|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Истоки философского знанияУсловно источники философского знания можно разделить на исторические, связанные с возникновением философии как формы общественного сознания, и экзистенциальные (от лат. ex(s)istentia – существую) источники, обусловленные самой повседневной жизнью человека. Философия как форма общественного сознания возникла в 7–6 вв. до н.э. почти одновременно в Древней Греции, Индии и Китае. Господствующим мировоззрением в те далекие времена была мифология. Мифологическое мировоззрение ориентировано на преодоление фундаментальных противоречий человеческого бытия, на упорядочение отношений между отдельным индивидом и обществом, природой. Человек еще не способен выделить себя из окружающей среды, его мышление еще тесно связано с эмоциональной, аффективной сферой. Следствием этого было метафорическое сопоставление природных и социальных явлений, очеловечение окружающей природы и одушевление фрагментов космоса. Возникновение природных явлений объяснялось по аналогии с актом рождения. Например, в греческой мифологии происхождение мира объясняется из Темноты, Хаоса и Эроса, которые породили Ночь и Мрак, День и Эфир, а от них уже произошли Земля – Гея, Небо – Уран, Океан и т. д. Мифы повествовали о деяниях богов и героев. Содержание мифа представлялась сознанию реальным, так как воплощало коллективный, «надежный» опыт освоения действительности многими поколениями. Мифы служили предметом веры, а не критического осмысления, они утверждали принятую в данном обществе систему ценностей и норм поведения. Мифологическое мировоззрение выражалось не только в повествованиях, но и в действиях (обрядах, танцах, мистериях и т. п.). Миф и обряд в древних культурах составляли единое целое. «Философия» буквально означает «любовь к мудрости». В отличие от мифологического и религиозного миропонимания с их акцентом на вере философия обустраивалась на позициях интеллекта, размышления. Бытующие в народе мифы подвергаются пересмотру с точки зрения разума, им дается рациональное истолкование. Само понятие мудрости несло в себе возвышенный, не будничный смысл: мудрость противопоставлялась обыденному сознанию и рассудительности. Она понималась как стремление к совершенно особому интеллектуальному, теоретическому постижению мира, как бескорыстное стремление к истине. Философское мышление воплотило в себе стремление не просто накопить массу сведений, информации, а понять мир как единый в своей основе. Гениальной догадкой, возникшей у самых истоков философии, было понимание того, что мудрость – это не что-то готовое, что можно открыть, выучить, затвердить, запомнить и использовать. Мудрость – это стремление, постоянный поиск, напряжение ума и всех духовных сил человека. Это путь, который каждый человек, даже приобщаясь к мудрости великих, к мудрости прошлых веков и наших дней, все же должен пройти сам. Мы обозначили исторические корни философии. Но и наше время поднимает философские проблемы и требует их разрешения. Философские проблемы порождаются ходом самой повседневной жизни каждой личности. Повседневность, как бы не была она более или менее сбалансирована набором стереотипов поведения и восприятия, никогда не обеспечивает полной бесконфликтности сознания. Во-первых, сам набор установок обыденного сознания включает в себя множество противоречащих друг другу утверждений, что ставит индивида перед необходимостью сознательного выбора той или иной установки в конкретной ситуации. Во-вторых, жизнь, постоянно меняясь и развиваясь, порождает новые ситуации, не предусмотренные предшествующим опытом и существующей житейской мудростью. В-третьих, каковы бы ни были морально–психологические установки, предлагаемые обществом индивиду, он не может принять их без собственно личного прочувствования и осмысления. Спектр философских проблем, поднимаемых человеческим существованием, чрезвычайно широк. Важнейшая – это сама жизнь, которая складывается как некая судьба, путь, предполагающий вопрос о соотношении в этой судьбе моментов неизбежности, случайности и свободы выбора. Жизни противостоит смерть. Это другая, не менее важная проблема. Смерть – это то, что обессмысливает жизнь, или же, напротив, то, что придает ей смысл и значение. Проблема межличностного общения, коммуникации тесно переплетается с вопросами о добре и зле, моральности и аморальности. Могу ли я правильно понять другого человека, и как воспользуюсь этим пониманием? Вечно ли одиночество или же оно преодолимо? Одной из ведущих тем является свобода, которая сопоставляется с необходимостью и запретом, ответственностью и безответственностью и т. п. Проблемы человеческого счастья и любви также требуют своего осмысления. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |