|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Культура России в конце XIX – начале XX векаРост индустрии сохранял устойчивый спрос на образованных людей, однако уровень образования изменился незначительно: перепись населения 1897 г. зафиксировала 21 гра- мотного человека на 100 жителей империи, в 1917 г. этот показатель составил 30 человек на 100 жителей. Постепенно росло число начальных школ: в 1894 г. – 32 тыс., в 1906 г. – уже 92,5 тыс. школ. Результатом революционных потрясений 1905–1907 гг. стала определенная демократизация высшей школы: были разрешены выборы деканов и ректоров, деятельность студенческих организаций. Большое значение в жизни российского общества приобрела периодическая печать. Освобождение (в ходе революции 1905 г.) печати от предварительной цензуры, постановка ее на коммерческую основу способствовали увеличению численности газет и журналов, росту их тиражей. В конце XIX в. существовало 105 ежедневных газет, а в 1912 г. издава- лась 1131 газета на 24 языках. Крупнейшие издательства – И.Д. Сытина, А.С. Суворина, «Знание», выпускавшие дешевые книги, брошюры, альманахи, способствовали просвеще- нию народа. В российской науке появляются новые имена, прежде всего в гуманитарных дисципли- нах философии, социологии, где начало нового века отмечено появлением ряда философ- ских работ, авторы которых (С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, Е.Н. Трубецкой, В.И. Вернадский, П.Б. Струве, Л.И. Шестов и др.) стремились осмыслить исторический путь и будущее Рос- сии. В 1909 г. они издали сборник, посвященный русской интеллигенции, – «Вехи». Ради- кальное направление общественной мысли этих лет представлено работами Г.В. Плеханова и В.И. Ленина, разрабатывавших теории социалистической революции и нового общества с широким самоуправлением народа. Достижения в исторической науке связаны с именами В.О. Ключевского, П.Н. Милю- кова, Н.П. Павлова-Сильванского, А.С. Лаппо-Данилевского, А.Е. Преснякова, А.А. Шахма- това. Развитие естествознания проходило в русле мировой науки, чему способствовали постоянные контакты российских ученых с западными коллегами, стажировки в загранич- ных университетах, публикации совместных трудов, симпозиумы, конференции. Среди наи- более известных естествоиспытателей тех лет яркой фигурой был В.И. Вернадский (1863–1945) – энциклопедист, один из основателей геохимии, создатель учения о биосфере и ноосфере – сфере планетарного разума. В 1903 г. была опубликована работа создателя теории ракетного движения, учителя калужской гимназии К.Э. Циолковского (1875–1935) «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Существенное значение имели работы Н.Е. Жуковского (1847–1921) и И.И. Сикорского (1889–1972) в самолетостроении, И.П. Павлова (1849–1936) и И.М. Сеченова (1829–1905) в области медицины и физиологии. Развитие литературы было во многом обусловлено и шло в русле традиций русской классической литературы XIX в., живым олицетворением которой был граф Л.Н. Тол- стой. Последний период жизни Л.Н. Толстого связан с дальнейшим развитием его соци- ально-философских и этических принципов. Русская литература представлена именами А.П. Чехова, М. Горького (А.М. Пешкова), В.Г. Короленко, А.И. Куприна, И.А. Бунина и др. Начало XX в. было временем расцвета русской поэзии, временем появления ярких творческих индивидуальностей, исповедовавших различные этические и эстетические взгляды, принадлежавших к разным направлениям (символизм, футуризм, акмеизм и др.). Это – К.Д. Бальмонт, А.А. Блок, С.А. Есенин, И. Северянин (И.В. Лотарев), Н.Я. Гумилев, А.А. Ахматова, М.А. Волошин и др. В изобразительном искусстве существовали, с одной стороны, течения, связанные с традициями XIX в. (реалистическое направление – И.Е. Репин, «Товарищество пере- движных выставок», А.М. и В.М. Васнецовы и др.), с другой – авангардистские напра- вления, культивировавшие новые формы. Русский импрессионизм представлен работами В.А. Серова, И.Э. Грабаря, К.А. Коровина и др. Заметную роль в развитии русского искусства сыграло художественное направление «Мир искусства». В 1897/1898 г. С.П. Дягилев организовал в Москве три выставки и, обес- печив направлению финансовую поддержку, приступил в декабре 1899 г. к изданию жур- нала «Мир искусства». Вокруг журнала объединились художники А.Н. Бенуа, К.А. Сомов, Е.Е. Лансере, Л.С. Бакст, Б.М. Кустодиев и др. В первые десятилетия XX в. российские художники-новаторы объединяли усилия для устройства местных выставок: в 1907 г. – «Голубая роза», где были представлены работы П.В. Кузнецова, М.С. Сарьяна, К.С. Петрова-Водкина, М.Ф. Ларионова, Н.С. Гонча- ровой; в 1910 г. – «Бубновый валет», где свои произведения выставили П.П. Кончаловский, И.И. Машков, Р.Р. Фальк, А.В. Лентулов, Д.Д. Бурлюк. Среди известных художников того времени К.С. Малевич, М. Шагал, В.Е. Татлин. В архитектуре получил распространение новый стиль модерн, для которого характерно подчеркнуто функциональное оформление жилых и общественных зданий. Стиль этот пред- полагал использование фресок, мозаики, витражей, скульптуры, новых конструкций и мате- риалов. Поиски были характерны и для неорусского стиля, ориентировавшегося на древне- русское и народное искусство. XX век, едва начавшись, принес российской музыкальной культуре много замечатель- ных имен. Внимание общественности было обращено к творчеству таких талантливых ком- позиторов, как А.Н. Скрябин, Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Глазунов, С.С. Рахманинов, И.Ф. Стравинский. Особой популярностью среди различных слоев городского населения пользовался появившийся на рубеже XIX – XX веков в России кинематограф. В 1908 г. была выпущена первая русская игровая «картина» (фильм) «Стенька Разин». К 1914 г. в стране действовало около тридцати фирм, выпустивших 300 кинокартин. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |