АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Внутренняя картина болезни

Читайте также:
  1. III.7. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ ХХ века И ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА
  2. III.I. ПОНЯТИЯ «КАРТИНА МИРА» И «ПАРАДИГМА». ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ И ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНЫ МИРА.
  3. PARAPLEGIA SPASTICA INFANTILIS FAMILIARIS. клиническая картина
  4. А какие болезни йога лечит?
  5. Абсолютно упругий и неупругий удар тел. Внутренняя энергия. Общефизический закон сохранения энергии
  6. АНАМНЕЗ БОЛЕЗНИ
  7. Билет №17. Внутренняя политика Ивана IV Грозного. Задачи, этапы, итоги.
  8. Билет №25. Внутренняя политика Александра I: от либерализма к реакции.
  9. Болезни зубов и дёсен.
  10. Болезни нарушения обмена веществ – ферментопатии. Фенилкетонурия, клиника, диагностика, лечение.
  11. Болезни нервной системы и органов чувств
  12. Болезни нервной системы.

Поскольку органы восприятия включают не только экстеро-, но и интеро-, и проприорецепторы, а также поскольку среди элементов картины мира, на кото­рую ориентируется субъект, имеется элемент «Я-сам», то не вызывает удивления, что человек в условиях болезни формирует свое собственное отношение к новым обстоятельствам жизни, к самому себе, формирует внутреннюю картину болезни.

О важности изучения субъективной стороны заболевания писал в 1944 г. Р.А. Лу-рия, работа которого была посвящена проблеме внутренней картины болезни


7 Восприятие и лечебно-диагностический процесс

------------------------------------------------------------------------------------------------ ► 347

и являлась развитием идей А. Гольдшейдера (1926) об «аутопластической картине заболевания». Р.А. Лурия писал, что значение жалоб, переживаний и изменений характера больного также важно для постановки диагноза, как и результаты объ­ективного исследования его болезни.

Внутренняя, или аутопластическая, картина болезни включает по крайней мере четыре уровня психического отражения болезни в психике заболевшего.

Первый уровень — чувственный, уровень ощущений.

Второй уровень — эмоциональный, связан с различными видами реагирования на отдельные симптомы, заболевание в целом и его последствия.

Третий уровень — интеллектуальный, связан с представлением, знанием боль­ного о своем заболевании, размышлениями о его причинах и возможных послед­ствиях.

Четвертый уровень — мотивационный, связан с определенным отношением больного к своему заболеванию, с изменением поведения и образа жизни в условиях болезни и актуализацией деятельности по возвращению и сохранению здоровья. Между этими компонентами возможны разные соотношения.

2. Адекватность восприятия — необходимая предпосылка профессиональной
деятельности врача

От Аристотеля, Декарта и Канта до наших дней не прекращается спор о точности познания человеком себя самого и окружающего мира.

В математике и физике относительно нетрудно прийти к общему критерию. Когда же речь идет о восприятии психического мира другого, трудно найти научный критерий точности.

Сознание врача, как и больного (впрочем, как и любого другого человека), неточно отражает реальность. То, как устроен человек позволяет природе посылать ему многочис­ленные сигналы, но сознание способно принять лишь некоторые из них, да и те зачастую в усеченном, пристрастном виде.

Первейшая задача — добиться точности осознания в процессе восприятия реаль­ности. Врач открывает истинную природу вещей, внутренний мир другого человека не только по результатам объективного обследования, но и через посредство своего «Я». Собственные же мысли, предубеждения и эмоции врача зачастую снижают объективность такого восприятия. Поэтому так важны внимание к собственной психической жизни, самопознание, саморегуляция, которые помогут врачу стать хорошим «зеркалом», верно отражающим реальность.

3. Лечебное воздействие за счет подбора объектов восприятия

Основы использования цвета, звука и осязания в лечении болезней были раз­работаны в глубокой древности в таких странах, как Египет, Индия, Китай и Персия, ^ти основы современные ученые начинают переоткрывать и утилизировать.

Лечение музыкой (функциональная музыка), цветом, терапевтическое воз­действие архитектуры, скульптуры — это не только экзотика из арсенала врачей прошлых столетий, но и методы, используемые современными врачами. В ли­тературе описано немало случаев, когда власть музыки, проявляясь стихийно, Дарила людям неожиданное облегчение страданий, а иногда становилась при­чиной трагедий.

Начало XX в. ознаменовалось новым ростом интереса к лечебному воздействию

узыки. Так, в своих работах В.М. Бехтерев достаточно подробно анализирует влия-

е музыки на физическое состояние организма. И во второй половине XX столетия


Тема VII. Восприятие • Леш

348 4

интерес к музыкотерапии не иссякает. Много приемов лечебного использования музыки приводит в своей книге «Музыкотерапия» (Лондон, 1966) английский врач Жюльетта Альвин, основавшая в 1958 г. в Англии Общество музыкальной терапии и лечебной музыки.

Функциональная музыка (музыкотерапия) — применение музыки в профи­лактике, лечении, повышении эффективности трудовой, учебной деятельности опирающееся на эмпирические наблюдения физиологов о воздействии музыки на различные системы организма. Сам термин связан с предложенным В.М. Бехтере­вым пониманием ее лечебного регулирующего влияния. В результате клинических наблюдений и специальных исследований установлено, что способность музыки непосредственно воздействовать на эмоциональный мир человека — изменять его настроение, снижать тревогу и напряженность — делает музыку важным средством профилактики, лечения (в комплексе с другими средствами) заболеваний. У ду­шевнобольных она повышает психический тонус, уменьшает раздражительность и агрессивность. Специально подобранная музыка положительно действует как седативное средство на маниакальных больных. Музыка дает результаты как «обез­боливающее» средство в акушерстве, стоматологии, при хирургических операциях. С одной стороны, она отвлекает больного от фиксирования на своих переживаниях и тем снижает болевые ощущения. С другой стороны, музыка снимает мышечное напряжение, способствует релаксации готовящихся к операции больных. Достиже­ние полной релаксации важно для успешного введения пациента в гипнотическое состояние, проведения аутогенной тренировки. Успешно применяется музыка при лечении заикания, благотворно действует на сердечно-сосудистых больных, от­влекая их от тревожных и мрачных мыслей. Хорошо подобранный ритм музыки снижает непроизвольные движения у больных хореей, особенно у детей. После перенесенного инсульта (при левостороннем кровоизлиянии) положительных результатов добиваются музыкотерапевты при лечении моторной афазии и вос­становлении речи с помощью пения. В целом ее эффективность значительно возрастает в комплексе с медикаментозными, физиотерапевтическими и другими медицинскими методами лечения. Благотворно воздействует музыка и на реаби­литацию больных.

Отмечается влияние музыки не только на пациента, но и на врача. В каждом из этих случаев воздействие музыки основано на двух особенностях психики: эмоциональной восприимчивости и непроизвольном подчинении заданному музыкой ритму. Это можно объяснить тем, что большинство физиологических, биофизических и биохимических процессов в организме человека протекает ритмично. Объединение трудовых действий с помощью музыки можно встретить у многих народов.

В отличие от шума музыкальный звук — это строго упорядоченные колебания какого-либо источника звука. Низкочастотный шум маскирует музыкальные звуки вплоть до полного их подавления. Особенно вреден разночастотный, нестационар­ный и интенсивный высокочастотный шум — визг, скрежет, свист. Он приводит к расстройству нервной регуляции желудочно-кишечного тракта, газообмена и эндо­кринной системы, провоцирует язвенную болезнь и гипертонию. Плохо действует на организм человека длительный и интенсивный ультразвук, диапазон которого располагается выше 15-20 кГц. Причем кратковременный инфразвук слабой и сред­ней силы — шум морского прибоя, ветра, водопада, быстрого ручья в каменистом ложе — действует благотворно, успокаивая нервную систему. Неблагоприятно дей­ствует на психику человека инфразвук — звуки ниже 20 Гц. Инфразвуки большой


7 Восприятие и лечебно-диагностический процесс

------------------------------------------------------------------------------------------------ ► 349

силы ощущаются ухом как давление, которое может перейти в ощущение боли. Они вызывают тревогу, безотчетный страх, головную боль и тошноту. Поскольку инфразвуки слабо затухают в окружающей среде, они могут распространяться на большие расстояния.

Однако полная тишина также неблагоприятна для нормального самочувствия — она вызывает сонливость, галлюцинации. Для нормальной работоспособности и возбудимости органов чувств необходим определенный звуковой или шумовой фон силой 30-40 дБ. Функциональная музыка должна восприниматься как звучащий фон на периферии сознания, быть приятной, приносить удовольствие и вызывать состоя­ние легкого возбуждения. Слишком громкая, назойливо ритмичная или скучная и однообразная музыка быстро надоедает и вызывает раздражение.

Не всякое музыкальное произведение может оказывать психотерапевтическое воздействие (например, тяжелый рок). Следует учитывать восприимчивость (не­восприимчивость) клиентов к музыке вообще и к отдельным ее жанрам и произ­ведениям, в частности.

Основы цветотерапии также были разработаны в глубокой древности. Гармо­ния, жизнь и цвет переплетены. Цвет, по мнению многих специалистов, обладает целительной силой — удлиняет жизнь, может устранить дисбаланс в жизни — или же разрушать ее.

В основе камнетерапии лежит теория, что драгоценные камни чисты в цвете. Цвет в Египте был взаимосвязан с парфюмерией. Много советов по цветотерапии можно найти в книге А. Бейбу-Брук и Р.Б. Эмбера «Колортерапия».

Библиотерапия — лечение словом. Библиотерапия (от лат. biblio — книга и греч. therapia — лечение, уход за больщлм) — метод психотерапии, использующий худо­жественную литературу как одну из форм лечения словом. Использование чтения книг с лечебной целью началось в России еще в XIX в. (Дядьковский И.Е., 1836), но термин вошел в употребление в 20-е гг. XX в. в США. По определению, принятому Ассоциацией больничных библиотек США, библиотерапия — это «использование специально подобранного для чтения материала как терапевтического средства в общей медицине и психиатрии в целях решения личных проблем с помощью на­правленного чтения».

Выделяют три основные задачи библиотерапии (Карпова Н.Л., 2007): 1) би-блиоведческая; библиотека для больных должна играть роль фактора, отвлекаю­щего от мыслей о болезни, помогающего переносить физические страдания (цель Руководства чтением конкретного читателя или однородных читательских групп не ставится); 2) психотерапевтическая; библиотерапия является компонентом психоте­рапевтического лечения больных неврозами и некоторой части психически больных (проводится врачом-психоневрологом или психиатром без участия библиотекаря); 3) вспомогательная, а в ряде случаев и равноправная часть лечебного процесса при неврозах и соматических заболеваниях (требует участия врача-психотерапевта и специально обученного библиотекаря).

В нашей стране библиотерапия развивалась с 60-х гг. XX в. (И.З. Вельвовский, А.М. Миллер).

Термины

Л°солютный порог ощущений — минимальная величина раздражителя любой МоДальности (светового, звукового и др.), способного вызвать едва заметное ощущение.


Тема VII. ВосприятиеЛекция

350 4------------------------------------------------------------------------ Щ

Апперцепция — восприятие вместе с суждением о нем. Отражает зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятель­ности человека и его индивидуальных особенностей.

Внимание — состояние психологической концентрации, сосредоточенности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т.д.). Изучается произ­вольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности.

Восприятие — целостное отражение в сознании предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Используется в двух значениях:

- как субъективный образ предмета, явления или процесса;

- как процесс формирования этого образа.

Иллюзии — искаженное отражение реальности, носящее устойчивый характер и связанное с неверной интерпретацией сенсорных сигналов от объектов окру­жающего мира.

Интроверсия — обращенность сознания человека к самому себе, поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг.

Образ — обобщенная картина мира, складывающаяся в результате переработки информации о нем, поступающей через органы чувств.

Объективация — процесс и результат локализации образов восприятия во внешнем мире — там, где располагается источник воспринимаемой информа­ции.

Осмысленность восприятия — свойство человеческого восприятия приписывать воспринимаемому объекту или явлению определенный смысл: обозначать его словом, относить к определенной языковой категории.

Перцептивная бдительность — феномен, противоположный перцептивной за­щите; возникает при воздействии специфических стимулов, восприятие которьгх облегчается снижением порога перцепции.

Перцептивная защита — подавление сознанием сигналов, которые оценены как угрожающие или неприемлемые.

Предметность восприятия — свойство восприятия представлять мир не в виде отдельных ощущений, а в форме целостных образов, относящихся к восприни­маемым предметам.

Рассеянность — неспособность внимания сконцентрироваться на объекте.

Рефлексия — способность сознания человека сосредоточиться на самом себе.

Сенсорный — связанный с работой органов чувств.


7 Восприятие и лечебно-диагностический процесс

-► 351

Сенсорная изоляция — экспериментальная ситуация, в которой организм лиша­ется большинства внешних стимулов.

Синестезия — способность раздражителя, адресованного природой приспосо­бленному для его восприятия органу чувств, одновременно вызывать необычное ощущение в другом органе чувств (при восприятии музыки могут возникнуть зрительные ощущения).

Субсенсорное восприятие — бессознательное восприятие и переработка чело­веком сигналов, поступающих в мозг через органы чувств и недостигающих пороговой величины.

Узнавание — отнесение воспринимаемого объекта к категории уже известных.

Фон — менее структурированная область перцептивного поля, на которой в про­цессе восприятия выделяется та или иная фигура.

Целостность восприятия — сенсорная, мысленная достройка совокупности некоторых воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа.

Экстрасенсорное восприятие — восприятие событий без участия общеизвест­ных органов чувств. Парапсихологи объясняют этот феномен аномальностью восприятия или рассматривают как явление, механизмы которого пока неиз­вестны.

Литература

1. 2. 3. 4. 5. 6.

Андерсон Д.Р. Когнитивная психология. — М.: Питер, 2002. Барабанщиков В.А. Психология восприятия: организация и развитие перцептив­ного процесса. — М.: Когито-центр; Высшая психологическая школа, 2006. Бейби-Брук А., Эмбер Р.Б. — Колортерапия. — Нью-Йорк, 1979.. Величковский Б.М. Когнитивная наука: основы психологии познания. — М.: Смысл; Академия, 2006.

Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. — М.: Просвещение, 1986. Годфруа Ж. Что такое психология. — М.: Мир, 1992.

7. Джемс У. Психология. — М.: Педагогика, 1991.

8. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии. — Владимир, 1972.

9. Канеман Д. Внимание и усилие. — М.: Смысл, 2006.

10. Клиническая психология. Словарь / Под ред. Н.Д. Твороговой // Психологиче­ский лексикон. Энциклопедический словарь в 6 т. / Под общ. ред. А.В. Петров­ского. — М.: ПЕР СЭ, 2006.

П. Лисицин Е.П., Жиляева Ю.П. Искусство и здоровье. — М., 1974.

12. ЛурияА.Р. Ощущения и восприятия. — М.: МГУ, 1975.

13. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. — М.: Наука, 1974.

14. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. — М.: МГУ, 1987.

15. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1986.

16- Общая психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в 6 т. / Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005.


Тема VII. ВосприятиеЛекция
352 4 ------------------------------------------------------------------------ Ц

17. Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. —М.: ЧеРо, 2001.

18. Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Люби­мова, М.Б. Михалевской. — М.: ЧеРо, 1999.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.019 сек.)