АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Культура эпохи политической раздробленности

Читайте также:
  1. II Художественная культура Западной Европы и Северной Америки
  2. III Русская художественная культура
  3. Адукацыя і культура.
  4. Адукацыя і культура.
  5. Адукацыя, навука, культура.
  6. Адукацыя, навука, культура.
  7. Анализ геополитической ситуации.
  8. БИЛЕТ 7.1 Общение. Культура общения.
  9. Борьба с идеями эпохи (XVIII век)
  10. Быт и культура болгар в XV-XVII вв.
  11. В самом ли деле до-романовская Русь «боялась иноземцев», как утверждали историки эпохи Романовых?
  12. В57. Существенные признаки кризиса полиса в IV веке до н.э. (в социально-экономической, политической и идеологической областях).

Со второй трети XIII в. вследствие раздробленности культурное развитие отдельных

русских земель и княжеств стало приобретать свою специфику. Сложились новые центры

русского летописания. Так, летописание центров Южной Руси в наибольшей степени отра-

жает Ипатьевская летопись (конец XIII в.), Северо-Восточной – Лаврентьевская летопись

(начало XIV в.), Радзивилловская летопись и летописец Переяславля Суздальского (XIII в.).

В конце XII в. было создано одно из замечательных произведений мировой средневе-

ковой литературы «Слово о полку Игореве». Оно посвящено упомянутому выше неудачному

походу на половцев в 1185 г. Новгород-Северского князя Игоря Святославича. То, что именно

этот поход послужил поводом для создания такого произведения, не случайно. Ряд обстоя-

тельств – сопутствовавшее походу затмение солнца, невзирая на которое Игорь продолжил

поход, гибель воинов и пленение немногих выживших, бегство князя из плена – произвели

сильное впечатление на современников. Кроме «Слова…» им посвящены две пространные

повести, дошедшие до нас в летописях.

«Слово о полку Игореве» в дошедшем до нас виде было написано, возможно, осе-

нью 1188 г. Предполагают, что основа текста создавалась еще в 1185 г., вскоре после бег-

ства Игоря из плена, а в 1188 г. в рукопись были внесены добавления в связи с возвраще-

нием из плена брата и сына Игоря. Попытки историков и филологов установить авторство

«Слова…» продолжаются почти два столетия, но пока не увенчались успехом. Главная идея

«Слова…» – необходимость единства действий русских князей перед лицом внешней опас-

ности. Препятствие этому – княжеские распри и междоусобные войны. При этом автор

«Слова…» не сторонник единого государства: разделение Руси на княжества под властью

суверенных правителей он воспринимает как должное: его призыв направлен не к государ-

ственному объединению, а к внутреннему миру. Являясь произведением о событиях своего

времени, «Слово…» одновременно представляет собой и памятник исторической мысли.

«Нынешнее» время сопоставляется в нем с прошлыми событиями второй половины XI в.,

когда началась эпоха княжеских распрей, приведших к ослаблению обороноспособности

страны, что сделало ее уязвимой для половецкой агрессии. В своем обращении к истории

автор «Слова…» широко использует эпические мотивы.

В период раздробленности в Северо-Восточной Руси появилось другое выдающееся

произведение древнерусской литературы – «Слово Даниила Заточника». Оно представляет

собой послание к князю, имя которого не называется, и по форме афористично. В 20-е

или в первой половине 30-х гг. XIII в. была создана вторая редакция этого произведения,

именуемая «Молением Даниила Заточника». Она адресована Ярославу Всеволодовичу, в то

время князю Переяславля-Залесского. Характерной чертой «Моления…» является негатив-

ное отношение к боярству.

Еще одно замечательное произведение древнерусской литературы «Слово о погибели

Русской земли» было написано в самые тяжелые для Руси дни, во время монголо-татар-

ского нашествия. Скорее всего, оно было создано в начале 1238 г. в Киеве, при дворе князя

Ярослава Всеволодовича. Автор начал писать, как предполагают, после получения в Киеве

вестей из Северо-Восточной Руси о вторжении в нее полчищ Батыя и о гибели в бою на

реке Сити брата Ярослава – Юрия. Это оставшееся незаконченным произведение просла-

вляет Русь, не забывшую о своем былом могуществе (при князьях Владимире Мономахе, его

сыне Юрии Долгоруком и внуке Всеволоде Большое Гнездо). В текст помещено и рассужде-

ние о «болезни» – усобицах, подтачивавших силу Руси со времени после смерти Ярослава

Мудрого. Подобно автору «Слова о полку Игореве», автор «Слова о погибели…» обращается

к прошлому своего Отечества, пытаясь отыскать и понять причины его сегодняшних бед.

В середине XII – начале XIII в. продолжал развиваться эпический жанр. Появились

новые былинные сюжеты: о «Сауре Леванидовиче», о «Сухиане». Получили известность

циклы новгородских былин о Садко, песен о князе Романе. Прототипом этого героя высту-

пил Роман Мстиславич, князь Волынский и Галицкий.

В первые десятилетия раздробленности, до начала монголо-татарского завоевания,

продолжали развиваться каменное строительство (в основном храмовое, но появились и

каменные княжеские дворцы) и церковная живопись. В архитектуре второй половины XII –

начала XIII в. сочетались местные традиции, заимствованные из Византии формы и некото-

рые элементы западноевропейского романского стиля. Из сохранившихся памятников зодче-

ства той эпохи особую художественную ценность имеют Георгиевский собор Юрьева мона-

стыря (первая половина XII в.) и церковь Спаса на Нередице (конец XII в.), Успенский и

Дмитровский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли (вторая половина XII в.),

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1234).

Вопросы для самопроверки

1. Перечислите признаки государства как политического института.

2. Проследите, какие признаки государственности нашли свое проявление на Руси уже

в X в., а какие только в XI столетии.

3. Каковы предпосылки политической раздробленности?

4. Охарактеризуйте основные направления развития духовной культуры древнерус-

ского населения.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)