|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Проблема сознания, ее трудности и решенияПроблема сознания – одна из самых трудных и загадочных в философии. Перед взором человека предстает мир, разворачивается зрелище бесчисленных предметов, событий, процессов их свойств и отношений. Но все процедуры данности нам мира внешнего и внутреннего (переживаний, чувства, образов) проходят через то, что называется сознанием. Сознание входит обязательной «добавкой» во все, что мы воспринимаем как данность. Чтобы зафиксировать состояние сознания, недостаточно просто мыслить, просто переживать, чувствовать, воспринимать: необходимы какие-то дополнительные акты, с помощью которых я не просто мыслю, а «мыслю, что мыслю», я не просто переживаю, а «переживаю, что переживаю», я не просто знаю, а «знаю, что знаю». Сознание – это особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Сознание мгновенно связывает, соотносит то, что человек увидел, услышал, и то, что он почувствовал, подумал, пережил. Каждая эпоха имела свои представления о том, что такое сознание. В итоге то, что назвалось сознанием в одной эпохе, могло не признаваться в качестве такового в другой. Представления о сознании тесно связаны с господствующими мировоззренческими установками. В истории философии проблема сознания имеет два уровня своего решения: классический и неклассический. Классический уровень исследования заключается в описании способов, каким вещи даны в сознании, существуют в нем (на философском языке – это описание феноменов сознания). На неклассическом уровне ставится задача – объяснить, как возможно само сознание, т. е. объяснить сам феномен сознания. В философии Античности и Нового времени указанные уровни исследования не различались, а потому считалось, что если описаны способы, каким вещи существуют в сознании, то тем вопрос о природе сознания исчерпан. В ХХ в. философы выделили вопрос о возможности сознания в самостоятельный. Сознание не существует как отдельный предмет или вещь. Нам все дано благодаря сознанию: оно мгновенно соотносит, связывает друг с другом наши ощущения, восприятия, мысли, чувства, причем без нашего на то согласия, а тем более контроля. Сознание нельзя «вытащить» из этой содержательной связи, потому что вне ее сознание не существует. Поэтому-то вплоть до ХХ в. философия занималась лишь описанием способа существования вещей в сознании, выделяя такие его «шаги», как ощущение, восприятие, представление и т. д. Считалось, что, ответив на вопрос, – как и почему эти шаги мгновенно сворачиваются в образ, благодаря которому возникает связь человека с миром и с самим собой? – мы объясним феномен сознания. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.) |