АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Культура России в первой половине XIX века

Читайте также:
  1. II Художественная культура Западной Европы и Северной Америки
  2. III Русская художественная культура
  3. III. Изучение демократического транзита в России (модель Б.А. Исаева)
  4. V. В области социально-экономических проблем северных регионов России.
  5. А. Территория, население России. Сельское хозяйство
  6. А.Н.Толстой (1883 - 1945): судьба писателя в советской России; историзм творчества.
  7. Абсолютная монархия в России
  8. Аграрный вопрос в России в ХХв. Реформы Столыпина.
  9. Адукацыя і культура.
  10. Адукацыя і культура.
  11. Адукацыя, навука, культура.
  12. Адукацыя, навука, культура.

Император Александр I, выступавший в начале своего правления с позиций «просве-

щенного абсолютизма», по существу создал систему образовательных учреждений. Универ-

ситетский устав, равно как и «Уставы» и «Положения» о деятельности гимназий и училищ

первых годов царствования этого императора отличались либеральным духом. Но спустя

полтора десятилетия и сам император обнаружил склонность к мистицизму, и официальный

курс правительства сменился на охранительный. Так, из Казанского университета были уво-

лены одиннадцать «неблагонадежных» профессоров, а из его библиотеки изъяты «вредные»

книги. В 1819 г. в университетах учредили богословские кафедры. Инструкция 1820 г. для

управления университетами ставила одной из главных задач образования убеждение студен-

тов в незыблемости и божественном происхождении монархического правления.

Подписанный императором Николаем Павловичем Устав 1828 г. для низших и средних

учебных заведений определил, что в приходских училищах должны получать образование

выходцы из «низших сословий», в уездных училищах – дети купцов, ремесленников и дру-

гих горожан, в гимназиях – дети дворян и чиновников. Учебные программы были сокращены.

В 1835 г. университеты были лишены статуса научно-методических и учебно-административных центров, а также внутренней автономии. Учебные программы еще раз были

пересмотрены и сокращены. Плата за обучение в университете постоянно повышалась, число студентов строго ограничивалось. Но квалифицированные специалисты-практики были необходимы, а потому открывались технические и специальные высшие учебные заведения: Практический технологический институт в Петербурге, Московское ремесленное училище, Архитектурное училище, Училище гражданских инженеров, Межевой институт в

Москве. Действовали Медико-хирургическая академия в Петербурге, Лазаревский институт восточных языков в Москве, духовные, военные училища и академии.

В гимназиях и уездных училищах открывались «реальные классы» для изучения

химии, черчения, механики, коммерческих наук. Необходимость обучения грамоте требовала расширения сети общеобразовательных школ. С 30-х гг. различные ведомства открывают начальные школы. К 1861 г. их было создано около тридцати тысяч. Появляются школы



при фабриках. Еще в начале XIX в. Н.М. Карамзин писал о «любви к чтению в России». В 1813 г.

в стране было 66 типографий. Количество периодических изданий выросло с 64 наименований в 1800 г. до 230 в 1850 г. В конце 50￿х гг. ежегодно выходило из печати около двух тысяч книг. Книгоиздательское дело становилось бизнесом, появились крупные книгоиздатели (В.А. Плавильщиков, С.И. Селивановский, А.Ф. Смирдин и др.). Уже в 30￿е гг. в России было около ста книжных лавок. Число их в дальнейшем с каждым годом росло. При

многих действовали библиотеки.

Первая половина XIX в. стала временем формирования русского литературного языка.

Литераторы и ученые заботились и о развитии русской научной терминологии.

В литературе первой половины XIX в. сосуществовали следующие художественные

направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. В это время создают свои

произведения А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь.

В 30￿е гг. получил развитие жанр повести (А.А. Бестужев￿Марлинский, Н.А. Поле-

вой, В.Ф. Одоевский), стал популярен исторический роман (М.Н. Загоскин, И.И. Лажеч-

ников, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь). В поэзии оставили заметный след Е.А. Баратынский,

Д.В. Веневитинов, П.А. Вяземский, Д.В. Давыдов, А.А. Дельвиг, Н.М. Языков. Значение

литературы в первой половине XIX в. было огромным. «У народа, лишенного общественной свободы, литература – единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать

крик своего возмущения и своей совести», – писал А.И. Герцен.

Все более заметную роль в общественной жизни играл театр. Первые театры для широкой публики стали возникать еще в XVIII столетии. В начале XIX в. на сцене шли русские и переводные пьесы. Центрами театральной жизни были Малый театр в Москве (с

1824 г.) и Александринский в Петербурге (с 1832 г.). Театры к середине XIX в. существовалиуже во многих городах России. В 1825 г. в Москве начал работать Большой театр оперы и

‡агрузка...

балета. Музыка, которая в средневековой Руси существовала почти исключительно как церковное пение без, согласно канонам, инструментального сопровождения, с одной стороны,

и народное творчество в сопровождении народных музыкальных инструментов, с другой,

приобрела новый облик. Необычайную популярность имели романсы. Становление русской

национальной школы в музыке связано с именем М.И. Глинки (1804–1857), автора романсов,

симфонических произведений классических опер «Жизнь за царя» (1836), «Руслан и Люд-

мила» (1842). Новатором в музыке был А.С. Даргомыжский (1813–1869), создавший оперу-

балет «Торжество Вакха», оперы «Русалка», «Каменный гость».

В живописи наряду с художниками академической школы (К.П. Брюллов, А.А. Иванов)

появляются новые имена, не связанные с ней (А.Г. Венецианов, М.Н. Воробьев, П.А. Федо-

тов). Важную роль в подготовке мастеров сыграло Училище живописи, ваяния и зодчества,

открытое в Москве в 1842 г. Прославились портретисты О.А. Кипренский и П.А. Тропинин.

В архитектуре начала века господствовал стиль позднего классицизма – ампир. В то же

время в городской застройке проявляется утилитарный подход – строятся доходные дома.

В Петербурге возводится Казанский собор (А.Н. Воронихин), здание Адмиралтейства

(А.Д. Захаров), здание Главного штаба (К.И. Росси), ансамбль Александринского театра,

новый Эрмитаж, Исаакиевский собор. В Москве здание Большого театра (О.И. Бове), Боль-

шой Кремлевский дворец (К.А. Тон).

Развивается монументальная скульптура. Ставятся памятники выдающимся деятелям

России: в Москве А.В. Суворову (М.И. Козловский), К.М. Минину и Д.М. Пожарскому

(И.П. Мартос), в Петербурге – М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли (В.А. Орловский).

П.К. Клодт создает знаменитые конные группы на Аничковом мосту в Петербурге и памят-

ник И.А. Крылову.

Опираясь на достижения европейской науки и используя знания, собранные россий-

скими исследователями, крупных успехов добились русские ученые. Центрами научной

мысли стали Академия наук, университеты и научные общества (Общество истории и древ-

ностей Российских, Археографическая комиссия, Общество испытателей природы, Русское

географическое общество и др.). Во многих городах России были созданы сельскохозяй-

ственные общества.

Выдающихся успехов достигли математики: Н.И. Лобачевский (создатель неэвкли-

довой геометрии), М.В. Остроградский, П.В. Чебышев, астроном В.Я. Струве, химик

Н.Н. Зинин.

Открытия и изобретения профессора В.В. Петрова (электрохимия и электрометал-

лургия), академика Б.С. Якоби (гальваника), П.Л. Шиллинга (электромагнитный телеграф),

П.П. Аносова, П.М. Обухова, В.С. Пятова (металлургия) способствовали прогрессу отече-

ственной и мировой науки.

Новые идеи в медицине и физиологии выдвинули Н.И. Пирогов и А.Н. Филомафит-

ский.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 |


Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.)