|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сфера материального производстваВ сфере материального производства в результате деятельности людей создаются самые разнообразные предметы потребления. Эта деятельность предполагает использование ранее созданных орудий и средств труда, различной техники. По мере развития общества менялись орудия труда – от примитивного каменного топора до современных автоматизированных заводов, атомных электростанций и космических систем. Менялись и формы организации трудовой деятельности. В сфере материального производства можно выделить, с одной стороны, технико-технологическую составляющую, с другой стороны, – производственные отношения, которые складываются между людьми в процессе их совместной трудовой деятельности. В основе производственных отношений лежат отношения собственности между людьми по поводу и средств труда и полученных продуктов труда. Собственность может быть частной, коллективной и государственной. С проблемой собственности связаны проблемы труда, эксплуатации и капитала. Понятие собственности возникает тогда, когда у человека появляется право распоряжаться произведенным продуктом, собственной жизнью, своими способностями. Когда же человек, опираясь на силу, подкрепленную законом или беззаконным насилием, распоряжается другими людьми, возникает феномен власти и государства. Через власть и собственность реализуется принцип справедливости, который имеет исторический и в значительной мере субъективный характер. Например, справедливым считалось распределение по статусу рождения (аристократия), по положению в обществе (бюрократия), по имущественному положению, по труду или его результатам, или же по едокам в семье. Нет религиозного учения, этической системы, социальной доктрины, которые не высказывались бы по этому поводу. Апостол Павел учил: «Не трудящийся да не ест», Сен-Симон выдвинул принцип распределения социализма: «От каждого по способностям, каждому по труду», а Этьен Кабе – принцип распределения произведенного продукта при коммунизме: «От каждого по способностям, каждому по потребностям». История учений о собственности показывает, что почти у всех народов в форме утопий или мифов имела место идея о «золотом веке», когда не было частной собственности, имущество считалось общим и это порождало мир и согласие, добрые нравы и уверенность в будущем. Негативное отношение к частной собственности прослеживается во всех религиях, особенно на ранних стадиях их возникновения. Идея уничтожения частной собственности, как источника неравенства и раздора, пронизывает вся историю. Маркс с частной собственностью связывал эксплуатацию и намечал пути ее уничтожения. Эксплуатация – форма социального паразитизма, когда человек (или группа людей) живет за счет присвоения труда других людей. В ХХ в. изменились формы эксплуатации, господствующей стала эксплуатация человека государством, которое опирается на мощную систему бюрократии. Бюрократия в современном обществе выступает паразитирующим классом. Проблему эксплуатации и частной собственности пытались решить двумя путями: 1) созданием мощной системы социальных гарантий, пособий, выплат и т. п., ростом “среднего” класса собственников; 2) на пути социализма. Экономическая модель социализма опирается на сверхэксплуатацию людей со стороны государства. Результаты труда отчуждаются в “общий котел”, “закрома родины” и государство в лице бюрократии распределяет эти фонды. Пока хватает природных ресурсов и действует этический стимул к труду, все идет нормально. Но постепенно набирают силу отрицательные тенденции. Научно-техническая революция впервые в истории создает предпосылки для радикального преобразования всей сферы материального производства. Это связано с изменением роли и места науки в современном обществе. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |