|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Культура Киевской РусиКо времени принятия христианства Русь уже около ста лет развивалась в условиях становления раннефеодальной государственности, социального расслоения, совершенство- вания производства. Высокого уровня достигли ремесла, техника деревянного строитель- ства. В эпоху перехода к раннеклассовому обществу, как и у других европейских народов, у восточных славян складывался эпос. Его сюжеты сохранились в основном в записан- ных много веков спустя «былинах», называвшихся тогда старинами. К IX–X вв. относится появление сюжетов таких былин, как «Михайло Поток», «Дунай», «Вольга и Микула». Кня- жение Владимира Святославича (980–1015) стало «эпическим временем» русских былин, а сам князь – обобщенным образом правителя Руси. К концу X в. относится появление былин, героями которых были Добрыня Никитич (его прототипом послужил дядя Владимира Свя- тославича по матери Добрыня, бывший наставником и советником князя в годы его молодо- сти) и Илья Муромец. К концу IX – началу X в. на Руси становятся известными славянские азбуки кирил- лица и глаголица. Созданные во второй половине IX столетия братьями-монахами Кириллом (Константином) и Мефодием и первоначально распространенные в западнославянском госу- дарстве – Великой Моравии, они вскоре проникают в Болгарию и на Русь. Первым извест- ным памятником славянской письменности является русско-византийский договор 911 г. Соединение славянских дохристианских традиций с тем культурным пластом, который поступил на Русь с принятием христианства из Византии и Болгарии и приобщил страну к византийской и славянской христианским культурам, создал феномен русской средневеко- вой культуры. Ее особенности были во многом обусловлены использованием славянского в своей основе языка в качестве языка церковной службы и вследствие этого становлением литературного славянского языка, понятного всему населению. В Западной Европе и сла- вянских странах, принявших западный вариант христианства (с середины XI в. католицизм), где языком церковной службы была латынь, возникали как эпические произведения на наци- ональных языках, так и латиноязычная «официальная» литература. Появление на Руси после принятия христианства литературы на славянском языке спо- собствовало распространению грамотности. Ярким свидетельством этого являются берестя- ные грамоты – письма на бересте разнообразного (преимущественно делового) содержания. Они обнаружены при раскопках уже в девяти древнерусских городах. Большая часть находок происходит из Новгорода, где естественно-географические условия способствовали лучшей сохранности писем на бересте. Авторами берестяных грамот были люди всех слоев древне- русского общества. Наиболее ранние из грамот датируются XI в. В XI – начале XII в. на Руси большой интерес вызывали переводные сочинения как религиозного, так и светского содержания. Среди них были и исторические сочинения, например перевод византийской «Хроники Георгия Амартола». В это же время происходит становление оригинальной древнерусской литературы. Одним из самых ранних дошедших до нас произведений древнерусской литературы является «Слово о Законе и Благодати». Оно было создано в середине XI в. митрополитом Иларионом, первым и единственным в период с принятия христианства до середины XII в. русским по происхождению главой русской церкви. Основная идея «Слова о Законе и Благо- дати» – вхождение Руси после принятия христианства в число христианских народов, в чем автор видит заслугу князя Владимира и продолжающего дело распространения новой веры его сына Ярослава. При этом дохристианское прошлое Руси в глазах Илариона не выглядит «темными веками». Он подчеркивает, что Владимир, его отец Святослав и дед Игорь «не в худой и неведомой земле владычествовали, но в Русской, которая ведома и слышима во всех четырех концах земли». Во второй половине XI – начале XII в. в церковных кругах были созданы оригиналь- ные произведения житийного жанра, среди которых выделяются цикл сказаний о первых русских святых – князьях Борисе и Глебе и «Житие» игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия, написанное монахом этого монастыря Нестором. Важнейшее место в древнерусской литературе занимают летописи. Некоторые иссле- дователи полагают, что уже к концу X в. был создан первый летописный свод. Другие отно- сят появление первого свода к более позднему времени – второй половине XI в. Первым летописным сводом, текст которого может быть реконструирован, является так называемый Начальный свод конца XI в. Его текст сохранился в составе Новгородской I летописи. В начале XII столетия в Киево-Печерском монастыре был составлен летописный свод, получивший название «Повесть временных лет». Из отечественных источников помимо Начального свода летописец привлек устные легенды об основании Киева, о призвании варяжских князей, о княгине Ольге и ряд других. «Повесть…» начинается с рассказа о рассе- лении славян по Европе и их взаимоотношениях с другими народами. Далее повествуется о возникновении государства Руси, деяниях первых его правителей. Особенно подробно изло- жены в «Повести…» события второй половины XI – начала XII столетий. В Лаврентьевский список «Повести временных лет» были включены произведения, принадлежащие руке князя Владимира Мономаха. Среди них «Поучение», которое состоит из двух частей: «Поучения детям» и перечня «путей» – походов и поездок, которые Мономах совершал в течение своей жизни. Рядом помещено послание Владимира Мономаха Олегу Святославичу, написанное в разгар усобиц 90-х гг. XI в. после гибели в бою с Олегом сына Мономаха Изяслава. Произведения эти являются не только ценным историческим источни- ком, но и ярким литературным памятником, дающим представление об общественном созна- нии высшего слоя древнерусского общества. В XI – начале XII в. продолжалось развитие эпического жанра. Со сватовством норвеж- ского короля Харальда к дочери Ярослава Мудрого Елизавете связан сюжет былины «Соло- вей Будимирович». Ряд эпических песен возник в связи с борьбой с половецкими набегами конца XI – начала XII в. В них в измененном виде встречаются имена известных по летопи- сям половецких ханов (Тугоркан – Тугарин Змеевич, Шарукан – Шарк-великан, Кудреван, Сутра – Скурла). Образ князя Владимира Мономаха, инициатора борьбы с кочевниками (в былинах они выступают под именем татар, народа, имя которого позже заслонило собой имена преж- них врагов Руси), слился с образом Владимира Святославича. К эпохе Мономаха относится появление цикла былин об Алеше Поповиче, былина «Ставр Годинович» (прототипом ее героя послужил приближенный Владимира, позже новгородский боярин Ставр Гордятинич). В XI в. развиваются каменное храмовое строительство, церковная живопись. До наших дней сохранились выдающиеся памятники зодчества середины XI столетия – соборы св. Софии в Киеве и Новгороде и Спасский собор в Чернигове. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |