|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Движение во второй половине XIX векаОтмена крепостного права в России сопровождалась массовым общественно-демокра- тическим подъемом. Главной особенностью 60–80-х гг. стал переход от этапа дворянской революционности с его узкой социальной базой к разночинскому, когда во главе оппозици- онно-демократического движения оказались студенчество, выходцы из духовного сословия, отчасти чиновничество и офицерство, опиравшиеся на массовое крестьянское движение и видевшие в нем главную революционную силу. 60-е гг. были периодом, во время которого многие традиции движения, получившего название «народничество», лишь зарождались. Движение 70-х гг. носило уже более массо- вый характер, а теоретическая основа его приобрела завершенную форму. К концу 70-х гг. новым важным фактором общественного развития стало зарождавшееся рабочее движение. Основы народнической теории были сформулированы в трудах М.А. Бакунина, П.Л. Лаврова, П.Н. Ткачева, базировавшихся на работах А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского. Наибольшее внимание народничества привлекала утопическая часть их учения, идеализи- ровавшая крестьянскую общину как ячейку социализма. Общим для них было и призна- ние развивающегося в России капитализма упадком, явлением, якобы органически чуждым исконно русскому строю жизни. Не видели народники и связи интеллигенции и ее полити- ческих учреждений с материальными интересами отдельных сословий. По существу, это была российская разновидность утопического социализма. Однако в тактическом отношении народничество не было единым. В нем можно выде- лить три основных направления. Основоположник отечественного анархизма М.А. Бакунин полагал, что задачей рево- люционеров является подъем крестьян на восстание. Отдельные вспышки крестьянских бунтов необходимо слить в общую крестьянскую революцию, в ходе которой погибнет госу- дарство. На его обломках возникнет царство анархии в виде федерации свободных само- управляющихся крестьянских общин и рабочих артелей. П.Л. Лавров в отличие от Бакунина главной задачей считал проведение длительной, терпеливой революционной пропаганды для постепенной подготовки народа к революции. Подобная пропаганда, по его мысли, являлась нравственным долгом интеллигенции перед народом. Третье направление – заговорщическое (П.Н. Ткачев) – было ориентировано на идею захвата власти небольшой хорошо законспирированной организацией революционе- ров, что создало бы предпосылки для революционных преобразований. Долгое время искусственно сдерживавшееся в ходе либеральных преобразований Александра II демократическое движение вырвалось на свободу в виде крайне опасной для общества кружково-заговорщической деятельности. Так, раскрытие в 60-е гг. организован- ной С.Г. Нечаевым группы «Народная расправа», ориентированной на террор, шантаж, запу- гивание общества, заставило правительство бросить на борьбу с народничеством все силы. Арестам и судебным преследованиям подверглись во второй половине 70-х гг. и сторонники пропагандистского направления, предпринявшие массовое «хождение в народ». В 1876 г. сформировалась тайная революционная организация под названием «Земля и воля», члены которой со временем пришли к мысли путем террора запугать правитель- ство и заставить его дать стране конституцию. Первыми актами террора явились выстрел Веры Засулич в петербургского градоначальника Трепова в 1878 г., убийство шефа жандар- мов Мезенцева С.М. Степняком-Кравчинским в том же году, неудачное покушение на Алек- сандра II в 1879 г. Однако в целом единого взгляда на террор у членов «Земли и воли» не было. Это при- вело к ее распаду в 1879 г. на две новые организации: «Черный передел» (1879–1882) и «Народная воля» (1879–1881). Чернопередельцы, лидерами которых стали видные народники Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, П.Б. Аксельрод, оставались на прежних позициях и были сторонниками мир- ной пропаганды. Эмигрировав из-за полицейских преследований за границу, они составили впоследствии ядро группы «Освобождение труда». Программа «Народной воли», признавая невозможность в настоящее время крестьянской революции, основной упор делала на заговорщическую тактику и террор. «Народная воля» имела строго централизованный характер. Во главе ее стоял Исполнительный коми- тет, руководителями которого были А.И. Желябов, Н.А. Морозов, С.Л. Перовская, В.Н. Фиг- нер и др. Все свои усилия народовольцы решили сосредоточить на убийстве царя. Они организовали восемь покушений на Александра II, наиболее крупным из которых был взрыв в Зимнем дворце, произведенный С. Халтуриным в феврале 1880 г. 1 марта 1881 г. народовольцам удалось достичь своей цели: бомбой, брошенной И. Гриневицким, Александр II был смертельно ранен. Однако цареубийство не принесло «Народной воле» успеха. Значительная часть членов Исполнительного комитета была арестована. Организаторы и исполнители покушения были преданы суду и казнены. В целом теоретические воззрения народников с полным основанием можно признать ошибочными. Не оправдались оценки крестьянства как революционной силы, готовой к бунту; самодержавие достаточно прочно удерживало свои позиции; несмотря на «самобыт- ность» русского пути, капитализм все более уверенно заявлял о себе. Практические же уста- новки народников, в особенности их ставка на террор, были не только ошибочны, но во многом и преступны. И дело даже не в бессмысленности совершенных террористических актов – в ходе подобной деятельности формировались традиции насильственного решения общественных проблем, пренебрежения нормами права, человеческой жизнью, столь трагически проявившие себя в ходе трех последующих русских революций. Не случайно после 1 марта 1881 г. в народничестве все более стало преобладать либеральное течение. Либеральные народники отказались от революционных методов борьбы и стали сторонниками компромисса с властью, проповедниками постепенных реформ, не затрагивающих основ существующего строя. В конце 70-х гг. имели место и рабочие выступления. В 1878–1879 гг. произошло более 100 стачек и волнений рабочих. Среди них выделилась своим размахом стачка 2 тыс. рабочих на Новой бумагопрядильне в Петербурге в 1878 г. Возникли первые рабочие организации: «Южнороссийский союз рабочих» в 1875 г., «Северный союз рабочих» в 1878 г. Группа «Освобождение труда», созданная в Женеве Г.В. Плехановым, своей главной целью поставила пропаганду идей социализма в России путем распространения произведений К. Маркса. Это способствовало консолидации зарождающегося рабочего движения, осознанию рабочими своего места и роли в политической жизни общества. К середине 90-х гг. база для рождения российской социал-демократии оказалась подготовленной, но одно- временно все явственней начали проглядывать черты размежевания ее будущих лидеров на сторонников более умеренного, в духе конституционного процесса, рабочего движения (Г.В. Плеханов, Ю.О. Мартов и др.) и сторонников немедленных революционно-экстремист- ских действий на базе классовой борьбы пролетариата (В.И. Ульянов). Длительный, «утроб- ный» период становления социал-демократии завершился в 1898 г. проведением первого съезда, декларировавшего создание Российской социал-демократической рабочей партии.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |