|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Культура России в XVI векеПроцесс складывания единого централизованного государства не мог не отразиться на развитии русской культуры. Причем влияние его было неоднозначным. Так, были утра- чены многие местные культурные традиции. Местное летописание сменилось единой вели- кокняжеской летописью, исчезли целые иконописные школы, как это случилось, например, с тверской иконописью. В XVI в. интерес к исторической повести, характерный для второй половины XV в., значительно снижается. Получает развитие публицистика – новое явление в культурной жизни страны. Важные для общества вопросы становятся предметом широкого обсужде- ния не только церковных, но и светских авторов. При этом публицисты стараются исполь- зовать язык, приближающийся многими своими особенностями к разговорному, что расши- ряет круг читателей и слушателей. В «Сказании о великих князьях Владимирских» были обоснованы важнейшие идеи новой государственной идеологии, а сам род московских государей возводился к «Августу Кесарю», т. е. римскому императору Августу. Вопрос о характере власти обсуждался и в полемике иосифлян и нестяжателей. И если Нил Сорский, лидер последних, участия в поле- мике не принимал, то его ученик, князь Вассиан Патрикеев, долгое время пребывавший в опале и сблизившийся с инакомыслящими, уделил ей большое внимание. Вопрос о власти и о государстве занимал в то время многих светских публицистов. Среди них и дипломат Федор Карпов, и «бедный воинник» (небогатый дворянин) Иван Пересветов. И Ф. Карпов в своих посланиях, и И. Пересветов в своих произведениях, особенно в так называемых Челобитных (написанных в 40-е – начале 50-х гг.), обосновывали необходимость сильной государственной власти, построенной на принципах справедливости и права. С публицистическими произведениями выступили и князь Андрей Курбский, и царь Иван Грозный – в полемике, которую открыл Андрей Курбский своим посланием Ивану IV после бегства в Литву в 1564 г. Сподвижником молодого Ивана Грозного в деле проведения реформ выступил митрополит Макарий. Вокруг него сложился своеобразный кружок, участники которого подготовили такое фундаментальное собрание древнерусской литературы, как «Великие ЧетьиМинеи». Это 12-томное (по числу месяцев) собрание житий святых, поучений, произведений канонического права и других текстов, расположенных по дням христианских праздни- ков и дням памяти святых. «Четьи-Минеи» предназначались не для богослужебных целей, а для личного чтения. Собирались «Четьи-Минеи» в течение 30–50-х гг. и, по мнению созда- телей, должны были охватить всю литературу, кроме летописей, допускаемую к чтению. Подготовка собрания способствовала объединению и систематизации всего громадного литературного наследия Древней Руси. «Четьи-Минеи» отразили рост интересов русского общества, включив в себя все те произведения, которые в XV в. были особенно популярны у еретиков. В то же время произведения, по какой-либо причине в «Четьи-Минеи» не попав- шие, стали реже переписываться и читаться, оказавшись на периферии культурного про- цесса. Митрополит Макарий в 1988 г. был причислен к лику святых. В те же годы создается и новая редакция «Домостроя» (говоря современным языком – домоводства), приписываемая священнику Сильвестру. Это один из многих сборников «учи- тельного» содержания на Руси, предназначаемый для домашнего чтения. «Домострой» объ- единял статьи не только бытового, но и духовного содержания. Идеология православной церкви разрабатывалась решениями Стоглавого собора, а также в таких публицистических произведениях, как послания старца Псково-Печерского монастыря Филофея (в 20-е гг.) и «Повести о новгородском белом клобуке», время создания которой некоторые исследователи относят еще к XV в. В этих произведениях проповедуются идеи греховности всего католического, а Россия признается единственным после падения Константинополя в 1453 г. центром истинного христианства. «Два … Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». В начале 50-х гг. в Москве начала свою деятельность первая типография. В 1563 г. в ней приступил к работе Иван Федоров. Он был не только издателем, но и редактором первопе- чатных книг. Первые его издания в Москве – книги Священного писания. В первой половине XVI в. в России развернулось интенсивное строительство камен- ных церквей и крепостей, хотя большинство строений в России, разного назначения, и в городе, и в деревне, оставались деревянными. Деревянный шатровый стиль проник и в каменное зодчество. Одним из лучших образцов этого стиля является церковь Вознесения в дворцовом селе Коломенском, построенная в 1530–1536 гг. Василий привлекал к строитель- ству в Москве итальянских мастеров. Аристотель Фиорованти, Алевиз Новый, Петр Фря- зин, Бон Фрязин строили в Москве с учетом русских традиций. Рядом с ними в Кремле и за его стенами продолжали работать русские архитекторы и строители. Так, храм Василия Блаженного строили псковские мастера Барма и Постник в 1555–1560 гг. Его правильнее называть Храмом Покрова Богоматери на Рву (ров, соединявший рр. Москву и Неглинную, был засыпан в XVIII в.), но под названием собор Василия Блаженного он и по сей день изве- стен больше. Первоначально храм был белым. Свою яркую раскраску он получил в XVII в. Много церквей строилось на средства богатых купцов (Ю.Г. Бобынина, В. Бобра, Ф. Вепря). Строительство крепостных стен в начале XVI в. велось в Пскове. Около 1516 г. закончилось строительство кирпичного Московского Кремля, который сменил белокамен- ный кремль времен Дмитрия Донского. В конце XVI в. архитектор Федор Конь строит Белый город (по современному Бульварному кольцу) в Москве и кремль в Смоленске. Продолжателем традиций, заложенных Андреем Рублевым в иконописи, называют Дионисия. Его работы отличает изысканный, утонченный колорит и рисунок. Дионисий работал и в технике фрески. Хорошо сохранились его фрески в Ферапонтовом монастыре под Вологдой. Вопросы для самопроверки 1. Каковы основные признаки сословно-представительной монархии? 2. Охарактеризуйте реформы Избранной рады. 3. Каковы предпосылки, течение и последствия опричнины как внутриполитического курса Ивана Грозного в 60–70-е гг. XVI в.? 4. Охарактеризуйте основные течения в публицистике и общественно-политической мысли в России. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |