|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Всемирно-исторический подход к историческому процессуПредставители всемирно-исторического подхода полагают, что только на определенном этапе взаимодействия локальных цивилизаций возникает феномен всемирной истории и начинается процесс становления всемирной цивилизации. Основой периодизации исторического процесса в этом случае являются фундаментальные изменения в историческом взаимодействии цивилизаций. Одной из таких концепций всемирной истории является философия истории К. Ясперса. В полемике с марксизмом и технократическими концепциями истории Ясперс делает акцент на «духовной составляющей» человеческого бытия. Реальность мировой истории, по его мнению, обусловлена, прежде всего, духовным единством человечества. В работе «Истоки истории и её цель» Ясперс выделил в общественном развитии четыре «среза»: «доистория», «великие исторические культуры древности» (локальные истории), «осевая эпоха» (начало всемирной истории), «эпоха техники» (переход к единой мировой истории). В «доисторический период» происходило становление человека, что обнаруживается в использовании огня и орудий труда, появлении речи, образовании групп и сообществ, формировании жизни посредством мифов. Возникающие в трех областях земного шара «великих культур древности» знаменует начало человеческой истории. Это, во-первых, шумеро-вавилонская и египетская культуры, а также эгейский мир (с 4 тыс. до н. э.); во-вторых, доарийская культура долины Инда (с 3 тыс. до н.э.); в-третьих, архаический мир Китая (со 2 тыс. до н.э.). С 800 по 200 гг. до н.э. – «осевое время» – в великих культурах древности начинает формироваться универсальная основа всего человечества. Независимо друг от друга в разных местах – в Индии, Китае, Персии, Палестине и Древней Греции – возникают духовные движения, определившие тот тип человека, который существует и поныне. «Осевая эпоха» – это время рождения мировых религий и философии. Пробуждение духа являлось, по Ясперсу, началом общей истории, которая до этого распадалась на локальные, не связанные между собой культуры. Таким образом, «осевое время», связало человечество во всемирно-историческом пространстве-времени; оно служит масштабом, позволяющим определить историческое значение отдельных народов для человечества в целом. В связи с этим Ясперс выделяет «осевые народы» (китайцы, индийцы, иранцы, иудеи, греки), которые, последовательно продолжая свою историю, совершили скачок и как бы вторично родились в ней, заложив тем самым основу единой духовной сущности человека. «Эпоха техники» духовно конструировалась в XVII в., приобрела всеохватывающий характер в XVIII в. и получила чрезвычайно быстрое развитие в XX столетии. Эта эпоха знаменует собой наступление духовного единства человечества и мировой истории уже не как идеи, а как реальности. Ситуация единства мировой истории была создана Европой, которая, благодаря географическим открытиям, достижениям науки и техники, к концу XX в. обрела власть над миром. Мир усвоил достижения европейцев, но сохранил в своих устремлениях уникальные культурные различия. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |