|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Конфронтационная модельПервая модель исходит из факта резкого обострения борьбы между странами за ресурсы планеты в ситуации их катастрофического истощения. Неизбежным результатом этой борьбы будет образование в планетарном масштабе групп государств, принципиально отличающихся друг от друга качеством жизни. В центре окажутся страны нынешней «семёрки», в которую стремится войти Китай и динамично развивающиеся страны Азиатского региона («тигры», «золотые драконы»). Затем следует пояс стран с всё более понижающимся качеством жизни, которые служат источником дешёвой рабочей силы, природных ресурсов и размещения добывающих производств. Вариантом этого сценария является концепция «золотого миллиарда», которая исходит из тезиса, что при глобальном истощении ресурсов возможности развивающихся стран достигнуть уровня экономически развитых стран и их качества жизни становятся всё меньшими. И соответственно уменьшаются их возможности войти в стадию постиндустриального развития. Становление мирового порядка, реализующего эту модель, предполагает доминирование развитых стран над всеми остальными. На первых порах он может сопровождаться внедрением в различные страны внешних форм западной демократии и массовой культуры. Реальным результатом этого процесса может стать нивелирование культурных традиций и вырождение многообразия социально-исторических общностей, что, в свою очередь, обернётся вырождением самой демократии. Доминирование одних стран над другими способно реанимировать практику «двойных стандартов» и выхолащивание демократии внутри самих развитых стран. Демократические формы и институты вполне могут стать прикрытием для возрождения авторитарных способов правления. При этом не обязательно, чтобы авторитаризм был персонизирован, он может предстать в форме анонимной «теневой власти», выражающей интересы узких социальных групп, кланов, олигархий и манипулирующей общественным сознанием (современные информационные средства открывают для этого широкое поле возможностей). Американский социолог Самуэль Хантингтон считает, что «принципиальный конфликт в глобальной политике будет происходить между нациями и группами различных цивилизаций. Столкновение цивилизаций будет доминировать в мировой политике. Следующая мировая война, если она состоится, будет войной цивилизаций». Хантингтон утверждает, что с окончанием холодной войны цивилизации как субъекты мировой политики приходят на смену нациям-государствам. Цивилизации определяются им как культурные сообщества, отличающиеся друг от друга историей, языком, традициями, но более всего религией. Он выделяет восемь основных цивилизаций: западная, конфуцианская, японская, исламская, индуистская, славяно-православная, латиноамериканская и, возможно, африканская. Взаимоотношения цивилизаций потенциально конфликтны, поскольку в основе их различий – ценности и убеждения, которые примирить сложнее, чем экономические и политические интересы. В классовых и идеологических конфликтах ключевым был вопрос: «На чьей ты стороне?» – и люди могли выбирать стороны и переходили с одной стороны на другую. В конфликте цивилизаций вопрос состоит в том «кто ты?». Это дано раз и навсегда и не подлежит изменению. Кроме стремления к защите собственных ценностей и убеждений, цивилизации стремятся к приобретению власти. Власть – способ стать сильнее и, следовательно, лучше защитить свои интересы и ценности. Субъекты мировой политики действуют в условиях анархии, и не существует ничего, что сдерживало бы их стремления к власти и господству. По мнению Хантингтона, через международные экономические институты «Запад защищает свои экономические интересы и навязывает другим нациям ту экономическую политику, которая кажется ему правильной». Что касается международных институтов безопасности, то они существуют для осуществления Западом политического господства, чтобы управлять миром, защищая западные интересы и политические ценности. Столкновение цивилизаций, согласно Хантингтону, происходит на макро- и микроуровнях. Микроуровень подразумевает международный уровень борьбы, столкновение цивилизаций на микроуровне означает угрозу внутренней стабильности государства в тех случаях, когда линия цивилизационных разломов проходит по их территории. Угрозу международной стабильности представляют конфликты в Европе между западным христианством и православием; повсеместно происходящие конфликты западной и исламской цивилизаций; конфликты православных и мусульман в Европе и Евразии; мусульман и индусов в Азии; конфликты Китая и Америки, Японии и США и т.д. Угрозу внутренней стабильности конфликт цивилизаций представляет для Турции, Мексики, России, поскольку эти три страны имеют особо высокий уровень культурной гетерогенности. Впрочем, опасность имеется и для США. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |