|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Историко-стадиальный подход к историческому процессуИсторико-стадиальный подход к историческому процессу рассматривает человечество как единое целое, развивающееся по универсальным законам и проходящее в своем развитии ряд стадий. Цивилизация в рамках этого подхода – определенная стадия, этап развития общества. Понятие «цивилизация» возникло в концепции французских просветителей в середине XVIII в. и связывалось с прогрессом. В качестве критерия прогресса утверждалась идея общественного блага, основанная на приоритете разума, который позволяет людям договориться для обеспечения защиты своих интересов и прав. Под правами и интересами понимали, прежде всего, жизнь, безопасность, свободу и собственность. Общественный договор, по мысли Руссо, давал человечеству колоссальные преимущества, так как обеспечивал все блага цивилизации: развитие индустрии, просвещения, науки и т.д. Однако цивилизация закрепила экономическое неравенство и политическое насилие, что привело к удовлетворению потребностей тела, но не духа. Потребности духа, по мнению Руссо, удовлетворяет только культура через науки и искусство. Так впервые были разграничены понятия «культура» и «цивилизация». Цивилизация представлялась как определённый и необходимый этап в развитии культуры. Этот этап воплощает в себе технологический аспект развития культуры с акцентом не на качественные параметры бытия, а на количественные. Главное в цивилизации – непрерывная смена технологий для удовлетворения столь же непрерывно растущих потребностей человечества при законодательном обеспечении этого процесса. В XIX в. цивилизация рассматривалась как идеал прогрессивного развития человечества как единого целого. Тем самым предпринималась попытка разрешить противоречия между идеей прогресса единого человеческого рода и реалиями культурно-исторического многообразия народов. Считалось, что существуют локальные, отдельные цивилизации, а над ними есть ещё и Цивилизация как прогресс человечества в целом. Этот подход утверждал идею однолинейного прогрессизма, согласно которому в истории действуют силы и законы, имеющие универсальный характер, а национальные истории являются лишь частным случаем их проявления. Отдельные народы в своей истории – быстрее или медленнее – идут по одной линии прогресса, и поэтому более продвинутые европейские народы как бы задают цель и идеал общественного развития вообще. В рамках унитарного подхода появляются концепции «исторических» и «неисторических» народов, закон «трёх стадий эволюции мысли» О. Конта, теория «общественно-экономических формаций» К. Маркса и т. п. Нередко понятием цивилизации обозначают отдельные стадии в развитии общества. В зависимости от выбранных критериев выделяют различные виды цивилизаций. Например, в зависимости от способа распространения информации выделяются устная, письменная, книжная и экранная цивилизации, в зависимости от механизмов обновления общества различают «традиционную и современную», «эволюционную и инновационную» цивилизации. Выделение этапов развития человечества и сравнение различных цивилизаций может вестись по уровню технологического развития, от которого в значительной степени зависят характер культуры, положение человека в обществе, формы собственности. Выделяются следующие важнейшие технологические эпохи развития человечества: · архаическая эпоха, когда человек в результате охоты, рыболовства и собирательства непосредственно присваивал готовые продукты природы; · аграрная эпоха, последовавшая после неолитической революции в VII–III тысячелетиях до нашей эры. На смену присваивающему типу хозяйства пришли скотоводство и земледелие, что значительно увеличило численность населения и привело к образованию первых государств; · индустриальная эпоха возникла в результате промышленной революции XVII–XVIII в., поднявшей производительность труда, что стимулировало новый рост населения и начало урбанизации; · постиндустриальное общество, в котором преобладающую роль в производстве начинают играть способности и возможности человеческого интеллекта. Многократное увеличение производительности труда создает изобилие материальных благ, порождает новые средства удовлетворения физических и культурных потребностей. Понятие постиндустриального общества было введено в научное употребление американским социологом Дэниелом Беллом. Для обозначение этого типа общества различные авторы предлагают и другие определения: «новое индустриальное общество» (Дж. Гелбрейт), «технотронное общество» (З. Бжезинский), «информационное общество» (Е. Масуда) и т. д. Д. Белл указывает пять исходных специфических черт постиндустриального общества. 1. Сфера экономики: переход от производства товаров к производству услуг. 2. Сфера занятости: преобладание класса профессиональных специалистов и техников. 3. Осевой принцип: ведущая роль теоретического знания как источника нововведений и определения политики в обществе. 4. Предстоящая ориентация: контроль над технологией и технологическими оценками деятельности. 5. Процесс принятия решений: создание новой «интеллектуальной технологии»[35]. Одним из вариантов историко-стадиального подхода выступает формационная концепция развития мировой истории К. Маркса, рассматривающая историю как естественно-исторический процесс. В анализе этого процесса Маркс выделяет категории «общественно-исторической формации», «общественных отношений», «исторической закономерности». С помощью этих категорий он пытается проследить логику всемирной истории как последовательную смену определенных этапов исторического развития. Параметром, определяющим эти исторические этапы, или формации выступает взаимосвязь производительных сил и производственных отношений, а также все возрастающая роль субъективного фактора – сознательной деятельности народных масс, классов, партий, личностей. Формационный подход выделяет в сложной сети общественных отношений ведущие – экономические, которые закрепляют основные структуры общества и положения социальных групп. С анализом типов собственности тесно связана проблема преемственности и единства исторического процесса, рассмотренная марксизмом с материалистических позиций. Это единство марксизм усматривает не в сознании людей, а в общественном бытии, развитие которого подчинено определенным социальным законам. В качестве ступени, знаменующей завершение предыстории человечества и начало ее подлинной истории, в марксистской теории выступает коммунистическая формация, утверждающая всестороннее развитие человеческих способностей. Кризис прогрессистских иллюзий просветителей, богатый этнографический и исторический материал привели к тому, что в XIX в. сложилось представление, что у каждого народа «своя цивилизация». Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |