|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Пространство. Время. МатерияВ истории философии существуют две точки зрения по поводу объективного статуса пространства и времени. Субъективистская точка зрения (Юм, Кант) определяет пространство и время как формы человеческого разума, упорядочивающие поступающую извне информацию. Объективистская позиция восходит к эпохе возникновения земледелия и практической астрономии. Пространство и время автономны и независимы друг от друга. Время символизирует непостоянство и изменчивость, но изменчивость повторяющуюся и циклическую, которая фиксировала смены положения Солнца, планет, звезд на небосводе, фаз Луны, смену времен года. Пространство мыслилось как нечто устойчивое, неподвластное переменам и олицетворяло неизменность рельефа земной поверхности – взаимное расположение гор, морей, больших рек и т.д. Геоцентрическая система Птолемея и гелиоцентрическая система Коперника предполагали в центре космоса нечто неподвижное: Земля или Солнце. Ньютон узаконил принцип взаимной независимости пространства и времени, а также условие существования бытия – абсолютные пространство и время. Ньютон узаконил состояние покоя, столь же абсолютного, как и абсолютное движение. До ХХ в. предпринимались попытки связать пространство и время (Гегель), но в полной мере это удалось сделать только Эйнштейну в его критике классической механики. Он указал, что понятия одновременности и расстояния относительны, т.е. зависят от положения и состояния движения системы отсчета. Именно движение или, точнее, «закон распределения света заставил объединять трехмерный континуум пространства и одномерный континуум времени в четырехмерное пространство–время. Однако Эйнштейн вплоть до 1923 г. не порывал с ньютоновской трактовкой пространства как реальности, отличающейся способностью оставаться неизменной, на пример, относительно системы неподвижных звезд. Он не решился подвергнуть сомнению «совершенный» космологический» принцип, гласивший, что Вселенная однородна, изотропна, статична. Это внутреннее противоречие теории относительности разрешил А. Фридман, пришедший к выводу, что Вселенная не может быть стационарной. Она должна либо сжиматься, либо расширяться. Только в 1929 г. Хаббл установил, что нашу галактику – Млечный Путь – окружают мириады других галактик, разбегающихся во все стороны с тем большей скоростью, чем дальше они от нас находятся. «Совершенный'' космологический принцип оказался не совершенным: Вселенная не стационарна, она расширяется. Следовательно, в природе нет абсолютного покоя, нет системы неподвижных звезд, нет вообще ничего, что было бы стационарно закреплено в какой-либо точке пространства. Понятие абсолютного пространства лишено содержания, и абсолютный покой – фикция. Но это значит, что пространство и время неотделимы друг от друга, и отношения между ними описываются не в терминах борьбы, противопоставления, дуализма, а в соответствии с принципом дополнительности Бора, т.е. они существуют, взаимно дополняя друг друга. Бор пришел к формулировке принципа дополнительности, интерпретируя поведение электрона, обладающего свойствами частицы и волны одновременно, но не одномоментно. Далее, Эйнштейн вывел известный принцип эквивалентности массы и энергии, подтвердив тем самым справедливость идеи дополнительности и к этим характеристикам материи. Таким образом, применимость принципа дополнительности к области микромира очевидна. Проблема состоит в ином: во взаимодействии материальной субстанции (вещества-излучения) с нематериальной сущностью, т.е. с временем–пространством. Пространство и время не обладают ни одним свойством, присущим физическим телам. Пространство не участвует ни в каких взаимодействиях материальных тел, но наличествует во всех сразу наблюдаемых в природе процессах как арена, на которой эти процессы происходят. В этом смысле пространство и время не являются физическими объектами. Пространство наряду со временем фактически есть способ существования материи, возможность материи совершать движение, т.е. существовать. Вещество и излучение тождественны материи, а пространство и время толкуются нами как нематериальное. Следовательно, идеальное и материальное существуют, взаимно дополняя друг друга. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |