|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Культурная революцияПерепись населения в 1920 г. выявила в стране 54 миллиона неграмотных, поэтому задача ликвидации неграмотности явилась одной из основных в государственной политике народного образования. В 1923 г. было организовано Всероссийское добровольное обще- ство «Долой неграмотность» во главе с М.И. Калининым. На средства общества содержа- лись тысячи пунктов или школ по ликвидации неграмотности (ликбезы). В 1925 г. в ликбезах обучалось почти 1,4 млн взрослых. В результате, по переписи 1926 г., грамотность населе- ния составила 51,5 %, в том числе по РСФСР – 55 %. Грамотность городского населения была выше – 76,3 %, чем сельского – 45,2 %. Наряду с ликвидацией неграмотности реша- лись и пропагандистские задачи закрепления в массах коммунистической идеологии. Вокруг перспектив развития школьного образования велись дискуссии между сторонниками поли- технической и монотехнической (с ранней обязательной специализацией) систем школь- ного образования. К середине 20-х годов школьное образование в структурном отношении представляло собой сложную реальность: начальная 4-летняя школа (1-я ступень), 7-летняя школа в городах, школа крестьянской молодежи (ШКМ), школа фабрично-заводского уче- ничества (ФЗУ) на базе начальной школы, школа 2-й ступени (5–9-е классы) с профессио- нальными классами или без них. В 20-е гг. возникла особая форма для подготовки рабочих к получению высшего обра- зования, а потом и прямо высшего образования для рабочих – рабочие факультеты (рабфаки), которые вырастили первое поколение советской интеллигенции, политически идеологиче- ски лояльной к советской власти и правящей партии. Принимались меры по коренному изме- нению программ обучения в вузах (институтах, высших технических училищах) и универ- ситетах, удалению из университетов нелояльных к власти профессоров и преподавателей. Это вызывало серьезные конфликты, забастовки, протесты в студенческой и преподаватель- ской среде. В начале 20-х гг. в качестве обязательных предметов были введены диалектиче- ский и исторический материализм, история пролетарской революции, история советского государства и права. Различия в творческих позициях деятелей культуры нашли выражение в создании мно- гочисленных групп и объединений. Одна из таких влиятельных литературных групп объ- единяла преимущественно прозаиков (К.А. Федин, М.М. Зощенко, В.А. Каверин). Другая литературная группа – «Перевал» – была создана при журнале «Красная новь» и включала в себя таких писателей, как М.М. Пришвин, В.П. Катаев, А.А. Караваева, А.Г. Малышкин, П.А. Павленко. Группа выступала за сохранение преемственности традиций русской и миро- вой литературы, против «рационализма» и «конструктивизма». В 1923 г. возникла Московская ассоциация пролетарских писателей, а с 1924 г. – Рос- сийская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), наиболее массовое литературное объ- единение 20-х гг. В его составе числилось множество кружков и местных объединений. Основными печатными органами были журнал «На посту» (1923), а затем «На литератур- ном посту» (с 1925 г.). РАПП действовала с открыто классовых, пролетарских позиций. Рап- повцы претендовали на монополию в области литературного творчества, вели грубую поле- мику, насаждали идеологию в литературе. В начале 20-х гг. лидирующее положение в литературной жизни и устойчивый интерес довольно широких кругов молодежи и взрослой читающей публики приобрела поэзия. Важ- ной считалась «математизация» и «геометризация» стиля, т. е. форма поэтического произве- дения была автору и читателю значимей содержания. Впрочем, читатель чаще оказывался не читателем, а слушателем. Из-за нехватки бумаги распространение получила «устная» поэ- зия: литературные вечера, концерты, диспуты. В 1922–1923 гг. в прозе наметился поворот в сторону большей конкретизации и индивидуализации образов, раскрытия отдельных сторон бытовой жизни героев. Стали появляться книги детективно-авантюрного и интимного содержания. Появилась и социаль- ная проза, на страницах которой внимание автора и читателя привлекалось к морально- этическим конфликтам, порожденным преимущественно общественными процессами, пре- жде всего новой экономической политикой. Достаточно вспомнить произведения А. Тара- сова-Родионова «Шоколад» (1922), Ю. Либединского «Неделя» (1922). К середине 20-х гг. жанр романа стал лидирующим в литературе: М. Горький «Дело Артамоновых» (1925), А.А. Фадеев «Разгром» (1926) и др. Со второй половины 20-х гг. массовый поток произведений стал терять своеобразие, наполняться штампами, однообразными сюжетными схемами, круг тем ограничивался. Ска- залось, конечно, общее состояние общественной мысли: пришло время идеологии тотали- таризма. Общество художников «4 искусства» (1924) сложилось на основе ранее существовав- ших объединений «Голубая роза», «Мир искусства». Безупречная профессиональная куль- тура, верность традиции и одновременно смелые поиски характеризовали работы П.В. Куз- нецова, М.С. Сарьяна, В.И. Мухиной и др. В архитектуре период 20-х гг. характеризовался интенсивной разработкой проектов различного назначения зданий и сооружений: жилые дома, дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны, мосты, промышленные объекты. Широкое развитие получил архитектур- ный конструктивизм, основывающийся на так называемом производственном искусстве. В 1925 г. конструктивисты объединились в «Общество современных архитекторов» (ОСА), издавали журнал «Современная архитектура» во главе с братьями А.А. и В.А. Весниными и М.Я. Гинзбургом. Наибольшую известность получили конкурсные проекты братьев Весни- ных: Дворец труда в Москве (1923), здание газеты «Ленинградская правда» (1924). В начале 20-х гг. продолжалась установка памятников, возводимых в связи с планом монументальной пропаганды. Разрабатывались проекты генерального плана реконструкции Москвы (под руководством А.В. Щусева и И.В. Жолтовского), Ленинграда (под руковод- ством И.А. Фомина). На сценах многих известных театров (МХАТ, Малый театр) наряду с классикой в 20-е гг. ставились пьесы новых драматургов на революционные темы. На развитие театра этого времени оказала влияние деятельность целой плеяды режиссеров: К.С. Станиславского, В.И. Немировича-Данченко, В.Э. Мейерхольда, Е.Б. Вахтангова, А.Я. Таирова. Со свертыванием новой экономической политики в годы первой пятилетки (1929– 1933) тоталитарный политический режим получил новый импульс к развитию, что не могло не сказаться на всех без исключения сферах и проявлениях духовной жизни советского общества. В 1926 г. 43 % людей в возрасте 9–49 лет и большинство населения старших возра- стов были все еще неграмотны. К началу 30-х гг. в СССР насчитывалось 119 тыс. школ, имелось 1200 вузов и техникумов. В решениях съезда ВКП(б), Постановлениях ЦИК и Сов- наркома СССР в июне – августе 1930 г. была поставлена задача «проведения всеобщего обя- зательного первоначального обучения и ликвидации неграмотности». В результате по Все- союзной переписи населения 1939 г. процент грамотного населения в возрасте старше 9 лет достиг 81, 2 (мужчин – 90,8, женщин – 72,6). В СССР к концу 30-х гг. действовало 152 тыс. школ. Быстрыми темпами развивалась система среднего специального и высшего образова- ния. В 1940 г. работало около 4600 вузов, к концу второй пятилетки Советский Союз вышел на 1-е место в мире по числу учащихся и студентов. Были достигнуты значительные успехи в естественных и технических науках. В СССР к концу 1932 г. насчитывалось свыше 1150 научно-исследовательских институтов и их фили- алов. Крупным достижением химической науки была разработка в 1928 г. С.В. Лебеде- вым оригинального метода получения синтетического каучука из этилового спирта. Откры- тие С.В. Лебедева, труды А.Е. Фаворского, Б.В. Бызова и других исследователей заложили научную основу новой отрасли промышленности – производства синтетического каучука. В 1928 г. был создан комитет по химизации народного хозяйства СССР при Совнаркоме СССР. Серьезные открытия были сделаны в ядерной физике: Д.В. Скобельцын разрабо- тал метод обнаружения космических лучей, Д.Д. Иваненко выдвинул теорию строения атомного ядра из протонов и нейтронов, А.Ф. Иоффе изобрел многопластиночный изолятор, Н.Н. Семенов успешно работал над изучением цепных реакций. Исследования К.Э. Циол- ковского создали приоритет СССР в разработке теоретических проблем освоения космоса: труды «Космическая ракета» (1927 г.), «Космические ракетные поезда» (1929 г.), «Реактив- ный аэроплан» (1930 г.). В 1930 г. был построен первый в мире реактивный двигатель, рабо- тавший на бензине и сжатом воздухе. Его сконструировал Ф.А. Цандер. В 1929 г. была основана Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук имени В.И. Ленина (ВАСХНИЛ) с 12 институтами. Президентом ее стал Н.И. Вавилов. В том же году создана Белорусская академия наук. К концу первой пятилетки организованы Ураль- ский, Дальневосточный и Закавказский филиалы, Казахстанская и Таджикистанская базы АН СССР. К 1937 г. в стране имелось 867 научно-исследовательских институтов и их фили- алов, в которых работали 37 600 научных сотрудников. До своей смерти в 1936 г. продолжал исследования известный русский физиолог И.П. Павлов. Больших успехов добился селек- ционер И.В. Мичурин. Видную роль в развитии советской и мировой науки сыграли Инсти- тут генетики АН СССР и Всесоюзный институт растениеводства (ВИР) (руководитель – Н.И. Вавилов). Однако развитие советской науки тормозилось тоталитарным государственным режи- мом и репрессиями. Были репрессированы многие выдающиеся ученые, в том числе Н.И. Вавилов, С.П. Королев и др. Сформировался и получил широкое распространение тип лжеученого (такого, как Т.Д. Лысенко). Скромными были достижения общественных наук, в основном служивших целям идеологического обоснования партийной политики. Тоталитарный режим стал причиной складывающегося тяжелого положения в обла- сти литературы и искусства. В апреле 1932 г. ЦК ВКП(б) принял Постановление «О пере- стройке литературно-художественных организаций», которым совершенно ликвидировался относительный плюрализм периода нэпа в сфере художественного творчества. На смену многочисленным литературным группировкам шел единый Союз писателей СССР. Пер- вый Всесоюзный съезд советских писателей состоялся в 1934 г. Началась эпоха «социали- стического реализма». Однако и в эти годы как в рамках господствующего литературного направления («социалистического реализма»), так и вне его создавались значительные про- изведения: «Тихий Дон» и первая часть «Поднятой целины» М.А. Шолохова, «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова, стихи и поэмы А.А. Ахматовой, П.Н. Васильева, Н.А. Клюева, О.Э. Мандельштама, М.И. Цветаевой, романы и повести М. Горького, Н.А. Островского, А.А. Фадеева, И. Ильфа и Е. Петрова. Многие из этих произведений получили известность много позже, спустя десятилетия. Расцвет переживало советское кино: «Броненосец «Потемкин», «Александр Нев- ский» С.М. Эйзенштейна, «Мать», «Конец Санкт-Петербурга» В.И. Пудовкина, «Арсе- нал», «Земля» А.П. Довженко, «Путевка в жизнь» Н.В. Экка, «Семеро смелых», «Комсо- мольск» С.А. Герасимова, «Веселые ребята», «Цирк» Г.В. Александрова, «Петр Первый» В.М. Петрова, «Чапаев» С.Д. и Г.Н. Васильевых, «Мы из Кронштадта» Е.Л. Дзигана, три- логия о Максиме («Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона») Г.М. Козинцева и Л.З. Трауберга, «Человек с ружьем» С.И. Юткевича, «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» М.И. Ромма. В живописи и скульптуре заметный след оставили А.А. Дейнека, М.В. Нестеров, П.Д. Корин, П.П. Кончаловский, Ю.И. Пименов, В.И. Мухина, И.Д. Шадр, а в музыке – Б.В. Асафьев, Р.М. Глиер, Ю.А. Шапорин, Д.Д. Шостакович и др. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.) |