежных известий. В 1667 г. был издан первый печатный исторический труд –

«Синопсис», в котором излагалась история Руси с древнейших времен. Вышли «Степенная

Книга» – систематизированная история Московского государства, «Царственная Книга» –

одиннадцатитомная иллюстрированная история мира, «Азбуковник» – энциклопедический

словарь. В 1687 г. в Москве открылся первый университет (Славяно-греко-латинская акаде-

мия). Ее преподаватели позднее создали первые учебники по математике и по русской грам-

матике.

Огромные успехи казаков и служилых людей в освоении Сибири (в середине века рус-

ские ходили по Амуру и Тихому океану) привели к тому, что в 1675 г. в Китай отправилось

первое московское посольство. Его целями были улаживание пограничных споров с мань-

чжурским правительством и организация первой государственной научно-исследователь-

ской экспедиции. А.Л. Ордин-Нащокин, дипломат и сторонник глубоких реформ в админи-

страции и культуре России по западному образцу, создал государственную почтовую службу

(до этого были лишь частные и государевы гонцы).

С середины XVII в. усилилось светское влияние на духовную жизнь общества, а споры

между традиционалистами и поклонниками новшеств захватили и церковь. В немалой сте-

пени это связывалось с заметным притоком в Россию украинского духовенства и греческих

ученых монахов. Пополнение православного мира киевлянами и греками имело для Русской церкви сложные идеологические последствия. С одной стороны, на Украине в условиях господства католической Речи Посполитой росло стремление сохранить православие и проявлялись антикатолические настроения. С другой же стороны, в то время как Русская православная церковь давно уже получила автокефалию, Украина продолжала оставаться в

сфере Константинопольской патриархии. Там закрепились изменения в обрядах, проведенные по греческому образцу.

Никон, возглавлявший Русскую церковь с 1652 г., провел церковную реформу, в соответствии с которой вместо старорусской обрядности вводилась греческая: двоеперстие заменялось троеперстием, символом культа был объявлен четырехконечный крест вместо восьмиконечного. Никон объявлял об исправлении старославянских церковных текстов по греческим образцам. Никоновская реформа имела политический подтекст. Именно в это время решался

вопрос о присоединении Малороссии. Стремление Никона ввести греческую обрядность объяснялось желанием сделать в глазах украинцев воссоединение с Россией максимально привлекательным, продемонстрировать отсутствие различий между православием Московии и Украины. При этом он опирался как на влиятельную прослойку выходцев с Украины,

так и на поддержку царя.

Предписанное сверху изменение традиции народ воспринимал как ересь. Значительная часть населения «ушла в раскол», отказавшись признать государственную церковь. Это

общественно-религиозное движение, где правительство преследовало раскольников, а те

сопротивлялись, уходя в леса и даже сжигая себя, напоминало европейскую Реформацию.

Репрессии против старообрядцев расширились после смерти Алексея Михайловича, в цар-

ствование Федора Алексеевича и царевны Софьи. В 1681 г. было запрещено любое распространение древних книг и сочинений старообрядцев. В 1682 г. по приказу царя Федора был

сожжен виднейший представитель раскола протопоп Аввакум. При Софье был издан закон,

окончательно запретивший любую деятельность раскольников.

Структура общества в XVII в. продолжала быть феодальной. Сословный строй принял четкие очертания. Господствующее, привилегированное сословие феодалов сложилось

в систему так называемых чинов «думных», «московских» и «городских». Лагерь феодалов

объединяла общность коренных интересов, направленных на укрепление собственности на

землю (в частности, путем перенесения на поместья норм вотчинного права), и крестьянский труд. В 1682 г. Земский собор отменил местничество, т. е. приравнял бояр к дворянам, объединив эти сословия. Для дворян формой предъявления своих требований правительству была подача коллективных челобитных об отмене «урочных» лет, о сыске беглых крестьян, об описании и межевании земель.

Взаимоотношения сословий и борьба между ними оказали воздействие на эволюцию

государственного строя в стране. Земский собор первой половины XVII в. не был органом, конституционно ограничивавшим власть царя. Правительство, по сути, использовало

сословно-представительные учреждения в интересах самодержавия, а потому должно было

считаться с их запросами. Удовлетворив при посредничестве Земских соборов требования

дворян и посадского населения, правительство взяло от сословий то, что могло взять для

усиления централизованного аппарата власти.

Отмирание Земских соборов во второй половине XVII в. свидетельствовало о переходе

сословно-представительной монархии в монархию абсолютную. Идеологом абсолютизма

был патриарх Филарет. В составленном по его инициативе публицистическом произведении

«Новый летописец» давалось идеологическое обоснование самодержавия и прав на престол

династии Романовых на основе якобы божественного предопределения, перехода царской

власти по наследству и всенародного его признания.

К концу XVII в. в Российском государстве сложились предпосылки абсолютизма в

области организации власти и управления, вооруженных сил, финансов. В связи с развитием

всероссийского рынка окрепла экономическая база государственной централизации. Укре-

пилась феодальная собственность на землю. Дворяне-крепостники и верхи посада объеди-

нились с царизмом перед лицом опасности со стороны крестьянства и посадских низов. Раз-

межевание господствующего сословия и закрепощенной крестьянской массы стало более

рельефным. С тех пор как перестали собираться земские соборы, независимая от сословий

царская власть стала проводить продворянскую политику, учитывая, однако, и интересы

купечества.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)