|
|||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Избирательность
Проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими Схема 7. Определение и свойства восприятия шли v 11. DUinpuxmut: • лекция 332 4 ------------------------------------------------------------------------------------------------- Свойства восприятия как субъективного образа мира: 1) предметность: выражается в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира (и из мира внутреннего), к этому миру; 2) структурность: восприятие — не просто сумма ощущений, а абстрагированная от этих ощущений обобщенная структура; 3) подвижность и управляемость (осмысленность): образ может трансформироваться, меняться в зависимости от поставленной задачи; 4) целостность: восприятие — всегда целостный образ предмета; 5) константность и правильность (ортоскопичность): восприятие окружающих предметов как относительно постоянных по форме, цвету, величине и т.д.; 6) избирательность — преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими. Индивидуальные различия восприятий Восприятия характеризуются как общими закономерностями, так и индивидуальными особенностями. Воспринимает конкретный человек, поэтому индивидуальные особенности восприятия зависят от психологического склада личности, что зафиксировано в таком понятии, как апперцепция.
Апперцепция — зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей. Термин предложен немецким философом Г. Лейбницем. Различают устойчивую апперцепцию — зависимость восприятия от сложившихся особенностей личности (мировоззрения, убеждений, образованности и т.п.) и временную апперцепцию, в которой сказываются ситуативно возникающие психические состояния (эмоции, установки и др.). Индивидуальные особенности зависят от строения и функционирования органов чувств, которые определяют остроту зрения, чуткость слуха, тонкость обоняния, вкуса, осязания. Индивидуальный характер восприятий проявляется в их динамике, точности, глубине, степени обобщенности, в особенностях эмоциональной окраски. Выделяют следующие основные типы восприятия: синтетический, аналитический, аналитико-синтетический, эмоциональный. У людей синтетического типа имеется склонность к обобщенному отражению явлений и к определению основного смысла происходящего. Они не придают значения деталям и не любят вдаваться в них. г Классификация восприятий L ------ —----------------------------------------------------------------- ► 333 Люди аналитического типа характеризуются стремлением выделить и проанализировать прежде всего детали, частности и нередко затрудняются в выделении общего смысла явлений. У людей аналитико-синтетического типа в равной степени обнаруживается как стремление к восприятию общего смысла явления, так и фактическому его подтверждению, восприятию частностей. К эмоциональному типу принадлежат люди, восприятия которых путаны, неорганизованны. Предметное отражение окружающей действительности они подменяют излишним вниманием к своим переживаниям относительно этой действительности. 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ВОСПРИЯТИЙ В основе классификации восприятий, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестетические, обонятельные и вкусовые восприятия. Обычно процесс восприятия осуществляется рядом взаимодействующих между собой анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятий. Поскольку воспринимающие информацию органы относятся к группам интеро-, проприо- и экстерорецепторов, то восприятия можно подразделить на внутренние и внешние. Основой другого типа классификации восприятий являются формы существования материи: пространство, время, движение. В соответствии с этим выделяют восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения. Элементы картины мира, конструируемой субъектом восприятия Образ мира — целостная, многоуровневая система представлений человека о мире, себе и о своей деятельности. В этом понятии воплощена идея целостности и преемственности в зарождении, развитии и функционировании познавательной сферы личности. Образ мира — многоуровневый. На уровне своих поверхностных структур он дан в чувственных модальностях, а на уровне ядерных структур (значения и смыслы) образ мира имеет принципиально амодальный характер. Близкое к нему понятие — картина мира. Тема VII. Восприятие • Лекция 334 < ----------------------------------------------------------------------------------------------- Элементы субъективной картины мира — среда, движение, социальные явления, «Я-сам», другие, группа, время. Рассмотрим некоторые из этих элементов. 1. Среда. Восприятие природного пространства включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся. Мир в словаре имеющихся перцептивных моделей разлагает действительность на структуры, соответствующие этим моделям. 2. Движение. Основную роль в восприятии движения играют зрительные и кинестетические анализаторы. Параметрами движения объекта являются скорость, ускорение и направление. Человек получает сведения о перемещении объекта в пространстве двумя способами: непосредственно воспринимая акт перемещения и на основе умозаключения о движении объекта. Различают движения действительные и кажущиеся (их ощущает человек утомленный или в состоянии опьянения). 3. Социальные явления. При восприятии социальных явлений, объектов в соответствии с теорией социальных представлений человек сводит неизвестное к обычному или известному, подтягивает новую информацию к имени («персонализация») или к формуле (механизм «фигурации»), 4. Время, образ времени. Восприятие времени — это отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. В восприятии времени участвуют различные анализаторы, однако наиболее точную дифференцировку промежутков времени дают кинестетические и слуховые ощущения. Особую роль играет кинестетический анализатор в восприятии ритма (пор, ритмом с психологической точки зрения понимают восприятие серии объектов как серии группы стимулов). Восприятие ритма обычно сопровождается двигательным аккомпанементом. И.М. Сеченов назвал слух измерителем времени. Субъективное время личности определяется характером переживаний. Время, заполненное интересной, глубоко мотивированной деятельностью, кажется короче, чем время, проведенное в бездействии. Восприятие времени изменяется и в зависимости от эмоционального состояния. Положительные эмоции создают иллюзию быстрого течения времени, отрицательные субъективно несколько растягивают временные промежутки. При конструировании картины социального мира субъективное время личности соотносится с социальным временем, с эпохой. Человек интерпретирует себя, соотнося с тем или иным исторически^ интервалом. При этом время выступает как компонент социальной реальности. 4. Восприятие как действие * 335 4. ВОСПРИЯТИЕ КАК ДЕЙСТВИЕ Восприятие — это не только субъективный образ, но и процесс формирования этого образа, система перцептивных действий, направленных на обследование воспринимаемого объекта и на создание его копии, его подобия. В акте восприятия проявляется связь сенсорных, мыслительных и двигательных компонентов. Перцептивные действия — структурные единицы процесса восприятия человека. Обеспечивают сознательное выделение того или иного аспекта чувственно заданной ситуации, а также преобразование сенсорной информации, приводящее к построению образа, адекватного предметному миру и задачам деятельности. Восприятие, включая систему перцептивных действий, требует овладения ими, специального обучения и практики. Человек не может воспринимать прежде, чем научится воспринимать. Наблюдение — преднамеренное произвольное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. В наблюдении восприятие выступает как самостоятельная целенаправленная деятельность, отдельная перцептивная деятельность субъекта. Наблюдение активизируется потребностью в нем, его^успех зависит от: а) четко сформулированной цели, поставленной задачи; б) подбора программы наблюдения; в) предварительной подготовки, прошлого опыта; г) эмоционального состояния; д) мышления наблюдателя. Наблюдение характеризуется преднамеренностью, планомерностью, активностью, систематичностью, осознанным отношением, заранее подготовленной направленностью внимания. Роль предшествующего опыта Ребенок с самого рождения имеет относительно запрограммированный мозг и уже достаточно развитые для восприятия предметного мира органы чувств. Однако процессы восприятия должны каким-то образом упорядочиваться. Мозг сортирует по категориям колоссальное количество раздражителей; способ классификации воспринятого тесно связан с индивиду-адьным жизненным опытом каждого. Все виды восприятия — результат Рактики и опыта, благодаря которым мозг способен структурировать и рганизовывать элементы внешнего мира, придавая им точное значение, "анний сенсорный опыт ребенка играет решающую роль в разви-и восприятия: без него могут атрофироваться клетки в сенсорных темах, что отмечалось у слепых от рождения после того, как им вос-Танавливали зрение. Тема VII. Восприятие ♦ Лекция 336 i ------------------------------------------------------------------------------------------------- Восприятие социальной информации (внимание к социальной информации, кодирование ее) зависит от социальных установок и системы ценностей субъекта восприятия, сформированных в предшествующем социальном опыте. Таким образом, восприятие зависит не только от раздражителя, но и от самого воспринимающего субъекта. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от его опыта, особенностей личности называется апперцепцией. От стимуляции к восприятию Энергия (тепловая, химическая, механическая, электрическая, электромагнитная) от какого-либо элемента внешней среды должна быть достаточной, чтобы стать стимулом, т.е. возбудить какой-либо из рецепторов человека. Только в этом случае может начаться процесс восприятия. Первичный анализ стимула осуществляют рецепторные клетки. Если стимул сигнализирует об угрозе повреждения организма, то сразу же вызывает рефлекторную реакцию. Сигнал продолжает свой путь по спинному мозгу, затем по двум путям: один к коре головного мозга через таламус, другой — через фильтр ретикулярной формации, которая поддерживает бодрствующее состояние коры и решает, значима ли информация, передаваемая по прямому пути в мозг. Если информация важная, то начнется сложный процесс восприятия. Меняется активность многих тысяч нейронов коры, которые будут структурировать и организовывать сигнал, чтобы придать ему смысл. Внимание коры мозга повлечет серию движений глаз, головы, туловища. Поступающие новые сведения будут связываться с подобными событиями, хранящимися в памяти. Воспринятое или узнается, или приводит к осознанию нового аспекта реальности. Когда сенсорные сигналы новы и неполны, мозг действует путем выдвижения гипотез. Избирательность восприятия Чем больше в объекте новизны, чем он сложнее (структурно организованнее) и интереснее, чем сильнее стимул и чем чаще он повторяется, тем легче он может привлечь к себе внимание. Однако важную роль в привлечении внимания играют и потребности, интересы, ожидания субъекта восприятия. Мозг создает образ реальности, которая связана с интересами и нуждами индивидуума. Бергсон (1907) сравнивал человеческий мозг 5. Перцептивная защита > 337 с фильтром, благодаря которому человек проявляет избирательное внимание и пропускает на уровень сознания только ту информацию, которая необходима для его выживания в предметном и социальном мире. С другой стороны, мозг испытывал бы слишком большую информационную перегрузку, если бы он не смог осуществить выбор среди слишком большого количества сигналов, привлекающих его внимание. Этого удается избежать благодаря сенсорной адаптации на уровне рецепторов (уменьшение чувствительности к повторяющимся или длительно воздействующим стимулам) и привыканию на уровне ретикулярной формации (ретикулярная формация блокирует передачу ставших привычными сигналов, чтобы они не загромождали сознание). Так, горожане на улице уже не чувствуют запаха выхлопных газов и не слышат автомобильных сигналов. В головном мозге действует фильтр, который лимитирует способность улавливать различные сигналы. Прежде чем поступить в мозг, сигнал должен превысить физиологический порог на уровне рецепторов, а затем — порог восприятия (или порог осознанного узнавания), который контролируется ретикулярной формацией. Между этими двумя порогами, видимо, существует подпороговая зона, где сигналы обрабатываются без участия сознания. Подпороговое восприятие информации может вызывать реакции на уровне организма без сознательной оценки соответствующих сигналов. Физиологический порог предопределен генетически и может изменяться только в зависимости от возраста или других физиологических факторов. Порог восприятия гораздо менее стабилен и зависит от уровня бодрствования мозга, от внимания мозга к сигналу, который преодолел физиологический порог. Гипотеза о бессознательной обработке сигналов из подпороговой зоны позволяет объяснить многие спорные явления: подпороговое восприятие, перцептивную защиту, внечувственное (экстрасенсорное восприятие) и др. 5. ПЕРЦЕПТИВНАЯ ЗАЩИТА Порог восприятия тесно связан с уровнем активации мозга. У бодрствующего и внимательного человека он может быть понижен, чтобы облегчить 0ступление и расшифровку информации. Порог может быть повышен, апРимер, во время засыпания или при некоторых других состояниях со-ания, когда поток информации фильтруется и восприятие ослаблено. Тема VII. Восприятие • Лекция 338 <------------------------------ —------------------------------------------------------------- Мозг даже у полностью бодрствующего человека способен в определенную минуту изменить порог восприятия в зависимости от важности поступающей информации. Если поступает сообщение, эмоциональный заряд которого трудно переносим, то порог восприятия повышается (Мс. Ginnies, 1949). Так чтобы узнать обычное короткое слово, в среднем достаточно десятой доли секунды, но для слова-табу это время удваивается или утраивается, а полиграф регистрирует у испытуемого наличие ярко выраженной эмоциональной реакции (работа механизма перцептивной защиты). Однако есть факты, подтверждающие, что именно некоторые табуи-рованные слова испытуемые узнают раньше. То есть, можно говорить и о механизме перцептивной бдительности. В настоящее время имеются только гипотезы, объясняющие наличие таких механизмов. Так по мнению 3. Фрейда, на уровне сознания действует некая цензура, мешающая определенным социально неприемлемым образам или желаниям пересечь порог восприятия. Возможно, эта цензура осуществляется в правом полушарии, которое эмоционально более глубоко реагирует на раздражитель, проникает в его смысл быстрее, чем рациональное левое полушарие, и не позволяет последнему продолжать декодировать слова. На уровне же рецепторов информация сохраняется очень недолго (1/4 секунды), пока не будет решено на высшем когнитивном уровне (где может действовать цензура), переводить их отсюда в кратковременную память или нет. По мнению Диксона (Dixon, 1971), все сигналы, не допущенные в сознание механизмами цензуры, очевидно, обрабатываются какой-то более примитивной системой на подсознательном уровне и проявляются в сновидениях, интуиции и др. Подпороговое восприятие Сигналы, интенсивность которых недостаточна для проникновения в сферу сознания, воспринимаются и обрабатываются в подпороговой зоне, минуя всякий корковый контроль. Так неоднократно показанный при просмотре кинофильма кадр продолжительностью менее 1/24 секунды, восхваляющий какой-то товар, вызывает у публики желание его приобрести, хотя наличие просмотренного ими кадра не осознается. В рекламе нередко используются скрытые звуковые и зрительные подпороговые сообщения сексуального или угрожающего характера (в некоторых странах и с 1995 г. в России их использование законодательно запрещено). ------------------------------------------------- ► 339 Подпороговое восприятие позволяет организму отвечать на поступающие сигналы иначе (благодаря другим механизмам), чем если бы они были приняты и оценены сознанием. Экстрасенсорное восприятие Некоторые ученые отмечают сходство между подпороговым восприятием и экстрасенсорным: там и там речь идет о восприятии сигналов, которые слишком слабы, чтобы дойти до уровня сознания, но все же способны оставить след, который может быть воспринят некоторыми людьми в определенное время и в определенном состоянии.
Высокая интенсивность
Нулевая интенсивность раздражителя Схема 8. Схема гипотезы о подпороговом восприятии К экстрасенсорному восприятию относят: ясновидение (способность видеть недоступное видению на расстоянии), телепатию (получение информации о человеке, который находится далеко; передача мыслей), предвидение (способность угадывать будущее). По мнению одних ученых, речь идет не о каких-то уникальных способностях, а об особом развитии обычных возможностей, скрытых в Ка*дом человеке (Экклс, 1976). Прежде всего страх мешает проявлять 340 4 Тема VII. Восприятие • Лекция
и развивать в себе эти возможности. Однако есть и другая группа ученых, которые рассматривают эти способности как аномалию. Пограничная зона психологии, изучающая такие псифеномены, возникла в начале 1930-х гг. (Л. Васильев в СССР и Дж. Раин в США), хотя в научных кругах их работы начали открыто обсуждаться только в последние десятилетия и лишь недавно они стали упоминаться в американских учебниках по психологии. Парапсихологическая ассоциация, исследовавшая «аномальные» явления, в 1969 г. была принята в Американскую ассоциацию научного прогресса. Эта область, недавно признанная научной дисциплиной, в Германии и США называется парапсихологией, во Франции — мета-психикой, в СССР, России — биоинформатикой. Новое общее название — псилогия. Все же нерешенных проблем в этой области больше, чем решенных. Основная трудность состоит в том, что даже при получении положительного результата его не всегда удается воспроизвести, что необходимо для факта, претендующего быть научным. В связи с этим псилогия в большей мере, чем все другие области психологии, должна быть бдительной, чтобы отличать истинные факты от обмана. Иллюзии
Иллюзии восприятия — неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств. Иллюзия — это ложное восприятие. Причем и при нормальном восприятии, и при иллюзии сами процессы тождественны. Во всякой иллюзии ложно не непосредственное впечатление, а то суждение, которое человек составляет о нем. Как показал немецкий ученый Г. Гельмгольц, иллюзорные эффекты являются результатом работы в необычных условиях тех же механизмов восприятия, которые в нормальных условиях обеспечивают его константность. Трансформация образов объективной действительности происходит и под влиянием целостных образований личности: установок, смысловых образований, «картины мира». Обманы чувств — это, скорее, обманы интеллекта, ложно истолковывающего данные чувства. Например, зрительное впечатление может вызвать мысль о наличии объекта осязания, которого на самом деле не оказывается. Пропал у одного человека топор. Подумал он на сына своего соседа и стал к нему приглядываться: ходит — как укравший топор, глядит — как укравший топор, говорит — как укравший топор; словом, каждый жест, каждое движение выдавали в нем вора. Но вскоре тот человек стал вскапывать землю в долине и нашел свой топор. На другой же день снова посмотрел на сына своего соседа: ни жестом, ни движением не походил он на вора. Тема VII. Восприятие ♦ Лекция 6 Внимание > 343
Иллюзии первого типа. Пример Аристотеля: скрестите два пальца и начните катать между ними горошинку. Она покажется двойной. Это группа постоянных иллюзий, которым подвержены все люди и от которых можно избавиться только путем долгого опыта. Иллюзии второго типа. Это иллюзии, при которых человек воспринимает ложный объект потому, что его ум занят всецело этим объектом в момент восприятия. Всякое ощущение, хоть сколько-нибудь с этим объектом связанное, порождает цепь ожидаемых образов и порождает убеждение, что ожидаемый объект действительно присутствует. Таковы иллюзии при ожидании врагов, в страхе перед мертвецами и др. Пример: голодный человек, пробегая мимо вывески, вместо «обувь» читает «обеды». Корректорские иллюзии. Пример: вообразив, что вентилятор выключен, человек начинает жаловаться на духоту. Когда оказывается, что на самом деле он работает, впечатление духоты пропадает. Иллюзии и галлюцинации. Корректорские иллюзии почти могут быть названы галлюцинациями. Различие между ними усматривают в том, что иллюзия порождается некоторым внешним объектом. При галлюцинации всякий объективный стимул отсутствует. Однако это не всегда так. Поэтому некоторые ученые рассматривают галлюцинацию как крайнее проявление процесса восприятия, когда вторичная мозговая реакция ненормально перевешивает периферический стимул. Галлюцинации, как правило, появляются внезапно и не зависят от волевой регуляции, желания. Галлюцинация есть ощущение столь же живое и столь же реальное, как и восприятие реального объекта. Статистические сведения, собранные Гэрнеем, свидетельствуют, что примерно из каждых десяти здоровых людей хотя бы один имел раз в жизни яркую галлюцинацию. Значительно чаще галлюцинации бывают при горячечном бреде, могут вызываться опиумом, гашишем, белладонной и т.д., а также словесным внушением у лиц, подверженных гипнозу. Изучение галлюцинаций включено в учебную дисциплину «Психиатрия». 6. ВНИМАНИЕ В соответствии с принципом ограниченности сознания только небольшая часть поступающей к человеку информации переходит в его сознательный опыт. Эту особенность сознания связывают и с вниманием. Внимание своего содержания не имеет, оно является динамической стороной всех познавательных процессов. Внимание — сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т.д.). Сосредоточенность (концентрация) внимания на одних объектах предполагает отвлечение от всего постороннего. Воспринимаемое становится более ясным и отчетливым. Избирательность внимания как следствие произвольного или непроизвольного выбора проявляется в выделении объектов, соответствующих потребностям субъекта, целям и задачам его деятельности. В зависимости от объекта сосредоточения (воспринимаемые объекты, мысли, движения и др.) выделяют следующие формы внимания: сенсорное (перцептивное), интеллектуальное, моторное (двигательное). По характеру происхождения и по способам осуществления выделяют три вида (уровня) внимания: 1) непроизвольное (возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений и целей человека); является генетически исходным; физиологическим проявлением его служит ориентировочная реакция; 2) произвольное (развивается на основе непроизвольного); о произвольном внимании говорят в случае, если деятельность осуществляется в русле сознательных намерений субъекта и требует с его стороны волевых усилий; 3) послепроизвольное внимание. Если в целенаправленной деятельности для личности интересными и значимыми становятся содержание и сам процесс деятельности, а не только ее результат, как при произвольном сосредоточении, то говорят о послепро-извольном внимании. Оно проявляется вслед за произвольным вниманием. Свойства внимания К числу характеристик внимания, определяемых путем экспериментальных исследований, относятся избирательность, сосредоточенность, устойчивость, объем, возможность распределения и пере-ключаемость. 1- Устойчивость — характеризуется длительностью и степенью онцентрации внимания. Зависит от особенностей объектов сосредоточения (изменчивость, подвижность, сложность) и активности личности.
Тема VII. Восприятие • Лекция Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.026 сек.) |