АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Научная картина мира

Читайте также:
  1. III вид. Научная индукция
  2. III.3. Естественнонаучная и математическая мысль эпохи Средневековья
  3. III.7. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ ХХ века И ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА
  4. III.I. ПОНЯТИЯ «КАРТИНА МИРА» И «ПАРАДИГМА». ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ И ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНЫ МИРА.
  5. PARAPLEGIA SPASTICA INFANTILIS FAMILIARIS. клиническая картина
  6. БЫТИЕ. ЧЕЛОВЕК ВО ВСЕЛЕННОЙ. ФИЛОСОФСКАЯ, РЕЛИГИОЗНАЯ И НАУЧНАЯ КАРТИНЫ МИРА.
  7. В отделении реанимации на экране кардиографа у пациента определялась картина полной предсердно-желудочковой блокады (нарушения проведения импульса в проводящей системе сердца).
  8. В чем проявляется научная значимость сравнительного правоведения?
  9. Внутренняя картина болезни
  10. Военно-научная деятельность подразделения в 60 – 80-х годах
  11. ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
  12. Гематологическая картина ЖДА

Картина мира, рисуемая наукой, часто воспринимается за точную фотографию реальной действительности, за изображение мира таким, каков он есть на самом деле. Однако за этим привычным доверием к выводам науки забывается, что наука – развивающаяся и подвижная система знания, что картина мира, рисуемая наукой изменчива. Обыденное сознание всё ещё живёт научной картиной мира прошлых веков.

Вплоть до начала XX века в науке господствовала механистическая картина мира, основанная на идеях И. Ньютона и Р. Декарта. Из идей Декарта следовало, что материальный мир можно описать объективно, не включая в описание человека-наблюдателя с его специфической позицией и субъективностью. Рационально-механистический образ мира демонстрирует нам мир как единый и единственный, мир твёрдой материи, вещества, подчиненный жёстким законам. Механически понятая действительность, – гигантские космические просторы, в которых движутся по чётким траекториям массы материй, – не несёт в себе никакой необходимости появления человека и сознания.

Механистическая Вселенная Ньютона состоит из атомов, обладающих постоянной формой и массой и связанных законом тяготения. Она организована в трёхмерное пространство евклидовой геометрии. Это пространство абсолютно, изотропно и всегда находится в покое. Оно представляет собой вместилище тел и не зависит от последних. Время абсолютно и однообразно, течёт неизменным потоком из прошлого через настоящее в будущее. Время также не зависит от материальных тел. В целом Вселенная в механистической картине мира предстаёт как огромный полностью определённый часовой механизм, в котором действует жесткая связь причин и следствий. Если можно было бы получить информацию о каждой части этого механизма, то стало бы возможным совершенно точно реконструировать любую ситуацию прошлого и предсказывать события будущего без всяких погрешностей. Вся история, начиная от «большого взрыва» до сегодняшнего дня – результат слепого и стихийного движения материальных масс, согласно законам механики.

Жизнь – результат беспорядочных химических реакций, она также случайна. С механистической точки зрения, появление жизни и сознания – не только загадка, но и явление странное, абсурдное, поскольку оно противоречит второму началу термодинамики, утверждающему, что всякая сложная система неуклонно стремится стать простой, а не наоборот.

В начале XX научная картина мира претерпела кардинальные изменения. Теория относительности А. Эйнштейна, опыты Резерфорда, работы Н. Бора, исследования в биологии, психологии и других науках показали, что мир гораздо разнообразнее и сложнее, чем это представлено в механистическом варианте картины мира.

Пространство оказалось не евклидовым, а время не линейным и не однородным. И то, и другое не являются самостоятельными сущностями, а образуют пространственно-временной континуум, находящийся в тесной связи с массой тел: возле гигантских масс пространство и время меняют свои конфигурации.

В новой картине мира исчезает различие между материей и пустым пространством; обнаруживается, что элементарные частицы, из которых состоят атомы, могут проявлять себя и как частицы, и как волны.

В ряде научных работ прослеживается мысль, что второй закон термодинамики не всесилен, ибо всё существующие системы имеют прирождённую способность эволюционировать в направлении большей сложности. Вселенная оказывается живой, развивающейся, восходящей на новые ступени бытия.

Современные естествоиспытатели всё более и более обращаются к опыту индуизма, буддизма, к оккультным учениям, усматривающим в основе мироздания творческое сознание. Человек перестаёт быть курьёзом природы, а становится закономерным проявлением её внутренних законов.

Таким образом, научная картина мира динамична, противоречива. В ней больше вопросов, чем ответов. Она изумляет и шокирует обыденное создание своими парадоксами. Какой бы экзотичной ни казалась научная картина мира, она всё же не сливается и не превращается в религиозную. Между наукой и религией можно провести границу по следующим пунктам:

· Наука не связана в своём содержании с теми или иными особенностями отдельных наций и этнических групп. По своему содержанию она наднациональна. Наука единственна. Религий много (среди них есть и национальные религии).

· Наука натуралистична, она в принципе не может вводить никаких сверхъестественных сил. (Термины «сверхъестественный» и «сверхнаучный» тождественны). Религия не может не обращаться к сверхъестественному.

· Источник научного знания – опыт и разум, а религиозного знания – откровение.

· Научные тексты носят открытый характер, они всегда не закончены, допускают дополнение и пересмотр. Религиозные тексты (Библия, Коран, Талмуд и др.) не допускают изменений, они могут только истолковываться.

· Религиозные тексты не переводимы на язык науки, а научные не нуждаются в религиозном истолковании.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)