АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психоаналитическая антропология

Читайте также:
  1. Антропология мальчишества
  2. Антропология религии
  3. АНТРОПОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
  4. Антропология Фейербаха
  5. д) Экзистенциальный анализ как психотерапевтическая антропология.
  6. КУЛЬТУРНО-ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (Э. РОТХАКЕР, М. ЛАНДМАН)
  7. МЕДИЦИНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ВИКТОРА ВАЙЦЗЕККЕРА
  8. НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ.
  9. ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ КАК ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ РЕЛИГИЙ
  10. Позитивная антропология
  11. Понятие и предмет анропологии. И. Кант о двух видах антропологии – физической и прагматической (по работе И. Канта «Антропология с прагматической точки зрения»)

Психоаналитическое видение человека выходит за рамки классической философии в осмыслении внутренней природы, движущих сил и жизнедеятельности человеческого существа. На протяжении многих веков человек рассматривался как рациональное, наделенное разумом и сознанием существо, что, по мнению большинства философов, отличало человека от животного. С выдвижением психоаналитического учения традиционные представления об индивиде, его разумности и рациональности оказались взятыми под сомнение.

В чем же состоит особенность психоаналитического видения человека?

Психоанализ возник на рубеже XIX – XX вв., когда австрийский врач-невропатолог З. Фрейд (1856 – 1939) предложил новый метод лечения невротиков. В основе этого метода лежали представления о сексуальной подоплеке неврозов, о бессознательном пласте человеческой психики, о скрытом психическом материале, вытесненном из сознания человека. Психоанализ предполагает возможность перевода бессознательных мыслей в сферу сознания благодаря таким исследовательским приемам, как толкование сновидений, расшифровка речевых ассоциаций, изучение ошибочных действий (описки, оговорки и иные промахи) и т. д.

Из метода лечения невротиков психоанализ вскоре превратился в общее учение о человеке, поскольку представления о бессознательных конфликтах, ведущих к болезненному расщеплению психики, были перенесены Фрейдом и на здоровую человеческую личность. Так появилось психоаналитическое видение человека, основанное на вычленении бессознательных и сознательных аспектов человеческой деятельности. При этом приоритет отдавался бессознательному, являющемуся, по мнению Фрейда, источником мотивов поведения человека. Бессознательное стало понятием, при помощи которого объяснялась история развития, как отдельного человека, так и человеческой цивилизации в целом.

Что представляет собой человек в своем внешнем проявлении и глубинном измерении, если в основе его деятельности лежит бессознательное? Каким он может и должен быть, если хочет стать подлинным человеком?

Фрейд исходил из того, что “человек – существо со слабым интеллектом, им владеют влечения”[38] Именно влечения рассматривались Фрейдом в качестве носителя бессознательного. Выдвинув идею о бессознательных влечениях как основе мотивационного поведения человеческого существа, он задался целью выявить так называемые “первичные влечения”, составляющие ядро бессознательного. В качестве этих “первичных влечений” Фрейд первоначально принял сексуальные влечения, которые, как ошибочно он считал, являются не только причиной возникновения невротических заболеваний, но и мощным стимулом творческой деятельности нормального человека и культурных достижений.

Основатель психоанализа полагал, что симптомы невротических заболеваний следует искать в остатках и символах воспоминаний о сексуальных переживаниях, имеющих место в детском возрасте для каждого человека. Эти забытые переживания детства не исчезают, по Фрейду, автоматически, а оставляют неизгладимые следы в душе индивида. Будучи вытесненными из сознания, сексуальные влечения и желания лишь ждут благоприятной возможности, чтобы в завуалированной форме вновь заявить о себе.

Затем понимание сексуальности получает у Фрейда более широкую трактовку, включающую в себя всю сферу человеческой любви (любовь родителей, дружба, общечеловеческая любовь и т. д.). По его собственным словам, «расширенная сексуальность психоанализа совпадает с Эросом “божественного Платона”«[39]. В более поздних работах Фрейд пришел к выводу, что “первичные” влечения составляют полярную пару созидательной любви и деструктивности. В конечном счете, он выдвинул гипотезу о том, что деятельность человека обусловлена наличием биологических и социальных влечений, где доминирующую роль играют “инстинкт жизни” (Эрос) и “инстинкт смерти” (Танатос).

Пониманию природы конфликтных ситуаций способствует фрейдовская трактовка личности, основанная на вычленении трех структурных элементов, находящихся в определенном соподчинении друг с другом. “Оно” (Id) – глубинный слой бессознательных влечений, то ядро личности, над которым надстраиваются остальные элементы. “Я” (Ego) – сфера сознательного, своеобразный посредник между бессознательными влечениями человека и внешней реальностью. “Сверх-Я” (Super-Ego) – сфера долженствования, моральная цензура, выступающая от имени родительского авторитета и установления норм в обществе.

Фрейдовское “Я” – это не что иное, как особая, дифференцированная часть “Оно”, и, следовательно, в психоаналитическом видении человека не сознание управляет бессознательными процессами, а, наоборот, последнее властвует над индивидом. “Я” как бы находится в зависимости не только от бессознательного “Оно”, но и от социального “Сверх-Я”, которое властвует над ним в виде двух “демонов” – совести и бессознательного чувства вины. Таким образом, фрейдовское “Я”, не “является хозяином в своем доме”, оно находится в конфликтных ситуациях с внешним миром, “Оно” и “Сверх-Я”, что постоянно драматизирует человеческое существование. Антропологизация бессознательного оборачивается драматизацией бытия человека в мире.

Эта драматизация человеческого бытия усугубляется тем, что каждый индивид, по Фрейду, обладает склонностью к агрессии. В предельном своем выражении она находит свое отражение в “инстинкте смерти”, противостоящем “инстинкту жизни”.

Таково в общих чертах фрейдовское психоаналитическое видение человека. Это видение дало новый поворот в философском осмыслении бытия человека в мире, что нашло свое отражение во многих философских и психологических направлениях.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)