|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Социологические исследования систем управленияСовременные организационно-производственные системы представляют собой интеграцию людей и машин. Поэтому социологические исследования - это необходимый элемент любого исследования систем управления. Они должны быть направлены, прежде всего, на выявление источников геополитических, политических особенностей и определяемых ими рисков, а также социальных рисков в системе управления, связанных с особенностями данной организации Необходимо учитывать, что, так как роль человеческого фактора по мере усложнения технологий постоянно возрастает, возрастает и роль социологических исследований систем управления. Как и другие типы исследований, социологические исследования могут быть: - по периоду проведения относительно процессов в системе управления: предшествующими (прогнозными или плановыми), в реальном масштабе времени, последующими; - по отношению к исследуемой системе: внутренними и(или) внешними. Внешние социологические исследования часто имеют маркетинговые задачи. Такие исследования рассмотрены выше. Далее рассматриваем только внутренние социологические исследования. Социальные технологии - элемент технологий управления. Социальной технологией назовем совокупность способов, средств, квалификационных навыков в процессе преобразования ресурсов для обеспечения воспроизводства рабочей силы и приемлемого уровня социальных рисков в системе управления ОПС. Инструментами, используемыми в таких технологиях, являются администрирование, финансы, коммуникации и др. Манипулятивность и несоответствие социальных технологий уровню технологий науки и воспроизводства - источник повышенных социальных рисков системы управления. Социологическим исследованием системы управления будем называть разновидность обществоведческих исследований, в которой рассматривают общество, коллектив, индивидуума как целостную социокультурную подсистему, влияющую на эффективность, затраты, риск системы управления, и используют специфические приемы сбора, обработки и анализа первичной социологической информации. Целью социологических исследований систем управления могут быть: 1) оптимизация номенклатуры выпускаемых товаров или производимых работ, оказываемых услуг; 2) отказ от тех товаров, работ и услуг, которые не пользуются спросом; 3) совершенствование и модернизация товаров, работ и услуг, условий их предоставления с учетом дифференциации потребностей различных групп населения; 4) выработки наиболее действенных методов пропаганды и реализации товаров, работ и услуг; 5) изучение отношения потребителей, дилеров, брокеров к товару (работе, услуге), методам работы и персоналиям менеджеров при заключении договоров, получении гарантии; 6) улучшение социальной ситуации в коллективе; 7) снижение затрат за счет активизации человеческого фактора, улучшения мотивации к труду и др. Социологические исследования систем управления могут быть комплексными и специальными, целевыми. К целевым исследованиям могут быть отнесены и исследования мотивации и конфликтов в системе управления, которые рассматриваются в следующих параграфах. По глубине существующей проблемы можно выделить функциональные, структурные и параметрические социологические исследования систем управления. При социологических исследованиях в первую очередь нужно установить, относится ли коллектив (объект исследования) к гражданскому (демократическому, индивидуалистскому) или тоталитарному (корпоративному) типу организаций, коллективов. В исследованиях нужно учитывать, что гражданское общество характеризуется: разделением властей, более сложными отношениями общественных классов и индивидуумов, приоритетом закона и др. При таких исследованиях нужно учитывать и характеристики внешней среды (фона). Большое влияние на социологические характеристики могут оказывать риски внешней среды социологической среды системы управления (геополитические, внешнеполитические, внутриполитические риски)/10/. Риск - это возможность (шанс) как отрицательных, так и положительных отклонений от плановых величин в процессе деятельности. Социологические исследования факторов риска позволяет выявить как опасности, возможный ущерб, так и шанс. Ниже будем рассматривать только чистые риски - возможность только отрицательного отклонения/10/. Геополитические риски - это опасность ухудшения положения, утраты суверенитета, рассеивания этноса по любым причинам, включая недостаточность жизненного потенциала этноса, суперэтноса для достижения их геополитических целей. Рост экономического и жизненного потенциала и численности других этносов повышает риски такого рода для этноса с ухудшающимся социально-экономическим и военнополитическим положением. Политические риски - это опасность катастрофического развития социально-экономической ситуации в государстве, этносе, организации по причине неадекватных управляющих воздействий на социально-экономические процессы со стороны органов и субъектов власти, руководства организаций. Социальные риски системы управления - это риски прекращения работы (например, в результате забастовок), снижения эффективности работы, необоснованное сверхнормативное повышение затрат или увеличение вероятности сбоев в работе, вызываемое несоответствиями в социальных отношениях в коллективе, в частности отсутствием должной мотивации к труду, конфликтами. Чистые социальные риски связаны с проблемами, которые выражаются в том, что организация не достигает поставленных целей по причинам, порождаемым человеческим фактором, например: несоответствием социальных отношений используемым технологиям науки, воспроизводства; недостаточности мотивации к труду; конфликтов и др. Факторами социологических исследований по изучению механизма явлений может выступать принадлежность членов организации и(или) ее окружения (внешней среды) к различным: религиозным конфессиям; этносам; общественным классам; социальным группам; идеологиям. Кроме того, важное значение имеет исследование таких социологических факторов, как власть и лидерство, мотивация, конфликты, структура и взаимодействие властей. При исследованиях структуры власти и взаимодействия различных ее элементов могут выделяться: власть должности, личная власть, власть религиозной веры; исполнительная, законодательная, судебная, информационная власть и др. В рамках системных социально-экономических исследований эти факторы должны рассматриваться в их взаимной связи. Однако могут проводиться и быть полезны частные социологические исследования с конкретными целями: - при социально-религиозных исследованиях могут исследоваться: влияние конфессии на социально-экономический прогресс этноса; допустимая догматами религии и реальная агрессивность паствы к единоверцам и представителям других конфессий в рыночной и бытовой деятельности; социально-политическая ориентация членов конфессии и др.; - при социально-этнических исследованиях могут изучаться: влияние психофизических особенностей этноса на участие в разделении труда, политическую ориентацию этноса и др.; - при социально-общественных исследованиях могут выясняться факторы, способствующие формированию конкретных общественных классов и групп; этнический состав конкретных общественных классов, их политическая ориентация и др.; - при социально-идеологических исследованиях могут: исследоваться влияние технологий (добывающих, производящих, эксплуатационных, утилизационных, посреднических, риск-технологий) на идеологические пристрастия отдельных социальных групп и этносов; строиться сценарии развития взаимодействий этносов при расширенном и сужающемся воспроизводстве при различных вариантах политического устройства; готовность отдельных конфессий, общественных классов, социальных групп и этносов поддержать те или иные политические программы, движения; выявляться условия политической поддержки и др. Если юридически определены цели (например, удовлетворение потребностей и извлечение прибыли - для коммерческих организаций или удовлетворение потребностей - для некоммерческих), границы, место в обществе, то организация выступает в качестве социального института. Организационная культура - важнейшая характеристика системы управления. Она включает цели управления в отношении внешней среды и персонала, устойчивых норм, представлений, принципов и верований относительно того, как данная организация должна и может реагировать на внешние воздействия, как следует вести себя в организации и многое другое /11,12/. При исследовании организационной культуры нужно исследовать с особым вниманием власть и лидерство. Власть - способность влиять на поведение людей на основе их подчинения. Лидерство позволяет влиять на поведение людей на основе общности интересов сотрудников организации. Представляется возможным выделить власть должности, личную и религиозной веры. Власть должности эффективна при управлении решением хорошо структурированных задач и работе в рамках типовых «относительно невысоких» технологий. Носителями власти должности является администрация любой организации. Личная власть более эффективна при управлении решением плохо структурированных задач и работе в рамках «высоких», интеллектуальных технологий. Личная власть может быть структурирована на экспертную власть, харизму и др. /11,12/. Носители личной власти - это лидеры, элита. Властью религиозной веры назовем способность религиозных догматов и служителей конфессии влиять на социальное, деловое и бытовое поведение паствы (общественных классов, социальных групп и индивидуумов), ограничивать социально опасное, вредное поведение и стимулировать поведение эффективное, снижающее затраты и социальные риски. Верования в форме религии становятся фактором социологического исследования, так как во многом определяют мировоззрение, социальную и политическую позицию, организационную культуру социальных институтов и экономических субъектов. Догматы веры должны сочетаться с психофизическими свойствами, технологиями и участием этноса в воспроизводственном процессе. Религиозные потребности индивидуума представляется возможным отнести к социальным потребностям. Они определяют или влияют на: возможность войны, партнерства, ассимиляции этносов; правовые основы совместного проживания на одной территории и деловой активности; допустимые методы и инструменты, физическую агрессивность в воспроизводственном процессе и быту; эквивалентность вознаграждения за труд; этику делового общения как с единоверцами, так и представителями других конфессий в воспроизводственном и бытовом аспектах. В рамках системного подхода и диалектического материалистического утверждения о бесконечности материи религиозную веру условимся рассматривать как признание индивидуумом факта наличия информационной и энергетической (жизненная энергия) связи этноса и индивидуума с иерархически высшими мирами и их управляющей системой. Религиозный информационный обмен может принимать различные формы: снов, видений, интуиции, молитв, религиозных обрядов, понятия греха, а энергетический - чуда, вдохновения, наказания, др. Представляется, эта связь с высшими мирами существует независимо от факта ее признания (религиозное мировоззрение) или отрицания (атеистическое мировоззрение) социальной группой или индивидуумом. Наличие такой межуровневой (с точки зрения теории систем) связи отражает бесконечность материи, а также признание информации одной из форм материи. Важно, что отсутствие такой межуровневой связи было бы свидетельством конечности материи. Следовательно, атеизм может противоречить материалистическому мировоззрению. Одновременно можно признать, что религиозное мировоззрение не противоречит материалистическому. Служители конфессии играют важную социальную роль, так как выступают посредниками в религиозных коммуникациях. Каждый этнос с развитым религиозным самосознанием имеет свою специфику религиозной коммуникации связанную со «шкалой ценностей этноса». Известно большое число (около 5000 религий). Исторически в начале светская власть и религиозная совмещались одним лицом, которое наделяли сверхъестественными свойствами. Например, в древнем Вавилоне царь рассматривался как наместник и служитель Бога на земле. В древних организациях людей (племенах, родах, государствах) власть должности и власть религиозной веры не были разделены. Вероятно, что развитие цивилизации, усложнение технологий жизнедеятельности людей привело: во-первых, к появлению массовых технологий жизнедеятельности, используемых большими количествами людей; во-вторых, к необходимости разделения текущей (оперативной) социально-экономической деятельности и стратегической, геополитической деятельности. Массовыми технологиями жизнедеятельности стали: - технологии исследования свойств и потребностей человека как биологического вида и технологии добычи для обеспечения процессов жизнедеятельности полезных ископаемых, использования флоры и фауны; -технологии торговли, финансов и обращения капиталов, средств труда, предметов труда, товаров и услуг; - производственные технологии на основе орудий труда, механизмов, машин, автоматизированных систем управления; - социальные риск-технологии, ориентированные на выживание человека как биологического вида. При исследовании национальной экономики установлено, что имеет место «технологическая специализация» этносов, которая может быть выражена логической формулой «если технология, то этнос». Одновременно представляется возможным записать формулу «если этнос, то религия». Свойство транзитивности условных силогизмов позволяет принять в качестве самостоятельного суждения такое суждение: «если технология, то религия». Следовательно, представляется возможным говорить о связи религий с технологиями жизнедеятельности. Если это так, то религию можно определить как базовую совокупность ценностей, правил поведения людей и их общественных организаций, наилучшим образом отражающих особенности условий жизни и технологий жизнедеятельности этносов. В этом случае при исследовании систем управления и организационной культуры организаций важно учитывать этнорелигиозный фактор. До появления массовых технологий жизнедеятельности и мировых религий существовали местные локальные религии и технологии. Человек поклонялся, искал защиты и утешения у сил природы, духов и др. Возможно по времени появление мировых религий соответствует формированию массовых технологий жизнедеятельности. Мировые религии соответствуют и порождают массовые технологии жизнедеятельности. Исторически этот процесс привел к сегментированию этносов с различными условиями и технологиями жизнедеятельности, этническим характером (отраженным в шкале ценностей). Известно, что Л. Фейрбах считал, что религия живет фантазией и настроением, ее основу составляет чувство зависимости. Он считал, что там, где нет эгоизма потребности, там нет и чувства зависимости. Возможно поэтому первая (по времени зарождения) из мировых религий (индуизм) способствовала и направлена на осознание человеком самого себя, своих потребностей в процессе медитаций и других ритуалов. Такое религиозное осознание потребностей могло подтолкнуть развитие технологий обращения и товарного производства. Это в свою очередь интенсифицировало процессы обмена, было предпосылкой для выделения и отделения финансовых технологий и технологий купли-продажи, т.е. товарного и денежного обращения. В настоящее время ее сторонниками являются не только традиционно исповедующие ее народы, но представители различных творческих профессий. Вторая (по времени зарождения) из мировых религий (иудаизм) также может быть признана технологически ориентированной. Ее последователи и сторонники специализируются на развитии технологий товарного обращения, управленческих, финансовых, информационных технологий. Возможно потому, что технологии обращения являются только частью технологического базиса жизнедеятельности, сторонники этой технологической специализации и религии вынуждены были расселяться по многим странам мира, создавая систему диаспор и финансово-торговые сети. Этот процесс сопровождается концентрацией капитала и необходимостью его эффективного инвестирования в дальнейшее развитие производственных технологий. В девятнадцатом и двадцатом веке расширение финансово-торговых сетей и сращивание финансового и промышленного капитала привели к созданию различных видов транснациональных корпораций (картели, синдикаты, тресты, холдинги, финансово-промышленные группы, стратегические альянсы и др.). В начале 21-го века новой эры транснациональные корпорации являются основным инструментом глобализации не только экономической, но и социально-культурной жизни. Однако по свидетельству религиозных литературных источников, накануне новой эры общество ожидает новых отношений. Возможно, в это время для дальнейшего развития массовых технологий производства были необходимы несколько иные религиозные и социальные отношения в обществе. Появляется третья мировая религия - христианство. Начинается новая эра. Догматы этой религии создают возможность открытого общества, ограничения корыстолюбия, определяют взаимопомощь как добродетель, расширяют права женщин, понижают престижность богатства и торговой деятельности. Догматы христианства лучше воспринимаются теми народами, которые занимаются производством (тогда - земледелием и ремесленничеством). В частности, ее первыми сторонниками были плотники, рыбаки. Она быстро распространяется и находит горячих сторонников среди варваров, занимающихся земледелием, рыболовством, охотой. Совершенствование производственных технологий, минимизация затрат - вот основные направления концентрации усилий приверженцев этой религии. Христианство создает возможность появления открытых общества, организационно-производственных систем, дальнейшего развития сельского хозяйства, механизмов, машинных и высоких технологий. Видимо не случайно рыночно развитыми странами становятся государства, в которых христианство является религией основной массы населения. При этом именно христианство создает материальную базу для расширения производства и дальнейшего бурного развития финансово-торговых, информационных и риск-технологий. На рубежах с холодными или более жаркими и засушливыми природно-климатическими условиями и народами, исповедующими другие религиозные учения, а, следовательно, и более суровыми геополитическими условиями существования христианство приобретает форму православия. Четвертая мировая религия - ислам была дана народам со сложными природно-климатическими условиями существования. В этой религии существуют ограничения на технологии жизнедеятельности. Например, запрещено давать деньги под проценты. В бизнесе мусульманам запрещены не соответствующие нормам этой религии виды деятельности: производство и продажа алкогольной продукции, свинины, игорный бизнес и т. п. Ее догматы и последователи определили такую форму семьи, которая приспособлена к выживанию, снижает риски исчезновения людей как биологического вида. С развитием земной цивилизации власть духовная, религиозная формализуется и оформляется в виде относительно самостоятельных организационных образований - религиозных конфессий. Религиозная конфессия как из элементов состоит из церквей. Например, христианство представлено католицизмом, протестантизмом, православием и другими течениями. Религиозная конфессия выполняет ряд важных функций: - постановка геополитических целей этноса; - осуществление опосредованного геополитического управления этносом и индивидуумами; - установление и внешнее регулирование семейных отношений; - совершенствование человека; - создание и обслуживание культовых сооружений; - отправление массовых коммуникаций и обрядов; - помощь малоимущим; - моральная поддержки, утешение человека и др. Религиозная конфессия - это сложный и относительно самостоятельный (за исключением религиозных государств) социальный институт государства, объект правового регулирования, призванный участвовать в опосредованном управлении этносами, нацией при: разработке национальной идеи, миссии; разработке и выборе средств достижения этих целей в условиях реальных ресурсов; в треугольнике «люди - цели - ресурсы» в процессе достижения национальных целей. Одновременно, религиозная конфессия - это сложная социо-культурная и социально-экономическая система, которую отличают централизация (внутренняя власть должности), специфическая организация, распределенность управления и др. Инструментами принуждения в религиозном управлении социальными процессами являются интродукция (приостановка религиозных обрядов на территориях, чьи руководители нарушают интересы или догматы церкви), отлучение от церкви и др. Представляется, что для религиозной и социальной гармонии в обществе обязательно соответствие религии, геополитических условий и целей жизнедеятельности, а так же национального характера. Национальный характер - это совокупность психофизических особенностей, шкалы ценностей индивидуума, принадлежащего определенному этносу или суперэтносу. Известно, что Святой Князь Владимир (Креститель Руси) исследовал геополитические аспекты принятия религии. Он считал важным, что торжественные и красивые православные обряды положительно влияют на их восприятие славянскими народами. Важным для него при выборе религии было и то, что православие не запрещает употребление в пищу свинины и алкоголя, необходимых, как он считал, русскому человеку для существования в суровых условиях многомесячной зимы с крепкими морозами, при преодолении больших расстояний между селениями и др. Этот фактор, возможно, играл существенную роль и сдерживал проникновение на территорию центральной и северной России других этно-религиозных групп вплоть до периода активной урбанизации жизни в двадцатом веке. С развитием технологий жизнедеятельности стало происходить разделение светской власти с ее специализацией на «насущных (текущих)» проблемах и власти духовной с ее ориентацией на «вечное (стратегическое, геополитическое)». Представляется возможным признать основой вторичных развитых цивилизаций и гражданского общества юридическое и фактическое разделение власти должности, личной власти и власти и веры. При исследовании систем управления важно учитывать, что, с точки зрения теории мотивации А. Маслоу, религиозные потребности могут быть отнесены к социальным потребностям. Однако религия определяет способы удовлетворения всех потребностей (физиологических потребностей, потребностей в безопасности, социальных, в уважении и в самовыражении/13/). Большое разнообразие технологий жизнедеятельности, потребностей людей, форм проявления этих потребностей, а также необходимость эволюции и адаптации церкви к постоянно меняющимся условиям деятельности привели к выделению, к обособлению различных церквей. Для удовлетворения религиозных потребностей, существенно отличающихся от удовлетворяемых мировыми религиями, проведения социально-религиозных экспериментов (как правило, по инициативе отдельных индивидуумов и их последователей), выделяются социальные образования, получившие название религиозных сект. При исследовании систем управления важно учитывать, что принадлежность к одной или различным религиям, сектам является важным фактором, способным повлиять на возможность этно-религиозных конфликтов в организациях. Эти конфликты могут быть отнесены к наиболее трудноразрешимым чувственным конфликтам. Такие конфликты способны влиять на эффективность и риски деятельности организации. Этническая принадлежность определяется «родовыми корнями», а психофизические свойства определяют «шкалу ценностей» (см. п.2.11). Принадлежность к конкретному этносу может способствовать не только удовлетворению физиологических потребностей, потребностей в безопасности индивидуума, но и его социальных потребностей, потребностей в уважении и самовыражении принятым для этого этноса и религиозной конфессии образом. Собственно этнические потребности также относятся к третьему (по Маслоу /13/) уровню потребностей (социальным). С точки зрения этно-религиозной однородности персонала все системы управления могут быть разделены на моноэтнические и полиэтнические. Моноэтнические системы управления, как правило, являются более закрытыми корпоративными, а не индивидуалистскими организациями. Для них более характерны информационная закрытость и конфиденциальность деятельности. Однако в таких организациях ниже вероятность этнорелигиозных, чувственных конфликтов, чем в полиэтнических. Полиэтнические организации более информационно открыты. Часто это большие по масштабам деятельности многофункциональные, производственные, производственно-торговые компании, транснациональные корпорации. Такая деятельность требует рационального разделения труда (маркетинг, проектирование, производство, сбыт, пуско-наладка, эксплуатация, утилизация) и специализации, в том числе в рамках стратегической, перспективной, текущей, оперативной деятельности. В свою очередь разделение и специализация труда требуют различных психофизических качеств исполнителей, контактов с внешними для организации разнородными этническими группами поставщиков, потребителей, просредников. При исследования нужно учитывать, что человек как существо общественное испытывает необходимость принадлежать определенной социальной группе людей (этносу, нации, общественному классу, социальной группе). Существование этой потребности определяется необходимостью удовлетворять другие свои потребности с использованием объединения усилий людей. Поэтому чувство этнического и национального объединения выступают в качестве системообразующих факторов для этноса, суперэтноса. Суперэтнос становится нацией, если он имеет свою государственность, национальную идею, существуют признаваемые инструменты управления отношениями этносов и поддерживается баланс этнических интересов. Потребности, чувства этнического и национального сплочения позволяют: координировать действия членов этноса в различных областях деятельности для достижения общих этнических целей; разрешать внутриэтнические и межэтнические конфликты и др. Например, в США чувство национальной сплоченности позволяет решать как геополитические задачи расширения сфер влияния, так и внутренние проблемы. Недостаток потребностей этнического и национального сплочения может приводить к рассеиванию этноса. Чувствами этнического и национального сплочения можно в определенной степени управлять (финансовыми, психологическими, административными и другими методами). Нормальный уровень названных потребностей сплочения обеспечивает этносу сохранение существующего абсолютного и относительного конкурентного положения, возможность и взаимную полезность межэтнических социально-экономических, научных, культурных контактов, полезную взаимную ассимиляцию этносов. Избыток чувств этнического и национального единства приводит к повышенным межэтническим рискам, излишней закрытости этноса, которая вредна для этноса и может порождать конфликты. В процессе социологических исследований систем управления могут изучать такие аспекты этнической сплоченности: 1) абсолютные и относительные уровни, достаточность(для решения актуальных задач) потребностей, чувства этнического, национального сплочения; 2) наличие конфликта между чувствами религиозного, этнического и национального сплочения; 3) эффективность и методы управления этой потребностью в этносе и суперэтносе; 4) причины недостатка или избытка этих потребностей у отдельных этносов суперэтноса и др. При этом нужно учитывать, что избыток потребности этнического и национального сплочения может иметь разную причину. Закон диалектики утверждает, что действие равно противодействию. Инициирующая потребность в этническом сплочении является инструментом стремления этноса или его элиты занять более выгодное (чем наблюдаемое) межэтническое конкурентное положение: Реактивная потребность сплочения является ответной реакцией на ущемляющие действия других этносов. Инициирующая потребность этнического единства, а также неадекватно высокий уровень реактивной потребности могут вступать в противоречие с международными и государственными нормами права, морали и осуждаются как антигуманные проявления. Некоторым антиподом потребности этнического, национальной сплоченности выступает интернационализм - учение о классовой солидарности представителей различных этносов в мировом масштабе. Интернационализм в международном плане малоэффективен из-за конкурентных отношений этносов и государств/КЗ/. Однако во внутриполитическом плане интернационализм в условиях полиэтнической страны практически полезен, способствует достижению баланса в межэтнических отношениях, полезной для жизненного потенциала этносов ассимиляции. Он имеет многочисленных сторонников из числа лиц, вступивших в интернациональные браки, и может быть обоснованием и предполагать создание унитарного государства. Межэтнический диалог - важнейший инструмент выработки национальной идеи, то есть цели, к которой стремится суперэтнос. Суперэтнос становится нацией (системой этносов, единым целым), только если достигнуты межэтнические соглашения: о национальной идее; методах, инструментах и ограничениях при ее достижении; критериях и методах обеспечения баланса в координатах «этносы - цели - ресурсы» в процессе менеджмента (работы исполнительной власти); представительстве этносов в общественных институтах и др. Для реальности межэтнического диалога необходимо наличие этнических элит. Этническая элита - субъект выработки и носитель этнической идеи. Этническая идея становится составляющей частью, интегрируется в национальную идею. На уровне конкретной организации элита - это лидеры коллектива организации и носители ее миссии для внешнего окружения. Социологическое исследование может и должно включать исследование национальной идеи государства или миссии самой организации, а также власти и лидерства в ОПС. Коллективным субъектом управления на основе личной власти в этносе является его элита, состоящая из лидеров в различных областях деятельности. По отношению к этносу элита выполняет роли: -субъекта и материального носителя этнической идеи; - референтной группы (ориентира); -субъекта управления геополитическими рисками; - судьи во внутриэтническом конфликте;-субъекта межэтнического диалога и др. Своих лидеров этнос выделяет «снизу» посредством сознательного или подсознательного выделения известных индивидуумов. Известный индивидуум становится членом группы лидеров, элиты только в результате того, что конкретный индивидуум данного этноса добровольно, на основе собственных предпочтений сочтет его для себя образцом для подражания, соглашается следовать его примеру в конкретной сфере. Это (в соответствии с известным принципом оптимизации фон Неймана-Моргенштерна) обеспечивает внутреннюю (на основе их несравнимости) и внешнюю (на основе их предпочтительности) устойчивость множества членов элиты. Только в этом случае элита становится референтной группой, способной влиять своими предпочтениями и поведением на предпочтения и поведение коллектива, этноса. Попытки «создать» лидеров с применением других процедур и методов (например, применением власти, информационной «раскруткой») исторически бесперспективны, но могут давать кратковременный выигрыш заинтересованным лицам в ущерб интересам организации. Нормально, если средства массовой информации угадывают и делают известными возможных кандидатов в элиту, постоянно обновляют их круг. Но они не должны (вопреки известным правилам честного информирования) чрезмерно информационно воздействовать, навязывать свой выбор потребителям информации. Заметим, что только механизм свободного и постоянного сравнения и выбора со стороны членов общества дает элите возможность осуществлять воздействие на этнос, нацию на основе лидерства. Этим элита принципиально отличается от официальных лиц, основа воздействия которых на нацию - власть должности, в случае уважительного отношения со стороны нации подкрепляемая личной властью. Таким образом, для естественного процесса формирования и обновления лидеров, элиты необходимо: - существование и постоянное обновление круга известных лиц (обеспечивается или не обеспечивается средствами массовой информации, народной молвой и другими методами); - определенная «информационная прозрачность деятельности» известных лиц по факторам, относимым конкретным коллективом, этносом к параметрам (критериям) оценки и выработки предпочтений (финансовое состояние, где, когда, в какой сфере оно сделано; какие подвиги во имя государства, коллектива совершил индивидуум; чем способствовал материальному благополучию этноса и государства, чем он прославил этнос; какие политические взгляды отстаивает и др.); - правовое обеспечение и ощущение членом коллектива, этноса реальности его свободного выбора лидеров - ориентира для себя лично, влияние его волеизъявления на исход принимаемых решений, например, выборов; - наличие внутриорганизационного диалога между общественными классами, социальными, профессиональными группами с целью выработки общих подходов и критериев оценки социально-экономической допустимости и полезности решений и поступков известного индивидуума и другие факторы. Отсутствие хотя бы одного из этих факторов, элементов делает формирование и естественное обновление элиты невозможным. При таком положении невозможна и выработка национальной идеи, формирование из суперэтноса нации. Коллектив лишен ориентиров. Деятельность в условиях отсутствия национальной идеи, миссии организации успешной быть не может. Это создает дополнительные источники и усиливает интенсивность геополитических, политических, межэтнических рисков. В конце концов это может неразумно повышать риски, препятствовать всякой целенаправленной жизнедеятельности в государстве, территории, организации и др. В государстве на основе суперэтноса, элиты формируются в результате таких же процедур, как и этнические, но по критериям общенациональных и общечеловеческих ценностей. Гражданами принимается во внимание способность определять баланс интересов и радеть об интересах нации и общества в целом, а не только отдельных этнических и(или) социальных, профессиональных групп. Нормально, если часть таких лидеров в результате честных выборов входит в официальные органы власти. В процессе социологических исследований систем управления, как и при маркетинговых исследованиях, этносы могут быть разделены на общественные классы, а общественные классы - на социальные группы. Наиболее известно разделение на шесть общественных классов: высший высший (живущий на наследуемое имущество); высший низший (доход и собственность которых - результат их исключительных способностей); высший средний (делающие карьеру люди свободных профессий, предприниматели, высокопоставленные менеджеры); низший средний (рабочая аристократия, служащие и др.); высший низший (квалифицированные рабочие, мелкие служащие и др.); низший низший (неквалифицированные рабочие, лица живущие на пособия). Однако если при маркетинговых исследованиях изучают, что и в каком количестве покупают представители конкретных общественных классов, то в социологических исследованиях нужно изучать эффективность, затраты и риски по исполнению определенных социальных функций и ролей конкретными общественными классами и социальными группами. С точки зрения социологии деление на социальные группы и общественные классы порождено разделением их функций и ролей в воспроизводственном процессе. Представляется возможным утверждать, что современный воспроизводственный процесс включает: 1) по составу элементов: предметы труда, средства труда, капитал, технологии, труд; 2) по этапам воспроизводственного цикла: добычу, переработку, обращение, эксплуатацию, утилизацию товаров, услуг. По отношению к составу элементов воспроизводственного процесса общественные классы играют такие роли: - высшие общественные классы обеспечивают роли капитала по: обеспечению приемлемых геополитических и политических рисков; концентрации капитала; финансированию воспроизводственного процесса и развития; обеспечению бесперебойности воспроизводственного процесса (за счет посредничества и страхования); - средние классы выполняют роли по: участию в ролях капитала; поиску оптимальных путей развития; развитию ноу-хау и технологий; обеспечению работы технологий на уровне менеджмента; источника финансовых ресурсов; - низшие классы выполняют роли по: совершенствованию технологий; обеспечению воспроизводственного процесса рабочей силой; резерва труда; источника финансовых ресурсов. Функции капитала соответствуют технологическому и социальному базису экономики. Они реализуются через технологии. Субстанция капитала, понимаемая как его структура, также определяются технологиями и соотношением в них средств производства, знаний, труда, предметов труда и др. По отношению к этапам воспроизводственного процесса (характеризуется параметрами: эффективность, затраты, риск) представляется возможным выделить: добывающие, производящие, эксплуатационные, утилизационные, посреднические и риск-технологии. Каждый из этносов имеет свои психофизические особенности, поэтому часто предпочитает специализацию на соответствующих технологических процессах. Добывающие технологии - способы и средства, квалификационные навыки по извлечению полезных ископаемых, флоры и фауны территории и промежуточной их переработки в материалы и продукты, не готовые к употреблению. Производящие технологии способы, средства, квалификационные навыки переработки материалов и сырья в конечный продукт, готовый к употреблению. Выделяют «высокие» и «низкие» производящие технологии. «Высокие» технологии позволяют производить продукты, готовые к употреблению, и услуги, отличающиеся многофункциональностью, высокой сложностью. Такие технологии создают экономические преимущества этносу, но требуют высокого развития науки и образования. Эксплуатационные технологии обеспечивают предоставление услуг потребителям в процессе использования предметов потребления (мастерские, обеспечение расходными материалами и др.) Утилизационные технологии обеспечивают переработку, консервацию, уничтожение, захоронение вышедших из употребления предметов, упаковок, материалов и других объектов в целях извлечения полезных материалов и(или) снижения экологических рисков (сбор вторичного сырья, сбор и утилизация мусора и др.). Посреднические технологии позволяют в процессе многочисленных контактов согласовывать интересы сторон, в частности, при заключении актов купли/продажи /11/. Их задача в воспроизводственном процессе - обеспечить работу каналов продвижения товаров при нормальных рисках и издержках на это, а также ликвидность средств и предметов труда, капитала, технологий и наконец, самого труда/9/. Они требуют высокой степени информированности и возможности оказывать влияние как на отдельных индивидуумов, так и определенные социальные группы, этносы (в частности, через электронные средства массовой информации). Риск-технологии - это технологии, ориентированные на использование свойства спекулятивности риска (возможности положительного отклонения от плана) предпринимательской деятельности (венчурная деятельность, биржевая игра, страхование), и технологии, которые используют психофизические особенности носителей капитала и труда (игры, лотерей, тотализаторы и т.п.). В любом воспроизводственном процессе существуют нормальные пределы экономической эффективности перечисленных технологий деятельности. Эти пределы связаны со структурой экономического базиса и формой политического устройства государства. Отсутствие посредничества затрудняет выявление и более полное удовлетворение потребностей населения на основе маркетинговых стратегий. Одновременно снижается ликвидность активов - способность активов и сокровищ превращаться в денежный капитал. Риск создает шанс для одних (часто за счет ущерба для других) в различных сферах деятельности (например, инновациях), производит социальную селекцию наиболее эффективных и психологически устойчивых собственников/10/. Возможность посредничества и риск-деятельности может открывать путь к более быстрому (чем при добывающей и производящей деятельности) продвижению в социальной иерархии, что может мотивировать активную часть других этносов играть посреднические и риск-роли на территориях проживания иных этносов. Это порождает «ролевую» миграцию населения, создание этнических диаспор в других странах. При ролевой миграции преимущество отдают странам с большим объемом воспроизводственного процесса, с меньшей, чем на территории постоянного проживания, конкуренцией в сферах посреднической и риск-деятельности. Чрезмерное качественное и количественное развитие одного, двух видов технологий может нарушать нормальный баланс и приводить к угасанию других и всех видов технологий. Инструментом завоевания и осуществления власти общественных классов и социальных групп в организации, обществе считают идеологии. Исторически представляется возможным выделить такие идеологии. Либеральная идеология устанавливает приоритет прав и свобод индивидуума. В традиционном варианте: возможность осуществления прав реальна для высших классов; требует ограничить роль государства «функциями ночного сторожа». В практической реализации приводит к чрезмерной (вредящей обществу в целом) концентрации ресурсов и власти в руках узко ограниченного круга лиц, тормозит развитие технологии, вступает в противоречие с тенденцией децентрализации управления. При ее использовании низшими классами в гипертрофированном варианте вообще может отрицаться роль государства, провозглашать «анархию матерью порядка». Это может приводить к дезорганизации общественной жизни. Представляется возможным считать, что по мере развития технологий исторически под воздействием различных факторов возникли три варианта реакции на либеральную идеологию высших общественных классов. Либерально-демократическая идеология характеризуется ограничением возможностей высших классов под воздействием различных факторов. Известна версия, что в США либерал-демократическая идея может быть связана в своем историческом развитии с высокой вооруженностью населения. «Великий уравнитель (кольт)» позволил достичь разумного баланса интересов между классами и социальными, этническими группами, закрепить этот баланс в конституции, изменять ее по мере необходимости. Сутью этой идеологи можно признать создание равных возможностей. Например, в Национальной хоккейной лиге (НХЛ) право выбора лучшего новичка предоставлено отстающему клубу. Если низшие общественные классы не имеют законной возможности влиять на положение дел, их социально-экономическое положение в условиях либеральной идеологии правящего класса ухудшается. По законам диалектики «действие равно противодействию». При этом развиваются коммунистическая и социал-демократическая идеология. Коммунистическая идеология в современном виде: признает равноправие различных форм собственности; выступает за сохранение государственной собственности в стратегических и социально значимых отраслях народного хозяйства; ориентирует часную инициативу, собственность на удовлетворение потребностей всех слоев общества; выступает за активную роль государства в развитии культуры, науки, образования, производства, обороны, правопорядка; настаивает на предоставлении широких государственных социальных гарантий в области медицины, образования, выплат достойных пособий, пенсий; содействует сохранению и укреплению морали и здоровья нации. На этой основе она может создавать баланс интересов общества, социальных классов, групп, индивидуумов обеспечивать концентрацию энергии общества для достижения целей развития. В этнической сфере коммунистическая идеология включает интернационализм, что может быть привлекательным в условиях полиэтнического государства. Социал-демократическая идеология основана на признании полезности вмешательства (в частности, финансового перераспределения) государства в экономику в интересах общества в целом. Обеспечивает социальную поддержку нуждающимся, разумную свободу предпринимательству и баланс интересов капитала, творчества, труда в обществе. Применительно к социально-экономическим условиям в ряде развитых стран Европы, по-видимому, эта идеология наиболее гармонично сочетает интересы общества и индивидуума. Представляется, что условия социал-демократического развития государства таковы: 1) необходимый уровень развития высоких технологий в производстве и связанные с этим высокий уровень реального благосостояния, образования, существование значительного числа индивидуалистских организаций в экономике; 2) благоприятные геополитические условия развития; 3) понимание необходимости преобразований и добрая воля правящего класса, выраженная в конституции таким образом, чтобы обеспечить учет и формирование баланса интересов в процессе демократических процедур (референдумов; выборов; реального разделения и баланса властей при целе-полагании, выборе инструментов, менеджменте; разрешении конфликтов) и др.; 4) умелое руководство со стороны элиты процессом трансформации идеологии высших классов, общества в целом. В России попытки социал-демократического развития государства не были успешными, вероятно, из-за ее больших размеров, полиэтничности, сложного геополитического положения. В современном обществе все перечисленные идеологии существуют в системном единстве и диалектическом противодействии друг другу. В частности, усиление либеральной идеологии высших классов непременно вызывает реактивный рост коммунистических настроений в низших классах. Исследовать идеологические пристрастия этносов, общественных классов и социальных групп нужно в связи с их технологической специализацией, участием в воспроизводственном процессе и международном разделении труда. При социологических исследованиях систем управления нужно учитывать, что для развития наиболее экономически выгодных высоких технологий необходима стабильность в обществе на основе постоянно обеспечиваемого межэтнического и социального баланса. Для обеспечения устойчивости межэтнических, социальных, идеологических отношений власти должны политически, законодательно регулировать и проводить с привлечением межэтнического диалога политику разумного баланса, в том числе технологической специализации. Системные социологические исследования могут составлять основу или часть социологического исследования систем управления различных уровней (от государства до организации). Социологические исследования систем управления могут проводиться в различных формах: 1) обследование внешней среды системы управления; 2) наблюдение; 3) включенное наблюдение; 4) экспертные оценки и анкетирование; 5) построение сценариев развития и др. Информационной базой и составной частью целеполагания, маркетинга, менеджмента в системе управления является проведение социологических обследований населения, т.е. изучение нужд, потребностей, интересов посредством опроса семей. Такие обследования позволяют выявить мотивы различных по составу семей к покупкам, заключению договоров купли / продажи, на обслуживание или отказу от них. Кроме того, такие обследования позволяют определить влияние на развитие рынков конкретных видов товаров, работ и услуг социальных, экономических, демографических, региональных и иных факторов. Обследование может быть сплошным (для небольшого массива обследуемых) или выборочным. При выборочном обследовании из всей генеральной совокупности изучаемых единиц выделяют определенную ее часть, по характеристикам которой можно судить о свойствах всей генеральной совокупности. При этом должна быть обеспечена представительность (репрезентативность) собранного материала, т. е. единицы, отобранные для изучения, должны быть настолько типичны, чтобы полученные в результате обследования сведения можно было с достоверностью распространить на всю генеральную совокупность изучаемого населения или товара. Часто в исследованиях используют метод выборочного обследования с помощью моментных наблюдений /9/. До начала обследования намечают рабочие гипотезы, которые могут определить основные направления поиска при составлении программы работы и оценить реальность тех или иных сведений. Сходная информация собирается посредствам заполнения опросных листков (анкет) и обобщается для всестороннего анализа при помощи компьютеров. Наблюдение - это пассивный метод социологического исследования, которые часто используют для: накопления информации на начальной стадии исследования; выдвижения гипотез, подтверждения или отрицания гипотез; установления причинно-следственных связей и т. п. Включенное наблюдение предполагает участие исследователя в работе изучаемого коллектива или целевой аудитории. Такое «включение» исследователя может повышать эффективность исследований. Однако оно может и привести к искажению результата, если исследователь (в силу личных причин) не сможет объективно регистрировать и оценивать наблюдаемые явления/17,18/. Экспертные оценки и анкетирование как общенаучные методы исследований применимы и в социологических исследованиях. Методика проведения таких исследований описана в главе 1 и работе/1/. Могут проводиться, в частности, аналитические экспертные оценки с разработкой сценариев развития. Построение сценариев - один из методов прогнозирования, который состоит в построении логической, логико-временной цепочки событий при переходе объекта исследования из одного состояния в другое/1/. Этот метод в социологических исследованиях систем управления может позволить построить логическую последовательность перехода коллектива, отношения целевой аудитории из одного состояния в другое в результате определенной совокупности управляющих воздействий или отсутствия актуальных, назревших решений. Пример сценария. В результате преобразования государства на основе суперэтноса открылись возможности посреднической и риск-деятельности. Началась интенсивная ролевая миграция. В условиях олигополистических рынков (не требующих большого объема посредничества) концентрация посреднической и риск-деятельности привели к нерациональному росту расходов на эти виды деятельности. Высокий уровень расходов на посредничество и(или) риски деятельности на фоне высоких налогов и расходов на бухгалтерский учет приводят к суженному воспроизводству. В свою очередь сужение воспроизводственного процесса приводит к обострению противоречий между добывающей, производственной, эксплуатационной, утилизационной, посреднической и риск-деятельностью. Конфликт интересов технологий создает риски социальных и межэтнических конфликтов. Для всех участников суперэтноса, воспроизводственного процесса в рамках социального и межэтнического диалога разумно обеспечить нормативно-правовую базу и реальное сохранение рационального баланса технологий. Можно выделить такие этапы социологического исследования системы управления: 1) наблюдение; 2) обнаружение и формулировка проблемы; 3) разработка программы исследования. Она включает: - определение внешней среды (фона), на котором проводится исследование; - постановку целей и разработку «дерева целей»; - формулировку задач исследования; - выбор и(или) разработку метода, методик, приемов исследований. При этом рекомендуют разрабатывать две частипрограммы социологических исследований: теоретико-методологическую и методически процедурную/18/; - разработку проекта (конкретного образца) исследования, который и будет реализован. При этом определяют план выборки, процедуры, аппаратуру для получения, обработки и анализа первичных данных и информации; 4) собственно социологическое исследование; 5) сбор, обработку, анализ, представление результатов в форме, удобной для восприятия пользователем и принятияим решений; 6) разработка рекомендаций; 7) представление материалов заказчику. Формы социологические исследований таковы: 1) наблюдение; 2) собственно исследования, в частности, опросы; 3) социально-экономические эксперименты (рассматриваются в одном из следующих параграфов). При социологических исследованиях нужно учитывать, что человеческий фактор может оказывать улучшающее или ухудшающее влияние, то есть является спекулятивным фактором риска в системе управления. Влияние человеческого фактора может быть решающим, когда социальная проблема требует функциональных решений и приводит к смене социально-экономической формации. В процессе социологических исследований важно учитывать, в рамках какой социально-экономической формации, формы государственного правления (идеократической или демократической) работает эта система управления. Изменения технологий потребления и производства вызывают необходимость в изменении функций социальных организаций, членов общества, общественных отношений в целом, а также в конкретной системе управления. При этом могут трансформироваться закон, мораль, культура и др. Поэтому при социологических исследованиях систем управления нужно учитывать, что развитие высоких технологий может принципиально изменять отношения членов организации, приводить к переходу от корпоративных к индивидуалистским организациям, изменению идеологии, социально-экономического строя. Важно, что любые государство, фирма содержат как корпоративную, так и индивидуалистскую составляющую, однако в различных пропорциях/10/. При исследовании внешней среды прямого воздействия важно установить и зафиксировать в качестве условий и допущений (особенно при сравнительных исследованиях) следующие влияющие на социологическую обстановку в коллективе факторы: 1) к какому типу относится структура организации (линейная, функциональная, дивизиональная, матричная/11,12/)? 2) позволяют ли идеология, Устав организации влиять ее членам на принятие решений демократическими методами? 3) соответствуют ли структура и распределение функций, ответственности технологиям деятельности? 4) каково соотношение в организации различных категорий (основной, вспомогательной, управленцев) работников? 5) не возникает ли в организации эффект «бутылочного горла» как следствие неправильного распределения функций, при котором имеет место перегрузка отдельных менеджеров? Далее можно рекомендовать при проведении социологических исследований систем управления установить, относится ли изучаемый коллектив к корпоративным, индивидуалистским организациям, или в какой своей части данный коллектив является корпоративной, а в какой части - индивидуалистской организацией. В корпоративных организациях решающая роль играет личность руководителя, а в индивидуалистских - коллективу. Корпоративная организация (ее часть) - это замкнутая группа людей с ограниченным доступом, максимальной централизацией и авторитарностью руководства, противопоставляющая себя другим социальным общностям на основе своих узко групповых интересов/11,1/. Объединение людей в корпоративную организацию происходит с использованием следующих факторов: 1) через разделение по социальным, профессиональным, этническим и другим признакам; 2) с использованием монополии на информацию; 3) доминирования иерархических властных структур; 4) поддержания (а иногда и обострения) дефицита; 5) устранения внутренней конкуренции через принудительное распределение; 6) стандартизацию деятельности; 7) использование для стимулирования членов организации власти (Власть охватывает всю жизнь организации, поддерживает ее структуру). Корпоративная организация устанавливает приоритет интересов руководства, производства (или другой деятельности) над интересами воспроизводства самого конкретного индивидуума. В таких структурах доминирует лояльность организации, послушание, исполнительность, рождающие, в конечном счете, безответственность. В обмен на послушание корпоративная организация может брать на себя ответственность за своих членов. Корпоративная организация имеет преимущества при решении малопривлекательных, нетворческих задач в условиях типовых относительно низких технологий. Объединение людей в индивидуалистскую организацию происходит добровольно под воздействием осознанной необходимости совместной деятельности по достижению определенных взаимосогласованных целей и в условиях свободы выбора партнеров по такой деятельности/11,1/. Индивидуалистские организации характеризуются: 1) сочетанием конкуренции и кооперации/11/; 2) согласованием целей и средств их достижения; 3) созданием условий для свободного поиска возможностей; 4) образующим систему фактором является лидерство; 5) для руководства характерна либерально-демократическая или социал-демократическая идеология. В индивидуалистской организации интересы производства (деятельности) определяются интересами воспроизводства самого человека. В своем поведении такие организации придерживаются общечеловеческой морали и здравого смысла. Индивидуалистская организация лучше приспособлена для решения плохо структурированных задач при отсутствии типовых технологий. Преобладание индивидуалистских организаций - основа демократического (гражданского) устройства государства/10/. При социологических исследованиях систем управления нужно помнить, что право определяет рамки социально дозволенного и предписанного поведения членов организации. Таким образом, оно предопределяет рамки возможных социологических исследований систем управления, социально-экономических экспериментов/17-19/. По познавательным целям, задачам, их широте и глубине выделяют: разведывательные (пилотажные, зондажные), описательные и аналитические исследования/18/. Пилотажные исследования направлены на предварительное обследование небольшой совокупности социальных объектов в условиях их слабой изученности. В терминах рассматриваемой в четвертой главе теории экспериментов это исследования по изучению механизма явлений, факторные, отсеивающие исследования. Описательное социологическое исследование отличается от пилотажного, прежде всего, большей глубиной и объемом выполненных работ (больше исследуемых факторов, больший объем фактического материала). Аналитические исследования предполагают создание по их результатам новых теоретических представлений, выявления причинно-следственных связей и др. Однако представляется более целесообразным рекомендовать использовать классификацию социологических исследований в системах управления, соответствующую принятой в фундаментальных исследованиях (см. главу 4). Например, в такую классификацию можно включать исследования: 1) механизмов социальных явлений и влияния человеческого фактора; 2) экстремальных состояний и их влияния на внутреннюю социокультурную среду системы управления; 3) экстремальных состояний и их влияния на внешнюю социокультурную среду системы управления; 4) техногенных и человеческих факторов в системе управления и поиск их оптимальных соотношений (оптимизация степени автоматизации в АСУ); 5) распределения функций между человеком и техническими средствами и др. Техника социологических исследований уже описана/20/. При социологическом исследовании систем управления необходимо уделить большое внимание наличию и оценке положений Конституции, Устава предприятия на предмет существования в них реальных демократических процедур учета мнений учредителей, наемных работников, смены руководства. Отсутствие в уставе таких процедур или возможности их реального осуществления повышает социальные риски системы управления. При социологических исследованиях систем управления необходимо большое внимание уделять оценке их способности к своевременному изменению технологий управления на основе учета мнений (обратной связи) индивидуумов внешней среды (клиентов, поставщиков, брокеров, дилеров) и членов коллектива. Фактическим материалом при таких исследованиях могут быть Устав предприятия, результаты анкетирования сотрудников, опрос клиентов (пользователей), книга жалоб и предложений, материалы средств массовой информации, рекламации и др. Исследования Устава предприятия могут дать важную информацию для ответа на вопрос о том, является ли данная организация индивидуалистской или корпоративной. Кроме того, из Устава можно получить информацию о: - идеологии учредителей, руководства ОПС; - распределению функций, полномочий по принятию решений и сферам ответственности руководящих органов; -соответствию такого распределения специфике работы; - полноте перечня социальных проблем, находящихся в поле зрения руководства; - реальности или декларативно-номинальном характере возможности членов коллектива влиять на ситуацию и др. Должны исследоваться социальные обратные связи в системе управления. «Сильная обратная связь» имеет место, когда государственные органы, менеджеры системы управления активно реагируют на реакции общественных классов и социальных групп, отдельных личностей. Это чревато «метаниями» и повышением социальных, политических рисков в такой же степени, как и «слабая обратная связь» - отсутствие всякой реакции. Представляется полезным введение аналитических зависимостей для оценки эффективности социальной обратной связи. Предлагается ввести понятие «коэффициента затухания обратной связи» /10/. По частоте осуществления обратная связь может быть дискретной и постоянной (процессной). Дискретная обратная связь может быть в форме разработки и принятия Конституции (а также поправок к ней), Устава предприятия, выборов руководящих органов, проведения референдумов, опросов общественного мнения, конференций, круглых столов, процедур отзыва, досрочного прекращения полномочий и др. Например, согласно Конституции США члены палаты представителей выбираются один раз в два года/21/. Частота обратной связи имеет особенное значение в переходный период, когда ситуация изменяется быстро. Существование эффективных процедур замены элементов позволяет превратить дискретную обратную связь в непрерывную, уменьшает искушение возможного манипулирования процессом и(или) результатами демократических процедур, а воздействие угрозы использования этой процедуры может резко повышать эффективность управления и использоваться представителями той части этноса, чьи интересы нарушаются, а потребности не удовлетворяются. Непрерывно обратную связь могут осуществлять; - на уровне государства: представительные органы власти, средства массовой информации, политические партии, общественные организации, ассоциации и др. Такая связь может быть формальной (например, при голосовании фракций в представительном органе власти, при депутатских запросах, запросах в Конституционный Суд и др.) или неформальной -при проведении конференций, круглых столов, публикаций; - на уровне предприятий: оперативные совещания, мониторинг продаж, объема производства, затрат и др. Проведение социологических исследований систем управления, не отвечающих правилам честных исследований (см. п. 1.17), непринятие своевременных решений по результатам исследований или их неисполнение порождают социальные риски в деятельности организаций различных уровней вплоть до государства. Практика показала, что попытки уклониться от назревших в социальной сфере систем управления решений приводят к обострению проблемы. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.061 сек.) |