|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Религиозная картина мираРелигия – более древнее образование, чем философия или наука. Время её существования сравнимо со временем существования homo sapiens. Религиозные представления людей эволюционируют от примитивных религий первобытнообщинного строя (тотемизм, анимизм) к политеизму первых цивилизаций Древнего мира (Древний Китай, Индия, Египет, Древняя Греция и Рим) и к монотеизму мировых религий (христианство, ислам, буддизм). Что же общего во всех этих версиях мироздания? Все религии во все времена считают, что наша эмпирическая действительность не самодостаточна и не самостоятельна. Она носит тварный характер, т.е. кем-то сотворена, создана, она вторична. Наш мир – это проекция другой настоящей, истиной реальности. Таким образом, религия удваивает мир: наряду с нашим естественным миром она постулирует существование сверхъестественного мира, населённого сплошь могучими, таинственными, чудодейственными силами. Необходимо отметить, что удвоение мира происходит не только в религиозной картине мира. Например, искусство также создаёт свой особый мир: мир художественных образов. Однако специфика религии в том, что она не только постулирует сверхъестественный мир, но и верит в его власть и способность оказывать влияние на наш естественный мир. Кроме того, религия признаёт возможность коммуникации между этими двумя мирами. С помощью молитв, богослужений, ритуалов человек общается с потусторонним, божественным. Через молитву он обращается к богу, через ритуал он демонстрирует свою причастность божественному и т. п. Таким образом, религия невозможна без культа. Культ – особая духовная практика, соединяющая верующего с высшим миром. Центральным образом религиозной картины мира является образ бога. Бог обладает властью над земным миром. В одних религиях эта власть абсолютная, в других – ограниченная. Например, Зевс – главный бог древних греков – подчиняется космической необходимости – Ананке, его судьба определяется не им самим, а Мойрами, плетущими нить его судьбы. Зевс не вечен, он не создаёт земного мира и тем более Космоса, не создаёт их и Будда в буддизме. Абсолютным всесилием и бессмертием обладает христианский бог. Христианский бог – сложная для понимания фигура. Это – безличное творящее и законосозидающее начало, именуемое Отец, и в то же время – это личность, Иисус Христос, интимное духовное Ты, навстречу которому открывается душа. Кроме ипостасей Отца и Сына Бог обладает ещё и третьим проявлением – Дух Святой. Все три ипостаси неслиянны и неразделимы. Христианский образ мира противоречив. Бог самовластно управляет миром, предопределяет всё, в том числе и повеление людей. Но, с другой стороны, он наделяет людей свободой выбора, и люди вольны решать, следовать ли им за Богом или предаться злу. Человек свободен и предопределён. Богу противостоит Дьявол – падший ангел. Но Дьявол сам не выступает созидательным началом, он только переманивает на свою сторону заблудшие души. Отношение добра и зла в христианской картине мира несимметрично: Бог всегда сильнее, он – заведомый победитель. Пространство христианского понимания мира удвоено, как и во всех религиях, – это пространство естественного мира и пространство высшего, сверхъестественного мира. Последнее иерархически упорядочение; внизу – ангелы, в узком смысле слова, архангелы, выше – ангелы господства, силы и власти, в непосредственной близости от божественной троицы располагаются херувимы, серафимы и престолы. К божественному миру относится сфера рая, где пребывают в блаженстве праведные бессмертные души. Противоположностью рая выступает ад. Часть сакрального, освященного пространства присутствует и в земном эмпирическом мире. Это пространство храмов, в которых совершается богослужение. Время в христианской картине мира выстроено линейно. Оно направленно, имеет начало и конец. История не циклична, она следует в определённом направлении: сотворение мира, грехопадение, пришествие Христа – прошедшее время. Второе пришествие и Страшный суд – грядущее. После Страшного суда всё нынешнее человеческое время исчезнет. Свои пространственно-временные особенности имеют другие религиозные версии мироздания. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |