АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Гуманизм и натурфилософия эпохи Возрождения

Читайте также:
  1. III.3. Естественнонаучная и математическая мысль эпохи Средневековья
  2. А. Натурфилософия.
  3. Английская историография эпохи Просвещения
  4. Антропоцентризм и гуманизм в философии Возрождения.
  5. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения
  6. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения.
  7. Архитектура Возрождения.
  8. Белорусское искусство XVIII века. График Гершка Лейбович, резчик Ян Шмитт, художники Хеские. Слуцкие пояса и другие произведения декоративно-прикладного искусства данной эпохи.
  9. Билет № 14 Философия Возрождения. Философия политики Н. Макиавелли. Утопизм (Т. Мор, Т. Кампанелла)
  10. Билет № 16«Политика меркантилизма петровской эпохи:сущность и результаты».
  11. Билет № 17 Философский смысл эпохи просвещения
  12. В ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

Эпоха Возрождения (с XIV в. до XVI в.) – переходный период от средневековья к Новому времени. Это эпоха религиозного брожения, становления национальных государств, возникновения нового искусства, первых шагов естествознания, новых политических и социальных учений.

Средневековье противопоставляло природное божественному, откуда следовало, что земная жизнь человека не имеет самостоятельной ценности, что она только подготовка к жизни загробной. Именно это представление было подорвано творчеством поэтов-мыслителей Италии – Данте и Петрарки.

В «Божественной комедии» Данте (1265–1321), в его статьях закладываются основы нового жизнепонимания. Данте считает, что человек имеет двоякую – смертную и бессмертную – природу и поэтому имеет двойное предназначение. Одно из них осуществляется в здешней, земной жизни и заключается в проявлении собственной добродетели, другое достигается лишь посмертно и при содействии божественной воли.

Человек в эпоху Возрождения – не просто природное существо, он творец самого себя и этим отличается от прочих природных существ. Постепенно ослабевает характерное для средневековья убеждение в греховности человека и испорченности его природы. Осознав себя творцом собственной жизни и судьбы, человек постепенно приходит к мысли о неограниченном господстве над природой.

Основные идеи гуманизма о самоценности земной жизни, о возможности воспитания способности к добродетельным поступкам утверждали в своем творчестве Л. Бруни (1370–1444), Лоренцо Валла (1407–1457), М. Фичино (1433–1499), Пико делла Мирандола (1463–1494) и др.

Рост интереса к природе в философии Возрождения нашел выражение в новом расцвете натурфилософии, связанной с именами Дж. Бруно, Б. Телезио, Т. Кампанеллы, Дж. Кардано, Парацельса, Ф. Патриции. Натурфилософия – философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Натурфилософы Возрождения, например знаменитый немецкий врач, алхимик и астролог Парацельс (1493–1541), видят в природе некое живое целое, пронизанное магическими силами. Парацельс устанавливает систему аналогий между различными органами человека и животных, с одной стороны, и частями растений, строением минералов и движениями небесных светил – с другой. В сферу особого внимания натурфилософов попадают мистические тексты, в которых обосновывается возможность магического воздействия на природу.

В 1543г. Н. Коперник выдвинул гелиоцентрическую концепцию строения мира. Джордано Бруно идет дальше, лишая Солнце положения центра Вселенной. Бесконечная Вселенная, в его понимании, имеет множество звезд, подобных нашему Солнцу, вокруг которых вращается множество планет, похожих на Землю. По отношению к бесконечности нелепо спрашивать о центре. Жизнь в той или иной форме присуща всем природным телам. Разумная жизнь должна быть не только на Земле. Человек предназначен для творческого созидания на основе познания. Высшая ступень познания и человеческого совершенствования (самоотверженность и подвижничество ради высокой цели) есть состояние героического энтузиазма.

Поиск метафизических оснований гуманистических воззрений вели Н. Кузанский (1401–1464) и Дж. Бруно (1548–1600).

Завершает эпоху скептицизм Мишеля Монтеня (1533–1592), автора знаменитых «Опытов», в которых скептицизм сосуществует с искренней верой. Религиозные споры между католиками и протестантами, по мнению Монтеня, не могут быть решены разумными аргументами. Религия – средство для организации общественной жизни, но отнюдь не постигаемая разумом истина. Постижение мира относительно: наши знания, скорее, знания о незнании, чем знания о том, что есть мир сам по себе. Ученое незнание – стимул к сомнению во всех имеющихся утверждениях, к постоянному поиску истины. Подлинный скептик для Монтеня не тот, кто догматически утверждает незнание, а тот, кто ищет знания, не останавливаясь на достигнутом.

Решающее влияние на последующую мысль имели не столько сами концепции философов Возрождения, сколько пробивавшая себе дорогу идея автономной философии, свободной от религиозных предпосылок и опирающейся на опыт и естественный разум.

Литература

1. Введение в философию: Учебник для вузов. //Под ред. И. Т. Фролова – М., 2002.

2. Введение в философию: Учебник для вузов в 2ч. – М.: Политиздат, 1989.

3. Спиркин А. Г. Философия: Учебник – 2-е изд. – М.: Гардарики. 2002.

4. Спиркин А. Г. Философия: Учебник для технических вузов. – М.: Гардарики. 2003.

5. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: «Феникс». 2002.

6. Философия: Учебник для вузов.– Ростов на Дону, 1995.

7. Философия: Учебник для вузов.// Под ред. В. Н. Лавриненко. – М., 2000.

8. Мир философии. В 2-х ч. – М.,1991

9. Лосев А. Ф. История античной философии в конспективном изложении. – М. 1989.

10. Рассел Б. История западной философии. – М., 1992. Т.1

11. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991

12. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – М., 1997. Т. 1, 2.

Вопросы к теме «Философия Античности, Средневековья и эпохи Возрождения»

1. Какие этапы можно выделить в истории античной философии? В чем специфика этих этапов? Какой тип мировоззрения характерен для античной философии в целом, обоснуйте свою точку зрения примерами.

2. Как ставилась и решалась проблема бытия и познания в античной философии?

3. Что такое душа, и какими характеристиками она наделялась в философии Платона и Аристотеля?

4. Опишите социально-философские идеи Платона и Аристотеля, проанализируйте их.

5. Какие этические учения эллинизма вам известны?

6. Что такое патристика? Какие проблемы ставились в этот период развития философии, как и кем они решались?

7. В чем особенность схоластического этапа философии средневековья? Творчеством каких философов он представлен?

8. Что такое гуманизм? Как он проявлялся в философской мысли Возрождения?

9. Определите натурфилософские мотивы в философии Возрождения.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)