|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Позитивизм и аналитическая философияПозитивизм возник первой половине XIX в. и представляет собой идейное или интеллектуальное течение, охватившее многие сферы деятельности – не только науку, но и политику, педагогику, философию, историографию. Быстрые успехи в самых разных областях знания (математики, химии, биологии и, конечно же, физики) делали науку все более и более популярной, приковывали к ней внимание. Научные методы завладевали умами людей, престиж ученого повышался, наука превращалась в социальный институт, отстаивая свою автономию и специфические принципы научного исследования. Научные открытия с успехом применялись в производстве, отчего преображался весь мир, менялся образ жизни. Прогресс становился очевидным и необратимым. Обозначим общие программные установки позитивизма. · Ценностью обладает знание, истинность которого может быть установлена каким-либо эффективным образом. · Приветствуются наблюдения и другие эмпирические методы познания, обеспечивающие наилучшую основу нашего знания. · Негативное отношение к традиционной метафизике. · Теория развития общества как своеобразная социальная физика претендует на статус точной науки и уподобляется науке о естественных фактах человеческих отношений. · Неизменность прогресса, понятого как продукт человеческой изобретательности, вера в бесконечный рост науки и научной рациональности. У истоков позитивизма стояли У. Уэвелл, Дж. С. Милль, О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Гершель. Концепция «позитивной (положительной) науки» представлена деятельностью французского мыслителя Огюста Конта (1798–1857). В своем главном произведении «Курс позитивной философии» Конт широко пропагандировал идею научности применительно ко всем проявлениям природы и общества. Философия предстает у Конта в ее новом качестве – как сугубо строгая система, обобщающая результаты различных ветвей научного познания, и только в этом значении она может иметь право на существование. Конт сформулировал закон трех стадий интеллектуального развития человечества: каждая сфера наших знаний последовательно проходит три различные теоретические состояния: · Состояние теологическое, или фиктивное; · Состояние метафизическое, или отвлеченное; · Состояние научное, или позитивное. Именно наука, как третья стадия эволюции, сменяет предшествующие ей теологическую, объясняющую все происходящее на основе религиозных представлений, и метафизическую, заменяющую сверхъестественные факторы развития сущностями и причинами. Наука – высшее достижение интеллектуальной эволюции, она содействует рациональной организации жизни всего общества. На третьей, позитивной, стадии вступает в силу закон постоянного подчинение воображения наблюдению. Наблюдение – универсальный метод приобретения знания. Он помогает освободиться от ненаучных догматических напластований, стать на твердую почву фактов. Но поскольку наблюдаются лишь явления, а не причины и сущности, научное знание по своему характеру оказывается описательным. Этим разъясняется знаменитая контовская сентенция о замене слова «почему» словом «как». На место объяснения явлений Конт ставит их описание. Предвидение провозглашается наиболее важной и значимой способностью положительного мышления. Цель философии – систематизация человеческой жизни. Истинная философия, по Конту, должна привести в стройную систему все человеческое личное и коллективное существование, рассматривая одновременно мысли, чувства и действия. И только достигнув позитивного состояния, философия может с надлежащей полнотой достойно выполнить свое предназначение. Другим крупнейшим представителем позитивизма был Герберт Спенсер (1820–1903). Идея плавного, эволюционного прогресса становится доминирующей в его концепции. «Эволюция есть интеграция (приведенная к членораздельному единству) материи, сопровождаемая рассеянием движения, во время которой материя переходит от состояния неопределенности, несвязной однородности к состоянию определенной и связной разнородности и во время которой неизрасходованное движение претерпевает аналогичное же превращение»[11]. Спенсер высказывает идею о ритме эволюции. Понятия интеграции и дезинтеграции, перехода от однородного к разнородному (дифференциации) и от неопределенного к определенному, т. е. идея нарастающей структурности, составила содержательную ткань его концепции. По мере развития науки позитивизм менял свои формы. В ХХ веке позитивистские идеи нашли свое выражение в аналитической философии. Аналитическая философия продолжает традиции исследования оснований знания. Созданные в прежние века идеи и методы анализа человеческого опыта развиваются в аналитической философии в тесной связи с исследованием языка. Круг философов аналитического направления размыт: их объединяет не столько тематика, сколько стиль работы. Его общая характерная черта – детальное исследование языка с целью решения философских проблем. Главные цели философского анализа – выявление структуры мысли, прояснение всего смутного, невнятного, четкое разграничение значимых и пустых выражений, осмысленных и бессмысленных фраз. Этот анализ рассматривается как единственно правомерный метод философского исследования и направлен на то, чтобы выявить действительные ситуации употребления языковых средств, порождающие философские проблемы. Цель аналитической философии – показать, что не существует реальных философских проблем, а проблемы, выступающие как философские, являются либо псевдопроблемами, либо носят логико-лингвистический характер, либо предполагают конкретное содержательное исследование. Таким образом, отрицается правомерность философии как самостоятельного вида познавательной деятельности. В рамках аналитической философии выделяются два направления: философия логического анализа и философия лингвистического анализа. Логический анализ в центр своего внимания ставит философию и логику науки. С точки зрения представителей лингвистической философии, философия укоренена в реальном человеческом разумении, в жизненных ситуациях, механизмах естественного языка. Аналитическая философия получила распространение главным образом в США и Великобритании. Основы аналитической философии были заложены в трудах таких философов как, Дж Мур, Б. Рассел, Л. Витгенштейн. Бертран Рассел (1872–1970) – всемирно известный английский ученый-математик, философ, общественный деятель. Рассел различает два принципиально разных подхода к познанию: натуралистический, опирающийся на здравый смысл, и значительно более глубокий – философский, основанный на критическом отношении к результатам познания. Характерная черта первого подхода – наивный реализм, уверенность, что вещи таковы, какими они воспринимаются. В ходе философского исследования осознается, что на месте как будто бы очевидного и простого на самом деле существуют сложные структуры. Возникает сомнение в достоверности «простых» ситуаций, прежде казавшихся несомненными. На смену твердой уверенности приходит методическая осторожность. Задача логического анализа, с точки зрения Рассела, – не исследование объектов, не получение новых истин о мире (это дело науки), а уточнение, прояснение смысла слов и предложений, составляющих знание. Это достигается путем перевода менее ясных положений в более ясные. Рассел считал логический анализ методом перевода знаний на более точный язык – язык логики. Логический анализ, по мнению английского философа, является единственно продуктивным способом решения философских проблем. «Каждая подлинно философская проблема, – подчеркивал он, – это проблема языка». Идеи Рассела и Витгенштейна были подхвачены философами неопозитивистами (Р. Карнап, М. Шлик, К. Гёдель и др.). Деятельность теоретиков этого направления преследует две цели: 1) устранить из науки все псевдо проблемы и не имеющие смысла рассуждения, которые возникли из неправильного употребления языка, или идеологии; 2) с помощью аппарата математической логики построить идеальные модели осмысленных рассуждений. Анализ естественного языка доказывает, что он противоречив и многозначен, а также порождает проблемы, которые на самом деле оказываются псевдопроблемами. Для решения научных и философских задач надо использовать искусственные, специально разработанные языки, которые однозначны, четки и непротиворечивы, например, язык математической логики с его жестко заданным содержанием. Аналитическая философия считается дисциплиной, помогающей возрождению и развитию науки. С её помощью можно было бы синтезировать науки и вывести их на новые рубежи. Поскольку положения науки претендуют на общезначимость, был выработан принцип проверки истинности научных суждений – принцип верификации. Принцип верификации был задуман, во-первых, как критерий научной осмысленности, и, во-вторых, как критерий истинности научных теорий. Согласно принципу верификации, проверка предложений теорий или гипотез проходит через их сопоставление с фактами чувственного опыта. Предложения, которые в принципе не поддаются чувственной проверке, считаются лишенными научного смысла, ненаучными. Те предложения, которые поддаются чувственной проверке – научно осмысленные, они могут быть либо истинными, либо ложными. Таким образом, принцип верификации претендовал на то, чтобы быть критерием научности предложений. Но оказалось, что наука состоит не только из предложений, которые могут быть сведены к чувственному опыту. «Костяк» науки составляют общие положения, в которых формулируются законы природы. Эти положения нельзя верифицировать, но и считать их ненаучными также нельзя. Постпозитивисты, – К. Поппер (1902–1994), Т. Кун (1922), И. Лакатос (1922–1974), С. Тулмин (1922), П. Фейерабенд (1924) и др.,– акцентировали внимание на историческом аспекте науки. Попытку спасти научный статус общих положений предпринял Карл Поппер, выдвинув принцип фальсификации (опровержения). К. Поппер стоял на позиции критического рационализма и противопоставлял свой рационализм эмпиризму неопозитивистов. Рационализм предполагает открытость научных теорий для критики. Принцип фальсификации был предложен Поппером в качестве критерия отделяющего науку от философии и других форм ненаучного знания. Он полагал, что законы науки не сводимы к наблюдения и, следовательно, не верифицируемы. Наука нуждается не в принципе верификации, а в принципе фальсификации, то есть в опровержении истинности любого утверждения, относимого к науке. Отсюда следовало, что истинным можно считать всякое положение науки, которое не опровергнуто. Наличие же фактов, противоречащих теории, фальсифицирует ее и вынуждает ученых отказаться от этой теории. Поппер предложил считать научными те общие положения (гипотезы, теории), которые в принципе могут быть опровержимыми опытными данными. То есть те, для которых в принципе могут быть найдены такие опытные факты, которые этим положениям (гипотезам) противоречат. Важным следствием введения принципа фальсификации в науку явилось признание гипотетического, предположительного характера всего научного знания. «Мы не знаем – мы можем только предполагать», – утверждал Карл Поппер[12]. Принцип фальсификации применяет Поппер в сфере социального познания. Поппер выступает против такого подхода к развитию общества, который он назвал историцизмом. Согласно историцизму, общество развивается закономерно, и главная задача социальных наук состоит в историческом предсказании. В работе «Нищета историцизма» обосновывается отсутствие объективных законов развития общества и невозможность социального прогнозирования. Используя принципы верификации и фальсификации, мы смогли бы, по мнению позитивистов, очистить науку от ложных проблем и понятий, а также сделать наш язык более эффективным инструментом познания. Литература 1. Введение в философию: Учебник для вузов. //Под ред. И. Т. Фролова – М., 2002. 2. Введение в философию: Учебник для вузов в 2ч. – М.: Политиздат, 1989. 3. Спиркин А. Г. Философия: Учебник – 2-е изд. – М.: Гардарики. 2002. 4. Спиркин А. Г. Философия: Учебник для технических вузов. – М.: Гардарики. 2003. 5. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: «Феникс». 2002. 6. Философия: Учебник для вузов.– Ростов на Дону, 1995. 7. Философия: Учебник для вузов.// Под ред. В. Н. Лавриненко. – М., 2000. 8. Современная западная философия: Словарь. – М.,1991. 9. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия 20 в. – М.,1994. 10. Мир философии: Книга для чтения. – М., 1990. 11. Рассел Б. История западной философии. – Новосибирск. 1994, т.2 12. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – М. 1997. Тт. 3,4. Вопросы к теме «Современная западная философия» 1. В чем отличие неклассической философии от классической? 2. Каковы основные идеи философии прагматизма? В чем проявился неклассический характер прагматизма? 3. Как ставилась и решалась проблема человека в экзистенциальной философии? 4. Что такое позитивизм? Каковы основные положения этого течения? Кто его представлял? 5. Какие формы приобрел позитивизм в ХХ столетии? 6. Что такое принцип фальсификации? Какова его роль в развитии науки? Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |