АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Культура русских земель и княжеств в XIII–XV вв

Читайте также:
  1. II Художественная культура Западной Европы и Северной Америки
  2. III Русская художественная культура
  3. IV. Земельная собственность или земельная рента
  4. VI. КАТЕГОРИИ ЭРОДИРОВАННЫХ ЗЕМЕЛЬ И ПР0ТИВ0ЭРО3ИЙННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
  5. VII. Оркестры русских народных инструментов
  6. Адукацыя і культура.
  7. Адукацыя і культура.
  8. Адукацыя, навука, культура.
  9. Адукацыя, навука, культура.
  10. Анализ земельных ресурсов. Анализ факторных и результативных показателей.
  11. Анализ русских кладов монет
  12. БИЛЕТ 7.1 Общение. Культура общения.

От вторжения Батыя в 1237 г. до стояния на Угре в 1480 г. русские земли находились

в зависимости от Орды, что оказало крайне негативное воздействие на развитие русской

культуры. Особенно тяжелы были первые несколько десятилетий. Тысячи людей погибли в

битвах, огне пожарищ, от голода и эпидемий, были уведены в рабство. Чаще всего «в полон»

забирали ремесленников и молодежь. На Руси наблюдалось повсеместное сокращение числа

ремесленных специальностей: ювелирных, гончарных, кожевенных, кузнечных, стеклодув-

ных и др. Прекратилось каменное строительство. К концу XIII в. положение начало немного

улучшаться. В Твери, претендовавшей на роль центра Северо-Восточных земель, в 1285 г.

начал возводиться каменный храм в честь Преображения Господня. Спасопреображенские

храмы нередко строились в то время в этом регионе, поскольку Спас почитался покрови-

телем Владимирской княжеской династии. С начала XIV в. каменное строительство посте-

пенно приобретало размах. Возобновилось и летописание, а также переписывание и созда-

ние новых книг. Сохранившиеся до нашего времени новгородские берестяные грамоты этой

эпохи свидетельствуют о наличии высокого уровня грамотности среди городского населе-

ния. По-прежнему «сказывали» былины, возникшие в более ранний исторический период.

Наряду с ними появились и новые предания и легенды. Особенно любили «Сказание о граде

Китеже» – городе, ушедшем при нападении захватчиков под воду, на дно озера, со всеми

защитниками и жителями, не сдавшимися врагам. В XIV в. дорогой пергамен, изготавли-

вавшийся из телячьих кож, стал заменяться бумагой, в обиход вошло более беглое и сво-

бодное письмо – полуустав, заменившее бытовавшее ранее «уставное» письмо. С XIV в.

летописи вновь становятся все более подробными, ведутся почти во всех крупных городах,

но постепенно центром летописания становится Москва. В 1408 г. был составлен Общерус-

ский летописный свод, так называемая Троицкая летопись, погибшая в московском пожаре

1812 г., а к 1480 г. относится создание Московского летописного свода. В 1442 г. Пахомием

Логофетом был составлен первый русский Хронограф, в котором нашли отражение события

всемирной истории.

Одним из самых распространенных литературных жанров были исторические пове-

сти, в которых описывались «хожения» (путешествия) и крупные исторические события.

Выдающимся памятником русской культуры XV в. явилось «Хожение за три моря» твер-

ского купца Афанасия Никитина, содержащее сведения об Индии и странах, лежащих на

пути из Руси в Индию. Ценные географические описания других территорий представлены

в «Хожениях» новгородца Стефана (1348–1349) и смолянина Игнатия (1389–405) в Царьград

(Константинополь).

Широкое распространение до Куликовской битвы имели повесть «О битве на Калке»,

«Повесть о разорении Рязани Батыем», повести об Александре Невском. Поэма «Задон-

щина» была посвящена уже самой победе на Куликовом поле.

Церковная (житийная) литература пользовалась особой популярностью. Мон-

голо-татары отличались веротерпимостью, так что русская церковь имела возможность

и поддержать патриотические настроения народа. «Житие» Дмитрия Донского создавало

образ мужественного полководца. Талантливые церковные писатели Пахомий Логофет, Епи-

фаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших деятелей Русской православной

церкви: митрополита Петра, перенесшего церковную столицу из Владимира в Москву, Сер-

гия Радонежского – основателя Троице-Сергиева монастыря.

Подъем русской культуры в XIV–XV вв. проявился и в архитектурном творчестве.

В Новгороде в XIV в. были построены Ковалевская церковь, имеющая фресковую роспись,

Волотовская церковь и др. Еще при Дмитрии Донском в 1367 г. были возведены первые белокаменные стены Московского Кремля. Спустя столетие с помощью итальянских мастеров

были возведены уже из красного кирпича кремлевские стены, которые сохранились в основном до наших дней. Московский Кремль стал одной из крупнейших крепостей в мире. Под

укрытием мощных стен в нем были возведены дворцы великого князя и митрополита, здания

государственных учреждений, монастыри. В центре Кремля, на Соборной площади начали

строить самое высокое здание в тогдашней Москве – колокольню, получившую название

«Иван Великий», окончательно достроенную позже, уже при Борисе Годунове. В 1479 г. был

сооружен на фундаментах старой церкви главный собор Московского Кремля – Успенский,

который начали строить псковские мастера, а завершил талантливый зодчий итальянского

Возрождения Аристотель Фиорованти. Пятиглавый Успенский собор являлся крупнейшим

общественным зданием того времени.

В 1484–1489 гг. псковские мастера возвели Благовещенский собор – домовую церковь

московских государей. Неподалеку от него несколько позже была сооружена усыпальница

московских великих князей – Архангельский собор. В конце XV в. была построена Грановитая палата, названная так благодаря «граням», украсившим наружные стены. Грановитая

палата являлась частью царского дворца, его тронным залом. Московский Кремль стал своеобразным символом могущества и силы сложившегося вокруг Москвы государства.

Идея русского единства воплотилась и в ряде других архитектурных памятников,

например в соборе Савино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода, Троицком соборе

Троице-Сергиева монастыря, Звенигородском соборе и др. При сооружении этих храмов

были использованы традиции древнерусского зодчества (планы зданий, особенности архи-

тектурной композиции и т. д.). В некоторых соборах делались цветные (майоликовые) полы,

медные двери с различными изображениями и украшениями, золоченые прорезные кресты,

производилась внутренняя и внешняя роспись стен. На каменное зодчество XIV–XV вв.

большое влияние оказал стиль деревянных построек, тесно связанный с народным творче-

ством. Характерное для русской культуры того времени подчеркивание исторических связей

с предшествующим периодом нашло, в частности, свое выражение в реставрации архитек-

турных памятников Переяславля, Ростова, Владимира, Твери, Новгорода.

Русская иконописная традиция к XIV–XV вв. достигла замечательных высот. В Нов-

городе, при росписи Волотовской церкви, храма Спаса на Ильине улице, а позднее в Москве

в конце XIV – начале XV в. работал выходец из Византии выдающийся художник Феофан

Грек. Он расписал вместе с Симеоном Черным московскую церковь Рождества Богородицы.

Высший подъем иконописного искусства связан с творчеством современника Феофана

Грека – русского художника Андрея Рублева. Впечатление цельности и законченности образов А. Рублева создается во многом благодаря сочетанию чистых и нежных красок. Знаме-

нитая «Троица» стала одной из вершин не только русского, но и мирового искусства. Кисти

А. Рублева принадлежит также фресковая роспись Успенского собора во Владимире, иконы

Звенигородского собора, Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре.

Вопросы для самопроверки

1. Какие земли и княжества играли наибольшую политическую и хозяйственно-куль-

турную роль в период политической раздробленности на Руси?

2. Какова специфика государственного управления в Великом Новгороде, Галицко-

Волынских землях и в северо-восточных княжествах?

3. Как земли и княжества Древней Руси боролись с внешней агрессией?

4. Какую роль сыграли древнерусская литература, архитектура и живопись в объеди-

нительном процессе русских земель и княжеств?


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)