|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Философия марксизма. Марксистская философия возникла в 40-х годах XIX вМарксистская философия возникла в 40-х годах XIX в. как своеобразное продолжение немецкой классической философии. Объективный идеализм Гегеля здесь превращается в материализм, а антропологизм Фейербаха – в социологизм. Основная идея философии Карла Маркса (1818–1883) и Фридриха Энгельса (1829–1895) заключалась в «превращении социализма из утопии в науку». Научный социализм должен был стать идейным оружием в коренном преобразовании капиталистического общества – освобождении от всех видов угнетения и эксплуатации. Маркс вводит в философию практически-преобразовательным момент, который мало интересовал предшествующих философов. «Общественная жизнь является по существу практической», – пишет Маркс в «Тезисах о Фейербахе». Отсюда переворачивание фейербаховского антропологизма: «… сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений»[8]. Это значит, по Марксу, если мы хотим понять человека, объяснить его поведение, надо, прежде всего, исследовать общество, в котором он живет, отношения между людьми в этом обществе. В основе всех социальных отношений лежат производственные отношения, которые обусловлены отношением к средствам производства. Если одни люди владеют средствами производства, а другие – нет, то этим последним ничего не остается, как работать на первых, на собственников. Отсюда происходит разделение людей на классы. В соответствии с различными формами собственности на средства производства, с разными способами производства, Маркс выделяет следующие типы общества, или общественно-экономические формации: первобытнообщинную, античную, феодальную, капиталистическую формации и будущее коммунистическое (социалистическое) общество. Так как в обществе одни классы господствуют, а другие подчиняются, то этим отношениям должны соответствовать и другие общественные отношения (юридические, политические), а также определенные формы общественного сознания, в которых все это, так или иначе, осознается. Господствующий класс всегда заинтересован в сохранении и укреплении своего господства, и он добивается этого с помощью права и государства, а также путем распространения определенных взглядов – идеологии. Основная задача идеологии – представить классовый строй как «нормальный», «естественный», «цивилизованный», отвечающий разуму или природе человека. Тем самым идеология выдает интерес господствующего класса за общий интерес всего общества. Но если в обществе все так крепко сцеплено одно с другим, то почему общество все же происходит смена общественно-экономических формаций, почему общество развивается? Ответ Маркса таков: главным образом потому, что развиваются производительные силы, нарушая соответствие между собой и производственными отношениями, откуда вытекает необходимость изменения этих отношений, а за ними и всех других отношений: политических, юридических, культурных, – то есть всего общества. И так как изменение затрагивает интересы различных классов, оно совершается в ходе классовой борьбы, в ходе революции. Созданные буржуазией гигантские производительные силы переросли, считают Маркс и Энгельс, узкие рамки буржуазных производственных отношений, буржуазной частной собственности. Производительные силы при капитализме все более приобретают общественный характер и потому требуют общественной собственности. «В этом смысле, – говориться в «Манифесте коммунистической партии», – коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожением частной собственности»[9]. Литература 1. Введение в философию: Учебник для вузов. //Под ред. И. Т. Фролова – М., 2002. 2. Введение в философию: Учебник для вузов в 2ч. – М.: Политиздат, 1989. 3. Спиркин А. Г. Философия: Учебник – 2-е изд. – М.: Гардарики. 2002. 4. Спиркин А. Г. Философия: Учебник для технических вузов. – М.: Гардарики. 2003. 5. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: «Феникс». 2002. 6. Философия: Учебник для вузов.– Ростов на Дону, 1995. 7. Философия: Учебник для вузов.// Под ред. В. Н. Лавриненко. – М., 2000. 8. Гулыга А.Н. Немецкая классическая философия – М., 1986 9. Мир философии: Книга для чтения. – М., 1990. 10. Радугин А.Н. Философия: Курс лекций. – М., Владос, 1995. 11. Рассел Б. История западной философии. – Новосибирск. 1994, т.2 12. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – М. 1997. Тт. 1, 2. Вопросы к теме «Философия Нового времени» 1. Что такое эмпиризм? Каковы основные идеи этого течения? Кем и как развивались идеи эмпиризма? 2. Назовите основных представителей рационалистической философии Нового времени и изложите суть их учения. 3. Какие социально-философские идеи возникли и развивались в эпоху Просвещения? 4. В чем состоял «коперниканский переворот» в философии, совершенный И. Кантом? 5. Каковы основные гносеологические идеи Канта? Что такое антиномии разума? Как они объясняются Кантом? 6. Раскройте основные принципы этики Канта. 7. Определите, в чем новизна философских идей Г. Гегеля? 8. Раскройте суть философской антропологии Л. Фейербаха? 9. Охарактеризуйте основные идеи социальной философии марксизма. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |