АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Развитие культуры в XVII веке

Читайте также:
  1. II. Зарождение и развитие профсоюзного движения в Англии.
  2. III. Возникновение и развитие профсоюзов в Германии.
  3. V. РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКИХ ИДЕЙ ПОСЛЕ ДЕКАРТА
  4. VI. СВЯЩЕННАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ ГЕРМАНСКОЙ НАЦИИ И РАЗВИТИЕ ПАПСКОГО МОГУЩЕСТВА
  5. А были ли фейерверки? Историография фейерверочных зрелищ как явления культуры 1700-1760-х годов.
  6. АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЛЮБВИ У ДЕТЕЙ –СОЦИАЛЬНЫХ СИРОТ МЕТОДОМ КАНИСТЕРАПИИ «ГОРОД СОЛНЦА» (Г. БАРНАУЛ)
  7. Актуальные проблемы культуры XX века
  8. Американский федерализм: становление и развитие нового времени.
  9. Анализ современного состояния и тенденций развития сценарной культуры
  10. Английские колонии в Северной Америке в 2. Социально-экономическое и политическое развитие колоний
  11. Археологические памятники трипольской, черняхивской, зарубенецкой культуры.
  12. АРХИТЕКТУРА ЗАРОЖДАЮЩЕЙСЯ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО

После Смутного времени тенденции европеизации русской культуры получили новый

импульс к развитию. Заметно укрепились, например, российско-германские культурные и

научные связей.

Так, немецкий математик Адам Олеариус получил от царя Михаила Алексеевича Рома-

нова предложение основать в Москве обсерваторию и стать придворным картографом. В

соавторстве с немецким поэтом Паулем Флемингом он написал книгу «Новое описание путе-

шествия на Восток». В ней он восхваляет красоту «златоглавой Москвы» и знакомит читате-

лей с волжскими сказаниями и легендами, отзываясь с восхищением о духовности русских людей.При царе Алексее Михайловиче в Москве появилась Немецкая слобода или Кукуй-городок. Она существовала в XVII – начале XVIII в. в районе современной Бауманской

улицы в Москве. В этом немецком квартале были построены три лютеранских и две реформистские церкви, школа, а также первый театр в России.

На протяжении XVII в. в России шел процесс обмирщения культуры – освобождения

ее от церковного влияния. Расцвет русской общественной мысли первой половины XVII в.

связан с появлением повестей светских авторов о событиях Смутного времени. Среди них: «Сказание» Авраамия Палицына, «Временник» дьяка Ивана Андреевича Хворостинина, «Повесть» князя Ивана Михайловича Катырева-Ростовского. Официальная версия событий Смутного времени содержится в «Новом летописце» 1630 г., написанном по заказу патри-

арха Филарета, ставившего своей целью укрепление положения новой династии Романовых.

Традиционное летописание в XVII в. прекратилось.

В общественной мысли и литературе XVII в. яркий след оставил Самуил Емельянович

Петровский-Гитнианович, выходец из Полоцка, известный как Симеон Полоцкий. В 1661 г.

он переехал в Москву, где стал учителем царских детей. Симеон Полоцкий был первым

придворным поэтом, сочинявшим оды в честь царской фамилии. Кроме того, распростра-

нение получили его публицистические произведения во славу самодержавия. Начала фор-

мироваться и оппозиционная общественная мысль. С позиций, обличающих никонианскую,

реформированную, церковь и вместе с ней зарождающийся абсолютизм, написано «Житие

протопопа Аввакума». Автором «Жития…» был, по￿видимому, сам протопоп Аввакум,

вдохновитель старообрядческого движения.

На протяжении столетия появлялись бытовые повести, рисующие повседневную

жизнь простых людей – «Повесть о Горе-Злосчастии», «Повести о Савве Грудцыне»,

«Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Калязинская челобитная».

В XVII в. существенные изменения коснулись зодчества. Основным строительным

материалом по-прежнему оставалось дерево. Вершиной деревянного зодчества XVII в.

явился роскошный царский дворец в Коломенском. К сожалению, дерево не столь долго-

вечно, как камень, поэтому он не сохранился до наших дней. За ветхостью его пришлось

разобрать. Постепенно увеличивался объем строительства из кирпича – в основном это

здания правительственных учреждений, торгово-промышленных предприятий. Началось

использование многоцветных изразцов, фигурного кирпича, белокаменных деталей, что

придавало постройкам праздничный вид. Достигло своего расцвета традиционное храмовое

строительство. В XVII в. был построен грандиозный Ростовский кремль, в это же время

завершено и оформление монастырских ансамблей: Иосифо-Волоколамского, Троице-Сер-

гиева, Кирилло-Белозерского.

В конце XVII в. возникает новый стиль храмовой архитектуры – московское барокко,

использовавшийся для строительства небольших церквей в усадьбах русских вельмож.

Именно в этом стиле построена церковь Покрова в Филях.

Иконопись сохраняла свою традиционную консервативность, по-прежнему находясь

под пристальным надзором церковных и государственных учреждений. Наблюдение за дея-

тельностью живописцев в Москве и прилегающих уездах осуществляла Оружейная палата

Кремля, с XVII в. ставшая художественным центром страны. В ней выполнялись работы

для царского двора: писали иконы, портреты, украшали рукописи, изготавливали мебель,

утварь, игрушки. Наибольшее признание получили живописные произведения Симона Уша-

кова, создавшего свою школу. Сам художник интересовался изображением человеческого

лица. Некоторое отступление от канонов видно в его иконах «Нерукотворный Спас», «Наса-

ждение древа государства Российского». В XVII в. наряду с иконами все более широкое рас-

пространение получают парсуны (искаж. польск. транскрипцией лат. persona – личность) –

живописные произведения, соединяющие в себе черты иконы и портрета.

Признаки обмирщения (секуляризации) обнаруживаются и в просвещении. К концу

столетия от трети до половины горожан умели читать и писать. Обучение грамоте велось

теперь не только в церкви, но и в светских школах. Появились первые печатные буквари

– самый первый, составленный Василием Бурцевым, был опубликован в 1634 г. В конце

XVII в. получил распространение иллюстрированный букварь Кариона Истомина. В 1665 г.

при Заиконоспасском монастыре в Москве открылась школа, готовившая подьячих для при-

казов; в 1680 г. – школа при Печатном дворе, основной дисциплиной в которой был грече-

ский язык; в 1687 г. – Славяно-греко-латинское училище, позже преобразованное в акаде-

мию, где преподавались светские и духовные дисциплины.

Вопросы для самопроверки

1. Каковы предпосылки, с одной стороны, и последствия, с другой, Смутного времени?

2. Каковы основные положения Соборного уложения и какую роль оно сыграло в госу-

дарственно-правовой жизни России?

3. Чем был обусловлен раскол Русской православной церкви и каковы его последствия?

4. В чем, на ваш взгляд, выразилось обмирщение культуры в XVII столетии?


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)