|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Предмет и структура философии«Полюсами», создающими «поле напряжения» философской мысли, выступают мир «внешний» по отношению к человеческому сознанию и мир «внутренний» – психологическая, субъективная, духовная жизнь. Различные соотношения этих миров пронизывают всю философию. Большая многоплановая проблема «мир – человек» (у нее много формулировок: «субъект – объект», «материальное – духовное» и др.), по сути, выступает как универсальная формула, абстрактное выражение практически любой философской проблемы. В зависимости от того, как философы понимали соотношение «материальное – идеальное» («мир – человек»), что принимали за исходное, определяющее, сложилось два направления мысли. Объяснение мира, исходя из духа, сознания, идеи, получило название идеализма. Философы, бравшие за основу природу, материю, объективную реальность, существующую независимо от человеческого сознания, примыкали к различным школам материализма. Большинство философов не считало в прошлом и не считает сейчас своим важнейшим делом решение вопроса о первичности материального или идеального. Например, французский мыслитель XVIII в. К. А. Гельвеций великим призванием философии считал решение вопроса о путях достижения людьми счастья. В XIX в. русский мыслитель Д. И. Писарев считал, что главное дело философии – решить «вопрос о голодных и раздетых людях; вне этого вопроса нет решительно ничего, о чем стоило бы заботиться, размышлять, хлопотать»[1]. Французский философ XX в. Альбер Камю считал самой важной проблему смысла человеческой жизни. «Есть лишь одна по-настоящему серьезная проблема – проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, значит ответить на фундаментальный вопрос философии»[2]. Вопрос об отношении материального и идеального – не столько вопрос, сколько смысловая направленность философской мысли, которая порождает множество взаимосвязанных вопросов. Из многообразия отношений «мир – человек» можно выделить три основных: познавательные, практические и ценностные отношения. В свое время И. Кант сформулировал три вопроса, имеющие принципиальную значимость для философии: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Эти три вопроса как раз и отражают три указанных типа отношений человека к миру. Схематично поле философских исследований можно изобразить в виде «ромашки» (См. Рис. 1.), «лепестками» которой выступают конкретные разделы философии. Количество «лепестков» и, соответственно, разделов философии может быть и больше: философия человека или философская антропология, философия политики, экономики, права, этики и т.д. Каждый из разделов философии исследует какой-либо фрагмент реальности, определённую картину мира. Но что такое «мир» вообще? Ответить на этот вопрос не так то просто. Согласно нашей схеме, «лепестки» ромашки исходят из общего центра, который их объединяет. Вероятно, эта область философии и описывает «мир как целое». Назовём эту область философии теоретической философией, а философию науки, религии, искусства и т.д. – практической. Предметом теоретической философии (в дальнейшем, говоря о философии, мы будем иметь в виду теоретическую философию) выступает «мир в целом» или Универсум.
Универсум – это название объекта, проблемы, для исследования которых родилась философия. Но этот объект – Универсум – настолько необычен, так глубоко отличается от всех остальных, что, конечно же, требует от философа совершенно иного подхода, чем в других научных дисциплинах, Формально под Универсумом понимается «всё имеющееся». То есть философа интересует не каждая вещь само по себе, в своём особенном существовании, – напротив, его интересует совокупность всего существующего и, следовательно, в каждой вещи – то, что её отделяет от других вещей или объединяет с ними. Под вещами мы понимаем не только физические и духовные реалии, но также всё ирреальное, идеальное, фантастическое и сверхъестественное, если оно имеется. Философская мысль выявляет в культуре основополагающие идеи, образы, схемы действия и др. Их характеризуют как наиболее общие формы человеческого опыта, – или универсалии культуры. Важное место среди них занимают категории – понятия, отражающие самые общие, предельные градации вещей, свойств, отношений. Такие категории, как «вещь», «явление», «свойство», «отношение», «причина» и «следствие», «часть» и «целое», «необходимость» и «случайность» и др., приложимы к любым явлениям или, по крайней мере, к обширному кругу явлений (природа, общество). Подобные понятия присутствуют во всяком мышлении, на них держится человеческая разумность. Поэтому их и относят к предельным основаниям, универсалиям культуры. Категории выступают предметом и инструментом философского исследования. Учение о категориях в философской традиции именуется метафизикой. Аристотель построил классификацию наук, в которой первое по значению и ценности место занимает наука о бытии как таковом, о первых началах и причинах всего сущего. Эту науку он назвал «первой философией», впоследствии её стали называть метафизикой. В истории философии от Аристотеля до Гегеля учение о категориях, «метафизика» нередко употреблялись как синонимы философии. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |